Информационно-управляющий комплекс многофункциональных летательных аппаратов
Изобретение относится к средствам решения задач навигации, управления и наведения многофункциональных летательных аппаратов. По магистрали информационного обмена систем соединены входами-выходами радиотехнические средства навигации, обзорно-прицельные средства, системы опознавания образов, инерциальные датчики и системы, воздушные датчики и системы, индикационно-управляющие устройства и вычислительная система. Последняя включает в себя взаимосоединенные по магистрали вычислительного информационного обмена блок формирования параметров состояния, блок комплексной обработки информации, блок ввода-вывода и управления информационным обменом, блок объединенной базы данных, блок защиты от действия естественных и искусственных помех, блок информационной адаптации комплекса, блок синтеза параметров окружающего пространства, блок синтеза параметров состояния и блок логической комплексной обработки информации. Изобретение расширяет функциональные возможности комплекса и повышает эффективность его работы. 1 ил.
Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к комплексам навигации, управления и наведения летательных аппаратов (ЛА). В наиболее близком аналоге, приведенном в книге [1] (Бабич О.А. Обработка информации в навигационных комплексах. - М.: Машиностроение, 1991 г. на стр. 6-16, 391-507), представлен информационно-управляющий комплекс (ИУК) ЛА, включающий в себя навигационные, пилотажные, прицельные, обзорные, измерительные датчики и системы, работающие на различных физических принципах: инерциальные навигационные системы (ИНС) и датчики; радиотехнические средства навигации, включающие радиосистемы ближней (РСБН) и дальней (РСДН) навигации, доплеровские измерители скорости и сноса (ДИСС), спутниковые навигационные системы (СНС); системы опознавания образов естественных и искусственных полей (рельефа земной поверхности, магнитного поля Земли, гравитационного поля Земли, поля радиолокационного контраста и др.); воздушные (аэрометрические) датчики и системы, включающие в себя систему воздушных сигналов (СВС) и датчики углов атаки и скольжения (ДУАС); обзорно-прицельные средства локации пространства, визирования ориентиров и слежения за подвижными и неподвижными объектами (астровизирные средства, тепло-, оптико-, радио- визирные средства), а также вычислительную систему, обеспечивающую информационный обмен между датчиками и системами и расчет необходимых навигационно-пилотажных и специальных параметров состояния ЛА. Вычислительная система при этом содержит следующие блоки: блок ввода-вывода и управления информационным обменом, обеспечивающий информационный обмен между компонентами комплекса; блок формирования параметров состояния ЛА, обеспечивающий расчет основных информационных параметров состояния и движения ЛА (азимуты и дальности до ориентиров, отклонения от заданной траектории, координаты, скорости, ускорения, углы ориентации ЛА - см. [1], стр. 7); блок комплексной обработки информации, поступающей от разных измерителей. Комплекс обеспечивает обработку информации различных датчиков и систем, определение параметров движения ЛА в целом и его отдельных точек, информационное взаимодействие с экипажем, управление состоянием ЛА. Из-за наличия инструментальных и методических погрешностей датчиков и систем, из-за воздействия естественных и искусственных помех, из-за неточности априорных знаний о геофизических полях, о движении и состоянии атмосферы, о геометрии пространства, о координатах и движении радиомаяков, ориентиров, светил, спутников и проч., - параметры движения и состояния ЛА определяются с ошибками. В вычислителе комплекса реализуется (см. [1], стр. 391; [2], стр. 26-28, 80-271) метод комплексирования информации, предусматривающий проведение статистической фильтрации информации двух или нескольких систем и получении корректирующих поправок для одной из них (корректируемой). На основе скорректированной информации осуществляется расчет основных параметров состояния и движения ЛА (азимуты и дальности до ориентиров, отклонения от заданной траектории, координаты, скорости, ускорения, углы ориентации ЛА - см., например, литературу [1], стр. 171-301).Основными недостатками наиболее близкого аналога являются:1) при отказах или кратковременных отключениях отдельных систем комплекс становится неработоспособным (например, при переходе ЛА в режим сверхманевренности теряют работоспособность аэрометрические датчики, при маневрировании ЛА снижается качество работы радиотехнических и обзорно-прицельных средств);2) при расхождениях реальных ошибок и используемых в алгоритмах моделей погрешностей комплекс становится малоэффективным или даже фактически неработоспособным при исправных датчиках и системах (особенно при постановке специальных помех).Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей ИУК и, как следствие этого, повышение эффективности работы информационно-управляющего комплекса многофункциональных ЛА (МЛА), снабженных ИУК.Достигается указанный результат тем, что информационно-управляющий комплекс, содержащий взаимосоединенные входами-выходами по магистрали информационного обмена систем радиотехнические средства навигации, обзорно-прицельные средства, системы опознавания образов, инерциальные датчики и системы, воздушные датчики и системы, индикационно-управляющие устройства, вычислительную систему комплекса, включающую взаимосоединенные по магистрали вычислительного информационного обмена блок формирования параметров состояния, блок комплексной обработки информации, блок ввода-вывода и управления информационным обменом, другой вход-выход которого является входом-выходом вычислительной системы комплекса, дополнительно снабжен введенными в состав вычислительной системы комплекса блоком объединенной базы данных, блоком защиты от действия естественных и искусственных помех, блоком адаптации комплекса, блоком синтеза параметров окружающего пространства, блоком синтеза параметров состояния, блоком логической комплексной обработки информации, взаимосоединенных между собой и с блоком формирования параметров состояния, с блоком комплексной обработки информации, с блоком ввода-вывода и управления информационным обменом вычислительной системы комплекса по магистрали вычислительного информационного обмена.На чертеже представлена блок-схема информационно-управляющего комплекса, содержащего:1 - радиотехнические средства навигации РТСН;2 - обзорно-прицельные средства ОПС;3 - системы опознавания образов СОО;4 - инерциальные датчики и системы ИДС;5 - воздушные датчики и системы ВДС;6 - магистраль информационного обмена систем МИОС;18 - индикационно-управляющие устройства ИУУ;7 - вычислительную систему комплекса ВСК.При этом в состав ВСК 7 входят следующие блоки:8 - блок ввода-вывода информации и управления информационным обменом ВВУИО;9 - блок формирования параметров состояния ФПС;10 - блок комплексной обработки информации КОИ;11 - блок объединенной базы данных ОБД;12 - блок защиты от действия естественных и искусственных помех ЗДП;13 - блок адаптации информационного комплекса АИК;14 - блок синтеза параметров окружающего пространства СПП;15 - блок синтеза параметров состояния СПС;16 - блок логической комплексной обработки информации ЛКОИ;17 - магистраль вычислительного информационного обмена МВИО.Информационная взаимосвязь систем ИУК осуществляется по МИОС 6 (на чертеже обозначена тонкой сплошной линией).Информационный обмен между входами-выходами вычислительно-логических блоков ВСК 7 осуществляется по МВИО 17 (на чертеже обозначена тонкой сплошной линией).Блоки 1-5, 18 подключены своими входами/выходами к магистрали информационного обмена систем, к которой подключен также вход/выход ВСК 7, при этом входом/выходом ВСК 7 являются вход/выход блока ВВУИО 8, а другой вход/выход блока ВВУИО 8 подключен к внутренней магистрали вычислительного информационного обмена МВИО 17, к которой подключены также входы/выходы блоков 9-16.Блоки 1-5 представляют собой известные датчики и системы бортового оборудования ЛА, описанные в литературе, например [1], стр. 8-16, 171-243, 316-317, 325-327, 374-385; [2], стр. 6-22; [3], стр. 229-242. В состав блока РТ СН 1 входят: РСБН, измеряющая азимут радиомаяка и дальность до него, с помощью которых при известных координатах радиомаяка решается задача определения координат объекта; РСДН, измеряющая дальности до нескольких наземных радиостанций, с помощью которых при известных координатах станций решается задача определения координат объекта; ДИСС, измеряющая доплеровские сдвиги частот излучаемых радиосигналов, с помощью которых решается задача определения вектора скорости объекта; СНС, измеряющая временную задержку, фазовый сдвиг и доплеровский сдвиг частоты радиосигналов от космических спутников, с помощью которых при известных параметрах движения спутников решается задача определения времени, координат и скорости объекта; другие радиотехнические средства навигации, например радиовысотомер, радиокомпас и т.п. В состав блока ОПС 2 входят различные тепловые, оптические, радиолокационные средства визирования ориентиров (целей), измеряющие дальности до ориентиров и/или углы их визирования, с помощью которых при известных координатах ориентиров решается задача определения координат объекта, а при известных координатах объекта - задача определения координат целей. В состав блока СОО 3 входят измерители параметров различных геофизических поверхностных и пространственных полей: поля рельефа, магнитного поля, гравитационного поля, поля радиолокационного контраста и др., с помощью которых при известных закономерностях распределений этих полей в околоземном пространстве решается задача определения координат объекта, а при известных координатах объекта - задача картографирования указанных полей. В состав блока ИДС 4 входят: ИНС, решающие задачу автономного счисления скорости, координат и угловой ориентации объекта на основе измеряемых с помощью акселерометров и гироскопов, входящих в ИНС, ускорений и угловых скоростей (или углов ориентации) объекта; курсовертикали, решающие задачу счисления скорости и угловой ориентации объекта на основе измерительной информации гироскопов и акселерометров; акселерометры и гироскопы, измеряющие ускорения и угловые скорости (углы ориентации) в местах их расположения. В состав блока ВДС 5 входят СВС, измеряющие статические, динамические, полные давления воздуха, с помощью которых решаются задачи определения высоты и скорости объекта относительно атмосферы; ДУАС, измеряющие направления обтекающих воздушных потоков; воздушные датчики (приемники воздушных давлений, датчики углов атаки и скольжения).Блок ИУУ 18 представляет собой совокупность бортовых индикационно-управляющих устройств объекта, описанных в литературе, например [3], стр. 229-242, в число которых входят, например, система управления оружием (СУО), средства индикации и отображения информации, система связи, система автоматического управления (САУ), система дистанционного управления (СДУ), пульт управления.Блоки МИОС 6 и МВИО 17 представляют собой известные (описанные, например, в книге [4], стр. 21-24, 394-406) линии связи и информационного обмена, например, по последовательному коду, по параллельному коду, мультиплексные и др.Блок ВВУИО 8 представляет собой известное устройство (описанное, например, в книге [4], стр. 16-24, 386-406, 436-440) сопряжения вычислителя с линиями связи, осуществляющее прием, контроль и выдачу информации.Блоки ФПС 9, КОИ 10, ЗДП 12, АИК 13, СПП 14, СПС 15, ЛКОИ 16 выполнены, например, в виде однопроцессорных вычислителей ([4], стр. 31).Блок ОБД 11 выполнен, например, на постоянном запоминающем устройстве ПЗУ ([4], стр. 30).Блок ФПС 9 обеспечивает расчет параметров состояния МЛА, включающего в себя координаты, параметры движения и ориентации МЛА в целом и отдельных его точек относительно базовой системы отсчета, атмосферы, земной поверхности, ориентиров и т.п., на основе решения соответствующих уравнений, связывающих эти параметры с измеряемыми величинами, поступающими в магистраль МВИО 17 (см., например, книгу [1], стр. 7-8, 117-158, 171-283).Блок КОИ 10 обеспечивает комплексную обработку информации систем путем формирования оценок погрешностей определения параметров состояния МЛА (см., например, книгу [1], стр. 40-81, 391-507).Дополнительно введенный блок ОБД 11 обеспечивает накопление, хранение и выдачу в МВИО информации о различных естественных и искусственных полях Земли, об объектах, взаимодействующих с МЛА (ориентирах, целях, своих ЛА, небесных светилах, радиомаяках и т.п.), о внутренних параметрах ИУК, причем эта информация поступает в блок ОБД 11 посредством МВИО 17 от других блоков ВСК 7, в которых производится формирование такой информации (СПП 14, АИК 13, ЗДП 12, ЛКОИ 16).Дополнительно введенный блок ЛКОИ 16 обеспечивает уточнение параметров геофизических полей, состояния атмосферы, подстилающей поверхности, движения ориентиров и других взаимодействующих с ЛА объектов и т.п.Дополнительно введенный блок ЗДП 12 осуществляет повышение качества измерительной информации датчиков и систем путем выявления, идентификации естественных и искусственных помех и выдачи соответствующей информации в МВИО 17 для учета и накопления знаний в ОБД 11.Дополнительно введенный блок АИК 13 на основе специальной комплексной обработки избыточной информации, поступающей от измерительных датчиков и систем ИУК и из других блоков ВСК 7 по магистрали МВИО 17, обеспечивает формирование оценок внутренних параметров ИУК (относительно стабильных внутренних погрешностей) и выдачу их в МВИО 17 для учета и накопления знаний в ОБД 11.Дополнительно введенный блок СПП 14 обеспечивает расчет в зависимости от известных величин неизвестных и/или недоступных для измерений в текущий момент времени параметров априорной информации о геофизических полях, состоянии атмосферы, подстилающей поверхности, движении ориентиров и других взаимодействующих с ЛА объектов и т.п., используемой в алгоритмах.Дополнительно введенный блок СПС 15 обеспечивает синтез параметров состояния МЛА как функций от известных и доступных измерениям величин в условиях, когда непосредственное определение этих параметров затруднено или невозможно (например, синтез углов атаки и скольжения при отказах или отключениях систем блока ВДС 5, синтез азимута цели и дальности до нее при кратковременной потере цели системами блока ОПС 2 из-за маневрирования ЛА и т.п).ИУК работает следующим образом.Измеряемая информация о параметрах движения МЛА Ji (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО) из блоков 1-5 поступает через магистраль МИОС 6, блок ВВУИО 8 в магистраль МВИО 17. В блоке ОБД 11 хранится априорная информация Кi (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО) о параметрах геофизических полей и об объектах (ориентирах, небесных светилах, радиомаяках и т.п.), взаимодействующих с МЛА, а также о внутренних параметрах ИУК - оценках погрешностей Ji (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО). Эта информация из блока ОБД 11 поступает в магистраль МВИО 17. Из магистрали МВИО 17 эта информация поступает на вход блоков ФПС 9 и КОИ 10.В блоке ФПС 9 производится обработка информации различных датчиков и систем в соответствии с общим уравнением (см., например [1], стр. 171-178, 189-195, 216-224, 225-229, 236-240, 316-327, 374-385): где Ni - многомерный вектор определяемых параметров, включающий координаты, скорость, ускорение, углы ориентации ЛА;Ji - измерительная информация, поступающая от датчиков и систем, скорректированная на величину полученных поправок;Кi - априорная информация, используемая в алгоритмах и включающая в себя информацию о координатах и скоростях спутников, радиомаяков, небесных светил, наземных ориентиров, геометрические характеристики навигационного пространства, параметры геофизических полей (атмосферы, гравитационного, магнитного, рельефа, радионавигационных и т.п.);;i - алгоритм (оператор) обработки информации датчиков и систем;i - индекс, принимающий значения: ИДС (инерциальные датчики и системы), ВДС (воздушные датчики и системы), РТСН (радиотехнические средства навигации), ОПС (обзорно-прицельные средства), СОО (системы опознавания образов).В блоке ФПС 9 определяются многомерные векторы Ni (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО) и основные параметры состояния и движения МЛА (азимуты и дальности до ориентиров, отклонения от заданной траектории, координаты, скорости, ускорения, углы ориентации МЛА), необходимые для решения конкретных частных задач комплекса.В блоке КОИ 10 вычитанием из вектора корректируемой информации вектора корректирующей информации строится невязка Z между ними и осуществляется обработка невязки Z по алгоритму нестационарной вычислительно-устойчивой фильтрации (см. [1], стр. 40-45; [2], стр. 96-108) и для каждого k-го момента времени формируется оценка вектора ошибок Х в виде: где - прогнозируемое значение вектора Х в k-й момент времени; - оценка значения вектора Х в k-й момент времени.В блоке КОИ 10 определяются корректирующие поправки к многомерным векторам Ni (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО).Полученные данные о многомерных векторах Ni (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО) поступают через магистраль МВИО 17 также на входы блоков ЗДП 12, АИК 13, ЛКОИ 16.Необходимая информация о различных параметрах состояния объекта поступает из ВСК 7 в магистраль МВИО 14, а оттуда - в блок ИУУ 18 для индикации на пульте индикации и формирования соответствующих управляющих сигналов в САУ, СДУ, СУО.В блоке АИК 13 производится оценивание параметров внутренних погрешностей блоков ИУК - величин Ji (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО), например, с помощью решения уравнений вида (2), в которых в качестве оцениваемого вектора состояния Х выступает многомерный вектор, элементами которого являются элементы векторов Ji (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО). Полученные оценки внутренних погрешностей блоков ИУК поступают через магистраль МВИО 17 в блок ОБД 11 для уточнения хранящихся там данных и в блоки ФПС 9 и КОИ 10 для использования их в текущих расчетах.На вход блока ЗДП 12 из магистрали МВИО 17 поступают данные о многомерных векторах Ni (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО); измерительная информация о параметрах движения МЛА Ji (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО); информация о параметрах навигационного пространства Кi (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО). В блоке ЗДП 12 производится оценивание параметров естественных и искусственных помех - величин Ji (i=РТСН, ОПС, СОО), например, с помощью решения уравнений вида (2), в которых в качестве оцениваемого вектора состояния Х выступает многомерный вектор, элементами которого являются элементы векторов Ji (i=РТСН, ОПС, СОО), а вектор измерений невязок Z строится как разность между фактическими измерениями Ji (i=РТСН, ОПС, СОО) и их расчетными значениями Jip (i=РТСН, ОПС, СОО), полученными из решения уравнений где i(N, К) (i=РТСН, ОПС, СОО) - алгоритмы (операторы) преобразования информации, которые получаются из уравнений (1), разрешенных известными методами преобразования уравнений (описанными, например, в книге [5], стр. 142-162, 45-47: разложение неалгебраических функций в степенные ряды, линеаризацию нелинейных уравнений, решение систем линейных уравнений) относительно величин Ji (i=РТСН, ОПС, СОО) соответственно;вектор N выбирается из числа доступных величин Ni (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО);вектор К выбирается из числа доступных величин Кi (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО).При этом корректирующей информацией являются расчетные векторы Jip (i=РТСН, ОПС, СОО), а корректируемой информацией являются векторы измерений Ji (i=РТСН, ОПС, СОО), в которые входят помехи Ji (i=РТСН, ОПС, СОО) и измерительные шумы Ji (i=РТСН, ОПС, СОО). Полученные оценки естественных и искусственных помех через магистраль МВИО 17 поступают в блок ОБД 11 для уточнения хранящихся там данных и в блоки ФПС 9 и КОИ 10 для соответствующей коррекции измерительной информации Ji (i=РТСН, ОПС, СОО).На вход блока ЛКОИ 16 из магистрали МВИО 17 поступают: данные о многомерных векторах Ni (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО); измерительная информация о параметрах движения МЛА Ji (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО); информация о параметрах навигационного пространства Кi (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО), хранящаяся в блоке ОБД 11. В блоке ЛКОИ 16 производится оценка величин Кi (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО), например, с помощью решения уравнений вида (2), в которых в качестве оцениваемого вектора состояния Х выступает многомерный вектор, элементами которого являются элементы векторов Кi (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО), а вектор измерений невязок Z строится как разность между априорными данными о величинах i (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО), получаемых из блока ОБД 11, и их косвенными измерениями Кip (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО), получаемыми из решения уравнений где ;i (N, J) (i=ИДС, ВДС, PTCH, ОПС, COO) - алгоритмы (операторы) преобразования информации, которые получаются из уравнений (1), разрешенных известными методами (описанными, например, в книге [5], стр. 142-162, 45-47) относительно величин Кi (i=ИДС, ВДС, PTCH, ОПС, СОО) соответственно;вектор N выбирается из числа доступных величин Ni (i=ИДС, ВДС, PTCH, ОПС, СОО);вектор J выбирается из числа доступных величин Ji (i=ИДС, ВДС, PTCH, ОПС, СОО).Полученные оценки погрешностей Кi (i=ИДС, ВДС, PTCH, ОПС, СОО) через магистраль МВИО 17 поступают в блок ОБД 11 для уточнения хранящихся там данных и в блоки ФПС 9 и КОИ 10 для соответствующей коррекции априорной информации Кi (i=ИДС, ВДС, PTCH, ОПС, СОО).Таким образом, введение в состав ВСК 7 описанных блоков ЗДП 12, АИК 13, ЛКОИ 16 позволяет в процессе работы ИУК приводить модели погрешностей, используемые в алгоритмах, в соответствие с реальными ошибками комплекса в различных условиях эксплуатации: при действии естественных и искусственных помех, при наличии нестабильностей внутренних погрешностей систем комплекса, при наличии неопределенностей в описании геофизических полей, ориентиров, радиомаяков, - вследствие чего устраняется существенный недостаток наиболее близкого аналога и расширяются функциональные возможности ИУК. Достижению этой цели способствует также введение в состав ВСК 7 описанного блока ОБД 11, который позволяет обеспечить накопление информации о погрешностях комплекса, параметрах полей, ориентиров, различных помех, хранение этой информации и ее оперативное использование при решении задачи приведения моделей, используемых в алгоритмах, в соответствие с реальными ошибками.В блоке СПП 14 производится синтез неизвестных и/или недоступных для измерений в текущий момент времени параметров окружающего пространства, входящих в состав векторов Кi (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО) и Ji (i=РТСН, ОПС, COO), например: скорости ветра - для обеспечения безопасности пилотирования в режиме сверхманевренности МЛА; дальностей и углов визирования цели - для обеспечения прицеливания и т.п., - из наличной информации. Для этого на вход блока СПП 14 поступают из магистрали МВИО 17 достоверные скорректированные данные о многомерных векторах Ni, Ji, Кi (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО), сформированных в блоках 9-11, и путем решения подходящих уравнений вида (3)-(4) производится расчет неизвестных параметров. При этом значения индекса “i” в правой и левой частях уравнений могут различаться.В блоке СПС 15 производится синтез информации об элементах многомерных векторов параметров состояния МЛА Ni (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО) в тех случаях, когда прямое определение этих величин в блоках 9-10 невозможно, например, из-за отказа измерительного датчика (какого-либо блока 1-5) ИУК, или из-за пропадания сигнала датчика (например, датчика блока РТСН 1 - при маневре, или датчика блока ОПС 2 - при потере контакта с ориентиром, или датчика блока ВДС 5 - при переходе МЛА в режим сверхманевренности и т.д.). Для этого на вход блока СПС 15 поступают из магистрали МВИО 17 достоверные скорректированные данные о многомерных векторах Ni, Ji, Кi (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО), сформированных в блоках 9-11, и решением уравнений подобных уравнениям (1), производится расчет неизвестных параметров движения МЛА. При этом векторы J и К в правых частях выражений (5) выбираются из числа Ji и Кi (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО). Синтезируемые оценки Nip (i=ИДС, ВДС, РТСН, ОПС, СОО) поступают с выхода блока СПС 15 в магистраль МВИО 17 и оттуда - в блок ФПС 9.Введение в состав ВСК 7 описанных блоков СПП 14 и СПС 15 позволяет за счет осуществляемого в них синтеза параметров состояния МЛА и окружающего пространства обеспечить работоспособность комплекса при отказах или кратковременных отключениях отдельных систем, вследствие чего устраняется недостаток наиболее близкого аналога и расширяются функциональные возможности ИУК.Таким образом, на примерах технической реализации показано достижение технического результата в части расширения функциональных возможностей ИУК и, как следствие, повышение эффективности применения оснащаемых им многофункциональных летательных аппаратов.ЛИТЕРАТУРА1. Бабич О.А. Обработка информации в навигационных комплексах. - М.: Машиностроение, 1991 г.2. Ривкин С.С., Ивановский Р.И., Костров А.В. Статистическая оптимизация навигационных систем. - Л.: Судостроение, 1976 г.3. Фомин А.В. Су-27. История истребителя. - М.: РА “Интервестник”, 2000 г.4. Преснухин Л.Н., Нестеров П.В. Цифровые вычислительные машины. - М.: Высшая школа, 1981 г.5. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. - М.: Наука, 1977 г.Формула изобретения
Информационно-управляющий комплекс многофункциональных летательных аппаратов, содержащий взаимосоединенные входами-выходами по магистрали информационного обмена систем радиотехнические средства навигации, обзорно-прицельные средства, системы опознавания образов, инерциальные датчики и системы, воздушные датчики и системы, индикационно-управляющие устройства, вычислительную систему комплекса, включающую взаимосоединенные по магистрали вычислительного информационного обмена блок формирования параметров состояния, блок комплексной обработки информации, блок ввода-вывода и управления информационным обменом, другой вход-выход которого является входом-выходом вычислительной системы комплекса, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен введенными в состав вычислительной системы комплекса блоком объединенной базы данных, блоком защиты от действия естественных и искусственных помех, блоком информационной адаптации комплекса, блоком синтеза параметров окружающего пространства, блоком синтеза параметров состояния, блоком логической комплексной обработки информации, соединенных между собой и с блоком формирования параметров состояния, с блоком комплексной обработки информации, с блоком ввода-вывода и управления информационным обменом вычислительной системы комплекса по магистрали вычислительного информационного обмена.РИСУНКИ
Рисунок 1