Каток гусеничного транспортного средства

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть применено на промышленных тракторах и других гусеничных машинах. Каток гусеничного транспортного средства содержит ролик 1, установленный на неподвижной оси 2 с кольцевым выступом 3 посредством расположенных по обе его стороны двух подшипников скольжения, включающих корпус 4 с фланцем 5, в котором выполнены отверстия под болты 6 крепления к ролику 1. В корпусе 4 закреплена антифрикционная втулка 7 с фланцем 8, выполненным заподлицо с торцом 9 корпуса 4 подшипника скольжения. В ролике 1 установлена над кольцевым выступом 3 оси 2 дистанционная втулка 10 с возможностью упора ее торцов 11 в торцы 9 корпуса 4. Длина дистанционной втулки 10 превышает длину кольцевого выступа 3 на величину гарантированного осевого зазора 12. На концах оси 2 установлены крышки 12, посредством которых каток болтами крепится к раме тележки гусеничного транспортного средства. Крышки 13 зафиксированы на оси 2 стопорными кольцами 16, благодаря чему обеспечивается поджатие торцевых уплотнений, расположенных между крышкой 13 и фланцем 5. Технический результат заключается в уменьшении количества деталей, требующих высокой точности выполнения линейных размеров. 2 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к производству гусеничных машин. Оно может быть применено на промышленных тракторах и других гусеничных машинах.

При сборке катка предусматривается осевой зазор, обеспечивающий плавное вращение ролика относительно оси в катке. Чем больше этот зазор, тем легче вращение ролика. Однако увеличение осевого зазора делает уязвимым место стыковки уплотнительных колец, тем более что во время эксплуатации гусеничных транспортных средств каток воспринимает значительные нагрузки, особенно осевые, что дополнительно может увеличить осевой зазор. Раскрытие стыка уплотнительных колец приводит к утечке смазки и ухудшению работоспособности катка. Отсюда вытекает стремление конструкторов к обеспечению гарантированного осевого зазора, т.е. с допусками, позволяющими плавное вращение ролика и исключающими раскрытие стыка уплотнительных колец.

Известен каток гусеничного транспортного средства, в котором обеспечивается гарантированный осевой зазор (см. патент на изобретение РФ №2009934, МПК 5 B 62 D 55/14 “Опорный каток гусеничной машины”, заявл. 1991.11.27). Известный каток содержит ось 4 с кольцевым выступом 5 и вращающийся корпус 1 с торцовыми уплотнениями 6, причем корпус 1 выполнен из двух половин 3 и 2, соединенных посредством резьбы 7 с клеевой прослойкой 8. На внутренней поверхности половин 2 и 3 выполнены торцовые упоры 9, контактирующие с кольцевым выступом 5.

Гарантированный осевой размер в указанной конструкции катка достигается точным выполнением линейных размеров следующих деталей: торцовых упоров 9 корпуса 1, кольцевого выступа 5 и места резьбовой стыковки 8 двух половин 2 и 3. Несмотря на относительно небольшое количество деталей, участвующих в обеспечении гарантированного осевого зазора, процедура эта довольно трудоемка из-за наличия резьбы.

Наиболее близким по существенным признакам, достигаемому эффекту к заявляемому устройству и выбранным в качестве прототипа является каток гусеничного транспортного средства, содержащий ролик, установленный на неподвижной оси с кольцевым выступом посредством расположенных по обе стороны последнего двух подшипников скольжения, включающих корпус с фланцем, в котором выполнены отверстия под болты крепления к ролику, и закрепленную в корпусе антифрикционную втулку с фланцем, контактирующим с кольцевым выступом оси, на которой установлены крышки с уплотнениями (см. Разборка и сборка трактора “СТАЛИНЕЦ-80”. / Под ред. М.Ф.Балжи и И.Я.Трашутина. М.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1949, с.215-216).

В прототипе процедура обеспечения гарантированного осевого зазора проще, т.к. нет резьбовых деталей. Он определяется как расстояние между бронзовым фланцем антифрикционной втулки и кольцевым выступом оси. При осевых динамических нагрузках бронзовый фланец, выступающий за торец корпуса подшипника скольжения, первым подвергается удару и сминается, что приводит к увеличению осевого зазора, а значит к опасности раскрытия стыка уплотнительных колец. Конкретно гарантированный осевой зазор определяется разностью линейных размеров в следующих деталях, а именно: в ролике, двух корпусах подшипников скольжения, двух фланцах антифрикционных втулок и кольцевого выступа оси. Повышение точности ведет к трудоемкости изготовления деталей, а следовательно, к усложнению обеспечения гарантированного осевого зазора.

Задачей заявляемого изобретения является упрощение обеспечения гарантированного осевого зазора.

Техническим результатом, позволяющим решить указанную задачу, является уменьшение количества деталей, требующих высокой точности выполнения линейных размеров.

Указанная задача достигается тем, что в известном катке гусеничного транспортного средства, содержащем ролик, установленный на неподвижной оси с кольцевым выступом посредством расположенных по его обе стороны двух подшипников скольжения, включающих корпус с фланцем, в котором выполнены отверстия под болты крепления к ролику, и закрепленную в корпусе антифрикционную втулку с фланцем, контактирующим с кольцевым выступом оси, на концах которой закреплены крышки с уплотнениями, согласно изобретению в ролике установлена над кольцевым выступом оси дистанционная втулка с возможностью упора ее торцов в торцы корпусов подшипников скольжения, выполненные заподлицо с фланцами антифрикционных втулок.

Каток может содержать дистанционную втулку с длиной, равной сумме длин кольцевого выступа оси и гарантированного осевого зазора между последним и торцом корпуса подшипника скольжения.

Каток может содержать фланец и корпус подшипников скольжения, выполненных раздельно друг от друга.

Исследования, проведенные по источникам патентной и научно-технической информации, показали, что заявляемый каток гусеничного транспортного средства неизвестен и не следует явным образом из изученного уровня техники, т.е. соответствует критериям “новизна” и “изобретательский уровень”.

Предлагаемое устройство может быть изготовлено в промышленных условиях цехов больших заводов или специализированных малых предприятий на стандартном оборудовании, которое выпускается как отечественной, так и зарубежной промышленностью.

Следовательно, заявляемое устройство соответствует критерию “промышленная применимость”.

Предлагаемая совокупность существенных признаков придает заявляемому устройству новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу.

Торцы дистанционной втулки упираются в торцы корпусов радиальных подшипников скольжения, выполненных заподлицо с фланцами антифрикционных втулок. Длина дистанционной втулки превышает длину кольцевого выступа оси на величину гарантированного осевого зазора. При этом требуется точно выполнить линейные размеры только двух деталей, а именно: дистанционной втулки и кольцевого выступа оси.

Следовательно, упрощается обеспечение гарантированного осевого зазора.

Предлагаемый каток гусеничного транспортного средства поясняется чертежами, где представлено:

на фиг.1 - заявляемый каток в разрезе;

на фиг.2 - фрагмент варианта заявляемого катка в разрезе по п.3 формулы изобретения.

Заявляемое устройство содержит ролик 1, установленный на неподвижной оси 2 с кольцевым выступом 3 посредством расположенных по обе его стороны двух подшипников скольжения (не обозначены), включающих корпус 4 с фланцем 5, в котором выполнены отверстия (не обозначены) под болты 6 крепления к ролику 1. В корпусе 4 закреплена антифрикционная втулка 7 с фланцем 8, выполненным заподлицо с торцом 9 корпуса 4 подшипника скольжения.

В ролике 1 установлена над кольцевым выступом 3 оси 2 дистанционная втулка 10 с возможностью упора ее торцов 11 в торцы 9. Длина дистанционной втулки 10 превышает длину кольцевого выступа 3 на величину гарантированного осевого зазора 12.

Он рассчитывается исходя из минимально допустимой величины с допусками “плюс и минус”.

Корпус 4 подшипника скольжения может быть изготовлен раздельно с фланцем 5. В этом варианте корпус 4 представляет собой втулку, запрессованную в ролик 1 до упора в дистанционную втулку 10, а фланец 5 - кольцо с отверстиями под болты 6 крепления к ролику 1.

На оси 2 закреплены крышки 13, в которых так же как и во фланце 5, выполнены проточки (не обозначены) для установки торцовых уплотнений (не обозначены). Каждое из них состоит из двух чугунных притертых уплотнительных колец 14 с микроконусом и двух надетых на них резиновых колец 15, выполняющих функцию пружин. Крышки 13 зафиксированы на оси 2 стопорными кольцами 16, благодаря чему обеспечено поджатие торцовых уплотнений, обеспечивающих герметичность внутренней полости катка. Они препятствуют вытеканию смазки наружу и попаданию внутрь абразива.

Посредством крышек 13 каток болтами крепится к раме тележки гусеничного транспортного средства (не показаны).

Предлагаемый каток гусеничного транспортного средства используется следующим образом.

Ролик 1 поворачивается вокруг неподвижной оси 2 посредством подшипников скольжения. Наличие дистанционной втулки 10, превышающей длину кольцевого выступа 3 оси 2, позволяет снизить осевые динамические нагрузки на фланцы 8, сохраняя гарантированный осевой зазор 12. Тем самым обеспечивается надежность стыка уплотнительных колец 14. Он не раскрывается, надежно защищая каток от вытекания из него смазки и проникновения внутрь грязи.

Заявляемое изобретение обладает рядом преимуществ:

- повышенным качеством изготовления;

- надежностью работы уплотнений;

- снижением трудоемкости изготовления ряда деталей;

- долговечностью конструкции.

Формула изобретения

1. Каток гусеничного транспортного средства, содержащий ролик, установленный на неподвижной оси с кольцевым выступом посредством расположенных по его обе стороны двух подшипников скольжения, включающих корпус с фланцем, в котором выполнены отверстия под болты крепления к ролику, и закрепленную в корпусе антифрикционную втулку с фланцем, контактирующим с кольцевым выступом оси, на концах которой закреплены крышки с уплотнениями, отличающийся тем, что в ролике установлена над кольцевым выступом оси дистанционная втулка с возможностью упора ее торцов в торцы корпусов подшипников скольжения, выполненные заподлицо с фланцами антифрикционных втулок.

2. Каток по п.1, отличающийся тем, что длина дистанционной втулки равна сумме длин кольцевого выступа оси и гарантированного осевого зазора между последним и торцом корпуса подшипника скольжения.

3. Каток по п.1, отличающийся тем, что фланец и корпус подшипников скольжения выполнены раздельно друг от друга.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.01.2009

Извещение опубликовано: 10.01.2009        БИ: 01/2009



 

Похожие патенты:

Трактор // 2183162
Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к горному машиностроению и может быть использовано преимущественно в конструкциях горных машин

Изобретение относится к области тракторостроения, в частности к уплотнениям подшипниковых узлов ходовой системы промышленного трактора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к гусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к испытательной и силоизмерительной технике

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к производству гусеничных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к производству гусеничных машин

Изобретение относится к области транспортных средств на гусеничном ходу, в частности к конструкциям опорных катков

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции опорных катков гусеничных машин. Опорный каток гусеничного транспортного средства содержит обод, имеющий выпуклую криволинейную поверхность, резиновую шину. Резиновая шина навулканизирована на наружную поверхность съемного дополнительного промежуточного обода, который закреплен на ободе опорного катка при помощи стопорного элемента, например, в виде скобы с неподвижно установленными штифтами. Контактирующая поверхность штифта выполнена с остронаправленными зубьями. Съемный дополнительный промежуточный обод устанавливается с герметизацией сочленяемых элементов, выполненной на внутренней его поверхности у обоих краев, за счет, например, навулканизированной резины в диаметрально расположенные углубления, выполненные в теле обода. Места для крепления дополнительного промежуточного обода к опорному катку расположены за герметизирующими краями в сторону к оси симметрии ширины съемного обода и выполнены в виде диаметральных плоских углублений. Достигается повышение ремонтопригодности. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх