Устройство для управления поворотной осью прицепа автопоезда

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для управления поворотной осью автомобильных прицепов. Устройство для управления поворотной осью прицепа автопоезда включает подвижный контакт, установленный на валу рулевой колонки и соединенный электрической цепью с положительной клеммой источника питания, и два неподвижных контакта, установленных на корпусе рулевой колонки, подключенных электрической цепью к контактному прерывателю, соединенному цепью с электрическим задатчиком пройденного пути, установленным в коробке передач тягача на вторичном валу, соединенным электрической цепью с трехфазным синхронным электродвигателем, ротор, неподвижный контакт которого цепью подключен к отрицательной клемме источника питания, жестко соединен с первичным валом механического демультипликатора, на вторичном валу которого закреплен подвижный контакт, а неподвижный контакт механического демультипликатора подключен к обмотке электромагнита электропневматического клапана, соединенного пневмолиниями с ресивером и компрессором с одной стороны и тормозной камерой с другой стороны, шток которой соединен с тормозной колодкой, шарнирно закрепленной одним концом на штоке, а другим на балке подкатной поворотной тележки и контактирующей с нижним поворотным кругом, соединенным с верхним поворотным кругом прицепа. Технический результат заключается в уменьшении габаритной полосы движения автопоезда и в повышении безопасности его работы. 5 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления поворотной осью автомобильных прицепов.

Известно поворотное устройство гравитационного типа (SU, авторское свидетельство №1194754, кл. В 62 D 13/04, 30.11.85. Бюл. №44) в поворотном круге двухосного прицепа. Конструктивное исполнение этого устройства основано на принципе преобразования гравитационных сил, действующих на прицеп, связанный с верхним поворотным кругом в стабилизирующий момент, действующий на подкатную поворотную тележку при относительно угловом перемещении рамы прицепа и поворотной тележки. Особенность устройства такова, что при больших угловых перемещениях кинематических звеньев прицепа во время входа автопоезда в режим поворота из прямолинейного движения опорные ролики выкатываются из выемок на горизонтальный участок нижнего круга и сопротивление повороту практически исчезает. Существенным недостатком устройства является то, что габаритные полосы движения тягача и прицепа не совпадают.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство для управления поворотной осью прицепа, содержащее тягач и соединенный с ним посредством дышла прицеп, ось передних колес которого закреплена на подкатной поворотной тележке с жестко прикрепленным к ней нижним поворотным кругом, взаимодействующим с верхним поворотным кругом (Краткий автомобильный справочник. М.: Машиностроение, 1984, стр.136-137).

Недостаток прототипа заключается в том, что при повороте тягач и прицеп движутся по различным траекториям, что вызывает уширение габаритной полосы движения автопоезда и, как следствие, снижает безопасность движения на дороге.

Цель изобретения - уменьшение габаритной полосы движения автопоезда и повышение безопасности его работы.

Для достижения указанной цели устройство для управления поворотной осью прицепа автопоезда включает подвижный контакт, установленный на валу рулевой колонки, соединенный электрической цепью с положительной клеммой источника питания и два неподвижных контакта, установленных на корпусе рулевой колонки, подключенных электрической цепью к контактному прерывателю, соединенному цепью с электрическим задатчиком пройденного пути, установленным в коробке передач тягача на вторичном валу, соединенным электрической цепью с трехфазным синхронным электродвигателем, ротор, неподвижный контакт которого цепью подключен к отрицательной клемме источника питания, жестко соединен с первичным валом механического демультипликатора, на вторичном валу которого закреплен подвижный контакт, а неподвижный контакт механического демультипликатора электрической цепью соединен с обмоткой электромагнита электропневматического клапана, соединенного пневмолиниями с ресивером и компрессором с одной стороны и тормозной камерой с другой стороны, шток которой соединен с тормозной колодкой, шарнирно закрепленной одним концом на штоке, а другим на балке подкатной поворотной тележки и контактирующей с нижним поворотным кругом, соединенным с верхним поворотным кругом прицепа.

На фиг.1 представлена схема автопоезда (вид сверху).

На фиг.2 - то же (вид сбоку) и электропневматическая схема привода.

На фиг.3 - прицеп (вид сбоку).

На фиг.4 - электрическая схема управления колесами прицепа.

На фиг.5 - принципиальная схема исполнительного механизма устройства по управлению колесами прицепа.

Устройство для управления поворотной осью автопоезда, состоящего из тягача 1 и прицепа 2, снабжено системой фиксации положения нижнего поворотного круга 3, включающей подвижный контакт 4, установленный на валу рулевой колонки 5. Подвижный контакт 4 электрической цепью соединен с положительной клеммой источника питания 6, на котором имеется два неподвижных контакта 7 и 8, установленных на корпусе рулевой колонки 5, подключенных электрической цепью к контактному прерывателю 9. Контактный прерыватель 9 соединен электрической цепью с электрическим задатчиком пройденного пути 10, установленным в коробке передач 11 на вторичном валу и соединенным электрической цепью с выводом трехфазного синхронного электродвигателя 12. Ротор 13 трехфазного синхронного электродвигателя 12 жестко соединен с первичным валом 14 механического демультипликатора 15. На вторичном валу 13 механического демультипликатора 15 закреплен подвижный контакт 16, электрической цепью соединенный с положительной клеммой источника питания 6. На корпусе механического демультипликатора 15 установлен неподвижный контакт 17, подключенный к обмотке электромагнита 18 электропневматического клапана 19. Электропневматический клапан 19 соединен пневмолиниями с ресивером 20, компрессором 21 и тормозной камерой 22, шток 23 которой соединен с тормозной колодкой 24, шарнирно закрепленной одним концом на штоке 23, а другим на балке подкатной поворотной тележки 25, и контактирует с нижним поворотным кругом 3, соединенным с верхним поворотным кругом 26 прицепа 2.

Устройство работает следующим образом.

При движении автопоезда по прямолинейной траектории подвижный контакт 4 и неподвижные контакты 7, 8 находятся в разомкнутом положении. При этом контактный прерыватель 9 и электрический задатчик пройденного пути 10 обесточены, подвижный контакт 16 и неподвижный контакт 17 находятся в разомкнутом положении, электромагнит 18 электропневматического клапана 19 обесточен, а шток 23 тормозной камеры 22 находится в положении, соответствующем прямолинейному движению автопоезда. При входе в поворот (например, левый) подвижный контакт 4 и неподвижный контакт 7 замыкаются, на обмотку электрического задатчика пройденного пути 10 подается напряжение. Напряжение подается также на вывод трехфазного синхронного электродвигателя 12, ротор 13 которого соединен с первичным валом 14 механического демультипликатора 15. При этом происходит одновременное включение задатчика пройденного пути 10, настроенного на расстояние от оси передних колес тягача до поворотной оси прицепа 22, и вращение вторичного вала механического демультипликатора 15. На вторичном валу механического демультипликатора 15 закреплен подвижный контакт 16, электрической цепью соединенный с положительной клеммой источника питания 6. При замыкании контакта 16 и 17 подается ток на электромагнит 18 электропневматического клапана 19, который соединяет надпоршневую полость тормозной камеры 22 с атмосферой, что вызывает смещение штока 23 и перемещение тормозной колодки 24. Перемещение тормозной колодки 24 осуществляется до тех пор, пока сопротивление повороту со стороны взаимодействующих тормозной колодки 24 нижнего поворотного круга 3 и верхнего поворотного круга 26 прицепа 22 практически исчезает, вследствие чего оси колес прицепа 22 движутся по траектории тягача. После выхода прицепа 22 из поворота контакты 4 и 7 размыкаются и электропневматический клапан 19 соединяет верхнюю полость тормозной камеры 22 с ресивером 20, что вызывает перемещение штока 23. Тормозная колодка 24 прижимается к нижнему поворотному кругу 3 и блокирует его относительно верхнего поворотного круга 26 прицепа 2.

Формула изобретения

Устройство для управления поворотной осью прицепа автопоезда, отличающееся тем, что оно включает подвижный контакт, установленный на валу рулевой колонки и соединенный электрической цепью с положительной клеммой источника питания, и два неподвижных контакта, установленных на корпусе рулевой колонки, подключенных электрической цепью к контактному прерывателю, соединенному цепью с электрическим задатчиком пройденного пути, установленным в коробке передач тягача на вторичном валу, соединенным электрической цепью с трехфазным синхронным электродвигателем, ротор, неподвижный контакт которого цепью подключен к отрицательной клемме источника питания, жестко соединен с первичным валом механического демультипликатора, на вторичном валу которого закреплен подвижный контакт, а неподвижный контакт механического демультипликатора подключен к обмотке электромагнита электропневматического клапана, соединенного пневмолиниями с ресивером и компрессором с одной стороны и тормозной камерой с другой стороны, шток которой соединен с тормозной колодкой, шарнирно закрепленной одним концом на штоке, а другим на балке подкатной поворотной тележки, и контактирующей с нижним поворотным кругом, соединенным с верхним поворотным кругом прицепа.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к последовательно связанным жестким поворотным осям с центральными осями поворота

Изобретение относится к транспортным средствам и автопоездам и конструкциям дышла их прицепов, содержащих дышло прицепа, опирающееся своими цапфами на переднюю часть шасси с возможностью поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей, и средство для поворота оси

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается способов управления транспортными средствами

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к приводам управления поворотными тележками полуприцепов

Автопоезд // 1676907
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автопоездам, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к управлению поворотом как отдельных звеньев транспортного средства, так и всей многозвенной транспортной системы

Изобретение относится к автопоездам, имеющим тягач и один или несколько прицепов

Изобретение относится к управляемым устройствам для перевозки грузов, в частности к прицепам, предназначенным для сцепки с ведущим транспортным средством, и может быть использовано в условиях ограниченного пространства

Группа изобретений относится к системе принудительного управления для применения с прицепом и несколькими различными тягачами. Система принудительного управления содержит сцепную часть для расположения на тягаче (5) и сцепную петлевую часть (3) для расположения на прицепе (4). Сцепная часть и сцепная петлевая часть (3) предназначены для сцепления друг с другом в точке сцепления и в расположенной на расстоянии от точки сцепления точке шарнирного соединения. На каждом из множества различных тягачей (5) с помощью предварительно согласованной с этим тягачом (5) сцепной части точка сцепления и точка шарнирного соединения расположены соответственно на заданном расстоянии от заднего моста (51) тягача (5) так, что настройка оптимального углового соотношения угла между тягачом (5) и петлевой частью (3) относительно угла отклонения управляемых колес (42) прицепа (4) может быть гарантирована для различных комбинаций транспортных средств. Достигается создание системы принудительного управления без дополнительного оборудования, которая при многих различных тягачах обеспечивает возможность качения лежащих друг за другом колес нескольких задних мостов прицепа при движении в поворотах с боковой устойчивостью. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх