Подшипниковый узел скольжения

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к самоустанавливающимся подшипниковым узлам скольжения. Подшипниковый узел скольжения содержит корпус с цилиндрической посадочной поверхностью и закрепленный в нем вкладыш в виде коаксиальной подложки с антифрикционным слоем. Вкладыш расположен со стороны рабочей поверхности. На наружной поверхности корпуса по его окружности выполнен выступающий опорный поясок, например, конусообразной формы, расположенный симметрично относительно поперечной оси подложки. Техническим результатом является упрощение конструкции и технологичности. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к самоустанавливающимся радиальным подшипниковым узлам скольжения, и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов, например, в насосах для перекачивания текучей среды под высоким давлением.

Известен подшипниковый узел скольжения, содержащий вал, корпус, расположенную в нем обойму с набранными в бочку стержневыми вкладышами, имеющими цилиндрические посадочные поверхности и закрепленными в обойме упорными кольцами, фиксирующими стержни в осевом направлении (Авторское свидетельство СССР №584120, кл. F 16 С 17/02, 1977).

Недостатком таких подшипниковых узлов является их сложность и не технологичность.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является конструкция самоустанавливающегося подшипника на сферических опорах (Орлов П.И. Основы конструирования, Книга 1, издание третье, исправленное. – М.: Машиностроение, 1998, с.372, рис.709.). В таких подшипниках вся его наружная поверхность или часть ее выполнена по сфере, соответственно и сопрягающаяся с ней посадочная поверхность корпуса агрегата насоса и т.д. должна иметь сферическую поверхность. Это усложняет конструкцию агрегата и технологию его изготовления.

Технической задачей изобретения является упрощение конструкции подшипникового узла скольжения, технологии его изготовления, монтажа и установки в агрегаты (насосы и т.д.).

Указанный технический результат достигается тем, что в подшипниковом узле скольжения, содержащем корпус с цилиндрической посадочной поверхностью и закрепленный в нем вкладыш в виде коаксиальной подложки с антифрикционным слоем, расположенный со стороны рабочей поверхности, на наружной поверхности корпуса по его окружности выполнен выступающий (над поверхностью корпуса подшипникового узла) опорный поясок, например, конусообразной формы, расположенный симметрично относительно поперечной оси подложки.

Подшипниковый узел скольжения снабжен устанавливаемой в корпусе агрегата (насоса) и охватывающей опорный поясок корпуса подшипникового узла скольжения коаксиальной втулкой, закрепленной с корпусами агрегата и подшипникового узла, например, штифтом.

Опорный поясок выполнен из твердых сплавов, например, направлением электродом типа УОНИИ 13/Н1-Б. Контактирующая с опорным пояском коаксиальная втулка также выполнена из твердых материалов, например, закаленной стали 95×18 или 40×13.

На рисунках изображено: на фиг.1 - подшипниковый узел в продольном разрезе; на фиг.2 - вариант фиксации подшипника в корпусе агрегата (продольный разрез).

Подшипниковый узел скольжения содержит (фиг.1) корпус 1 с цилиндрической несущей (посадочной) поверхностью и установленный в нем, охватывая вал 2, вкладыш в виде коаксиальной подложки (втулки) 3 с антифрикционным слоем, расположенным со стороны рабочей поверхности (со стороны вала 2). Подложка 3 зафиксирована и закреплена с корпусом 1 с помощью радиального винта 4. На наружной поверхности корпуса 1 подшипникового узла (прилегающей к корпусу агрегата, например, насоса) по его окружности выполнен поясок 5 конусообразной формы, выступающий над поверхностью корпуса 1 приблизительно на 2 мм. Поясок 5, контактирующий при установке в агрегат 6 (фиг.2) своей вершиной с частью внутренней поверхности корпуса агрегата, расположен симметрично относительно поперечной оси подложки 3 и выполнен из твердого сплава направлением электродом типа УОНИИ 13/H1-Б. Подшипниковый узел снабжен устанавливаемой в корпусе агрегата 6 (насоса) и охватывающей опорный поясок 5 корпуса 1 подшипникового узла скольжения коаксиальной втулкой 7, закрепленной с корпусами агрегата и подшипникового узла, например, штифтом 8. Коаксиальная втулка выполнена из закаленной стали 95Х18.

Подшипник работает следующим образом.

При вращении вала 2 радиальные усилия на подшипнике воспринимаются пояском 5, вплавленным в корпус 1 подшипника. Благодаря небольшой площади контакта опорного пояска с внутренней поверхностью корпуса агрегата, учитывая, что изгиб и другие деформации вала 3 незначительны и угол поворота находится в малом диапазоне, происходит самоустановка подшипника, позволяя ему приспосабливаться к деформациям вала. При этом контакт опорного пояска 5 подшипника происходит по твердой поверхности коаксиальной втулки 7, обеспечивая наибольшую контактную прочность и минимальный износ контактируемых поверхностей.

Это техническое решение приводит к снижению деформаций трущихся поверхностей, т.к. при возникновении гидродинамического давления в смазочном слое величина создающего момента, при наличии промежуточного звена с конусообразным опорным выступом, значительно меньше.

Использование изобретения позволяет значительно упростить конструкцию подшипника скольжения и конструкцию сопрягаемой поверхности корпуса агрегата, которые не нужно делать сферическими, очень сложными в технологическом отношении. Одновременно упрощается монтаж подшипника и его установка.

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус с цилиндрической посадочной поверхностью и закрепленный в нем вкладыш в виде коаксиальной подложки с антифрикционным слоем, расположенный со стороны рабочей поверхности, отличающийся тем, что на наружной поверхности корпуса по его окружности выполнен выступающий опорный поясок, например, конусообразной формы, расположенный симметрично относительно поперечной оси подложки.

2. Подшипниковый узел скольжения по п.1, отличающийся тем, что он снабжен устанавливаемой в корпусе агрегата и охватывающей опорный поясок корпуса подшипникового узла скольжения коаксиальной втулкой, закрепленной с корпусами агрегата и подшипникового узла, например, штифтом.

3. Подшипниковый узел скольжения по п.1, отличающийся тем, что опорный поясок выполнен из твердых сплавов, например наплавлением электродом типа УОНИИ 13/Н1-Б.

4. Подшипниковый узел скольжения по п.2, отличающийся тем, что коаксиальная втулка выполнена из твердых материалов, например закаленной стали 95Х18.

РИСУНКИ

MF4A - Аннулирование патента Российской Федерации на изобретение в связи с признанием его недействительным полностью

Орган, принявший решение: Палата по патентным спорам

Дата принятия решения: 17.02.2006

Извещение опубликовано: 27.03.2006        БИ: 09/2006




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к работающим в тяжелом режиме зубчатым передачам, которые используют в механизмах привода прокатных станов

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к конструкциям опорных подшипников скольжения роторов мощных турбоагрегатов и турбогенераторов

Изобретение относится к подшипнику с масляной пленкой, который используется в прокатных станах, а также к способу изготовления вкладыша

Изобретение относится к области машиностроения, конкретно - турбостроения, в частности к производству радиальных подшипников скольжения для роторов мощных турбоагрегатов и турбогенераторов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам в валковых кассетах современных высокоскоростных проволочных прокатных станов

Вал "asb-08" // 2215915
Изобретение относится к подшипниковым устройствам, в частности устройствам обеспечения смазки в подшипниках скольжения

Изобретение относится к буровой технике, в частности к опорам шарошечных долот для бурения скважин

Изобретение относится к насосо- и компрессоростроению и может найти применение в турбонасосах и компрессорах

Изобретение относится к подшипникам скольжения преимущественно гидротурбин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к технологии изготовления слоистых изделии, и может быть использовано для производства подшипников скольжения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конвейерным транспортным машинам, и может использоваться в конструкциях ленточных конвейеров в разных областях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с вращающимися деталями, работающими в условиях газовой смазки, например в шпинделях металлообрабатывающих станков

Изобретение относится к подшипникам скольжения, способным выполнять функции как опор, так и уплотнений, разделяющих полости с различным давлением и предназначенным для использования в высокооборотных турбонасосах, центробежных и осевых лопаточных насосах, преимущественно в насосах, использующих для смазки подшипников перекачиваемую жидкость, например в насосах турбонасосных агрегатов жидкостных ракетных двигателей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для радиальной подвески роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для радиальной подвески роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров

Изобретение относится к подшипниковым опорам скольжения и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки, например в шпинделях металлообрабатывающих станков

Изобретение относится к радиальному ленточному подшипнику
Наверх