Устройство подшипника

 

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины. Отверстие, выполненное в пластине для подшипника, сконструировано так, что подшипник не может поворачиваться в отверстии во время пользования ручкой или другим воздействующим средством. Технический результат заключается в создании пластмассового подшипника, соединенного с пластиной, изготовленной из металлического листа, для компактности и долговечности. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к устройству подшипника, устанавливаемого на дверь, окно или подобный элемент конструкции.

В дверях, окнах и тому подобных строительных изделиях в устройствах подшипников для ручек обычно используется пластмассовый подшипник, который дает ручке возможность достаточно плавного и практически бесшумного действия, хотя движущиеся части работают обычно всегда без смазки. Кроме того, износ и разрушение частей очень малы, если между движущимися металлическими частями имеется пластмассовый подшипник.

Наиболее часто пластмассовый подшипник представляет собой часть, имеющую форму втулки, и на одном его торце обычно имеется довольно тонкий фланец, который действует как упорный подшипник. Пластмассовый подшипник используется, в частности, в соединении с литыми пластинами, так как согласно имеющимся наблюдениям пластмассовый подшипник должен иметь существенно большую поверхность, противолежащую отверстию пластины, для того, чтобы он работал без повреждений. Так как для изготовления литой пластины требуется большой объем работы, и поэтому она является дорогой, пластмассовый подшипник был также испытан в пластине, изготовленной из металлического листа, однако, было установлено, что долговечность подшипника является в этом случае недостаточной. Подшипник может поворачиваться в изделиях этого типа либо только относительно пластины, либо только относительно ручки, либо относительно обеих частей в любом соотношении.

Технической задачей настоящего изобретения является создание пластмассового подшипника, который, в дополнение к его компактному виду, а также с учетом его долговечности, мог бы быть использован в соединении с пластиной, изготовленной из металлического листа, и ручкой или тому подобным средством.

Эта техническая задача решается за счет того, что для строительных металлических изделий в общественных зданиях или в других местах, связанных с тяжелыми условиями использования, обычно используется устройство подшипника, в котором на поверхности двери, окна или подобной части, к которой крепится сборочная пластина или что-то подобное, закреплен пластмассовый подшипник и в нем ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины. Как правило, используются литые пластины. В случае использования в соответствии с изобретением пластины, изготовленной из металлического листа, с отверстием для устройства подшипника, действующего как в осевом, так и в радиальном направлении, сконструированного так, что подшипник не может поворачиваться в отверстии во время пользования ручкой или другим воздействующим средством, при этом подшипник используется до износа гораздо дольше, чем в случае, когда подшипник может поворачиваться в отверстии в пластине. Это происходит в особенности благодаря тому факту, что площадь поверхности отверстия в пластине из металлического листа у подшипника по существу невелика вследствие того, что материал пластины тонок, и, кроме того, так как отверстие в пластине не обработано механически, его поверхность по большей части является грубой после штамповки. Так как в соответствии с изобретением бобышка ручки и внутренняя поверхность пластмассового подшипника образуют подшипник скольжения, поверхность подшипника в этом случае больше, чем поверхности пластмассового подшипника и отверстия в металлическом листе. Гладкая бобышка ручки при повороте совсем не изнашивает внутреннюю поверхность пластмассового подшипника.

Предпочтительно, чтобы отверстие в пластине имело форму по существу круга, однако, в отверстии в радиальном направлении выполнена одна или несколько выемок, изготовление которых осуществляется вручную при помощи того же штампующего инструмента и, таким образом, на той же стадии работы, что и само отверстие. Хотя внутренняя поверхность подшипника в принципе является цилиндрической, однако, его наружная поверхность соответствует отверстию в пластине таким образом, что в радиальном направлении одна или несколько выемок соответствуют соответствующему месту отверстия в пластине, что не дает подшипнику возможности поворачиваться в пластине. При наличии выемок, по меньшей мере двух или более, на стадии монтажа легче найти правильное направление.

Как вариант, предпочтительно, чтобы отверстие в пластине имело форму круга, однако с одним или несколькими расширениями в отверстии в радиальном направлении, а также, чтобы внутренняя поверхность подшипника была в принципе цилиндрической, однако его наружная поверхность соответствует отверстию в пластине таким образом, что одно или несколько расширений в подшипнике в радиальном направлении подходит к соответствующему месту пластины и предотвращает поворот подшипника в пластине. Также в этом случае гладкая поворачиваемая бобышка выполняет роль хорошей поверхности для подшипника скольжения по отношению к цилиндрической внутренней поверхности подшипника.

Если пластмассовый подшипник включает часть типа фланца, размер которой больше, чем отверстие в пластине, на которую по меньшей мере частично опирается часть торцевой поверхности ручки или соответствующей бобышки, часть типа фланца выполняет функцию упорного подшипника ручки или соответствующего средства. Если часть типа фланца подшипника имеет форму наружной поверхности усеченного конуса, поверхность части типа фланца является упругой в осевом направлении в результате воздействия осевой силы, создаваемой ручкой или чем-то подобным. Следовательно, для создания осевого зазора или упругости в осевом направлении, нет необходимости в традиционной упругой так называемой волнообразной пластине, изготовленной из стали, что упрощает конструкцию.

Если опорная часть, форма которой в принципе подобна втулке, замыкает ручку, подшипник и пластину в одно целое путем использования канавки в бобышке ручки типа проточки под запорное кольцо, конструкция становится более простой и дешевой в том числе в связи с простотой сборки. Так как части изготовлены из пластмассы, не может произойти коррозия изделий, работающих во влажных местах.

Если другой торец опорной части на окружности в осевом направлении включает по меньшей мере пару зазоров, в результате чего опорная часть может быть упругой на стадии сборки для установки кольцевого торцевого выступа в канавку бобышки ручки типа проточки под запорное кольцо, причем только две части изготовлены из пластмассы значительной жесткости, пластмассовый подшипник хорошо подходит к стальной пластине, при этом сохраняется также надежность ручки и пластины, имеющих возможность поворота, однако жестко закрепленных вместе.

Далее изобретение описывается более подробно со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг.1 - вид в плане пластмассового подшипника из устройства подшипника в соответствии с изобретением;

Фиг.2 - вид в разрезе подшипника в соответствии с Фиг.1 по линии II-II;

Фиг.3 - пластина из устройства подшипника в соответствии с изобретением без других частей;

Фиг.4 - другое конструктивное выполнение отверстия в пластине в соответствии с Фиг.3;

Фиг.5 - опорная часть устройства подшипника в соответствии с изобретением;

Фиг.6 - опорная часть в соответствии с Фиг.5 в частичном разрезе, вид по направлению VI-VI по Фиг.3;

Фиг.7 - устройство подшипника в соответствии с изобретением в частичном разрезе;

Фиг.3 - поверхность VIII с Фиг.7 в увеличенном масштабе.

На чертежах позицией 1 обозначен по существу цилиндрический пластмассовый подшипник с одной или предпочтительно несколькими выемками 2 на наружной поверхности цилиндрической части 3. Пластмассовый подшипник 1 включает также на одном его торце часть 4 типа фланца, которое выполняет функцию упорного подшипника. Например, в устройстве подшипника для дверной ручки цилиндрический пластмассовый подшипник с довольно тонкой стенкой очень удобен для этой цели. Обычная толщина стенки подшипника составляет приблизительно только 5% от наружного диаметра подшипника.

На Фиг.2 показан разрез по линии II-II пластмассового подшипника 1 в соответствии с Фиг.1. Выемка 2 проходит от наружной поверхности приблизительно до половины радиальной толщины материала пластмассового подшипника, причем эта толщина в других местах, кроме мест выемок, составляет приблизительно 1 мм. Фланец части 4 имеет форму поверхности низкого усеченного кругового конуса. Это место будет объяснено более подробно позже. В осевом направлении длина радиальной опорной части пластмассового подшипника 1 приблизительно равна толщине пластины, около 1,5...2 мм. Более трудно изготовить пластину из более толстого материала, и дополнительная жесткость или дополнительная прочность в связи с этим таким образом вовсе не являются необходимыми. Самый большой диаметр фланца части 4 в пластмассовом подшипнике 1 не может по соображениям внешнего вида быть больше, чем диаметр так называемой втулки бобышки ручки, если речь идет о конце ручки, обращенном к пластине, который является приблизительно цилиндрическим. Поверхность 5 фланца части 4 будет обращена к наружной поверхности пластины 6 (см. Фиг.8).

В отверстии 7 в пластине 6 на Фиг.3 имеется по существу наружная цилиндрическая окружность 8, но отверстие 7 включает одну или несколько выемок 9 в отверстии 7, причем выемки могут иметь форму, например, в основном низких сегментов круга. Выемки 2 в пластмассовом подшипнике 1 и отверстие 7 пластины являются в этом случае совместимыми, так что пластмассовый подшипник 1 пригоняется внутрь отверстия 1, и выемки 2 со своей стороны пригоняются внутрь соответствующих выемок 9, в соответствии с их шагом и размерами. Выемки 2 и 9, таким образом, взаимодействуют так, что благодаря выемкам пластмассовый подшипник 1 не может повернуться в отверстии 7 в пластине 6. Пластина 6 закреплена на двери посредством винтов с потайной головкой, для чего пластина 6 включает обычные центровочные зенковки 10 с отверстиями.

На Фиг.4 показана конструкция, являющаяся вариантом по отношению к Фиг.3. В этой конструкции выемки в отверстии 7 представлены в зеркальном отражении расширениями 9’, и, соответственно, пластмассовый подшипник 1 имеет конструкцию, соответствующую этому решению. Ее цель и функция, однако, являются именно аналогичными конструкции, показанной на Фиг.3. Возможно изготовить также и комбинацию канавок и расширений, но стадия монтажа будет в этом случае более трудной.

На Фиг.5 и 6 показана опорная часть 11, которая в основном имеет форму кольца. Внутренний диаметр опорной части 11 приблизительно равен диаметру бобышки ручки. Кольцо опорной части 11 включает несколько щелей 12, которые в продольном направлении опорной части 11 проходят приблизительно до половины детали. Это делает деталь настолько упругой, насколько это необходимо на стадии монтажа. На другом конце опорной части 11 во внутренней окружности имеется выступ 13 типа фланца, обращенный к центральной части, причем выступ имеет такой размер, что он подходит к канавке 17 под запорное кольцо на участке бобышки ручки. Также возможно, что опорная часть 11 совсем не имеет выступа 13 (не показано), так что опорная часть 11 является просто цилиндрическим кольцом. Этот тип опорной части 11 может быть использован в случае, если желательно использовать в этом узле традиционное запорное кольцо, такое как кольцо Сигера. Упругая пластина не является необходимой, так как пластмассовый подшипник 1 в соответствии с изобретением включает упругий упорный часть 4 типа фланца.

На Фиг.7 показано устройство подшипника в соответствии с изобретением в собранном виде. Пластмассовый подшипник 1 монтируется на поворачивающейся части бобышки 15 ручки 14 как фланец в первую очередь. Далее плита 6 прикрепляется на свое место. Крепление может также быть произведено в другом порядке, причем сначала устанавливается пластмассовый подшипник 1 внутрь плиты 6 и после этого ручка 14. В конце опорную часть 11 с силой вдвигают на ее место. Обточенный с уклоном торец 16 бобышки 15 в ручке 14 и щели 12 помогают задвинуть выступ 13 опорной части 11 на его место в канавку 17 под запорное кольцо. Следует отметить, что ручка 14 может иметь обычную традиционную конструкцию с бобышкой 15 и отверстием 14’ для шпинделя, так что ручка того же типа может быть использована и далее в соединении с известными пластиной и подшипником.

На Фиг.8 показан увеличенный участок VIII по Фиг.7. В точках 18 и 19 имеются небольшие зазоры. На стадии монтажа втулка 20 у другого торца бобышки 15 ручки 14 слегка отгибает в осевом направлении часть 4 типа фланца пластмассового подшипника 1 типа усеченного конуса, но выступ 13 опорной части 11, однако, надежно входит внутрь канавки 17 под запорное кольцо. Толщина пластины 6, окружающей отверстие 7, должна быть немного меньше, чем расстояние между частью 4 типа фланца пластмассового подшипника 1 и торцом опорной части 11. Необходимо выбрать размеры в этом месте так, чтобы зазор в упорном подшипнике был достаточно небольшим, но и не слишком малым. Необходимо, чтобы опорная часть была неподвижной относительно ручки 14, так, чтобы выступ не изнашивался при использовании. При применении подшипника необходимо придать такие размеры частям подшипника в осевом направлении, чтобы при сборке между ними оставался небольшой зазор. При применении подшипника в ручке 14 и пластине 6 не должно в любом случае допускаться большое трение, так как в этом случае возвратная пружина замка не будет иметь силы, чтобы вернуть ручку 14 в горизонтальное положение после использования, что может быть причиной появления повреждения поверхности.

Изобретение не ограничивается показанными конструктивными выполнениями, но некоторые из модификаций могут быть осуществлены в объеме пунктов формулы изобретения.

Формула изобретения

1. Устройство подшипника, в котором на пластине или на чем-то подобном, подлежащем установке на поверхность двери, окна или подобной части конструкции, закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины, отличающееся тем, что отверстие, выполненное в пластине для подшипника, имеет такую конструкцию, что подшипник не может поворачиваться в отверстии во время пользования ручкой или другим воздействующим средством.

2. Устройство подшипника по п.1, отличающееся тем, что отверстие в пластине имеет по существу форму круга, однако в нем имеется одна или несколько выемок отверстия, расположенных в радиальном направлении в отверстии.

3. Устройство подшипника по п.2, отличающееся тем, что внутренняя поверхность и наружная поверхность подшипника по существу являются цилиндрическими, и его наружная поверхность соответствует отверстию в пластине так, что в радиальном направлении одна или несколько выемок в подшипнике соответствует соответствующему месту в пластине и предотвращает поворот подшипника в пластине.

4. Устройство подшипника по п.1, отличающееся тем, что отверстие в пластине по существу имеет форму круга, однако в нем имеется одно или несколько расширений в отверстии.

5. Устройство подшипника по п.4, отличающееся тем, что внутренняя поверхность и наружная поверхность подшипника по существу являются цилиндрическими, причем его наружная поверхность соответствует отверстию в пластине так, что одно или несколько расширений в подшипнике в радиальном направлении соответствует соответствующему месту и предотвращает поворот подшипника в пластине.

6. Устройство подшипника по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что подшипник содержит часть типа фланца, размер которой больше, чем отверстие в пластине, на которую по меньшей мере частично опирается торцевая поверхность бобышки и которая выполняет функцию упорного подшипника для ручки или чего-то подобного.

7. Устройство подшипника по п.6, отличающееся тем, что часть типа фланца подшипника имеет форму, приблизительно соответствующую наружной поверхности низкого усеченного конуса, и является упругой в осевом направлении под воздействием ручки или чего-то подобного.

8. Устройство подшипника по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что опорная часть, которая имеет по существу форму втулки, замыкает ручку, подшипник и пластину в одно целое путем использования канавки типа проточки под запорное кольцо, выполненной на токарном станке на бобышке ручки, и выступа типа фланца, расположенного на торце опорной части на внутренней окружности.

9. Устройство подшипника по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что на другом торце опорной части на окружности имеется в осевом направлении по меньшей мере несколько щелей, под действием которых опорная часть может на стадии монтажа быть упругой в радиальном направлении для установки кольцевого торцевого выступа типа фланца в канавку типа проточки под запорное кольцо на бобышке ручки.

10. Устройство подшипника по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что подшипник и опорная часть изготовлены из пропорционально жесткой пластмассы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения

Изобретение относится к подшипниковым устройствам, а именно к антифрикционным покрытиям вкладышей, выполненных в виде пластин

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления антифрикционных изделий

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения с обеспечением их повышенной долговечности

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления антифрикционных изделий

Изобретение относится к антифрикционным материалам и может быть использовано в узлах трения, например в подшипниках рабочих колес поворотно-лопастных гидротурбин, гидрозатворов, сервомоторов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения

Изобретение относится к опорным подшипникам и в особенности к средствам предотвращения перекосов для гидродинамического воздушного подшипника

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения с керамическими парами трения, и может быть использовано в узлах трения, предназначенных для работы в абразивосодержащих, агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений

Изобретение относится к машиностроению и касается создания подшипников скольжения, имеющих жесткие наружные и внутренние детали с эластичным материалом между ними

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для осевой и радиальной подсветок роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров, турбокомпрессоров, турбонагнетателей, турбогенераторов, турбонасосов
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к технологии изготовления сегментов подпятников гидрогенераторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения, испытывающих кроме радиальных нагрузок осевые перемещения и динамические нагрузки
Наверх