Статор электрической машины

 

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в синхронных электрических машинах. Сущность изобретения состоит в том, что статор электрической машины содержит набранный из листов сегментов электротехнической стали сердечник (1) с аксиальными щелевыми каналами (6) в спинке (5) и зубцах (4). На боковых поверхностях зубцов сегментов, в местах прилегания к ним стержней статорной обмотки, выполнены пазы (8) шириной меньше высоты стержня. Конфигурация пазов может быть различной. Технический результат - повышение эффективности охлаждения и к.п.д. электрической машины. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования в крупных электрических машинах, например, в турбогенераторах, статоры которых охлаждаются жидкостью.

Известен статор электрической машины, в котором для повышения эффективности охлаждения за счет непосредственного контакта охлаждающей среды с местом выделения потерь выполняются аксиальные вентиляционные каналы, получаемые путем шихтовки листов сегментов электротехнической стали с выштампованными в них специальными отверстиями (см., например, Алексеев А.Е. Конструкции электрических машин. - М.: Госэнергоиздат, 1958, с.44-45). По форме эти отверстия могут быть круглые, овальные или прямоугольные.

Однако в крупных высокоиспользованных электрических машинах эффективность выполнения таких каналов только в ярме сердечника недостаточна, так как возникает необходимость выполнения охлаждающих каналов не только в ярме сердечника, но и в зубцах сегментов (см., например, Коган Ф.Е. Анормальные режимы мощных турбогенераторов. - М.: Энергоатомиздат, 1988, с.38). В такой конструкции, принятой за прототип, расположение охлаждающих каналов в зубцах сегментов существенно улучшает охлаждение зубцовой зоны сердечника, но относительная удаленность охлаждающих каналов в зубцах сердечника от места выделения потерь в меди обмотки статора, расположенной в пазах, приводит к увеличению потерь на охлаждение обмотки.

Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности охлаждения зубцовой зоны сердечника и стержней статорной обмотки и повышение к.п.д. электрической машины.

Технический результат достигается тем, что в статоре электрической машины, содержащей шихтованный из листов сегментов электротехнической стали сердечник с аксиальными щелевыми каналами в спинке и зубцах, на боковых поверхностях зубцов сегментов в местах прилегания к ним стержней статорной обмотки выполнены пазы шириной меньше высоты паза.

На каждой боковой поверхности зубцов сегментов в месте прилегания к ним стержня статорной обмотки выполнено несколько пазов по высоте стержня.

Конфигурация паза выполнена прямоугольной.

Конфигурация паза выполнена по дуге окружности. В дальнейшем изобретение поясняется конкретным примером выполнения со ссылкой на чертежи, на которых показано:

На фиг.1 - статор электрической машины в поперечном разрезе с одним пазом на сторону стержня.

На фиг.2 - предлагаемый статор в поперечном разрезе с двумя пазами на сторону стержня.

На фиг.3 - предлагаемый статор с поверхностью паза по дуге окружности.

Статор электрической машины (фиг.1) представляет собой сердечник 1, набранный из листов сегментов электротехнической стали. В пазах 2 сердечника уложены стержни обмотки статора 3. В зубцах 4 и спинке 5 сердечника выполнены аксиальные щелевые каналы прямоугольной формы 6. На боковых поверхностях зубцов 7 сегментов, в местах прилегания к ним стержней статорной обмотки, выполнены пазы 8 размером 9 меньше высоты 10 стержня статорной обмотки с образованием выступов 11 в пазах по краям стержня. Выступы 11 фиксируют положение стержней обмотки статора от смещений в пазу при укладке обмотки или при эксплуатации электрической машины. По высоте зубца выполнено несколько пазов 8, например, по два в пределах высоты одного стержня 3 (фиг.2). Боковая поверхность паза 8 по форме выполнена прямоугольной 12 или по дуге окружности 13 (фиг.3).

В процессе работы охлаждение статора осуществляется следующим образом. Охлаждающая статор жидкость циркулирует по замкнутому контуру через щелевые каналы 6 в зубцах и спинке сегментов статора, а также через боковые пазы 8, образующие между боковой поверхностью пазов и стержнем 3 статорной обмотки дополнительные каналы на всю длину сердечника.

Образование дополнительных каналов в сердечнике, в месте прилегания к ним стержней обмотки статора, позволяет подать охлаждающую жидкость в место выделения потерь в железе сердечника и обмотке статора, повысив тем самым эффективность охлаждения электрической машины и ее к.п.д.

Формула изобретения

1. Статор электрической машины, содержащий шихтованный из листов сегментов электротехнической стали сердечник с аксиальными щелевыми каналами в спинке и зубцах, отличающийся тем, что на боковых поверхностях зубцов сегментов в местах прилегания к ним стержней статорной обмотки выполнены пазы шириной меньше высоты паза.

2. Статор по п.1, отличающийся тем, что на каждой боковой поверхности зубцов сегментов в месте прилегания к ним стержня статорной обмотки выполнено несколько пазов по высоте стержня.

3. Статор по п.1 или 2, отличающийся тем, что конфигурация паза выполнена прямоугольной.

4. Статор по п.1 или 2, отличающийся тем, что конфигурация паза выполнена по дуге окружности.

РИСУНКИРисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

PC4A - Регистрация договора об уступке патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:Общество с ограниченной ответственностью "Элсиб-У"

(73) Патентообладатель:Научно-производственное объединение "ЭЛСИБ" открытое акционерное общество

Договор № РД0019666 зарегистрирован 15.03.2007

Извещение опубликовано: 27.04.2007        БИ: 12/2007




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности, к системе охлаждения закрытой электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к области электротехники, а именно к охлаждению электрических машин, и может найти применение в электрических машинах закрытого типа исполнения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую энергию

Изобретение относится к судовым электрическим движителям

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей конструктивного выполнения осевых генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей конструктивного выполнения осевых генераторов

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения и касается выполнения электрических машин с постоянными магнитами, в частности к жидкозаполненным электрическим машинам, погружным электродвигателям

Изобретение относится к области электротехники, а именно к явнополюсным асинхронным двигателям с экранированными полюсами, и может быть использовано в электроприводе приборов бытового назначения

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей бесщеточных электродвигателей

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электромашинным преобразователям, и может быть использовано для питания потребителей переменным током

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается систем охлаждения статоров посредством жидкого хладагента (охлаждающего агента), например воды или масла

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции роторов синхронных неявнополюсных электрических машин, преимущественно турбогенераторов, в частности конструкции узла крепления бандажного кольца ротора

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам и может быть использовано в различных областях для преобразования механическую энергию в электрическую и наоборот, например, в тяговых электроприводах и генераторах транспортных средств, грузоподъемных машинах в станочном приводе, в приводах насосов и компрессоров, а также в гидрогенераторах и ветрогенераторах
Наверх