Информационно-охранный комплекс для транспортных средств

 

Изобретение относится к технике мониторинга и защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного использования. На ТС установлены блок дистанционной идентификации пользователя, центральный блок управления охранной системой, блок хранения звуковых сигналов, мелодий и речевых сообщений, блок хранения номеров телефонов пользователей ТС, блок определения местоположения ТС, контроллер, выполненный с возможностью преобразования данных о местоположении ТС в последовательность поисковых параметров фрагмента специализированной цифровой картографической основы, используемого для отображения местоположения ТС, и приемопередающий модуль, подключенный к сети сотовой подвижной связи. Сотовый телефон пользователя включает в себя блок ввода-вывода данных, контроллер, дисплей, блок формирования команд управления, клавиатуру и приемопередающий модуль, подключенный к сети сотовой подвижной связи. С последней связаны внешние источники цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения. У пользователя находятся связанные с указанными внешними источниками носитель фрагментов цифровой картографической основы и блок цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации, связанный также с блоком ввода-вывода данных сотового телефона. Комплекс характеризуется повышенной эффективностью перехвата угнанных ТС. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к радиоэлектронной технике мониторинга и защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного использования.

Известна радиоохранная система "CELL-EYE", описанная в патенте WO №00/17021, В 60 R 25/04, В 60 R 25/10, 30.03.2000, с помощью которой осуществляют дистанционное управление блокированием/разблокированием агрегатов ТС, используя сотовую сеть подвижной связи стандарта GSM. Указанная система содержит контроллер ТС с блоком памяти, подключенный с помощью модема к GSM-модулю сотовой сети подвижной связи, а также датчики несанкционированного воздействия, выходы которых связаны с входами системы защиты ТС, выходы которой через первый интерфейс связаны с контроллером ТС, и тревожную кнопку с приемником, подключенным к одному из входов контроллера ТС, выход которого через второй интерфейс подключен к иммобилайзеру.

К этому же классу относится способ управления охранной системой ТС по патенту RU №2074826, В 60 R 25/00, 10.03.1997, в котором для дистанционного управления агрегатами ТС используют возможности общедоступной сети пейджинговой связи. Согласно этому способу, при сообщении пользователем ТС блокирующего кода в операторское бюро сети пейджинговой связи посредством канала пейджинговой связи активируют иммобилайзер и блокируют двигатель ТС, а для разблокирования двигателя в блок управления иммобилайзером вводят секретный разблокирующий код, сравнивают его с хранящимся в памяти идентификационным кодом и при их совпадении деактивируют иммобилайзер, при этом по мере необходимости изменяют блокирующий и секретный разблокирующий коды, а идентификационный код задают в виде программы в памяти блока управления иммобилайзером посредством скрытой клавиатуры.

В другом известном техническом решении по патенту RU №2155683, В 60 R 25/00, 10.09.2000 после сообщения пользователем ТС в операторское бюро сети пейджинговой связи блокирующего кода активируют иммобилайзер - с помощью канала сети пейджинговой связи - и блокируют им двигатель ТС, а для разблокирования двигателя в блок управления иммобилайзером вводят секретный разблокирующий код, сравнивают его с хранящимся в памяти идентификационным кодом и при их совпадении деактивируют иммобилайзер, при этом по мере необходимости изменяют блокирующий и секретный разблокирующий коды, а идентификационный код перепрограммируют в памяти блока управления иммобилайзером посредством скрытой клавиатуры, снабжают пользователя ТС транспондерной карточкой, на которой записаны блокирующий и секретный разблокирующий коды, в цифровой памяти транспондерной карточки фиксируют идентификационный код, при этом для разблокирования двигателя и автоматического перепрограммирования идентификационного кода в памяти блока управления иммобилайзером помещают транспондерную карточку в специально отведенную зону для дистанционного считывания идентификационного кода с транспондерной карточки в блок управления иммобилайзером.

Для расширения возможностей дистанционного управления функциональными органами охраняемого объекта с обеспечением гибкой подстройки алгоритмов управления под разнообразные охранные и сервисные задачи в патенте RU №2202484, В 60 R 25/00, 20.04.2003 предложена система защиты ТС и недвижимости от несанкционированного использования, содержащая операторское бюро сети пейджинговой связи, в котором первый модем через сервер обработки телефонных сообщений соединен выходом со входом второго модема, выход которого подключен посредством канала сети пейджинговой связи ко входу приемника пейджинговой связи, расположенного на охраняемом объекте, где установлены также блок формирования сигналов управления функциональными органами охраняемого объекта, первый вход которого подключен к выходу приемника пейджинговой связи, блок дистанционного считывания, выход которого подключен ко второму входу блока формирования сигналов управления функциональными органами охраняемого объекта, а вход индуктивно связан с находящимся у пользователя транспондером, индикатор режима управления функциональными органами охраняемого объекта, первый вход которого подключен к индикаторному выходу блока формирования сигналов управления функциональными органами охраняемого объекта, управляющие выходы которого соединены с функциональными органами охраняемого объекта, в том числе, с иммобилайзером, а также информационный центр, включающий в себя сервер обработки информационных сообщений, блок хранения информации, вход и выход которого подключены, соответственно, к информационным выходу и входу сервера обработки информационных сообщений, блок приема информации из внешних источников, выход которого подключен ко входу приема внешней информации сервера обработки информационных сообщений, модем телефонной связи, вход которого подключен к телефонной сети общего пользования или к выделенному каналу телефонной связи, а выход - ко входу приема телефонных сообщений сервера обработки информационных сообщений, модем пейджинговой связи, вход которого подключен к выходу пейджинговой связи сервера обработки информационных сообщений, а выход соединен со входом первого модема операторского бюро сети пейджинговой связи, а также модуль сотовой сети подвижной связи, связанный через модем подвижной связи со входом и выходом подвижной связи сервера обработки информационных сообщений, а в состав аппаратуры, установленной на охраняемом объекте, входят последовательно связанные друг с другом объектовый модуль сотовой сети подвижной связи, объектовый модем подвижной связи и контроллер ТС, выход команд управления которого подключен к третьему входу блока формирования сигналов управления функциональными органами охраняемого объекта, а информационный выход - ко второму входу индикатора режима управления функциональными органами охраняемого объекта. Указанная система выбрана в качестве прототипа заявленного технического решения.

Наличие в системе-прототипе отдельного информационного центра, взаимодействующего с операторским бюро пейджинговой связи, с телефонной сетью общего пользования, со стандартной сотовой сетью подвижной связи и с внешними источниками информации, является, с одной стороны, достоинством указанной системы, поскольку существенно расширяет возможности реализации различных алгоритмов дистанционного управления функциональными органами охраняемого объекта и повышает надежность работы системы. С другой стороны, концентрация в одном месте большого объема конфиденциальной информации требует принятия специальных мер по ее защите, включая физическую охрану помещения, в котором находится информационный центр. Это существенно усложняет и удорожает практическую реализацию указанной системы, ограничивая возможности ее практического применения. Другим существенным недостатком прототипа и вышеупомянутых аналогов является отсутствие возможностей определения местоположения ТС и отслеживания этого местоположения, что существенно снижает эффективность перехвата угнанных ТС.

Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков прототипа, то есть упрощение возможностей практической реализации различных методов дистанционного управления функциональными органами ТС с обеспечением возможности определения местоположения охраняемого ТС для повышения эффективности перехвата угнанных ТС.

Для этого в известную систему защиты ТС от несанкционированного использования, содержащую установленные на охраняемом ТС центральный блок управления охранной системой, выполненный с возможностями приема сигналов от датчиков несанкционированного использования ТС и формирования управляющих воздействий на функциональные узлы ТС, и который связан с контроллером ТС и с блоком дистанционной идентификации пользователя, выполненным с возможностью информационного обмена с находящейся у пользователя электронной меткой, связанный с контроллером ТС приемопередающий модуль, подключенный к сети сотовой подвижной связи, а также сотовый телефон пользователя, содержащий телефонный контроллер, который связан с телефонным приемопередающим модулем, подключенным к сети сотовой подвижной связи, при этом один из входов телефонного контроллера подключен через блок формирования команд управления к клавиатуре сотового телефона, а один из выходов телефонного контроллера подключен к дисплею, а внешние источники цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения связаны с сетью сотовой подвижной связи, - введены последовательно соединенные носитель фрагментов цифровой картографической основы, вход которого подключен к внешним источникам цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения, и блок цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации, подключенный к внешним источникам цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения, и связанный через дополнительно установленный в сотовом телефоне пользователя блок ввода-вывода данных с телефонным контроллером, а на охраняемом ТС дополнительно установлены блок хранения звуковых сигналов, мелодий и речевых сообщений, блок хранения номеров телефонов пользователей ТС и блок определения местоположения ТС, связанные с контроллером, выполненным с возможностью преобразования данных о местоположении ТС в последовательность поисковых параметров фрагмента специализированной цифровой картографической основы, используемого для отображения местоположения ТС.

Решению поставленной задачи способствуют следующие частные существенные признаки.

Блок определения местоположения ТС выполнен с возможностью приема и цифровой обработки навигационных сигналов, например, в виде платы GPS-приемника.

Блок цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации представляет собой автоматизированное рабочее место (АРМ) пользователя на базе персонального компьютера, оснащенного Bluetooth узлом для беспроводного обмена данными с сотовым телефоном.

Блок ввода-вывода данных выполнен в виде Bluetooth-узла для беспроводного обмена данными с персональным компьютером.

Носителем фрагментов цифровой картографической основы является долговременная память персонального компьютера, подключенного к Интернет.

Носителем фрагментов цифровой картографической основы является компакт-диск (CD) для персонального компьютера.

Телефонный контроллер и контроллер ТС оснащены шифровальными средствами, предназначенными для защиты информации, не содержащей государственной тайны.

На чертеже представлена функциональная схема заявленного информационно-охранного комплекса для ТС.

На указанной схеме использованы следующие обозначения:

1 - центральный блок управления охранной системой; 2 - блок дистанционной идентификации пользователя; 3 - электронная метка; 4 - контроллер ТС; 5 - блок хранения номеров телефонов пользователей ТС; 6 - блок хранения звуковых сигналов, мелодий и речевых сообщений; 7 - приемопередающий модуль; 8 - блок определения местоположения ТС; 9 - телефонный приемопередающий модуль; 10 - телефонный контроллер; 11 - дисплей; 12 - блок ввода-вывода данных; 13 - носитель фрагментов цифровой картографической основы; 14 - блок цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации; 15 - блок формирования команд управления; 16 - клавиатура сотового телефона.

Центральный блок 1 управления охранной системой является неотъемлемой частью любой охранной системы ТС (см., например, Каталог 2003. "Радиоканальные охранные системы", "Альтоника"). В число функций этого блока входит прием сигналов от датчиков несанкционированного использования ТС и формирование управляющих воздействий на функциональные узлы охраняемого ТС, обеспечивающих блокирование/разблокирование двигателя ТС. К таким функциональным органам относятся: система зажигания, система подачи топлива и др. Большинство радиоканальных охранных систем содержат также блок 2 дистанционной идентификации пользователя, связанный по радиоэфиру с находящейся у пользователя ТС электронной меткой 3, в качестве которой могут применяться различные модели транспондеров и радиобрелоков (см., например, Каталог 2002. "Автомобильные охранные системы". Техническая информация, "Альтоника", с.59, 60).

Центральный блок 1 управления охранной системой связан с контроллером ТС 4. Контроллер ТС 4 является ключевым звеном рассматриваемого информационно-охранного комплекса, распределяющим потоки данных и синхронизирующим работу всего комплекса. Для выполнения этих функций контроллер ТС 4 связан с блоком 5 хранения номеров телефонов пользователей ТС (владельца и уполномоченных им лиц, в том числе, например, оператора местной охранной структуры), с блоком 6 хранения звуковых сигналов, мелодий и речевых сообщений, с блоком 8 определения местоположения ТС и с приемопередающим модулем 7.

Контроллер ТС 4 представляет собой микропроцессорное программируемое устройство с памятью, широко применяемое в автомобильной радиоэлектронике.

В серийно выпускаемой предприятием-заявителем линейке информационно-охранных комплексов "REEF® GSM" (сертификат соответствия №РОСС RU.ME30.B.01281) контроллер ТС 4 выполнен на одной плате с приемопередающим модулем 7, относящимся к сети подвижной связи стандарта GSM 900/1800 и выполненным с возможностью приема и передачи SMS-сообщений.

В свободной продаже в настоящее время находятся модели "REEF® GSM 1000" и "REEF® GSM 2000". Для этих моделей радиоизлучение осуществляется в формате EGSM 900/GSM 1800. Тип сообщения - SMS, код - ASCII. Максимально возможное количество разрядов в коде передаваемого сообщения - 160. Сообщения записываются в SIM-карту оборудования "REEF® GSM", емкость которой допускает запись не более 15 SMS-сообщений. При программировании SIM-карты в ее память заносят зашифрованные цифробуквенные тексты сообщений и номера сотовых телефонов, на которые должны передаваться эти сообщения. Для подготовки SMS-сообщений необходимо выполнить рутинную последовательность операций, описанную, например, в Руководстве пользователя терминального оборудования сотовой подвижной связи "REEF GSM" компании "Альтоника" (2003). Максимальное количество номеров сотовых телефонов, оповещаемых указанным оборудованием, равно трем.

Зона действия терминального оборудования "REEF® GSM" определяется зоной действия оператора сотовой связи, с которым заключен договор об обслуживании. Для удобства пользователей, для объектового оборудования "REEF® GSM" и для сотовых телефонов, на которые направляются сообщения, как правило, выбирают одного и того же оператора сотовой связи.

Предприятием-заявителем также выпущена и анонсирована модель "REEF® GSM 3000", в которой дополнительно используется блок 8 определения местоположения ТС, роль которого выполняет плата серийного GPS-приемника, описанного, например, в рекламном сборнике "Навигационные GPS-приемники", М., СиБиГард, 2001, в фирменных материалах G8 GPS OEM Board, Magellan, Ashtech Precision Products, 2000 и в других источниках.

Для определения местоположения ТС GPS-приемник 8 должен быть выполнен с возможностью приема сигналов глобальной спутниковой системы навигации (одновременный прием сигналов не менее чем от четырех GPS-спутников).

В серийно выпускаемом автомобильном комплекте громкой связи "REEF® HF-1000" (сертификат соответствия №РОСС RU.ME30.B.01155) контроллер ТС 4 используется совместно с блоком 5 хранения номеров телефонов пользователей ТС и с блоком 6 хранения звуковых сигналов, мелодий и речевых сообщений.

Индивидуальные настройки (а также их изменения) осуществляются путем программирования (и перепрограммирования) контроллера ТС 4 и подключаемых к нему блоков.

Приемопередающий модуль 7 связан по радиоэфиру (через стандартную сеть сотовой подвижной связи) с сотовыми телефонами пользователей ТС. В состав аппаратуры используемых моделей сотового телефона входят: телефонный контроллер 10, аналогичный по функциям установленному на ТС контроллеру ТС 4, а также телефонный приемопередающий модуль 9 со встроенной антенной для двухсторонней связи - через стандартную сеть сотовой подвижной связи - с установленным на ТС приемопередающим модулем 7, блок 15 формирования команд управления, с подключенной к нему штатной клавиатурой 16 сотового телефона, дисплей 11 и блок 12 ввода-вывода данных. Блок 12 ввода-вывода данных и телефонный приемопередающий модуль 9 связаны своими входами и выходами с соответствующими выходами и входами телефонного контроллера 10, а блок 15 формирования команд управления подключен к одному из входов телефонного контроллера 10. Примерами описанного выше построения сотового телефона являются телематические терминалы Benefon Track Pro и Benefon Esc (описанные в рекламных материалах и пресс-релизах фирмы-производителя Benefon).

Блок 12 ввода-вывода данных может быть выполнен в виде узла беспроводной связи, например, Bluetooth-узла. Особенности использования Bluetooth-узлов в информационно-охранных комплексах для ТС изложены, например, в статье "Автоэлектронные концепты Альтоники", журнал "12 Вольт", №3, 2002 г., с.56, 57. С Bluetooth-узлом выпускаются сотовые телефоны моделей Ericsson T39 и Т68, Sony Ericsson T68i, Nokia моделей 8910 и 6310 и др. При нахождении пользователя с сотовым телефоном в непосредственной близости от персонального компьютера роль блока 12 ввода-вывода данных может играть стандартный кабель с разъемом.

Блок 14 цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации представляет собой АРМ пользователя на базе современного персонального компьютера с большим объемом долговременной памяти на жестком диске и на CD или на базе компактного персонального компьютера типа Notebook, PALM и т.п. с флэш-памятью.

Носитель 13 фрагментов цифровой картографической основы представляет собой CD или флэш-память или долговременную память на жестком диске персонального компьютера вышеупомянутого APM'a. Вход носителя 13 фрагментов цифровой картографической основы подключен к внешним источникам цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения, связанным с сетью сотовой подвижной связи, а выход - к блоку 14 цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации, подключенному к внешним источникам цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения. Наиболее удобными для доступа пользователей внешними источниками цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения являются сайты Интернет и CD.

Формирование и обновление на сайтах Интернет и на CD цифровой картографической основы, а также создание специализированного программного обеспечения для отображения текущего местоположения ТС, измеряемого GPS-приемником, является самостоятельной задачей, решение которой выходит за рамки настоящего изобретения. Обычно эту задачу решают специализированные службы и организации. Например, в рассматриваемом случае в качестве внешнего источника цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения может быть использован сайт компании "Ингит" (www.ingit.ru). Требуемые фрагменты цифровой картографической основы и специализированное программное обеспечение могут быть приобретены на коммерческой основе путем перекачки требуемой информации по Интернету с указанного сайта на носитель 13 фрагментов цифровой картографической основы, например, на жесткий диск персонального компьютера APM’a. Внешним источником цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения может служить также выпускаемый этой компанией CD-Атлас.

Кроме того, для возможности работы с конкретной моделью GPS-приемника 8 должен быть обеспечен соответствующий протокол обмена информацией внешнего источника цифровой картографической основы и GPS-приемника 8. Виртуальная связь, реализующая такой обмен, показана на чертеже пунктиром. Указанная связь не относится к существенным признакам данного изобретения.

Как следует из вышеизложенного, рассматриваемый информационно-охранный комплекс для ТС состоит из совместимых друг с другом программно-аппаратных средств, доступных на открытом коммерческом рынке. Большая часть этих элементов агрегирована в функциональные электронные узлы или в прикладное программное обеспечение, используемые предприятием-заявителем в серийно выпускаемых охранных системах (см. выше). Таким образом, техническая реализуемость предлагаемого технического решения на современном уровне развития техники связи и информатики не вызывает сомнений.

Предлагаемый информационно-охранный комплекс для ТС работает следующим образом.

При выполнении охранной функции центральный блок 1 управления охранной системой взаимодействует с блоком 2 дистанционной идентификации пользователя. Указанный блок связан по радиоэфиру с находящейся у пользователя ТС электронной меткой 3, в качестве которой могут использоваться транспондер или радиобрелок.

Процедура постановки информационно-охранного комплекса для ТС в режим охраны и порядок его работы в указанном режиме зависят от конкретных алгоритмов, заложенных в центральный блок 1 управления охранной системой. Конкретизация указанных алгоритмов не является предметом рассмотрения в данном изобретении.

Снятие ТС с режима охраны осуществляется пользователем дистанционно с помощью находящейся у него электронной метки 3.

При использования в качестве электронной метки 3 активного радиобрелока пользователь ТС путем нажатия на одну из кнопок радиобрелока подает напряжение питания на кодер, который формирует требуемую кодовую посылку, преимущественно динамического типа, и посылает ее в эфир с помощью встроенной в радиобрелок антенны.

При использовании в качестве электронной метки 3 пассивного радиобрелока необходимое для передачи кодовых посылок питание вырабатывается генератором накачки, входящим в состав установленного на борту ТС блока 2 дистанционной идентификации пользователя. Через антенну этого блока сигналы накачивающей частоты посылаются в эфир, воспринимаются приемником пассивного радиобрелока 3 и запускают входящий в его состав генератор кодовых посылок. Переданные кодированные сообщения воспринимаются блоком 2 дистанционной идентификации пользователя, в котором производится сравнение полученного кода с заданным, и при их совпадении вырабатывается соответствующее кодовое сообщение в центральный блок 1 управления охранной системой, вызывающее воздействие на соответствующие функциональные органы охраняемого ТС, например, на иммобилайзер для разблокирования двигателя ТС.

При использовании в качестве электронной метки 3 транспондерной карточки (например, с переменной, т.е. изменяющейся в соответствии с идентификационным кодом нагрузкой) и внесении ее в специальную зону производится считывание идентификационного кода антенной блока 2 дистанционной идентификации пользователя из цифровой памяти транспондерной карточки 3. Считанный код сравнивается в блоке 2 дистанционной идентификации пользователя с идентификационным кодом. В случае совпадения указанных кодов осуществляется разблокирование двигателя ТС иммобилайзером.

При попытках проникновения злоумышленника в поставленное на охрану ТС, демонтажа или хищения его составных частей и принадлежностей датчики несанкционированного использования ТС (на чертеже не показаны) вырабатывают сигналы управления, которые поступают в центральный блок 1 управления охранной системой. После обработки полученных сигналов в центральном блоке 1 управления охранной системой синтезируются управляющие сигналы для блокирования двигателя ТС и тревожные кодовые посылки для оповещения пользователей ТС о попытке несанкционированного использования ТС, которые подаются в контроллер ТС 4.

При получении тревожных кодовых посылок контроллер ТС 4 запрашивает в блоке 5 хранения номеров телефонов пользователей ТС номер телефона пользователя (в первую очередь, владельца ТС или лица, управляющего ТС по доверенности).

В серийно выпускаемой предприятием-заявителем модели терминального оборудования сотовой подвижной связи "REEF® GSM 2000" предусмотрена возможность связи с пользователем ТС с помощью удобных для восприятия звуковых сигналов или популярных мелодий, формируемых в блоке 6 хранения звуковых сигналов, мелодий и речевых сообщений по соответствующему запросу из контроллера ТС 4. На каждую ситуацию может быть выбрана определенная мелодия. Причем настройку можно сделать так, чтобы, к примеру, во всех тревожных ситуациях звучала сирена.

В опытных образцах выпущенной предприятием-заявителем модели "REEF® GSM 3000" предусмотрена, кроме того, передача по сети сотовой подвижной связи стандарта GSM текущих координат ТС, измеряемых в блоке 8 определения местоположения ТС, в качестве которого используется плата GPS-приемника.

Одновременно с запросом контроллера ТС 4 номера телефона пользователя ТС из блока 5 хранения звуковых сигналов, мелодий и речевых сообщений запрашиваются мелодия или тревожное речевое сообщение, соответствующее данному виду тревоги, например, "УГОН", а из блока 8 определения местоположения ТС - текущие координаты (X, Y) ТС.

Если для определения местоположения ТС используется GPS-приемник 8, то периодически (1-2 раза в минуту) осуществляется прием сигналов глобальной спутниковой системы навигации. Для определения географических координат ТС (X, Y) необходимо, чтобы одновременно принимались сигналы не менее чем от четырех спутников. Географические координаты ТС (X, Y) определяются в GPS-приемнике 8 путем цифровой обработки принятых сигналов (так называемого альманаха), в соответствии с решением навигационных уравнений (трилатерации), или вычисления местоположения ТС по результатам измерений его дальностей до точек с заданными координатами. Информация, соответствующая географическим координатам ТС, передается из GPS-приемника 8 в контроллер ТС 4. В контроллере ТС 4 эта информация кодируется в соответствии с заданным алгоритмом шифрования (криптографии) для придания полученной информации уровня криптостойкости, соответствующего сведениям, не составляющим государственную тайну (конфиденциальной информации).

В оперативной памяти контроллера ТС 4 хранится также программа пересчета географических координат ТС (X, Y) в условную "систему координат" - в последовательность поисковых параметров: например, номера тома, номера страницы, номера условного квадрата поиска и индексов ячеек сетки специально изданного автодорожного атласа.

Исходные данные, необходимые для такого пересчета, вводятся в контроллер ТС 4 заранее (с помощью специального программатора) с использованием механизма компоновки атласа.

Полученная на выходе контроллера ТС 4 информация в виде закодированных координат ТС и вышеуказанной последовательности поисковых параметров автодорожного атласа передается с помощью приемопередающего модуля 7 по стандартной сети сотовой подвижной связи на сотовый телефон пользователя ТС - в телефонный приемопередающий модуль 9 и, далее, в телефонный контроллер 10.

При этом, возможны различные варианты использования информации, принятой на сотовый телефон пользователем ТС.

В простейшем варианте реализации рассматриваемого технического решения на дисплее 11 сотового телефона пользователя ТС отображается в виде строки чисел последовательность вышеуказанных поисковых параметров. Используя имеющуюся в автодорожном атласе обзорную схему расположения страниц и видя на экране дисплея 11 соответствующую строку чисел, пользователь имеет возможность быстро найти в заданном томе атласа требуемую страницу, условный квадрат поиска и ячейку сетки, соответствующие отображенным на дисплее 11 номерам, и грубо - с точностью до размеров ячейки - определить местоположение ТС.

В другом возможном варианте реализации рассматриваемого технического решения текущее местоположение ТС отображается автоматически (то есть без участия пользователя) на фоне фрагмента цифровой картографической основы. В этом случае пользователь подключает телефонный контроллер 10 (с помощью кабеля или автоматически - с помощью беспроводной связи) через блок 12 ввода-вывода к блоку 14 цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации. Роль блока 14 цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации при этом исполняет персональный компьютер APM'a. Телефонный контроллер 10 направляет принятые телефонным приемопередающим модулем 9 тревожные кодовые посылки через блок 12 ввода-вывода данных в блок 14 цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации.

При наличии проводной связи с персональным компьютером блок 12 ввода-вывода данных преобразует указанную информацию в формат, обеспечивающий возможность использования стандартного компьютерного интерфейса, например, RS-232.

При выполнении блока 12 ввода-вывода данных в виде блока беспроводной связи, например, Bluetooth-узла, и оснащении персонального компьютера APM’a аналогичным Bluetooth-узлом, становится возможной беспроводная передача данных. Встроенный в сотовый телефон Bluetooth-узел 12 преобразует подаваемые на него кодовые посылки в формат Bluetooth и передает их по радиоэфиру. Встроенный в блок 14 цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации Bluetooth-узел принимает указанные кодовые посылки и транслирует их для дальнейшей обработки и отображения на мониторе указанного блока 14.

При обработке и отображении используются данные, хранящиеся на носителе 13 фрагментов цифровой картографической основы. Как уже было отмечено, в качестве этого носителя могут использоваться обновляемые CD, поставляемые пользователю на коммерческой основе специализированными организациями. В компактных персональных компьютерах типа PALM для указанной цели используют флэш-память, а отображение информации осуществляют с помощью жидкокристаллического дисплея.

С носителя 13 фрагментов цифровой картографической основы требуемый фрагмент цифровой картографической основы поступает в блок 14 цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации. Сюда же (см. выше) из блока 12 ввода-вывода данных поступают кодовые сообщения, несущие информацию об идентификационных параметрах ТС (марке, цвете, госномере, данных о владельце ТС и пр.). Совокупность указанной семантической и картографической информации обрабатывается в блоке 14 цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации, в соответствии со специализированной программой, также считываемой с сайта или с CD, и отображается на экране компьютерного монитора APM’a.

Пример текстовой информации, передаваемой терминальным оборудованием "REEF® GSM" при трехзонной системе охраны ТС, представлен ниже.

Наряду с решением задач оперативного оповещения пользователя ТС о попытках несанкционированного использования его ТС и противодействия угону, рассматриваемый информационно-охранный комплекс для ТС позволяет информировать пользователя о состоянии охраняемого объекта по запросам, а также дистанционно управлять с помощью сотового телефона пользователя (в прототипе для этого использовался пейджинговый канал связи) функциональными органами охраняемого ТС. В выпускаемой предприятием-заявителем линейке терминального оборудования сотовой подвижной связи "REEF® GSM" такими возможностями обладают модели "REEF® GSM 2000" и "REEF® GSM 3000".

В частности, в случае кражи у пользователя электронной метки 3 с ключами от ТС и последующего проникновения злоумышленника в ТС, пользователь имеет возможность передать по своему сотовому телефону приказ на блокирование двигателя. В моделях "REEF® GSM 2000" и "REEF® GSM 3000" предусмотрена, кроме того, передача по сотовому телефону команд на выполнение различных сервисных функций. К примеру, можно послать команду на дистанционный запуск двигателя для прогрева, команды "ОТКРЫТЬ/ЗАКРЫТЬ ДВЕРИ", "ПОДНЯТЬ СТЕКЛА", "ПАНИКА" и др. При этом, разумеется, определенные команды (например, команда на открывание дверей при поставленном на охрану ТС) будут игнорироваться.

Формирование требуемой команды осуществляется в блоке 15 формирования команд управления после набора соответствующей цифробуквенной комбинации на штатной клавиатуре 16 сотового телефона и передачи ее через блок 15 формирования команд управления в телефонный контроллер 10. Требуемые команды, соответствующие определенным последовательностям нажатия клавиш сотового телефона, задают путем предварительного программирования блока 15 формирования команд управления и изменяют путем его перепрограммирования.

Кроме того, формирование требуемых команд может осуществлять блок 14 цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации (персональный компьютер APM’a). В этом случае команды поступают в телефонный контроллер 10 через блок 12 ввода-вывода данных.

Телефонный контроллер 10 осуществляет шифрование указанных команд и через телефонный приемопередающий модуль 9 посылает их в виде SMS-сообщений по сети сотовой подвижной связи в приемопередающий модуль 7, установленный на борту ТС. Шифрование SMS-сообщения применяют в некоторых моделях сотовых телефонов, например, Benefon Track Pro и Benefon Esc (см. материалы пресс-релизов и рекламу компании Benefon). Для включения телефонного шифратора достаточно установить в сотовый телефон соответствующую программу шифрования и обратиться с просьбой об активации телефонного шифратора в сервисный центр оператора сотовой сети связи, обслуживающий данного пользователя.

Принятые установленным на ТС приемопередающим модулем 7 командные посылки дешифрируются в контроллере ТС 4, который проверяет допустимость их исполнения и - при наличии возможности исполнения - направляет их в центральный блок 1 управления охранной системой, действующий указанным выше образом. Если же в контроллер ТС 4 поступила команда запроса о состоянии охраняемого ТС или команда, недопустимая для исполнения, то контроллер ТС 4 формирует соответствующую кодовую посылку ответа и передает ее через приемопередающий модуль 7 по сотовой сети подвижной связи в телефонный приемопередающий модуль 9 для оповещения соответствующего пользователя.

Таким образом, предлагаемый информационно-охранный комплекс для ТС выгодно отличается от прототипа тем, что не содержит ряда внешних узлов (информационного центра с сервером обработки информационных сообщений и операторского бюро сети пейджинговой связи), требующих специальной информационной и физической защиты, а строится по принципу "точка-точка". Это позволяет существенно упростить (и, соответственно, удешевить) практическую реализацию комплекса и при этом получить новое качество - возможность определять текущее местоположение ТС. Информация, передаваемая по стандартной сети сотовой подвижной связи, надежно защищена. Одновременно сохраняются присущие прототипу широкие возможности по дистанционному управлению охранными и сервисными функциями охраняемого ТС.

Таким образом, предлагаемое техническое решение обладает полезностью, новизной и технически реализуемо на существующих программно-аппаратных средствах вычислительной и телекоммуникационной техники, что позволяет классифицировать его как изобретение.

Формула изобретения

1. Информационно-охранный комплекс для транспортных средств, содержащий установленные на охраняемом транспортном средстве центральный блок управления охранной системой, выполненный с возможностями приема сигналов от датчиков несанкционированного использования транспортного средства и формирования управляющих воздействий на функциональные узлы транспортного средства и связанный с контроллером транспортного средства и с блоком дистанционной идентификации пользователя, выполненным с возможностью информационного обмена с находящейся у пользователя электронной меткой, приемопередающий модуль, связанный с контроллером транспортного средства и подключенный к сети сотовой подвижной связи, а также сотовый телефон пользователя, содержащий телефонный контроллер, который связан с телефонным приемопередающим модулем, подключенным к сети сотовой подвижной связи, при этом один из входов телефонного контроллера подключен через блок формирования команд управления к клавиатуре сотового телефона, а один из выходов телефонного контроллера подключен к дисплею, а внешние источники цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения связаны с сетью сотовой подвижной связи, отличающийся тем, что в него введены последовательно соединенные носитель фрагментов цифровой картографической основы, вход которого подключен к внешним источникам цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения, и блок цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации, подключенный к внешним источникам цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения и связанный через дополнительно установленный в сотовом телефоне пользователя блок ввода-вывода данных с телефонным контроллером, а на охраняемом транспортном средстве дополнительно установлены блок хранения звуковых сигналов, мелодий и речевых сообщений, блок хранения номеров телефонов пользователей транспортного средства и блок определения местоположения транспортного средства, связанные с контроллером транспортного средства, выполненным с возможностью преобразования данных о местоположении транспортного средства в последовательность поисковых параметров фрагмента специализированной цифровой картографической основы, используемого для отображения местоположения транспортного средства.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что блок определения местоположения транспортного средства выполнен с возможностью приема и цифровой обработки навигационных сигналов, например, в виде платы GPS-приемника.

3. Комплекс по п.1 или 2, отличающийся тем, что блок цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации представляет собой автоматизированное рабочее место пользователя на базе персонального компьютера, оснащенного Bluetooth-узлом для беспроводного обмена данными с сотовым телефоном.

4. Комплекс по п.3, отличающийся тем, что блок ввода-вывода данных выполнен в виде Bluetooth-узла для беспроводного обмена данными с персональным компьютером.

5. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что носителем фрагментов цифровой картографической основы является долговременная память персонального компьютера, подключенного к Интернет.

6. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что носителем фрагментов цифровой картографической основы является компакт-диск для персонального компьютера.

7. Комплекс по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что телефонный контроллер и контроллер транспортного средства оснащены шифровальными средствами, предназначенными для защиты информации, не содержащей государственной тайны.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике борьбы с угонами транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к устройствам объектовым, контролирующим и управляющим оконечными приборами охраны и сигнализации на объекте

Изобретение относится к устройствам объектовым, контролирующим и управляющим оконечными приборами охраны и сигнализации на объекте

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств и объектов недвижимости от несанкционированного использования

Изобретение относится к электронной и вычислительной технике, в частности, к автоматизированным системам передачи тревожных сообщений и преимущественно может быть использовано для централизованной имущественной и пожарной охраны рассредоточенных объектов с использованием занятых и коммутируемых телефонных линий связи

Изобретение относится к области сигнализации, а именно к ретрансляторам системы передачи тревожных извещений

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к средствам мониторинга и контроля состояния транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств и объектов недвижимости

Изобретение относится к технике борьбы с угонами транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к системам централизованной охраны транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к противоугонным блокирующим устройствам транспортных средств

Изобретение относится к технике получения информации о местонахождении транспортного средства (ТС) и может быть использовано для навигации и управления ТС

Изобретение относится к области охраны транспортных средств и объектов недвижимости

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от угонов и краж

Изобретение относится к технике предотвращения угона и краж

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств и объектов недвижимости от несанкционированного использования

Изобретение относится к механическим противоугонным устройствам для автомобилей

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного использования

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для защиты от угона передне-приводных автомобилей российского производства
Наверх