Способ капитального ремонта трубы под насыпью

 

Изобретение относится к области строительства. Способ капитального ремонта трубы под насыпью включает размещение внутри трубы по ее длине с зазором относительно ее внутренней поверхности продольных элементов усиления с заполнением зазора между ремонтируемой трубой и элементами усиления материалом заполнения. Новым является то, что перед размещением элементов усиления выполняют продольные противофильтрационные экраны и продольные опорные элементы. Затем укладывают слой сухой песчано-цементной смеси и выполняет подушку из тощего бетона. В качестве продольных элементов усиления используют металлическую гофрированную трубу длиной, большей расстояния между нижними бровками насыпи, при этом зазор между внутренней поверхностью ремонтируемой трубы и наружной поверхностью гофрированной металлической трубы заполняют бетоном заполнения. Технический результат, создаваемый изобретением, состоит в обеспечении надежности, высокой несущей способности и долговечности работы трубы под насыпью после капитального ремонта при одновременном обеспечении технологичности производства работ, сокращении сроков ремонта, исключении деформаций трубы после ремонта за счет обеспечения совместной работы усиленной конструкции с основанием и предотвращения сезонных осадок грунта основания. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при капитальном ремонте трубы под насыпью.

Известен способ капитального ремонта трубы, уложенной под землей вблизи ее поверхности, согласно которому ремонт трубы выполняют с предварительной выемкой, и последующей засыпкой грунта с использованием гидравлического экскаватора (см., например, изобретение “Способ ремонта заглубленной трубы (варианты)”, RU 2002114837, Е 01 D 22/00, 06.06.2002).

Недостатком известного способа является высокая трудоемкость работ по выемке и обратной засыпке грунта, необходимой для ремонта трубы.

Наиболее близким к изобретению по своей сущности и достигаемому результату является способ капитального ремонта трубы под насыпью, включающий размещение внутри трубы по ее длине с зазором относительно ее внутренней поверхности продольных элементов усиления с заполнением зазора между ремонтируемой трубой и элементами усиления материалом заполнения (см., например, С.В. Завацкий, Н.И. Крючков и др. Восстановление мостов и труб на железных дорогах. - Л.: Военная академия тыла и транспорта, 1957, с.219-220).

Недостатком известного способа капитального ремонта трубы под насыпью являются высокая трудоемкость возведения продольных элементов усиления и большая продолжительность по времени, что отрицательно сказывается на экономичности и сроках ремонта, и, кроме того, новая труба имеет невысокую несущую способность и подвержена деформациям при деформациях грунта основания.

Задачей изобретения является обеспечение надежности, высокой несущей способности и долговечности работы трубы под насыпью после ее капитального ремонта.

Задача решается за счет того, что в способе капитального ремонта трубы под насыпью, включающем размещение внутри трубы по ее длине с зазором относительно ее внутренней поверхности продольных элементов усиления с заполнением зазора между ремонтируемой трубой и элементами усиления материалом заполнения, согласно изобретению перед размещением элементов усиления с обеих сторон насыпи за пределами нижних бровок выполняют продольные противофильтрационные экраны с заглублением их ниже расчетной глубины сезонного промерзания грунта, причем каждый противофильтрационный экран выполняют в поперечном сечении ремонтируемой трубы шириной, превышающей максимальный размер поперечного сечения ремонтируемой трубы по ее внешнему контуру с заполнением пазух песчано-цементной смесью, после чего с внутренней стороны каждого противофильтрационного экрана в уровне основания насыпи выполняют примыкающий к экрану продольный опорный элемент шириной в поперечном сечении ремонтируемой трубы, равной ширине противофильтрационного экрана в этом сечении трубы, и длиной вдоль трубы, составляющей (6,0-7,5) m, где m - толщина противофильтрационного экрана в продольном сечении ремонтируемой трубы, а затем с входной и выходной сторон ремонтируемой трубы в основании насыпи укладывают слой сухой песчано-цементной смеси, который выполняют протяженным не менее чем до входного и выходного торцов ремонтируемой трубы и выходящим за пределы нижних бровок существующей насыпи в зоне выходного торца ремонтируемой трубы на длину вдоль трубы, превышающую длину, на которую выходит этот слой в зоне входного торца, а затем внутри ремонтируемой трубы выполняет подушку из тощего бетона, а в качестве продольных элементов усиления используют металлическую гофрированную трубу длиной, превышающей расстояние между нижними бровками насыпи, которую размещают на подушке из тощего бетона в пределах длины ремонтируемой трубы, а за пределами ее длины - на слое сухой песчано-цементной смеси, при этом зазор между внутренней поверхностью ремонтируемой трубы и наружной поверхностью гофрированной металлической трубы заполняют бетоном заполнения с образованием ремонтируемой трубой, бетоном заполнения и гофрированной металлической трубой единой совместно работающей новой усиленной трубы, причем входной и выходной торцы гофрированной металлической трубы за пределами откосов насыпи выполняют скошенными параллельно откосу насыпи.

Каждый опорный элемент может быть выполнен сборным из железобетонных лежней.

Каждый железобетонный лежень каждого опорного элемента может быть уложен на подготовку из сухой песчано-цементной смеси.

Каждый противофильтрационный экран может быть выполнен из сборных железобетонных элементов.

Технический результат, создаваемый изобретением, состоит в обеспечении надежности, высокой несущей способности и долговечности работы трубы под насыпью после ее капитального ремонта при одновременном обеспечении технологичности производства работ, сокращении сроков ремонта, исключении деформаций трубы после ремонта за счет обеспечения совместной работы усиленной конструкции с основанием и предотвращения сезонных осадок грунта основания.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена отремонтированная труба под насыпью, продольный разрез; на фиг.2 - то же, разрез по А-А на фиг.1; на фиг.3 - то же, разрез по Б-Б на фиг.1.

Способ капитального ремонта трубы 1 под насыпью 2 включает размещение внутри трубы по ее длине с зазором 3 относительно ее внутренней поверхности 4 продольных элементов усиления 5 с заполнением зазора 3 между ремонтируемой трубой 1 и элементами усиления 5 материалом заполнения 6. Перед размещением элементов усиления 5 с обеих сторон 7 насыпи 2 за пределами нижних бровок 8 выполняют продольные противофильтрационные экраны 9 с заглублением их ниже расчетной глубины сезонного промерзания грунта (на чертежах не показана). Каждый противофильтрационный экран 9 выполняют в поперечном сечении ремонтируемой трубы 1 шириной, превышающей максимальный размер поперечного сечения ремонтируемой трубы 1 по ее внешнему контуру с заполнением пазух песчано-цементной смесью 10, после чего с внутренней стороны 11 каждого противофильтрационного экрана 9 в уровне основания насыпи 12 выполняют примыкающий к экрану 9 продольный опорный элемент 13 шириной в поперечном сечении ремонтируемой трубы 1, равной ширине противофильтрационного экрана 9 в этом сечении трубы 1, и длиной вдоль трубы 1, составляющей (6,0-7,5) m, где m - толщина противофильтрационного экрана 9 в продольном сечении ремонтируемой трубы 1. Затем с входной 14 и выходной 15 сторон ремонтируемой трубы 1 в основании насыпи 12 укладывают слой сухой песчано-цементной смеси 10, который выполняют протяженным не менее чем до входного 16 и выходного 17 торцов ремонтируемой трубы 1 и выходящим за пределы нижних бровок 8 существующей насыпи 2 в зоне выходного торца 17 ремонтируемой трубы 1 на длину вдоль трубы 1, превышающую длину, на которую выходит этот слой в зоне входного торца 16, а затем внутри ремонтируемой трубы 1 выполняет подушку 18 из тощего бетона. В качестве продольных элементов усиления используют металлическую гофрированную трубу 5 длиной, превышающей расстояние между нижними бровками 8 насыпи 2, которую размещают на подушке 18 из тощего бетона в пределах длины ремонтируемой трубы 1, а за пределами ее длины - на слое сухой песчано-цементной смеси 10, при этом зазор 3 между внутренней поверхностью 4 ремонтируемой трубы 1 и наружной поверхностью 19 гофрированной металлической трубы 5 заполняют бетоном заполнения 6 с образованием ремонтируемой трубой 1, бетоном заполнения 6 и гофрированной металлической трубой 5 единой совместно работающей новой усиленной трубы 20, причем входной 16 и выходной 17 торцы гофрированной металлической трубы 5 за пределами откосов 21 насыпи 2 выполняют скошенными параллельно откосу 21 насыпи 2.

Каждый опорный элемент 13 выполняют сборным из железобетонных лежней 22.

Каждый железобетонный лежень 22 каждого опорного элемента 13 укладывают на подготовку из сухой песчано-цементной смеси 10.

Каждый противофильтрационный экран 9 выполняют из сборных железобетонных элементов 23.

Формула изобретения

1. Способ капитального ремонта трубы под насыпью, включающий размещение внутри трубы по ее длине с зазором относительно ее внутренней поверхности продольных элементов усиления с заполнением зазора между ремонтируемой трубой и элементами усиления материалом заполнения, отличающийся тем, что перед размещением элементов усиления с обеих сторон насыпи за пределами нижних бровок выполняют продольные противофильтрационные экраны с заглублением их ниже расчетной глубины сезонного промерзания грунта, причем каждый противофильтрационный экран выполняют в поперечном сечении существующей трубы шириной, превышающей максимальный размер поперечного сечения ремонтируемой трубы по ее внешнему контуру с заполнением пазух песчано-цементной смесью, после чего с внутренней стороны каждого противофильтрационного экрана в уровне основания насыпи выполняют примыкающий к экрану продольный опорный элемент шириной в поперечном сечении ремонтируемой трубы, равной ширине противофильтрационного экрана в этом сечении трубы, и длиной вдоль трубы, составляющей (6,0-7,5) m, где m - толщина противофильтрационного экрана в продольном сечении ремонтируемой трубы, а затем с входной и выходной сторон ремонтируемой трубы в основании насыпи укладывают слой сухой песчано-цементной смеси, который выполняют протяженным не менее чем до входного и выходного торцов ремонтируемой трубы и выходящим за пределы нижних бровок существующей насыпи в зоне выходного торца ремонтируемой трубы на длину вдоль трубы, превышающую длину, на которую выходит этот слой в зоне входного торца, а затем внутри ремонтируемой трубы выполняют подушку из тощего бетона, а в качестве продольных элементов усиления используют металлическую гофрированную трубу длиной, превышающей расстояние между нижними бровками насыпи, которую размещают на подушке из тощего бетона в пределах длины ремонтируемой трубы, а за пределами ее длины - на слое сухой песчано-цементной смеси, при этом зазор между внутренней поверхностью ремонтируемой трубы и наружной поверхностью гофрированной металлической трубы заполняют бетоном заполнения с образованием ремонтируемой трубой, бетоном заполнения и гофрированной металлической трубой единой совместно работающей новой усиленной трубы, причем входной и выходной торцы гофрированной металлической трубы за пределами откосов насыпи выполняют скошенными параллельно откосу насыпи.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что каждый опорный элемент выполняют сборным из железобетонных лежней.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что каждый железобетонный лежень каждого опорного элемента укладывают на подготовку из сухой песчано-цементной смеси.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что каждый противофильтрационный экран выполняют из сборных железобетонных элементов.

РИСУНКИРисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.07.2009

Извещение опубликовано: 10.07.2009        БИ: 19/2009




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мостостроению

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при реконструкции малых и средних однопролетных мостов на действующих железных дорогах

Изобретение относится к области мостостроения

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для усиления балок железобетонных строений мостов

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при ремонте и реконструкции стальных и сталежелезобетонных одно-, двух- и более пролетных строений мостов с расходами воды до 100 м3/с, а также путепроводов

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при реконструкции мостового сооружения, в частности для уширения пролетного строения и проезжей части

Изобретение относится к области переправочно-мостовых средств, а более конкретно к способу строительства низководных мостов

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при реконструкции мостовых переходов

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при реконструкции мостовых сооружений

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно конструкции автомобильно-дорожных эстакад, мостов и к технологии их возведения при сооружении новых автомобильных дорог или мостов или при реконструкции существующих, в частности для выполнения транспортных пересечений в двух уровнях при обеспечении повышения их пропускной способности

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении и реконструкции плит проезжей части мостов, причалов, паркингов, аэродромных или дорожных покрытий на слабых грунтах, перекрытий гражданских сооружений

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при возведении автодорожных и пешеходных мостов, преимущественно деревометаллических

Изобретение относится к области строительства и ремонта искусственных сооружений, а именно к устройствам усиления мостов и эстакад

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции мостов с усилением и уширением

Изобретение относится к мостостроению

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции мостов с усилением и уширением

Изобретение относится к способам усиления железобетонных мостов

Изобретение относится к строительству и ремонту искусственных сооружений, преимущественно сталежелезобетонных конструкций мостов, а именно к устройствам усиления мостов

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при реконструкции балочного моста

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для реконструкции и усиления малых мостов и труб на действующих железных и автомобильных дорогах
Наверх