Подшипник скольжения

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в разъемных и неразъемных подшипниках скольжения, в том числе двухслойных и многослойных, наружных и внутренних кольцах подшипников качения, зубчатых колесах и др. деталях. Подшипник скольжения имеет различную пористость по длине своего продольного сечения. Наличие большей пористости по краям, по сравнению с центральной частью, обеспечивает более высокую деформируемость и улучшает условия смазки материала по краям подшипника. Меньшая пористость материала в центральной части подшипника позволяет сохранить несущую способность подшипника на достаточно высоком уровне. Технический результат заключается в обеспечении повышенной устойчивости к перекосам вала и уменьшении утечек масла с торцов подшипника. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в разъемных и неразъемных подшипниках скольжения, в том числе двухслойных и многослойных, наружных и внутренних кольцах подшипников качения, зубчатых колесах и др. деталях.

Известен подшипник скольжения с наружной опорной сферической поверхностью (см., например, Решетов Д.Н. Детали машин. Уч. для вузов. Изд. 3-е, испр. и перераб. - М.: Машиностроение, 1975. - С. 448.). Основным достоинством такой конструкции является повышенная стойкость подшипника к перекосам вала. Однако необходимость создания сложного профиля наружной поверхности подшипника усложняет его изготовление.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является конструкция подшипника скольжения, имеющая сложную - гиперболическую форму поверхности трения (см., например, Буше Н.А. и др. Подшипники из алюминиевых сплавов. - М.: Транспорт, 1974. - С. 187). Использование такой конструкции позволяет выровнять нагрузку по площади подшипника и уменьшить возможность схватывания по краям. К недостаткам следует отнести торцовые утечки масла, наличие сложного профиля поверхности трения, приводящего к различной величине масляного клина при эксплуатации.

Задачей предлагаемого изобретения является создание конструкции подшипника скольжения, обеспечивающей повышенную устойчивость к перекосам вала и уменьшение утечек масла с торцов подшипника.

Для решения поставленной задачи в подшипнике скольжения, содержащем посадочную и рабочую поверхности, согласно изобретению пористость материала монотонно возрастает от середины подшипника к его торцам в пределах 2-40%.

Анализ работы подшипникового материала при перекосах вала показывает, что наибольшей деформируемостью материал должен обладать по краям, там же наблюдаются наибольшие утечки смазки и контактные нагрузки, центральная часть продольного сечения меньше подвержена деформации и находится в лучших условиях смазки. Поэтому свойства материала покрытия на протяжении продольного сечения должны изменяться. Пористые материалы обеспечивают лучшую, чем монолитные, приспосабливаемость к перекосам вала за счет большей их пластической деформации. Кроме того, поры являются мини-резервуарами для смазки, которые улучшают условия работы поверхности трения особенно при повышенных нагрузках. Однако увеличение пористости порошкового материала более 40% приводит у большинства материалов к значительному уменьшению его несущей способности.

Таким образом, поставленная задача достигается за счет обеспечения различной пористости по длине продольного сечения подшипника скольжения: наличие большей пористости по краям, по сравнению с центральной частью, обеспечивает более высокую деформируемость и улучшает условия смазки материала по краям подшипника. Меньшая пористость материала в центральной части подшипника позволяет сохранить несущую способность подшипника на достаточно высоком уровне.

На чертеже представлен подшипник скольжения 1 с различной пористостью материала в его центральной части 2 и по торцам 3.

При работе такого подшипника скольжения перекос вала компенсируется пластической деформацией пористого материала, а смазка, задерживаясь в порах, уменьшает утечки с торцов 3 подшипника и улучшает условия его работы.

Таким образом, предлагаемая конструкция обеспечивает повышенную устойчивость подшипника скольжения к перекосам вала и уменьшает утечки масла с торцов подшипника.

Формула изобретения

Подшипник скольжения, содержащий посадочную и рабочую поверхности, отличающийся тем, что пористость материала монотонно возрастает от середины подшипника к его торцам в пределах 2-40%.

РИСУНКИРисунок 1



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к антифрикционным материалам, получаемым порошковой металлургией, применяющимся в элементах узлов трения машин, механизмов, оборудования и в токосъемных элементах

Изобретение относится к вкладышу подшипника скольжения
Изобретение относится к антифрикционным материалам, получаемым порошковой металлургией, применяющимся в элементах узлов трения машин, механизмов, оборудования и в токосъемных элементах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях подшипниковых узлов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения антифрикционного покрытия при изготовлении и ремонте вкладышей подшипников скольжения
Изобретение относится к гальванотехнике, а именно к получению на поверхности металлов износостойких покрытий методом микродугового оксидирования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и модернизации радиальных подшипников скольжения мощных турбоагрегатов и турбогенераторов

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к редукторостроению, и может быть использовано для регулирования осевых зазоров в подшипниках качения

Изобретение относится к шарнирным соединениям двух объектов, а именно к системе двух объектов, шарнирно соединенных друг с другом

Изобретение относится к шарнирным соединениям двух объектов, а именно к системе двух объектов, шарнирно соединенных друг с другом

Изобретение относится к машиностроению, а именно к шарнирным подшипникам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к шарнирным подшипникам

Изобретение относится к подшипникам скольжения

Изобретение относится к машиностроению, приборостроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в подшипниках скольжения турбин

Изобретение относится к области машиностроения, конкретно - турбостроения, в частности к производству радиальных подшипников скольжения для роторов мощных турбоагрегатов и турбогенераторов
Наверх