Транспортное средство

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, преимущественно, в качестве малогабаритного трактора. Транспортное средство содержит дополнительную цепную передачу с ведущим зубчатым колесом, и два ведомых зубчатых колеса переднего и заднего хода, расположенных по разные стороны охватывающей их приводной цепи. Ведущее зубчатое колесо цепной передачи закреплено на валу двигателя. Каждая ветвь трансмиссии включает две ременные передачи, соответственно, переднего и заднего хода, ведомые шкиви которых закреплены на одном валу совместно с ведущим звеном бортовой передачи привода колес, а ведущие шкивы закреплены на валах соответствующих ведомых зубчатых колес переднего и заднего хода цепной передачи. Рычаг управления с натяжным роликом установлен с возможностью поочередного взаимодействия со сбегающими ветвями приводных ремней ременных передач переднего и заднего хода и имеет промежуточное нейтральное положение. Технический результат – повышение эксплуатационных качеств транспортного средства при упрощении конструкции. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в качестве малогабаритного трактора.

Из уровня техники известно транспортное средство, содержащее несущую раму, двигатель, трансмиссию с двумя независимыми рычагами управления приводами колес правого и левого бортов (SU 1087402 А, B 62 D 11/02, 1984; SU 1501917 А, B 62 D 11/00, 1987; SU 17468575 A3, B 62 D 11/00, 1992). Основным недостатком известных устройств является многоэлементность и сложность конструктивного выполнения трансмиссии.

Наиболее близким к изобретению является транспортное средство, содержащее несущую раму, опирающуюся на побортно расположенные колеса, двигатель, трансмиссию, выполненную в виде ременной передачи, с двумя независимыми ветвями, каждая из которых связывает двигатель с соответствующим звеном бортовой передачи привода колес и снабжена рычагом управления с натяжным роликом, взаимодействующим со сбегающей ветвью приводного ремня (RU 2025369 С1, B 62 D 11/00, 1994). Данное решение характеризуется относительной простотой и надежностью, однако наличие коробки передач, необходимой для движения задним ходом, усложняет трансмиссию и снижает удобство в управлении.

Изобретение направлено на повышение эксплуатационных качеств транспортного средства при упрощении конструкции.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в транспортном средстве, содержащем несущую раму, опирающуюся на побортно расположенные колеса, двигатель, трансмиссию с двумя выполненными в виде ременной передачи независимыми ветвями, каждая из которых связывает двигатель с соответствующим ведущим звеном бортовой передачи привода колес и снабжена рычагом управления с натяжным роликом, взаимодействующим со сбегающей ветвью приводного ремня, согласно изобретению, трансмиссия содержит дополнительную цепную передачу с ведущим зубчатым колесом, закрепленным на валу двигателя, и двумя ведомыми зубчатыми колесами переднего и заднего хода, расположенными по разные стороны охватывающей их приводной цепи, при этом каждая ветвь трансмиссии включает две ременные передачи, соответственно, переднего и заднего хода, ведомые шкивы которых закреплены на одном валу совместно с ведущим звеном бортовой передачи привода колес, а ведущие шкивы закреплены на валах соответствующих ведомых зубчатых колес переднего и заднего хода цепной передачи, причем рычаг управления с натяжным роликом установлен с возможностью поочередного взаимодействия со сбегающими ветвями приводных ремней ременных передач переднего и заднего хода и имеет промежуточное нейтральное положение.

Возможно выполнение бортовых передач привода колес в виде цепной или ременной передачи с ведущим звеном на заднем колесе.

Наличие цепной передачи с двумя вращающимися в противоположные стороны ведомыми зубчатыми колесами, кинематически связанными с двумя клиноременными передачами переднего и заднего хода каждого борта, обеспечивает возможность движения транспортного средства, в любом направлении, при этом повышается маневренность и удобство управления, упрощается конструкция трансмиссии в силу отсутствия коробки передач, что обуславливает повышение эксплуатационных качеств транспортного средства в целом.

На Фиг.1 представлен общий вид транспортного средства; на Фиг.2 - кинематическая схема трансмиссии.

Транспортное средство содержит несущую раму 1, опирающуюся на побортно расположенные передние и задние колеса 2 и 3, двигатель 4, кинематически связанный цепной передачей 5 с двумя независимыми ветвями трансмиссии бортовых передач привода колес правого и левого бортов. Цепная передача 5 включает ведущее зубчатое колесо-звездочку 6, закрепленное на валу двигателя 4, и два ведомых зубчатых колеса-звездочки 7 и 8, соответственно, переднего и заднего хода, которые расположены по разные стороны (на внутренней и наружной поверхностях) охватывающей их приводной цепи цепной передачи 5.

Каждая бортовая ветвь трансмиссии привода колес содержит две клиноременные передачи 9 и 10 соответственно переднего и заднего хода, ведомые шкивы 11 и 12 которых закреплены на одном валу совместно с ведущим звеном 13 бортовой передачи 14 (цепной или клиноременной) привода колес, размещенных на заднем колесе 3, а ведущие шкивы 15 и 16 закреплены на валах соответствующих ведомых зубчатых колес 7 и 8 переднего и заднего хода цепной передачи 5, и рычаг 17 управления с натяжным роликом 18, выполненным двухручьевым, который установлен с возможностью поочередного взаимодействия со сбегающими ветвями приводных ремней ременных передач 9 и 10 переднего и заднего хода и имеет промежуточное нейтральное положение.

Транспортное средство работает следующим образом.

При работающем двигателе вращение от ведущего зубчатого колеса 6 посредством цепной передачи 5 передается на ведомые зубчатые колеса 7 и 8 и, соответственно, на ведущие шкивы 15 и 16 клиноременных передач 9 и 10 переднего и заднего хода ветвей трансмиссии левого и правого бортов, которые вращаются в противоположные направления.

В нейтральном положении “I” рычагов 17 управления обеих ветвей трансмиссии натяжной ролик 18 занимает промежуточное положение между провисающими сбегающими ветвями приводных ремней клиноременных передач 9 и 10, которые свободно проскальзывают и не передают крутящий момент на ведущее звено 13 бортовой передачи 14 привода колес, что обеспечивает режим торможения или стоянки.

При одновременном переводе рычагов 17 управление обеих ветвей трансмиссии в положение “II” натяжной ролик 18 натягивает приводной ремень клиноременной передачи 9 переднего хода, который передает крутящий момент от ведущего шкива 15, вращающегося, например, по часовой стрелке ведомому шкиву 11 и заднему колесу 3 и соответственно через ведущее звено 13 бортовой передачу 14 - переднему колесу 2 каждого борта, что обеспечивает режим движения “вперед”.

При одновременном переводе рычагов 17 управления обеих ветвей трансмиссии в положении “III” натяжной ролик 18 натягивает приводной ремень клиноременной передачи 10 заднего хода, который передает крутящий момент от ведущего шкива 16, вращающегося, например, против часовой стрелки, ведомому шкиву 12 и заднему колесу 3 каждого борта, и, соответственно, через ведущее звено 13 бортовой передачи 14 - переднему колесу 2, которые начинают вращаться в обратном направлении, что обеспечивает режим движения “задний ход”.

При различном положении рычагов 17 управления бортовыми ветвями трансмиссии “I-II”; “I-III”; “III-II”; “III-I”; происходит поворот (разворот) транспортного сродства.

Формула изобретения

1. Транспортное средство, содержащее несущую раму, опирающуюся на побортно расположенные колеса, двигатель, трансмиссию с двумя выполненными в виде ременной передачи независимыми ветвями, каждая из которых связывает двигатель с соответствующим ведущим звеном бортовой передачи привода колес и снабжена рычагом управления с натяжным роликом, взаимодействующим со сбегающей ветвью приводного ремня, отличающееся тем, что трансмиссия содержит дополнительную цепную передачу с ведущим зубчатым колесом, закрепленным на валу двигателя, и двумя ведомыми зубчатыми колесами переднего и заднего хода, расположенными по разные стороны охватывающей их приводной цепи, при этом каждая ветвь трансмиссии включает две ременные передачи соответственно переднего и заднего хода, ведомые шкивы которых закреплены на одном валу совместно с ведущим звеном бортовой передачи привода колес, а ведущие шкивы закреплены на валах соответствующих ведомых зубчатых колес переднего и заднего хода цепной передачи, причем рычаг управления с натяжным роликом установлен с возможностью поочередного взаимодействия со сбегающими ветвями приводных ремней ременных передач переднего и заднего хода и имеет промежуточное нейтральное положение.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что бортовые передачи привода колес выполнены в виде цепной или ременной передачи с ведущим звеном на заднем колесе.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трансмиссиям и ходовым системам транспортных средств малой механизации

Изобретение относится к транспортной технике, в частности, к механизмам поворота транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системам управления механизмом поворота гусеничных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к самоходным транспортным средствам на колесном и гусеничном ходу, в составе трансмиссии которых содержится гидрообъемная передача механизма поворота

Изобретение относится к устройствам для управления транспортными средствами с помощью дифференциального привода движителей, расположенных на противоположных сторонах транспортного средства, использующим гидравлический привод

Изобретение относится к лесозаготовительному оборудованию и, в частности, к лесозаготовительным машинам

Изобретение относится к системе рулевого управления для гусеничного транспортного средства

Изобретение относится к дорожно-строительным машинам, а также может быть использовано в тракторах, кранах, самоходных шасси

Изобретение относится к горному машиностроению

Изобретение относится к тормозам поворота гусеничных машин

Изобретение относится к системам и способам управления гусеничными траншейными экскаваторами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве привода ведущих колес транспортного средства или механизма управления поворотом
Изобретение относится к способам управления подвижными объектами, а именно к способам управления движением гусеничных сочлененных машин
Наверх