Сцепление транспортного средства

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в трансмиссиях транспортных средств в качестве узла сцепления. Сцепление транспортного средства содержит картер, маховик, ведомый и нажимной диски, кожух нажимного диска, закрепляемый на маховике, оттяжные рычаги, шарнирно закрепленные на кожухе и соединенные шарнирно с нажимным диском, муфту выключения сцепления, выжимной подшипник и гидравлический привод сцепления. Сцепление снабжено промежуточным валом, один конец которого жестко соединен с первичным валом коробки передач, а другой установлен в маховике посредством радиального подшипника. Ведомый диск установлен на промежуточном валу посредством шлицевого соединения. Выжимной подшипник установлен на втулке с противоположной от муфты выключения сцепления стороны. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей сцепления, повышение эффективности его работы, а также увеличение надежности. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области узлов, обеспечивающих нормальную эксплуатацию транспортных средств.

Известно сцепление автомобиля, содержащее картер, маховик, предназначенный для соединения с валом двигателя, ведомый диск, предназначенный для передачи крутящего момента на первичный вал коробки перемены передач, нажимной диск, кожух нажимного диска, закрепленный на маховике, оттяжные рычаги, шарнирно закрепленные в кожухе и соединенные шарнирно с нажимным диском, муфту выключения сцепления и выжимной подшипник (В.И.Борисов и др. Автомобиль ГАЗ-66. М.: Машиностроение, 1966).

Известное сцепление имеет ограниченные функциональные возможности при использовании совместно с дизельным двигателем на автомобиле с откидывающейся вперед кабиной.

Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей сцепления.

Другой задачей является эффективность действия при надежности работы.

Изобретение направлено также на повышение долговечности при простоте обслуживания и легкости управления.

Для решения данной задачи предлагается сцепление транспортного средства, содержащее картер, маховик, предназначенный для соединения с валом двигателя, ведомый диск, предназначенный для передачи крутящего момента на первичный вал коробки перемены передач, нажимной диск, кожух нажимного диска, закрепленный на маховике, оттяжные рычаги, шарнирно закрепленные в кожухе и соединенные шарнирно с нажимным диском, муфту выключения сцепления и выжимной подшипник.

Сцепление снабжено промежуточным валом, который предназначен для передачи крутящего момента от ведомого вала на первичный вал коробки перемены передач, и втулкой, установленной на первичном валу и предназначенной для передачи осевого усилия через выжимной подшипник на оттяжные рычаги.

Один конец промежуточного вала жестко соединен с первичным валом коробки перемены передач, другой конец промежуточного вала установлен в маховике посредством радиального подшипника.

Выжимной подшипник установлен на втулке с противоположной от муфты выключения сцепления стороны, а ступица ведомого диска посредством шлицевого соединения установлена на промежуточном валу.

Ведомый диск снабжен фрикционными накладками и установлен на ступице через демпфер крутильных колебаний.

Сцепление снабжено гидравлическим приводом, рабочий цилиндр которого закреплен на картере с возможностью передвижения муфты вилкой, установленной на шаровой опоре в картере.

Изобретение поясняется чертежами.

Фиг.1 - общий вид сцепления; Фиг.2 - схема привода.

Сухое однодисковое сцепление транспортного средства содержит сборный картер, состоящий из стальной цилиндрической части 4 и конической алюминиевой части 5, чугунный маховик 3, предназначенный для соединения с валом двигателя, ведомый диск, предназначенный для передачи крутящего момента на первичный вал коробки перемены передач, нажимной диск 10, установленный внутри штампованного кожуха нажимного диска, закрепленного на маховике, оттяжные рычаги, шарнирно закрепленные в кожухе и соединенные шарнирно с нажимным диском, муфту выключения сцепления и выжимной подшипник.

Сцепление снабжено промежуточным валом, который предназначен для передачи крутящего момента от ведомого вала на первичный вал коробки перемены передач, и втулкой, установленной на первичном валу и предназначенной для передачи осевого усилия через выжимной подшипник на оттяжные рычаги.

Предусмотрены расположенные между кожухом и нажимным диском предварительно сжатые витые цилиндрические пружины П, установленные но окружности нажимного диска.

Одна торцевая поверхность маховика 3 предназначена для крепления к коленчатому валу 1 двигателя болтами 6.

Один конец промежуточного вала жестко соединен с первичным валом коробки перемены передач, другой конец промежуточного вала установлен в маховике посредством радиального подшипника.

Ступица ведомого диска посредством шлицевого соединения установлена на промежуточном валу.

Выжимной подшипник установлен на втулке с противоположной от муфты выключения сцепления стороны.

Ведомый диск снабжен фрикционными накладками 9 для передачи крутящего момента с торцевой поверхности маховика 3 и установлен на ступице через демпфер крутильных колебаний.

Маховик 3 имеет стальной зубчатый венец, предназначенный для вращения от стартера при запуске.

Литой нажимной диск 10 изготовлен из стали.

Демпфер крутильных колебаний выполнен в виде пружины 8 крутильных колебаний, соединенной посредством заклепок 7 со ступицей 11, установленной на промежуточном валу 12 посредством подвижного шлицевого соединения.

Одна сторона промежуточного вала 12 установлена в гнезде маховика 3 через подшипник 19, а другая сторона соединена с ведущим валом 17 коробки перемены передач через шлицевое соединение по плотной посадке.

Ведомый диск 20 расположен между маховиком 3 и нажимным диском 10.

На втулке 21, жестко соединенной с кожухом, с противоположной от ступицы 11 стороны установлена муфта 16, предназначенная для отжатия нажимного диска 10 от ведомого диска 20 посредством воздействия на оттяжные рычаги 18 при осевом перемещении втулки 14 удлинителя в случае прекращения передачи крутящего момента.

Втулка 14 имеет каналы 15 для передачи смазки к выжимному подшипнику 13.

Торцевая поверхность цилиндрической части 4 картера закрыта пластиной 2.

Цилиндрическая и коническая части 4, 5 картера соединены стальными шпильками.

Пластина 2 является основанием для крепления частей 4, 5 картера и коробки перемены передач.

Осевое перемещение муфты 16 осуществляется посредством воздействия усилием вилки 26, опорой которой является шарнир 27, через ток гидроцилиндра 25. Гидроцилиндр 22 закреплен посредством кронштейна, состоящего из двух частей 23, 24, к кожуху.

Формула изобретения

1. Сцепление транспортного средства, содержащее картер, маховик, предназначенный для соединения с валом двигателя, ведомый диск, предназначенный для передачи крутящего момента на первичный вал коробки перемены передач, нажимной диск, кожух нажимного диска, закрепленный на маховике, оттяжные рычаги, шарнирно закрепленные в кожухе и соединенные шарнирно с нажимным диском, муфту выключения сцепления и выжимной подшипник, отличающееся тем, что оно снабжено промежуточным валом, который предназначен для передачи крутящего момента от ведомого вала на первичный вал коробки перемены передач, и втулкой, установленной на первичном валу и предназначенной для передачи осевого усилия через выжимной подшипник на оттяжные рычаги.

2. Сцепление по п.1, отличающееся тем, что один конец промежуточного вала жестко соединен с первичным валом коробки перемены передач, другой конец промежуточного вала установлен в маховике посредством радиального подшипника.

3. Сцепление по п.1, отличающееся тем, что выжимной подшипник установлен на втулке с противоположной от муфты выключения сцепления стороны, а ступица ведомого диска посредством шлицевого соединения установлена на промежуточном валу.

4. Сцепление по п.1, отличающееся тем, что ведомый диск снабжен фрикционными накладками и установлен на ступице через демпфер крутильных колебаний.

5. Сцепление по п.1, отличающееся тем, что снабжено гидравлическим приводом, рабочий цилиндр которого закреплен на картере с возможностью передвижения муфты вилкой, установленной на шаровой опоре в картере.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для трансмиссий транспортных средств, а именно для выключения сцепления при переключении передач

Сцепление // 1386770
Изобретение относится к фрикционным сцеплениям транспортных машин и касается устройства ограничения хода нажимного диска

Изобретение относится к машиностроению , в частности к механизмам диафрагменного сцепления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания
Наверх