Сплав на основе алюминия

 

Предлагаемое изобретение относится к области металлургии высокопрочных алюминиевых сплавов, предназначенных для работы в сварных нагруженных конструкциях. Сплав может быть использован в виде штампованных, катаных и прессованных полуфабрикатов в различных областях народного хозяйства. Предложен сплав на основе алюминия, содержащий медь, литий, цирконий, кадмий, титан, бор, марганец, олово, висмут, никель и бериллий при следующем соотношении компонентов, мас.%: медь 5,5-6,8, литий 0,5-2,0, цирконий 0,05-0,20, кадмий 0,05-0,20, титан 0,02-0,15, бор 0,0002-0,05, марганец 0,05-0,8, бериллий 0,0001-0,03, олово 0,005-0,1, висмут 0,005-0,1, никель 0,01-0,05, алюминий остальное, при этом отношение содержания олова и висмута должно составлять 1:1. Техническим результатом изобретения является создание сплава, позволяющего повысить надежность герметичных сварных конструкций, работающих в интервале температур от минус 253 до 200°С, и снизить массу деталей и узлов, применяемых в авиакосмической технике нового поколения на 20-30%. 3 табл.

Предлагаемое изобретение относится к области металлургии высокопрочных алюминиевых сплавов, предназначенных для работы в сварных нагруженных конструкциях. Сплав может быть использован в виде штампованных, катаных и прессованных полуфабрикатов в различных областях народного хозяйства.

Известен сплав на основе алюминия (а.с.1584414, 1988 г., кл. С 22 С 21/12), содержащий, мас.%:

Медь 1,4-6,0

Литий 1,0-4,0

Цирконий 0,02-0,3

Титан 0,02-0,15

Бор 0,0002-0,07

Церий 0,005-0,15

Железо 0,03-0,25

По крайней мере, один из группы, содержащей, мас.%:

Неодим 0,0002-0,1

Скандий 0,01-0,35

Ванадий 0,01-0,15

Марганец 0,05-0,6

Магний 0,6-2,0

Алюминий Остальное

Сплав обладает повышенными прочностными характеристиками при криогенных температурах, хорошо сваривается различными видами сварки.

Однако данный сплав не обладает высокими прочностными характеристиками при повышенных (до 200С) температурах. Он имеет низкую пластичность при криогенных температурах и невысокие механические свойства сварных соединений.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому сплаву является гетерогенный сплав на основе алюминия – патент РФ 2092604, 1997 г., кл. С 22 С 21/04, взятый за прототип и содержащий, мас.%:

Кремний 11-25

Медь 1,0-4,5

Магний 0,05-1,0

Железо 0,1-2,0

Марганец 0,1-2,0

Цирконий 0,01-0,3

Титан 0,01-0,4

Хром 0,005-0,5

Ванадий 0,005-0,5

Никель 0,05-2,0

Фосфор 0,01-0,1

Сера 0,005-0,01

Литий 0,001-0,01

Церий 0,005-0,10

Бериллий 0,005-0,05

Бор 0,005-0,05

Олово 0,005-0,05

Гафний 0,005-0,15

Кадмий 0,005-0,10

По крайней мере

один элемент из ряда:

Висмут, барий,

сурьма, кальций,

натрий, калий,

стронций 0,03-0,15

Алюминий Остальное

Сплав имеет повышение механические свойства (предел прочности и предел текучести) и, как следствие, повышенные механические свойства деформированных полуфабрикатов из этих сплавов и повышение выхода годного.

Недостатками сплава являются невысокие значения прочностных характеристик при повышенных (до 200С) температурах и низкая пластичность при криогенных температурах. Сплав не обладает высокой прочностью сварных соединений. Это не позволяет использовать его в ответственных высоконагруженных сварных конструкциях. При этом при изготовлении крупногабаритных сварных конструкций свариваемость сплава недостаточна для их надежной работы.Решаемой технической задачей изобретения является улучшение прочностных характеристик при повышенной (до 200С) температуре, повышение пластичности при криогенных температурах, свариваемости и свойств сварных соединений, что позволит изготавливать и эксплуатировать ответственные высоконагруженные герметичные сварные конструкции в широком интервале температур (минус 253-200С).

Для решения поставленной задачи в сплав на основе алюминия, содержащий медь, литий, цирконий, кадмий, титан, бор, марганец, олово, висмут, никель и бериллий, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Медь 5,5-6,8

Литий 0,5-2,0

Цирконий 0,05-0,20

Кадмий 0,05-0,20

Титан 0,02-0,15

Бор 0,002-0,05

Марганец 0,05-0,8

Бериллий 0,0001-0,03

Олово 0,005-0,1

Висмут 0,005-0,1

Никель 0,01-0,05

Алюминий Остальное

При этом отношение содержания олова и висмута должно составлять 1:1.

В сплав введен никель, который увеличивает жаропрочность алюминиевых сплавов, создавая стабильные при повышенных температурах структуры, что повышает температуры начала и конца рекристаллизации сплава. Кроме того, никель образует тройное соединение Al9FeNi, снижая вредное воздействие железа в алюминиевых сплавах, что приводит к повышению пластичности сплава и улучшению свариваемости.

Бериллий, присутствующий в сплаве, способен защитить его от окисления в жидком состоянии. Поэтому в сварных соединениях резко снижается количество окисных плен, понижающих свойства сварных соединений.

Содержание олова и висмута в соотношении 1:1 позволяет создать в сплаве легкоплавкое соединение, позволяющее залечивать микронесплошности при термической обработке и сварке, что дает возможность повысить пластичность основного металла и сварных соединений, а также улучшить свариваемость и увеличить свойства сварных соединений.

Химический состав исследуемых сплавов приведен в таблице 1.

Механические свойства основного металла и сварных соединений при различных температурах испытаний приведены в таблицах 2 и 3.

Слитки диаметром 70 мм были отлиты полунепрерывным методом.

Сплав 1 соответствует сплаву, принятому в качестве прототипа.

Сплавы 2-6 соответствуют предлагаемому составу, при этом сплавы 2 и 6 содержат компоненты по нижнему и верхнему пределам их содержания в сплаве. Сплавы 7 и 8 имеют запредельные значения содержания компонентов.

Плавление шихты, рафинирование и литье слитков проводили при температуре 700-730С. Слитки отливали со скоростью 185 мм/мин. Слитки гомогенизировали по режиму 500С 16 часов. После механической обработки из слитков методом изотермической штамповки при 420С изготавливали прямоугольные заготовки сечением 30100 мм. Затем заготовки прокатывали в листы до толщины 5 мм при температуре 370-420С и при комнатной температуре - до толщины 2 мм. Полученные листы закаливали с температуры 515С в холодной воде и правили на роликоправильной машине. Старение проводили по режиму 170С 16 часов. Из термически обработанных листов вырезали заготовки под образцы в поперечном направлении для испытаний на растяжение основного металла и сварных соединений.

Определение механических свойств основного металла при температуре 20С проводили по ГОСТ 1497-84, при температуре минус 196С - по ГОСТ 11150-84, при температуре 200С - ГОСТ 9651-84. Свариваемость оценивали по пробе “рыбий скелет”, механические свойства сварных соединений при температуре 20 и 200С определяли по ГОСТ 6996-66, при температуре минус 196С - по ГОСТ 22706-77.

Из сравнения механических свойств основного металла и сварных соединений при различных температурах испытаний, приведенных в таблицах 2 и 3, видно, что предложенный сплав (сплавы 2-6) обладает более высокими прочностными свойствами (на 2-7 кгс/мм2) по сравнению с прототипом при сохранении удовлетворительной пластичности. Предлагаемый сплав обладает хорошей свариваемостью (А=10-14%) и высокой прочностью сварных соединений.

Снижение содержания легирующих компонентов - бериллия и никеля ниже предлагаемого состава приводит к снижению эффекта упрочнения. Сплав 7 имеет низкие значения прочностных характеристик основного металла и сварных соединений.

Увеличение содержания лития выше 2% и меди - 7% (сплав 8) приводит к снижению пластичности сплава, особенно при криогенной температуре. Введение в сплав большего, чем предлагается, количества циркония, кадмия, никеля и висмута вызывает образование грубых первичных включений, снижающих качество материала.

Таким образом, предлагаемый состав сплава является оптимальным. Сплавы, имеющие запредельные содержания компонентов, не обладают необходимым комплексом свойств.Использование предлагаемого сплава позволяет повысить надежность герметичных сварных конструкций, работающих в интервале температур от минус 253 до 200С, и позволит снизить массу деталей и узлов авиакосмической техники нового поколения на 20-30%.

Формула изобретения

Сплав на основе алюминия, содержащий медь, литий, цирконий, кадмий, титан, бор, марганец, олово, висмут, никель и бериллий, отличающийся тем, что они взяты при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Медь 5,5-6,8

Литий 0,5-2,0

Цирконий 0,05-0,20

Кадмий 0,05-0,20

Титан 0,02-0,15

Бор 0,0002-0,05

Марганец 0,05-0,8

Бериллий 0,0001-0,03

Олово 0,005-0,1

Висмут 0,005-0,1

Никель 0,01-0,05

Алюминий остальное

при этом отношение содержания олова и висмута должно составлять 1:1.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы Al-Mn, для производства тонких холоднокатаных листов, используемых для последующей холодной формовки в изделиях сложной формы, таких как сосуды, емкости, банки и др., в том числе сварные конструкции

Изобретение относится к области металлургии алюминиевых сплавов

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в частности сплавов системы AL-Li-Mg-Be, используемых в качестве конструкционного материала для панелей, стрингеров и других деталей в авиакосмической технике, судостроении и наземном транспортном машиностроении, в том числе и в сварных конструкциях

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано в приборостроении для изготовления слабонагруженных и ненагруженных деталей, например радиаторов охлаждения полупроводниковых приборов, подошвы электрического утюга и др., а также в качестве электроконтактного материала

Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным свариваемым сплавам пониженной плотности системы алюминий - медь - литий, и может быть использовано в авиакосмической технике

Изобретение относится к металлургии, в частности к составам алюминиевых сплавов, и может быть использовано в разработке конструкционных материалов для изготовления изделий авиакосмической техники, в том числе и работающих при криогенных температурах

Изобретение относится к высокопрочным деформируемым термически упрочняемым свариваемым сплавам на основе алюминия, в частности системы Al - Cu - Li, используемым в качестве конструкционных материалов в изделиях авиакосмической техники, таких как сварные топливные баки для работы при температуре от +20°С до -253°С, различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа и крыла, как сжатой, так и в растянутой зоне самолетных конструкций, работающих при температуре от +175°С до -70°С

Изобретение относится к области металлургии, в частности к многокомпонентным сплавам на основе алюминия

Изобретение относится к получению квазикристаллических сплавов, в частности, к получению квазикристаллического однофазного сплава системы Al-Cu-Fe в виде порошка
Изобретение относится к металлургии литейных сплавов на основе алюминия, предназначенных для применения в качестве высоконагруженных конструкционных материалов при производстве литых деталей в различных изделиях машиностроения
Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности к деформируемым термически неупрочняемым свариваемым сплавам на основе системы Al-Mn

Изобретение относится к металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе алюминия, и может быть использовано при получении изделий, работающих в широком диапазоне температур, до 350°С
Изобретение относится к области радиоэлектроники и может быть использовано при изготовлении гибких многослойных печатных плат, применяемых при конструировании радиоэлектронной техники
Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в машиностроении

Изобретение относится к способам получения квазикристаллических материалов, а именно к способам получения покрытий из квазикристаллических сплавов системы Al-Cu-Fe

Изобретение относится к способам получения порошка квазикристаллических сплавов системы Al-Cu-Fe и может быть использовано для антифрикционных присадок, антипригарных покрытий, для создания износостойкого инструмента

Изобретение относится к прокатным, экструдированным или кованым изделиям из алюминиевых сплавов, а именно к листам, панелям фюзеляжа летательного аппарата, а также к конструктивным элементам, предназначенным для авиастроения, и может быть использовано в авиационно-космической промышленности

Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано в авиационной, машиностроительной и судостроительной промышленности
Наверх