Фрикционная центробежная муфта

 

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам. Муфта содержит основной поводок, несущий свободно посаженные на нем фрикционные колодки. Новым является то, что она снабжена смонтированным на основном поводке дополнительным поводком, имеющим привод в виде косых зубьев, а также механизмом принудительного отжатия фрикционных колодок. Механизм отжатия выполнен в виде подпружиненной вдоль оси вращения колодок обоймы, внутри которой на шариковом подшипнике расположена установленная с возможностью продольного перемещения относительно оси вращения полумуфта, имеющая косые пазы для взаимодействия с зубьями упомянутого привода. Дополнительный поводок связан с колодками жесткой связью. Техническим результатом является расширение эксплуатационных возможностей центробежной муфты путем обеспечения принудительного отжатия фрикционных колодок в момент действия момента трения между колодками и барабаном. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно фрикционным центробежным муфтам.

Известны фрикционные центробежные муфты, содержащие установленный внутри барабана поводок, несущий свободно посаженные на его пальцах фрикционные колодки (С.К.Дьяченко, С.З.Столбовой, Расчет и проектирование деталей машин. Изд. "Техника", Киев, 1964, стр.215-216).

Задачей изобретения является расширение эксплуатационных возможностей центробежной муфты путем обеспечения принудительного отжатия фрикционных колодок в момент действия момента трения между колодками и барабаном.

Поставленная задача достигается тем, что во фрикционную центробежную муфту, содержащую основной поводок, несущий свободно посаженные на нем фрикционные колодки, введен смонтированный на основном поводке дополнительный поводок, имеющий привод в виде косых зубьев, а также механизм принудительного отжатия фрикционных колодок, при этом механизм отжатия выполнен в виде подпружиненной вдоль оси вращения колодок обоймы, внутри которой на шариковом подшипнике расположена установленная с возможностью продольного перемещения относительно оси вращения полумуфта, имеющая косые пазы для взаимодействия с зубьями упомянутого привода, а дополнительный поводок связан с колодками жесткой связью.

На фиг.1 изображена фрикционная муфта сцепления, общий вид; на фиг.2 - вид А на фиг.1, со снятым барабаном; на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - общий вид полумуфты; на фиг.5 - общий вид дополнительного поводка.

Устройство фрикционной муфты следующее.

Основной поводок 1 неподвижно закреплен при помощи шпонки 2 на ведущем валу 3. На основном поводке закреплены два пальца 4. На этих пальцах свободно посажены размещаемые внутри ведомого барабана 5 колодки 6. На каждой колодке прикреплена накладка 7 из фрикционного материала. Колодки соединены между собой стягивающими их к центру вала вращения пружинами 8 (фиг.2), закрепленными другими концами в самих колодках.

На ступице 9 основного поводка посажен дополнительный поводок 10. На ступице 11 дополнительного поводка установлен привод для перемещения его в направлении, противоположном действию центробежных сил, который выполнен в виде косых зубьев 12. Через отверстия 13 в стенке основного поводка свободно проходят два пальца 14, закрепленные на дополнительном поводке. На этих пальцах неподвижно закреплены жесткие тяги 15. Другой конец тяг также неподвижно установлен на осях 16 (фиг.2), закрепленных на колодках.

Одновременно на ведущем валу закреплен механизм принудительного отжатия колодок. Механизм включает закрепленную на шпонке 2 ведущего вала втулку 17. От осевого перемещения втулка и основной поводок закреплены болтовым соединением 18. Втулка имеет шпонку 19, по которой может перемещаться полумуфта 20. Полумуфта имеет внутренние косые пазы 21 (фиг.4), установленные на зубьях дополнительного поводка.

На полумуфту посажен шарнирный подшипник 22, обеспечивающий свободное вращение ее относительно обоймы 23, имеющей направляющие реборды 24. Рычаг 25, опирающийся на шаровую опору 26, установленную в пластине 27 двигателя, и подпружиненный вдоль оси вращения муфты пружиной 28, соединен одним концом с приводом 29 сцепления. Другой конец выполнен в виде вилки, которая заходит в паз между ребордами ролика.

Работа муфты протекает следующим образом.

При запуске двигателя с вращением ведущего вала 3 вращаются втулка 17, полумуфта 20, дополнительный поводок 10 и основной поводок 1 вместе с колодками 6, барабан 5 неподвижен. С увеличением числа оборотов ведущего вала 3 под действием центробежных сил колодки, преодолевая силу пружин 8, будут поворачиваться на пальцах 4 и расходиться. При определенных оборотах вала они вплотную подойдут к внутренней поверхности барабана 5, но давления на него оказывать не будут, так как при этом центробежная сила будет уравновешиваться силой пружин 8. При дальнейшем увеличении числа оборотов вала центробежная сила, увеличиваясь, даст момент трения, который и захватит барабан во вращение.

При необходимости переключения передач, не сбрасывая оборотов ведущего вала, отжатие фрикционных колодок 6 от поверхности барабана осуществляется включением тросового привода 29. Усилие привода 29 сжимает пружину 28, что приводит во вращение рычаг 25 вокруг шаровой опоры 26, который своим вильчатым концом оттягивает обойму 23. Вслед за собой обойма потянет за собой вдоль оси вращения колодок и полумуфту 20. Благодаря возможности перемещения ее по шпонке 19 и наклонным пазам 21 зубья 12 развернут дополнительный поводок 10 на некоторый угол, достаточный, чтобы жесткие тяги 15 оттянули колодки от поверхности барабана в сторону, противоположную действию центробежных сил. Между колодками и барабаном исчезнет момент трения. Барабан остановится.

При снятии усилия с тросового привода 29 элементы механизма отжатия вернутся в первоначальное положение, а так как обороты двигателя не падали, под действием тех же центробежных сил, при которых действует момент трения, барабан опять будет вращаться.

Данная конструкция центробежной муфты позволяет переключать передачи на оборотах ведущего вала, при которых действует момент трения между фрикционными колодками и барабаном, тем самым сократить время при переключении с одной передачи на другую.

Формула изобретения

Фрикционная центробежная муфта, содержащая основной поводок, несущий свободно посаженные на нем фрикционные колодки, отличающаяся тем, что она снабжена смонтированным на основном поводке дополнительным поводком, имеющим привод в виде косых зубьев, а также механизмом принудительного отжатия фрикционных колодок, при этом механизм отжатия выполнен в виде подпружиненной вдоль оси вращения колодок обоймы, внутри которой на шариковом подшипнике расположена установленная с возможностью продольного перемещения относительно оси вращения полумуфта, имеющая косые пазы для взаимодействия с зубьями упомянутого привода, а дополнительный поводок связан с колодками жесткой связью.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к предохранительным муфтам. Муфта предохранительная содержит ведущий и ведомый валы, установленные с возможностью вращения на ось между ними. На ось плотно посажены пружины, закрепленные одним концом на валах. При вращении вала (1) в одну сторону витки пружины (4) будут увлекать за собой ось (3) с напрессованной пружиной (5), которая будет вращать ведомый вал (2). При превышении расчетного момента на валу (2) ось (3) начнет проворачиваться в пружине (5). Если материал пружины имеет коэффициент линейного расширения, больший, чем у материала оси (3), то от возникающего при трении тепла натяг пружины будет ослабевать, что уменьшает износ трущихся поверхностей. При вращении вала (1) в другую сторону при возрастании момента на валу (2) больше допустимого пружина (4) будет проворачиваться на оси (3), которая от поворота в указанном направлении будет удерживаться затягивающейся пружиной (5). Достигается упрощение конструкции. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх