Составное зубчатое колесо

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин. Составное зубчатое колесо содержит венец и ступицу, разъемный в диаметральной плоскости диск, состоящий из двух частей, скрепленных между собой винтами, и два ряда роликов, которые помещены во втулки из армированного материала и по торцам снабжены прокладками из вибропоглощающего материала, а ролики выполнены в виде обойм, залитых свинцом. Технический результат заключается в снижении виброакустической активности составных зубчатых колес за счет создания двухкаскадной виброизолирующей системы. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин. Наиболее эффективно предложенное составное зубчатое колесо может быть использовано в передачах, к виброакустичеким характеристикам которых предъявляются повышенные требования.

Известны составные зубчатые колеса пониженной виброактивности, содержащие венец и ступицу, соединенные между собой при помощи резьбы, и демпфирующий упругоподатливый материал, расположенный в резьбовом соединении /1/. Известные конструкции обеспечивают нагрузочную способность, близкую к предельной, ограничиваемой изгибной выносливостью зубьев, и пониженную виброакустическую активность. Однако использование таких зубчатых колес малоэффективно из-за высокого шума в среднечастотной области вследствие недостаточной толщины демпфирующего материала, ограниченной величиной радиального зазора между парными резьбовыми профилями венца и ступицы.

Известно также составное зубчатое колесо, выбранное в качестве прототипа, содержащее венец и ступицу, соединенные между собой посредством роликов /2/. Известная конструкция составного зубчатого колеса предназначена для снижения виброактивности, повышения точности и долговечности колес.

Однако в данной конструкции не предусмотрена многозвенная система виброизоляции, что потенциально обеспечивает высокий эффект гашения колебаний и уменьшает звукоизлучение конструкции колеса. Кроме того, предусмотренные в конструкции ролики обладают механическим импедансом, соизмеримым с импедансом венца и ступицы, что полностью обеспечивает прохождение высокочастотных составляющих структурного шума.

Демпфирующие элементы ступицы, выполненные в виде прорезей, расположенных в направлении хорд, образующих одинаковые углы с касательными к наружной поверхности ступицы, не обеспечивают виброакустического эффекта при изменении направления вращения, тем самым ограничивают область применения предложенной конструкции составного зубчатого колеса.

Задачей настоящего изобретения является снижение виброакустической активности составных зубчатых колес за счет создания двухкаскадной виброизолирующей системы.

Данный эффект достигается тем, что диск зубчатого колеса сделан разъемным в диаметральной плоскости и в зубчатое колесо внесены два ряда роликов, которые помещены во втулки и по торцам снабжены прокладками, например из резины, а на внутренних поверхностях ступицы и венца под эти прокладки выполнены прорези. Ролики выполнены в виде обойм, залитых свинцом.

Существенность отличий заявляемого устройства в сравнении с прототипом заключается в том, что ролики используются как элементы, вносящие активные потери в систему колебаний с настройкой на противорезонанс конструкции, кроме того, в схему двухкаскадной виброизоляции заложен двойной принцип шумо- и виброглушения, то есть, во-первых, все основные элементы виброизолированы друг от друга, во-вторых, колеблющиеся элементы передают энергию колебаний виброизолирующим прокладкам, которые выполняют функцию вибропоглощения. Кроме того, существенным признаком является введение в систему виброгасящих роликов, выполненных в виде обойм, залитых свинцом - материалом с более высокой массой и коэффициентом потерь, чем элементы венца и ступицы.

Предлагаемое изобретение представлено на чертеже. Составное зубчатое колесо состоит из зубчатого венца 1 и ступицы 2, а также разъемного в диаметральной плоскости диска, состоящего из двух частей 3 и 4, скрепленных винтами 5. В качестве фиксирующих упругих элементов использованы два ряда роликов 6, оси которых параллельны оси колеса и лежат на окружности разъема венца и диска для первого ряда и на окружности разъема ступицы и диска для второго ряда, что позволяет построить двухкаскадную виброизолирующую систему. Ролики помещены во втулки из армированного материала 7 и по торцам снабжены прокладками из вибропоглощающего материала 8 и 9, а на внутренних поверхностях венца и ступицы выполнены прорези под эти прокладки.

Устройство работает следующим образом. Сигнал, генерируемый зубчатой передачей, представляет собой периодическую последовательность коротких импульсов. Зубья колес в связи с погрешностями шагов и упругими деформациями входят в контакт не на линии зацепления, а на некоторой нерасчетной точке, в результате чего между вступившими в контакт профилями зубьев не будет общей нормали. Таким образом, усилия, возникающие на рабочих поверхностях зубьев, передаются венцу 1, при этом возникают как вынужденные колебания, зависящие от амплитуды возмущающей нагрузки и частоты вращения, так и собственные, определяемые размерами и формой деталей составного зубчатого колеса. Колебания от зубчатого венца 1 проходят в армированную асбестовыми нитями либо углеродистыми волокнами резиновую втулку 7 и частично поглощаются в ней. Прошедшая часть колебательной энергии из армированной втулки 7 воспринимается упругими вибродемпфирующими роликами 6, выполненными в виде обойм, залитых свинцом, где и происходит активное гашение колебаний. Потери колебательной энергии в роликах обусловлены деформациями замкнутого объема свинца, возникающими при распространении упругой волны в диаметральном направлении. В случае, если колебательная энергия не полностью поглощена в первом ряде роликов или происходит пробой колебательной энергии на некоторых частотах, то оставшаяся ее часть воспринимается вторым рядом упругих демпфирующих элементов, где происходит полное гашение колебательной энергии.

Конструкция такого составного зубчатого колеса позволяет варьировать диаметром и количеством роликов с целью настройки на противорезонанс системы, тем самым резко снижая ее виброакустическую активность.

Данное зубчатое колесо можно изготовить на стандартном промышленном оборудовании.

Источники информации

1. А.с. №502166, F 16 H 55/14, 1976 г.

2. А.с. №894288, F 16 H 55/14, 1981 г. (прототип).

Формула изобретения

Составное зубчатое колесо, состоящее из венца, ступицы и роликов, отличающееся тем, что содержит разъемный в диаметральной плоскости диск, состоящий из двух частей, скрепленных между собой винтами, ролики выполнены в виде обойм, залитых свинцом, помещенных во втулки из армированного материала, размещены в два ряда, оси которых параллельны оси колеса и лежат на окружности разъема венца и диска для первого ряда и на окружности разъема ступицы и диска - для второго ряда, и по торцам снабжены прокладками из вибропоглощающего материала.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в приводах вращательного движения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении зубчатых изделий (рейка, венец с внешними зубьями) с пустотелыми зубьями пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в различных устройствах, например в цепных передачах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах с высокой точности и плавностью хода

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла

Изобретение относится к средствам и способам снижения вибрации, шума и колебаний зубчатых передач различного оборудования, машин, агрегатов, механизмов, насосов, турбокомпрессоров, редукторов, мультипликаторов, многоступенчатых коробок передач, колес рельсового транспорта

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими зубчатыми колесами, имеющими непрямые зубья. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец. Со стороны торца зубчатого колеса, к которому направлена осевая сила, действующая на зубчатый венец при зацеплении вращающегося зубчатого колеса с парным колесом работающей под нагрузкой передачи, расположена пара упорных роликов, примыкающих своими поверхностями катания к этому торцу венцового колеса. Ролики установлены с возможностью своего свободного вращения на осях, расположенных радиально и неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса. Ролики разнесены относительно друг друга в плоскости вращения зубчатого колеса, симметрично относительно линии центров парных колес передачи. Угол между осью вращения каждого ролика и линией центров колес передачи не меньше, чем угол зацепления этих колес. Достигается повышение прочности зубчатого колеса за счет уменьшения воздействия осевой силы на зубчатое колесо. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими колесами. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец. Со стороны обоих торцов зубчатого колеса, в районе его зацепления с парным колесом, расположены дугообразные опорные элементы, укрепленные неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса и прилегающие эквидистантно к его поверхностям посредством антифрикционных прокладок, укрепленных на опорных элементах, со стороны торца зубчатого колеса, откуда направлена осевая сила, создающая при работе зубчатого колеса в передаче. Опорный элемент прилегает к внутренней поверхности венцового колеса, со стороны торца зубчатого колеса, куда направлена упомянутая осевая сила. Опорный элемент прилегает к внутренней поверхности венцового колеса и к торцу венцового колеса и имеет в сечении Г-образную форму. Поверхности опорных элементов, прилегающие к поверхностям зубчатого колеса, расположены симметрично относительно линии центров парных зубчатых колес. Поверхности опорных элементов по своим размерам поперек линии центров парных зубчатых колес больше, чем ширина зоны зацепления этих парных зубчатых колес. Достигается повышение прочности зубчатого колеса за счет уменьшения воздействия осевой силы на зубчатое колесо. 2 ил.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра и с широкими зубчатыми венцами. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска и венцовое колесо с зубчатым венцом, причем ширина венцового колеса и зубчатого венца больше толщины диска тела. В области зоны зацепления зубчатого колеса с парным зубчатым колесом зубчатой передачи со стороны внутренней поверхности венцового колеса с обоих торцов диска тела расположены опорные ролики. Ролики установлены с возможностью свободного вращения в плоскости вращения зубчатого колеса на осях, неподвижных относительно вращающегося зубчатого колеса и с контактированием своими поверхностями катания с внутренней поверхностью венцового колеса. Обеспечивается повышение прочности зубчатого колеса без увеличения его материалоемкости. 2 ил.

Изобретение относится к конструкциям зубчатых колес, применяемых в редукторах турбореактивных двигателей. Зубчатое колесо (26) проходит в осевом направлении и в радиальном направлении и содержит радиальный диск (30), несущий осевой кольцевой обод (34). Обод (34) снабжен зубьями (40). Диск (30) имеет усеченно-коническую форму и оснащен устройством (42) гашения колебаний, состоящим из слоя (44) вязкоупругого материала и опорного слоя (46). Слой (44) вязкоупругого материала расположен аксиально между радиальным диском (30) и опорным слоем (46) и прикреплен непосредственно к диску (30). Слой (44) вязкоупругого материала вулканизируют на радиальном диске (30) или приклеивают к нему. Улучшаются массогабаритные характеристики зубчатого колеса при сохранении удовлетворительного уровня гашения колебаний. 4 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх