Боевой вертолет



 

Вертолет содержит фюзеляж с кабиной экипажа в его носовой части, несущую систему, силовую установку и комплекты бронепанелей для защиты зоны расположения экипажа в кабине и элементов силовой установки. В лобовой части кабины дополнительно установлен комплект бронепанелей для защиты экипажа спереди, а комплект для защиты экипажа сбоку включает бронепанели, установленные снаружи кабины экипажа по бокам ее носовой части. По заднему и нижнему контурам блистеров установлены бронепанели для дополнительной защиты экипажа сбоку, а в дополнение к ним по нижнему контуру бокового остекления кабины установлены дополнительные бронепанели. Между спинкой сиденья и соответствующей бортовой панелью под углом к ней установлены бронепанели для защиты экипажа сзади-сбоку. Силовая установка снабжена комплектом бронепанелей, расположенных снаружи по бокам капотов двигателей, а также по бокам зон расположения гидроусилителей и гидросистемы силовой установки. Размещение на боевом вертолете по предлагаемой схеме комплекта бронепанелей, выполненных из новых бронезащитных материалов на основе керамики, обладающих высокими бронезащитными характеристиками и относительно небольшим весом, позволяет увеличить общую площадь бронирования боевого вертолета и обеспечить максимальную защиту экипажа. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к конструкции боевого вертолета, оборудованного средствами бронезащиты.

Усиление бронезащиты экипажа боевого вертолета ограничено влиянием ее существенного веса, в частности на центровку вертолета. С появлением бронезащитных конструктивных материалов на основе керамики, вес которых существенно меньше применяемых ранее металлических бронеплит, появилась возможность улучшить бронезащиту экипажа и ответственных элементов конструкции боевого вертолета. Американская Фирма Armour of America согласно рекламе обеспечивает защиту вертолетов и экипажа при дальности ведения огня из стрелкового оружия 100 м. Фирма предлагает три варианта бронирования для защиты от пуль и осколков: бронированный пол в кабине экипажа; бронированный пол и спинки сидений в кабине экипажа; бронированный пол в кабине экипажа и десантников. Установку или замену комплекта брони на вертолете могут выполнить два человека в течение часа. Удельный вес брони 34 кг/м2.. На серийных военных вертолетах суммарная площадь броневых панелей незначительна. Дополнительно для членов экипажа предусмотрены шлемы и бронежилеты.

В частности, на боевом вертолете США АН-64А “АПАЧ” (см. обзор открытой иностранной печати “Боевой вертолет Макдоннелл-Дуглас АН-64А “АПАЧ”, ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского, 1989, с.8, 13 - ближайший аналог) пол кабины экипажа усилен бороволокном, двухместная кабина экипажа с тандемным расположением сидений защищена броней снизу и сбоку, а между передним и задним сидениями летчиков установлена броневая прозрачная перегородка для защиты сзади. Изготовленные из кевлара и полиакрилата элементы бронезащиты используются для защиты от пуль и снарядов калибром, соответственно, 12,7 и 23 мм. На уровне плеч летчика и стрелка имеются также выдвижные защитные щитки.

Однако эксплуатация вертолетов в реальных боевых условиях показывает недостаточную надежность бронезащиты в соответствии с известной схемой расположения бронепанелей.

Проведенные исследования и испытания условий возможного поражения вертолета позволили на основе использования новых конструкционных материалов для бронепреград с оптимальным сочетанием параметров керамики и подложки (заявка МВЗ им. М.Л.Миля №2001107577/02 (008113)) создать усиленную схему бронезащиты вертолета.

Задачей, решаемой заявленными изобретения, является размещение на боевом вертолете комплекта бронепанелей по схеме, обеспечивающей максимальную защиту экипажа и возможность легкой установки бронепанелей на вертолете.

Эта задача решена тем, что на боевом вертолете, содержащем фюзеляж с кабиной экипажа в его носовой части, несущую систему, силовую установку и комплекты бронепанелей для защиты зоны расположения экипажа в кабине снизу, сзади и сбоку, - в лобовой части кабины установлен комплект бронепанелей для защиты экипажа спереди, а комплект для защиты экипажа сбоку включает бронепанели, установленные снаружи кабины экипажа по бокам ее носовой части.

По заднему и нижнему контурам блистеров установлены бронепанели для дополнительной защиты экипажа сбоку. При этом по нижнему контуру бокового остекления кабины могут быть установлены дополнительные бронепанели.

Между спинкой сиденья и соответствующей бортовой панелью под углом к ней установлены бронепанели для защиты экипажа сзади-сбоку.

Силовая установка снабжена комплектом бронепанелей, расположенных снаружи по бокам капотов двигателей, а также по бокам зон расположения гидроусилителей и гидросистемы силовой установки.

Предлагаемая схема установки бронепанелей основана на результатах анализа статических данных поражений вертолетов и их эксплуатации в реальных условиях.

Размещение комплекта бронепанелей в лобовой части кабины экипажа дополнительно защищает членов экипажа от огня со стороны лобовой части кабины, а вместе с комплектом наружных бронепанелей по бокам носовой части кабины образуют подобие защитной полусферы для членов экипажа. Выполнение боковых панелей наружными упрощает их установку на вертолете, в то время как внутренняя компоновка кабины не всегда позволяет расположить бронепанели для защиты зоны расположения экипажа сбоку. Комплект бронепанелей для лобовой части кабины может включать две или три симметрично расположенных бронепанели, а их высота может варьироваться в зависимости от установленного в кабине оборудования.

Комплект бронепанелей, установленных по нижним контурам блистеров и бокового остекления, дополняет комплект наружных бронепанелей, защищающий кабину по бортам, до уровня необходимого бокового обзора, а по заднему контуру блистеров – как бы примыкает к вертикальным бронепанелям, установленным между спинками сидений и соответствующей бортовой панелью. Эти бронепанели существенно улучшают эффективность защиты экипажа сбоку и сзади-сбоку.

Использование новых материалов позволяет защитить не только кабину экипажа, но и жизненно важные узлы вертолета, в частности двигатели, гидроусилители и гидросистему.

Установка комплектов бронепанелей как внутри, так и снаружи фюзеляжа может быть выполнена с помощью обычного крепежа к ближайшим несущим элементам по разработанной схеме.

Все или некоторые панели комплектов могут выполняться съемными.

Броня легко устанавливается по мере необходимости в зависимости от полетного задания. При этом в случае необходимости такая броня может устанавливаться и на гражданский вертолет, используемый в зоне боевых действий. При существенном увеличении общей площади бронирования вес брони не превышает величины, допустимой из условий ее влияния на центровку вертолета.

Боевой вертолет представлен чертежами, где изображены:

на фиг.1 – боевой вертолет со схемой расположения бронепанелей;

на фиг.2 – схема установки бронепанелей в кабине экипажа, общий вид;

на фиг.3 – то же, вид сверху;

на фиг.4 – то же, вид спереди;

на фиг.5 – схема установки бронепанелей на элементах силовой установки.

Боевой вертолет, содержащий фюзеляж 1 с кабиной экипажа 2 в носовой части, несущую систему, включающую несущий 3 и рулевой 4 винты, силовую установку, включающую двигатели 5, а также комплекты бронепанелей для защиты членов экипажа и жизненно важных узлов и агрегатов. В кабине 2 боевого вертолета в зоне расположения членов экипажа предусмотрено размещение комплектов бронепанелей, включающих: закрепленные на полу бронепанели 6 в зоне расположения ног летчиков и бронепанели 7 - под сиденьями, защищающие снизу; вертикально установленные бронепанели 8 – в спинках сидений, и вертикальные бронепанели 9 – под углом между бронепанелями 8 в спинках сидений и соответствующей бортовой панелью фюзеляжа 1, защищающие сзади-сбоку; вертикально установленные спереди в лобовой части под щитками приборов бронепанели 10, защищающие спереди.

Комплект бронепанелей 10 может несколько бронепанелей, установленных в лобовой части кабины экипажа 2 вертикально или наклонно в соответствии с особенностями оборудования, возможностью крепления и целесообразностью соответствия ответной поверхности лобовой части фюзеляжа.

Комплект бронепанелей 11 установлен снаружи по бокам носовой части кабины 2 и может включать, например, по три бронепанели, расположенные по бокам симметрично в соответствии с формой поверхности фюзеляжа. Сверху к ним примыкают бронепанели 12, расположенные по нижнему и заднему контурам блистеров, и бронепанели 13, расположенные по нижнему контуру бокового остекления кабины 2. Бронепанели 12, 13 устанавливаются с учетом антропометрических данных экипажа.

Силовая установка вертолета может быть снабжена комплектом бронепанелей 14, расположенных снаружи по бокам капотов двигателей, и комплектом бронепанелей 15, расположенных по бокам зон расположения гидроусилителей и гидросистемы.

При необходимости включения в экипаж третьего члена и установки для него сиденья у двери кабины в комплект дополнительно могут быть включены: бронепанель 16 на двери кабины летчиков, бронепанели 17 слева и справа по бокам от двери бронепанель 18 на полу у двери для защиты дополнительного сидения.

При установке бронезащиты на вертолет могут быть внесены несущественные вариации в комплектацию и конфигурацию бронепанелей комплектов в соответствии с особенностями конструкции вертолета, а также с учетом типоразмеров бронезащитных керамических материалов.

Бронепанели выполняются из многослойного материала в виде подложки из алюминиевого сплава, слоя керамических пластин из оксида алюминия и наружной облицовки из стеклоткани. При использовании комбинированной брони толщиной 17 мм с массой 53 кг/м2 броня выдерживает попадания бронебойных пуль калибра 7,62 мм по нормали к поверхности с дистанции 10 м.

Размещение на боевом вертолете по предлагаемой схеме комплекта бронепанелей, выполненных из новых бронезащитных материалов на основе керамики, обладающих высокими бронезащитными характеристиками и относительно небольшим весом, позволяет увеличить общую площадь бронирования боевого вертолета и обеспечить максимальную защиту экипажа.

Формула изобретения

1. Боевой вертолет, содержащий фюзеляж с кабиной экипажа в его носовой части, несущую систему, силовую установку и комплекты бронепанелей, установленные в кабине для защиты снизу, сзади и сбоку зоны расположения экипажа, отличающийся тем, что он снабжен комплектом для защиты зоны расположения экипажа спереди, бронепанели которого установлены внутри кабины в ее лобовой части, а бронепанели комплекта для защиты зоны расположения экипажа сбоку установлены снаружи кабины по бокам ее носовой части, при этом внутри кабины между бортом и соответствующей спинкой сидения, под углом к ней дополнительно установлены две вертикальные бронепанели.

2. Боевой вертолет по п.1, отличающийся тем, что дополнительные бронепанели установлены по заднему и нижнему контурам блистеров и нижнему контуру бокового остекления до уровня необходимого бокового обзора, соответствующего антропометрическим данным летчиков.

3. Боевой вертолет по п.1, отличающийся тем, что силовая установка снабжена комплектом бронепанелей, расположенных снаружи по бокам капотов двигателей и по бокам зон расположения гидроусилителей и гидросистемы силовой установки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к военным, а также специальным конструкциям с противопульным бронированием и может быть использовано в кабинах, спецвагонах или фургонах транспортных средств и стационарных установках для защиты личного состава от огня стрелкового оружия

Изобретение относится к бронетанковой и специальной инженерной технике, предназначенной для преодоления заминированной местности и заминированных путей движения техники и людей

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к бронекорпусам и способам их изготовления, и может быть использовано при изготовлении бронированных машин на базовом шасси танков серии Т-80

Изобретение относится к бронированным машинам, в частности к изготовлению бронированных корпусов

Изобретение относится к области броневых конструкций, а конкретно к корпусам танков, и может быть использовано для защиты бронетанковой техники

Изобретение относится к области вооружения, в частности к военным гусеничным машинам, оснащенным системой противовоздушной обороны

Изобретение относится к области вооружения и военной техники, в частности к защите боевой машины (БМ) от средств воздушного нападения (СВН), например, с помощью пулеметных (пушечных) установок

Танк // 2218543
Изобретение относится к области бронетанковой техники, а конкретно к танкам, и может быть использовано для повышения огневой мощи вновь разрабатываемых или модернизированных танков

Танк // 2217685
Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к оборудованию танков системами пожаротушения

Изобретение относится к области вооружения и военной техники, в частности к защите боевой машины (БМ) от средств воздушного нападения (СВН), например, с помощью пулеметных (пушечных) установок

Изобретение относится к бронетанковой технике

Изобретение относится к области бронетанковой техники, а именно к учебно-тренировочным средствам обучения вождению, обеспечивающим безопасность движения боевых машин с высокой скоростью в колонне и позволяющим быстро приобретать необходимые навыки в выдерживании безопасной дистанции между машинами при совершении маршей

Изобретение относится к области бронетанковой техники, в частности к системам управления военной гусеничной машиной с газотурбинным двигателем (ГТД)

Изобретение относится к области бронетанковой техники, в частности к танкам

Изобретение относится к области бронетанковой техники и предназначено для использования в жидкостной системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания танка

Изобретение относится к области вооружения, в частности к военным гусеничным машинам, оснащенным системой противовоздушной обороны

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в различных видах наступательного и оборонительного боя в качестве средства огневой поддержки

Изобретение относится к транспортным средствам, а более конкретно, к транспортным средствам с броневым корпусом

Изобретение относится к бронетанковой технике, преимущественно к боевым машинам десанта воздушно-десантных войск

Изобретение относится к области вооружения и военной техники, в частности к защите боевой машины (БМ) от средств воздушного нападения (СВН), например, с помощью пулеметных (пушечных) установок
Наверх