Способ создания ледовых переправ

 

Изобретение относится к области производства льда и может быть использовано при восстановлении разрушенных переправ. Способ создания ледовых переправ предусматривает использование ледокола с последующим замораживанием разрушенной части переправы. Новым является то, что при толщине льда более 0,5 м на некотором удалении от ледовой переправы в судовом канале останавливают транспортные суда, которые ледоход обходит задним ходом на расстоянии, большем ширины судового канала, и вырезает часть ледяного поля, образуя прорезь, по которой ледокол возвращается в исходное положение, а затем вырезанную часть ледяного поля ледокол заводит в судовой канал с уплотнением до полного смерзания. Технический результат изобретения состоит в ускоренном восстановление нарушенной ледовой переправы и ее несущей способности. 1ил.

Изобретение относится к способу производства льда и может быть использовано при восстановлении разрушенных ледовых переправ.

Известен способ создания ледовых переправ, предусматривающий замораживание воды с образованием ледяного покрова, где после образования первого ледяного покрова его разрушают, образовавшуюся водоледяную смесь перемешивают и производят повторное замораживание. Этот способ взят за прототип (а.с. № 1809266, МКИ Г 25 С 3/04, от 15.04.93, Бюл. № 14).

Недостатком этого способа является медленное восстановление ледовой переправы.

Техническим результатом изобретения является ускоренное восстановление нарушенной ледовой переправы и ее несущей способности.

Технический результат достигается тем, что в способе создания ледовых переправ, предусматривающем использование ледокола с последующим замораживанием разрушенной части переправы, новым является то, что при толщине льда более 0,5 м на некотором удалении от ледовой переправы в судовом канале останавливают транспортные суда, которые ледоход обходит задним ходом на расстоянии, большем ширины судового канала, и вырезают часть ледяного поля, образуя прорезь, по которой ледокол возвращается в исходное положение, а затем вырезанную часть ледяного поля ледокол заводит в судовой канал с уплотнением до полного смерзания.

После образования канала в ледяном поле толщиной более 0,5 м ледоходом вырезают его часть размером немногим более ширины канала и с уплотнением заводят в канал, заполняя участок существующей ледовой переправы, полное восстановление которой происходит после полного смерзания вырезанной части ледяного поля со стенками канала. Быстрое восстановление ледовой переправы (в течение часа) объясняется явлением сублимации, которой обладает лед, состоящий из нескольких частей, он быстро восстанавливает свою целостность под влиянием незамерзающего тонкого слоя воды, всегда имеющей место на поверхности льда независимо от температуры. От температуры льда зависит только толщина поверхностного слоя, находящегося в состоянии жидкой фазы. Восстановление целостности льда из отдельных частей происходит и при 0С.

Кроме восстановления целостности ледяного покрова происходит увеличение его несущей способности за счет так называемого "арочного эффекта", возникающего после предварительного уплотнения заведенной части ледяного поля. Уплотнение льда также способствует быстрому восстановлению его целостности и в местах вновь возникших трещин.

На чертеже дана схема осуществления способа.

Данный способ осуществляется по следующей схеме. На некотором удалении от предполагаемой ледовой переправы через судовой канал в ледяном покрове останавливаются транспортные суда 2, 3. Ледокол 1 задним ходом обходит суда на расстоянии более ширины канала, образуя прорезь 4. Затем по прорези 4 возвращается в исходное положение. После чего, набрав необходимую скорость, своим телом загоняет вырезанную плиту 5 в судовой канал 6 до уплотнения. Уплотненная часть обозначается вешками (буями) 7, расстояние между которыми не должно быть меньше 50 толщин ледяного покрова (например, при толщине льда 1 м расстояние должно составлять 50 м). Данный способ создания переправы наиболее эффективен при толщине льда более 0,5 м, при котором восстановление ледовой переправы происходит в пределах одного часа. При толщинах ледяного покрова менее 0,5 м эффективным способом является создание водоледяной смеси в месте переправы через судовую прорезь.

Явление сублимации льда позволяет восстанавливать монолитный лед из отдельных блоков за короткое время (в пределах одного часа). Образование монолитного льда из водоледяной смеси происходит более продолжительное время (более месяца). Кроме того, в пределах канала разрушение отдельных блоков (размеры блоков соизмеримы с размерами канала) льда происходит, в основном, от сжимающих напряжений (эффект распада или “арочный” эффект). Прочность ледяного покрова при сжатии в 1,5 раза превышает прочность от изгибных деформаций. Отсюда имеет место увеличение несущей способности ледяного покрова.

Формула изобретения

Способ создания ледовых переправ, предусматривающий использование ледокола с последующим замораживанием разрушенной части переправы, отличающийся тем, что при толщине льда более 0,5 м на некотором удалении от ледовой переправы в судовом канале останавливают транспортные суда, которые ледоход обходит задним ходом на расстоянии, большем ширины судового канала, и вырезает часть ледяного поля, образуя прорезь, по которой ледокол возвращается в исходное положение, а затем вырезанную часть ледяного поля ледокол заводит в судовой канал с уплотнением до полного смерзания.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам, используемым при строительстве различных сооружений на водоемах, покрытых льдом

Изобретение относится к строительству автодорог с применением замораживания ледового покрова на реках и болотах в сложных гидрологических условиях

Изобретение относится к машинам, предназначенным для строительства дорожных покрытий, а именно к устройствам для увлажнения снежной массы при строительстве снеголедовых дорог в Северных районах

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для производства строительного материала при сооружении зимних автодорог

Изобретение относится к области строительства наплавных железнодорожных мостов, используемых для пропуска железнодорожного подвижного состава и, в частности, предназначено для их поперечного закрепления

Изобретение относится к области возведения мостов, а более конкретно к наводке наплавных мостов

Изобретение относится к области возведения мостов, а более конкретно - к наводке наплавных мостов

Изобретение относится к амфибийным транспортным и переправочно-паромным средствам и может быть использовано для строительства плавающих гусеничных амфибий

Изобретение относится к области переправочно-мостовых средств, а более конкретно к способу строительства низководных мостов

Изобретение относится к области ледотехники и может использоваться при создании грузонесущих ледяных платформ

Изобретение относится к ледотехнике и может использоваться при создании ледяных платформ повышенной грузонесущей способности

Изобретение относится к области ледотехники и может использоваться при создании ледяных платформ повышенной грузонесущей способности

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, в частности к моторным звеньям

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к понтонным, наплавным мостам

Изобретение относится к мостостроению, в частности к способам наведения наплавных мостов зимой при наличии ледяного покрова
Наверх