Смазочная композиция для смазывания бегунков кольцевых прядильных машин

 

Смазочная композиция относится к смазочным материалам, предназначенным для смазывания пар трения, работающих с высокими скоростями и малыми нагрузками, в частости - для смазывания пары трения “кольцо-бегунок” кольцевой прядильной машины мокрого способа прядения. Смазочная композиция содержит нефтяное масло, присадку, вторичные амины фракции С1215 и полиэтилсилоксан, а в качестве присадки содержит соль дициклогексиламина и синтетических жирных кислот фракций C17-C20 при общем содержании компонентов, %: соль дициклогексиламина и синтетических жирных кислот фракций С1720 3-4; вторичные амины фракции С1215 1-2; полиэтилсилоксан 0,01-0,02; нефтяное масло до 100. Данная смазочная композиция улучшает антифрикционные, противоизносные и нагрузочные характеристики пар трения. 2 табл.

Изобретение относится к смазочным материалам, предназначенным для смазывания пар трения, работающих с большими скоростями и малыми нагрузками, часто встречающихся в узлах трения текстильных машин, в частности для смазывания пары трения “кольцо-бегунок”, кольцевой прядильной машины мокрого способа прядения.

Известно, что прядение, например, льняного полуфабриката, а особенно в мокром прядении для смазывания пары “кольцо-бегунок” широко используются жидкие смазочные материалы, имеющие низкую вязкость. К таким смазкам относятся минеральные масла, например, индустриальное масло И-5. Смазывание данной пары трения производится периодически, так как через определенный промежуток времени происходит возрастание момента трения бегунка относительно беговой дорожки из-за вытеснения смазки под действием трения бегунка о кольцо и вследствие смывания смазки поступающим в зону трения аппретом. Рост момента трения является одним из факторов, влияющим на возрастание обрывности нитей, результатом чего служит ухудшение качества пряжи и увеличение времени простоев. Величина частоты смазывания связана с расходом смазочного материала и, следовательно, с экономическими показателями процесса прядения. Уменьшить расход масла в этом случае возможно за счет уменьшения частоты подачи смазки в зону трения “кольцо-бегунок”. Этого можно достигнуть, если увеличить адгезионную связь смазочного материала с поверхностями пары трения.

Как известно, улучшение адгезионных свойств напрямую связано с применением поверхностно-активных и химически активных присадок, которые способны образовывать прочные адсорбционные пленки на твердых поверхностях. Эффективность действия таких присадок возможно оценить по характеру изменения величины момента трения пары “кольцо-бегунок” во времени по сравнению с его изменением во времени при использовании “чистого” масла, а также по степени сохранения величины момента трения на первоначальном уровне, так как постоянство момента трения снижает вероятность обрыва нити.

Таким образом, вводимая в масло присадка должна, с одной стороны, обладать хорошими адгезионными свойствами, а с другой - незначительно влиять на вязкость базового масла.

Известны смазочные композиции, предназначенные для улучшения антифрикционных, противоизносных и нагрузочных характеристик пар трения, среди которых: смазочная композиция на основе нефтяного или синтетического масла, содержащая сложный эфир W-хлорнонановой кислоты и алифатического спирта R-OH, где R-метил, Н-бутил, H-октил и 2,2,6,6-тетраметил-4-оксо-N-оксипиперидин, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

сложный эфир W-хлорнонановой кислоты, указанный выше 5-30

2,2,6,6-тетраметил-4-оксо-N-оксипиперидин 0,05-0,2

нефтяное или синтетическое масло до 100

(SU 1696467 A1, 07.12.1991).

Смазочная композиция, содержащая нефтяное или синтетическое масло, диалкил С58-адипинат и присадку, отличающаяся тем, что, с целью улучшения антифрикционных, противоизносных и нагрузочных характеристик, содержит в качестве присадки смесь 1-октил-3-метил- и 1-октил-5-метил пиразолов в молярном отношении 2:1 при следующем соотношении компонентов в смазочной композиции, мас.%:

присадка 0,2-1,0

диалкил (С58) адипинат 10-30

нефтяное или синтетическое масло до 100

(SU 1622381 A1, 23.01.1991).

На установке, моделирующей узел трения “кольцо-бегунок”, были проведены испытания по определению изменения момента трения бегунка по кольцу прядильной машины с течением времени.

В таблице 1 приведены результаты изменения момента трения в процентном отношении по временным промежуткам испытания с использованием данной смазочной композиции.

Известна смазочная композиция для смазывания бегунков кольцевых прядильных машин, содержащая веретенное масло, воду и эмульгатор мыла высших жирных органических кислот (RU 2079355 С1, 20.05.1997). Такая смазочная композиция не обладает достаточными адгезионными свойствами.

Технический результат, достигаемый в заявленном изобретении, заключается в уменьшении коэффициента трения, частоты подачи смазки в зону трения и снижении расхода масла.

Указанный технический результат достигается тем, что смазочная композиция для смазывания бегунков кольцевых прядильных машин содержит нефтяное масло, присадку, вторичные амины фракции C12-C15 и полиэтилсилоксан, а в качестве присадки содержит соль дициклогексиламина и синтетических жирных кислот фракций C17-C20 при общем содержании компонентов, %:

соль дициклогексиламина и синтетических

жирных кислот фракций C17-C20 3-4

вторичные амины фракции C12-C15 1-2

полиэтилсилоксан 0,01-0,02

нефтяное масло до 100

действие вышеупомянутой присадки основано на гидрофобизации поверхности стали (кольцо) и анидного материала (бегунок), благодаря постепенному уплотнению и упорядочению абсорбционной пленки на поверхности металла и анида.

Образование на поверхности металла и анидного материала защитных пленок происходит при взаимодействии молекул присадки с полярными центрами поверхности металла и анидного материала за счет хемосорбции.

Такой хемосорбированный слой создает условия для граничного трения, в результате этого, коэффициент трения и момент трения приобретают низкие значения и остаются постоянными в течение длительного времени. Вследствие этого уменьшается частота подачи смазки в зону трения, в результате чего снижается расход масла.

Получают смазочную композицию следующим образом: берут в произвольной последовательности 3 (4) % соли дициклогексиламина и синтетических жирных кислот, 1 (2) % вторичных аминов и 0,01 (0,02) % полиэтилсилоксана. Все это смешивают. После этого постепенно прибавляют нефтяное масло, доводя массу композиции до 100%.

В таблице 2 приведены результаты изменения момента трения в процентном отношении по временным периодам испытания с использованием предлагаемой смазочной композиции. Здесь даются сведения о моменте трения при минимальных и максимальных концентрациях веществ, входящих в состав композиции. Для упрощения приняты следующие условные обозначения веществ:

а - соль дициклогексиламина и синтетических жирных кислот фракций C1720;

б - вторичные амины фракции C12-C15;

в - полиэтилсилоксан.

Сравнивая данные таблицы 1 и 2, можно увидеть, что рост момента трения в паре “кольцо-бегунок” при использовании новой смазочной композиции происходит более медленно, а значит, снижается периодичность подачи смазки в зону трения. Более медленный рост обусловлен, вероятно, более лучшим взаимодействием смазки с поверхностями трения.

Формула изобретения

Смазочная композиция для смазывания бегунков кольцевых прядильных машин, отличающаяся тем, что содержит нефтяное масло, присадку, вторичные амины фракции С1215 и полиэтилсилоксан, а в качестве присадки содержит соль дициклогексиламина и синтетических жирных кислот фракций C17-C20 при общем содержании компонентов, %:

Соль дициклогексиламина и синтетических жирных кислот фракций С1720 3-4

Вторичные амины фракции С1215 1-2

Полиэтилсилоксан 0,01-0,02

Нефтяное масло До 100



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к текстильной промышленности, в частности к процессу мокрого прядения, и может быть использовано в прядильном производстве льнокомбинатов

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к технике смазки, и может быть использовано для смазки узлов трения, испытывающих значительные нагрузки, например крестовин автомобилей, механизмов подъемных кранов

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов
Наверх