Композиция поверхностно-активных веществ для приготовления битумных эмульсий для дорожных покрытий

 

Композиция ПАВ для приготовления битумных эмульсий для дорожных покрытий содержит амидоамины, имидазолины и неионогенные ПАВ при следующем соотношении компонентов, мас.%: амидамины 98-2,0, имидазолины 1,8-97,9, неионогенный ПАВ 0,2-0,1. Амидамины получены реакцией конденсации карбоновых кислот и полиэтиленполиаминов в эквимолярном соотношении в среде органического растворителя при температуре 120-170С. Алкилимидазолины получены при конденсации полиэтиленполиамина с карбоновыми кислотами в эквимолярном соотношении в среде органического растворителя при температуре 120-250С. В качестве неионогенного ПАВ использованы оксиэтилированные алкилфенолы. Технический результат - повышение адгезии битума к минеральному наполнителю. 1 з.п.ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области строительства, а именно строительства дорожных одежд, и может быть использовано при строительстве дорог, аэродромов, спортивных площадок, а также крыш с использованием битумных вяжущих материалов.

В дорожном строительстве в течение многих лет используют технологии с применением битумных эмульсий. Преимущества битумных эмульсий при устройстве тонких защитных слоев и поверхностных обработок позволяют обеспечивать высокое качество работ без нагрева каменных и вяжущих материалов. Такие технологии значительно дешевле “горячих” технологий и, кроме того, они позволяют успешно решать экологические проблемы, связанные с вредными выбросами в атмосферу. В связи с этим разработка составов и поиск путей получения битумных эмульсий является важной и актуальной задачей.

Известно использование (SU, авторское свидетельство 876817, Е 01 С 7/18, 1981) алкиларилтриметиламмонийхлорида в качестве эмульгатора битума для получения битумных эмульсий.

Недостатком известных эмульгаторов является то, что битумные эмульсии, полученные на их основе, не всегда обладают достаточной адгезией к минеральным наполнителям, что обусловлено неоптимальным подбором эмульгатора и модифицирующей добавки к битуму.

Техническая задача, решаемая посредством рассматриваемого технического решения, состоит в разработке эффективной композиции для приготовления битумных эмульсий для дорожных покрытий и органических вяжущих с повышенной адгезией, обеспечивающей качественное дорожное покрытие.

Технический результат, получаемый при реализации изобретения, состоит в повышении адгезии битума к минеральному наполнителю и/или органическому покрытию.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать композицию для приготовления битумных эмульсий для дорожных покрытий и органических вяжущих с повышенной адгезией, содержащую в качестве органических соединений амидоамины, имидазолины и неионогенные ПАВ при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Амидамины 98-2,0

Имидазолины 1,8-97,9

Неионогенный ПАВ 0,2-0,1

Амидамины предпочтительно получали реакцией конденсации карбоновых кислот, в частности олеиновой, стеариновой или пальметиновой кислот, и полиэтиленполиаминов (предпочтительно с молекулярной массой от 80 до 1000), взятых в эквимолярном соотношении, в среде органического растворителя при температуре 120-170С.

Алкилимидазолины предпочтительно получали при конденсации полиэтиленполиамина (с молекулярной массой от 80 до 1000) с карбоновыми кислотами, в частности олеиновой, стеариновой или пальмитиновой кислоты, в эквимолярном соотношении в среде органического растворителя при температуре 120-250С. В качестве примера получаемых продуктов можно привести 1-аминоэтил-2-гептадецилимидазолин, 1-диэтилендиамино-2-гептадецилимидазолин или 1-диэтилендиамино-2-пентадецилимидазолин.

В качестве неиногенного ПАВ преимущественно использовали оксиэтилированные алкилфенолы типа ОП-7, ОП-10. Также могут быть использованы оксиэтилированные продукты типа Rokopol.

Для приготовления битумных эмульсий использовали пять вариантов состава композиции, мас.%:

1. Амидамины 2,0

Имидазолин 97,8

Неионогенный ПАВ 0,2

2. Амидамины 30,0

Имидазолин 68,8

Неионогенный ПАВ 0,2

3. Амидамины 50,0

Имидазолин 48,9

Неионогенный ПАВ 0,1

4. Амидамины 99,0

Имидазолин 0,9

Неионогенный ПАВ 0,1

5. Амидамины 0,8

Имидазолин 99,0

Неионогенный ПАВ 0,2

6. Амидамины 50,0

Имидазолин 48,7

Неионогенный ПАВ 0,3

Во всех примерах в качестве исходного битума использовали битум производства Московского НПЗ марки 60/90.

Испытания полученных композиций показали, что композиции 1-3 обладают высокой эмульгирующей способностью при низких концентрациях эмульгатора, т.е. при концентрациях, которые позволяют получать устойчивые эмульсии и одновременно повышать адгезию битумных эмульсий к минеральному наполнителю. При величине рН, близкой к 2-3, битумная эмульсия оставалась устойчивой в течение продолжительного времени. Композиции 4-6 не позволяют получить устойчивую эмульсию, полученная эмульсия склонна к расслаиванию. Адгезия битума к минеральному наполнителю практически не изменяется. Изменение рН битумной эмульсии на ее устойчивость не влияет.

Для определения влияния предлагаемой композиции на адгезию битума к щебню использовали те же варианты композиции и следующую методику взаимодействия органических вяжущих с минеральным наполнителем.

К битуму добавляли по 0,2% каждого из составов, приведенных выше, затем битум с добавкой нагревали до 145-150С; щебень также нагревали до 150С. После этого образцы щебня взвешивали и погружали на 5 секунд в битум с адгезионной добавкой. Затем образцы помещали на 1,5 часа в сушильный шкаф при температуре 150С, после чего образцы вынимали и оставляли на сутки при комнатной температуре. Через сутки образцы взвешивали и помещали на 30 минут в воду при температуре 100С без бурного кипения. После этого образцы вынимали и взвешивали. Параллельно проводили испытания адгезии битума к щебню в соответствии с ГОСТ 22245-90. Полученные данные приведены в таблице.

Из полученных данных видно, что использование предлагаемой композиции в качестве адгезионных добавок позволяет значительно увеличить адгезию битумов и органических вяжущих.

Формула изобретения

1. Композиция поверхностно-активных веществ для приготовления битумных эмульсий для дорожных покрытий, содержащая продукты конденсации карбоновых кислот и полиэтиленполиаминов, отличающаяся тем, что в качестве вышеуказанных продуктов конденсации она содержит амидамины, полученные реакцией конденсации карбоновых кислот и полиэтиленполиаминов в эквимолярном соотношении в среде органического растворителя при температуре 120-170С, и имидазолины, полученные при конденсации полиэтиленполиаминов с карбоновыми кислотами в эквимолярном соотношении в среде органического растворителя при температуре 120-250С, и дополнительно неионогенное поверхностно-активное вещество при следующем соотношении компонентов композиции, мас.%:

Вышеуказанный амидамин 98-2,0

Вышеуказанный имидазолин 1,8-97,9

Неионогенное поверхностно-активное

вещество 0,2-0,1

2. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве неионогенного поверхностно-активного вещества использованы оксиэтилированные алкилфенолы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к битумным грунтовкам

Изобретение относится к композициям для нанесения антикоррозионного покрытия на черные металлы и может быть использовано для антикоррозионной защиты крупногабаритных металлических емкостей, трубопроводов, находящихся под воздействием атмосферных осадков, воздушных и водных сред
Изобретение относится к водогазоморозостойким химическим веществам, обратимо твердеющим, обладающим в отвержденном состоянии определенной эластичностью, сохраняющим ее в течение длительного времени, что позволяет использовать его в качестве герметика при температуре от 100 до -50oС

Изобретение относится к защитным покрытиям металлических и бетонных поверхностей, используемых в условиях повышенной коррозионной активности

Изобретение относится к производству лакокрасочных материалов, в частности красок на основе битумных материалов

Изобретение относится к способу приготовления холодной битумно-полимерной мастики для последующего применения в качестве покрытия поверхностей стальных магистральных трубопроводов, для целей герметизации и кровельных работ

Изобретение относится к составам для изоляции металлических сооружений, преимущественно подземных трубопроводов, на основе битума с добавлением органических, полимерных, минеральных компонентов и растворителей и может быть использовано для защиты и ремонта изоляционных покрытий металлических подземных трубопроводов

Изобретение относится к области противокоррозионных покрытий и может быть использовано при нанесении на битумное покрытие покрывных лакокрасочных материалов, например алкидных эмалей

Изобретение относится к защитным антикоррозионным составам, представляющим собой ингибированные нефтяные составы, предназначенные для защиты от коррозии труднодоступных поверхностей всех видов автотранспорта

Изобретение относится к области получения битумных композиций, содержащих полимерные добавки, используемых в дорожном строительстве, для изготовления кровельных, гидроизоляционных материалов и герметиков

Изобретение относится к изготовлению графитизируемых вспененных материалов заготовок, которые затем могут быть уплотнены для получения фрикционного материала
Изобретение относится к строительству
Изобретение относится к дорожному строительству

Изобретение относится к производству композиций на основе битума для гидроизоляции кирпичных и бетонных строительных конструкций, изоляции подземных, стальных трубопроводов и др

Изобретение относится к области ремонта дорожных бетонных покрытий и предназначено для заделки швов и трещин в асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях автомобильных дорог

Изобретение относится к области производства полимерных строительных гидроизоляционных материалов, применяемых в производстве кровли, гидрозащитных герметиков и ремонтных материалов, используемых для защиты различных сооружений, подземных трубопроводов, магистралей и хранилищ от влаги и конденсата

Изобретение относится к использованию полимерно-битумных добавок для использования в асфальтобетонах, а именно для практического применения при изготовлении покрытия шоссейных дорог на основе щебеночно-мастичных асфальтобетонов
Изобретение относится к дорожному покрытию, содержащему асфальтовый композиционный материал, в состав которого входят окисленный продувкой воздухом в присутствии кислоты асфальт и полимер, содержащий эпоксигруппы, причем указанное дорожное покрытие представляет собой такое дорожное покрытие, которое часто подвергается воздействию масляных фракций нефти, а более конкретно - к дорожному покрытию, укладываемому на посадочных площадках летного поля аэродромов, на полосах автомобильных дорог, выделенных для движения автомобильного транспорта, и/или на проезжей части топливозаправочных станций, а также к способу приготовления такого асфальтового композиционного материала, к смеси, состоящей из наполнителя и асфальтового композиционного материала указанного типа
Изобретение относится к дорожному строительству
Наверх