Волновая реечная передача с промежуточными звеньями в виде клиньев

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании транспортных и технологических модулей. Волновая реечная передача с промежуточными звеньями в виде клиньев содержит зубчатую рейку и устройство, состоящее из вала и предназначенное для ортогонального перемещения клиньев к рейке, выполненных с возможностью перемещения в направляющих и связанных с герметизирующей мембраной. На валу, вдоль его оси по винтовой линии, установлены втулки с эксцентриситетом относительно оси вала, клинья выполнены в виде многозубых гребенок, каждая из которых соединена гибкой пластиной с шатуном, выполненных за одно целое. Технический результат заключается в создании устройства для ввода поступательного движения в изолированное пространство, обладающего повышенными характеристиками по тяговому усилию на рейке, жесткости, быстродействию, надежности. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании транспортных и технологических модулей для построения технологического оборудования производства в среде, требующей изоляцию от другой среды или от нормальных условий обитания человека.

Известна волновая реечная передача с промежуточными звеньями в виде клиньев (Лапин А.П. Передачи с промежуточными звеньями и их классификация, сб.: Теория передачи в машинах. Труды III совещания по основным проблемам ТММ. - М.: Машгиз, 1963, с.157-167), содержащая зубчатую рейку и устройство для перемещения клиньев ортогонально к рейке, выполненное в виде плоского кулачка с наклонными поверхностями, взаимодействующими с клиньями.

Известна также волновая реечная передача с промежуточными звеньями в виде клиньев (а.с. №1298454, кл. F 16 H 19/04, 1980 г.), предназначенная для передачи движения из одной среды в другую, содержащая зубчатую рейку, закрепленную на исполнительном органе, и устройство для перемещения клиньев, расположенное ортогонально к рейке, выполненное в виде вала, и размещенных вдоль его оси по винтовой линии плоских кулачков. Между кулачковым и реечным механизмами размещена герметичная диафрагма, соединенная с корпусом и с каждым из клиньев в средней его части.

Недостатками известных передач являются их сравнительно низкая жесткость, вследствие линейчатого контакта кулачков с клиньями; низкие тяговая способность и коэффициент перекрытия за счет того, что каждый приводной клин взаимодействует только с одним зубом рейки. Также недостатком известной передачи является наличие пружин для силового замыкания кулачков с клиньями, что усложняет конструкцию механизма и ограничивает его быстродействие.

Задачей изобретения является создание устройства для неограниченного поступательного ввода движения в изолированное пространство, обладающего повышенными характеристиками по тяговому усилию на рейке, жесткости, быстродействию, надежности.

Поставленная задача решается тем, что в волновой реечной передаче с промежуточными звеньями в виде клиньев, содержащей зубчатую рейку и устройство, состоящее из вала и предназначенное для ортогонального перемещения клиньев к рейке, выполненных с возможностью перемещения в направляющих и связанных с герметизирующей мембраной, согласно изобретению на валу вдоль его оси по винтовой линии установлены втулки с эксцентриситетом относительно оси вала, клинья выполнены в виде многозубых гребенок, каждая из которых соединена гибкой пластиной с шатуном, выполненных заодно целое.

Предлагаемая волновая реечная передача обеспечивает контакт вала с шатуном по цилиндрической поверхности; применение гибкой пластины, соединенной с шатуном, исключает вращательную кинематическую пару, обычно используемую между шатуном и клином в кривошипно-ползунных механизмах; применение многозубой гребенки увеличивает площадь контакта клина с рейкой и коэффициент перекрытия. Все это повышает жесткость кинематической цепи, полезное тяговое усилие на рейке, плавность движения рейки и упрощает конструкцию.

На фиг.1 изображена волновая реечная передача (общий вид); на фиг.2 - разрез А-А; на фиг.3 - узел В.

Волновая реечная передача с промежуточными звеньями в виде клиньев содержит корпус 1, зубчатую рейку 2, закрепленную на исполнительном органе, приводной вал 3, на котором размещены вдоль его оси по винтовой линии втулки 4, установленные с эксцентриситетом относительно оси вала 3 и контактирующие через подшипники 5 с клиньями, которые выполнены в виде многозубых гребенок 6, каждая из которых соединена гибкой пластиной 7 с шатуном 8, выполненных заодно целое. Клинья установлены с возможностью перемещения в направляющих 9, а также герметично связаны с мембраной 10, выполняющей функцию герметизирующего органа.

Волновая реечная передача с промежуточными звеньями в виде клиньев работает следующим образом.

При вращении приводного вала 3 с втулками 4 шатуны 8, связанные с ними через подшипники 5, совершают плоскопараллельное движение, а клинья, выполненные в виде многозубых гребенок 6, взаимодействующие с направляющими 9 корпуса 1 - возвратно-поступательное. При этом гибкая пластина 7 изгибается в обе стороны на величину эксцентриситета втулок 4. Двигаясь по направлению к рейке 2, многозубые гребенки 6 взаимодействуют с ней и сообщают рейке 2 перемещение, при этом вся осевая нагрузка от рейки передается на корпус 1, а разгруженная мембрана 10 деформируется на двойную величину эксцентриситета втулок 4, выполняя функцию герметизирующего органа.

Формула изобретения

Волновая реечная передача с промежуточными звеньями в виде клиньев, содержащая зубчатую рейку и устройство, состоящее из вала и предназначенное для ортогонального перемещения клиньев к рейке, выполненных с возможностью их перемещения в направляющих и связанных с герметизирующей мембраной, отличающаяся тем, что на валу вдоль его оси по винтовой линии установлены втулки с эксцентриситетом относительно оси вала, клинья выполнены в виде многозубых гребенок, каждая из которых соединена гибкой пластиной с шатуном, выполненных за одно целое.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам для преобразования возвратного движения во вращательное, и может быть использовано, например, в передачах с мускульным приводом, в частности – в приводе велосипеда

Изобретение относится к машиностроению, производящему механизмы транспортировки грузов на расстоянии, вдвое большее, чем возможна подача цилиндром с ограниченным ходом

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым механизмам для преобразования возвратного движения во вращательное, и может быть использовано в приводе велосипеда

Изобретение относится к области механики, используется в качестве преобразователя движений и может быть применено в различных отраслях, в том числе и в медицине в автодистракторных системах Илизарова

Изобретение относится к двигателестроению и, в частности, к устройствам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, содержащим зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с подвижной зубчатой рамкой

Изобретение относится к области двигателестроения, компрессоростроения, а именно к устройству преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное (и наоборот)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидравлическим приводам для преобразования возвратно-поступательного движения входных звеньев в возвратно-вращательное движение выходного звена

Изобретение относится к машиностроению и применено в области объемных машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к преобразователям возвратно-поступательного движения во вращательное и обратно, и может найти применение в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, прессах и других устройствах

Изобретение относится к устройству зубчатого зацепления обкатывающего зубчатого колеса с двумя зубчатыми рейками, при котором зубчатое колесо переходит при обкате с одной рейки на другую

Изобретение относится к машине с вращающимся поршнем, содержащей корпус с призматической камерой, поперечный разрез которой образует овал нечетного порядка, состоящий из чередующихся дуг первого, меньшего, и второго, большего, радиусов кривизны, которые непрерывно и дифференцируемо переходят одна в другую и образуют при этом соответственно первые и вторые цилиндрические части внутренней стенки камеры; призматический вращающийся поршень, боковая поверхность которого имеет диаметрально противоположные цилиндрические части, которые имеют первый радиус кривизны и одна из которых располагается с возможностью вращения в соответствующей первой цилиндрической части внутренней стенки камеры, а другая прилегает к противоположной части внутренней стенки камеры, так что вращающийся поршень в любом положении делит камеру на два рабочих пространства, объемы которых при вращении поршня попеременно увеличиваются и уменьшаются, причем цилиндрические части боковой поверхности вращающегося поршня определяют срединную плоскость, в которой расположены мгновенные оси вращения вращающегося поршня, проходящие вдоль осей цилиндрических частей его боковой поверхности; средства для периодического впуска рабочего тела в рабочие пространства и выпуска его оттуда, причем на каждом участке движения вращающийся поршень первой из диаметрально противоположных частей своей боковой поверхности поворачивается в первой части внутренней стенки камеры, вращаясь вокруг соответствующей мгновенной оси вращения, проходящей вдоль оси цилиндрической поверхности первой части внутренней стенки камеры, а второй частью скользит вдоль противоположной второй части внутренней стенки камеры к следующей по направлению вращения первой части внутренней стенки камеры, где он достигает крайнего положения участка движения, после чего мгновенная ось вращения поршня скачком переходит в измененное положение, определяемое упомянутой следующей частью внутренней стенки и соответствующее другой оси вращения поршня, для последующего участка движения вращающегося поршня; и средства сцепления ведущего или ведомого вала с вращающимся поршнем

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к преобразователям возвратно-поступательного движения во вращательное и обратно, и может применяться в поршневых двигателях, насосах, компрессорах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, а также в насосах и компрессорах объемного типа

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчато-рычажным механизмам с рейкой, и может быть использовано, например, для привода механизмов долбежного станка, стеклоочистителя автомобиля, щеточного очистителя решет зерноочистительных машин, в машинах-автоматах и т.п
Наверх