Способ измерения пробега автомобиля (варианты)

 

Группа изобретений относится к измерительной технике. Предложены два способа измерения пробега автомобиля, учитывающие смену шин одного типоразмера на шины другого типоразмера. В постоянное запоминающее устройство измерительной системы автомобиля вводятся значения коэффициентов пропорциональности или погрешностей измерения приращения пробега автомобиля для шин всех типоразмеров, которые могут быть установлены на автомобиль. После замены шин автомобиля из постоянного запоминающего устройства извлекают значения коэффициентов пропорциональности или погрешностей измерения приращения пробега автомобиля, соответствующие типоразмеру установленных шин, которые затем используют для измерения пробега автомобиля. Указанное измерение основано на вырабатывании импульсов, количество которых пропорционально величине пробега автомобиля. Группа изобретений обеспечивает повышенную точность измерения пробега автомобиля. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для измерения пробега автомобиля.

Известны датчики пробега автомобиля (см. свидетельства на полезные модели RU 10262 U1, МПК 6 G 01 P 3/44, публ. 16.06.99 г., бюл. №6, RU 16871 U1, МК 7 G 01 P 3/00, oпубл. 20.02.01 г., бюл. №5), предназначенные для установки рядом с вращающейся при перемещении автомобиля деталью-задатчиком, функцию которой может выполнять, например, зубчатое колесо коробки передач. При вращении детали-задатчика датчик пробега вырабатывает импульсы, количество которых пропорционально пробегу автомобиля.

Известен способ измерения пробега автомобиля с шинами известного типоразмера [1], при котором отсчитывают N импульсов, выработанных датчиком пробега, и определяют величину приращения пробега автомобиля, соответствующую приходу N-го импульса, как произведение количества импульсов на коэффициент пропорциональности, учитывающий типоразмер шин, установленных на автомобиле.

Известны также устройства для измерения пробега автомобиля (см., например: патент JP 6001198 B4, МПК G 01 C 22/00, oпубл. 05.01.94 г., публ. в тематической подборке ИСМ, вып. 082 №16. 96 г., стр. 21), включающие в себя датчик пробега, микропроцессор, а также оперативное и постоянное запоминающие устройства (далее по тексту - ОЗУ и ПЗУ).

За прототип заявляемых способов взят способ измерения пробега автомобиля, описанный в патенте JP 6001198 B4, МПК G 01 C 22/00, oпубл. 05.01.94 г., при котором обнаруживают датчиком пробега перемещение автомобиля, вырабатывают импульсы, количество которых пропорционально величине приращения пробега автомобиля, периодически отсчитывают N импульсов, определяют величину приращения пробега автомобиля, соответствующую приходу N-го импульса, складывают величину приращения пробега с величиной предшествующего пробега и запоминают суммарный пробег автомобиля в ПЗУ.

Способ имеет следующий недостаток. При замене в автомобиле шин одного типоразмера на шины другого типоразмера (например, при переходе с "летних" шин на "зимние"), один оборот детали-задатчика будет соответствовать другой величине приращения пробега автомобиля, в результате чего появляется значительная погрешность измерения пробега автомобиля.

Задачей заявляемого изобретения является повышение точности измерения пробега автомобиля.

Указанная задача решается в способах измерения пробега автомобиля, при которых обнаруживают датчиком пробега перемещение автомобиля, вырабатывают импульсы, количество которых пропорционально величине приращения пробега автомобиля, периодически отсчитывают N импульсов, определяют величину приращения пробега автомобиля, соответствующую приходу N-го импульса, складывают величину приращения пробега с величиной предшествующего пробега и запоминают суммарный пробег в ПЗУ.

Предлагается два способа, в которых решается поставленная выше задача.

Задача решается в первом способе тем, что вычисляют значения коэффициентов пропорциональности для всех возможных для применения на автомобиле типоразмеров шин, записывают вычисленные коэффициенты пропорциональности в запоминающее устройство, а при замене шин автомобиля извлекают из запоминающего устройства значение коэффициента пропорциональности, соответствующее типоразмеру установленных шин, и определяют величину приращения пробега автомобиля как произведение количества отсчитанных импульсов на коэффициент пропорциональности.

Задача решается во втором способе тем, что вычисляют значения погрешностей величины приращения пробега при замене на автомобиле шин первого типоразмера на шины другого типоразмера, записывают значения погрешностей в запоминающее устройство, а после замены шин автомобиля выбирают значение погрешности, соответствующее типоразмеру установленных шин, и вычисляют величину приращения пробега как сумму величины приращения пробега, подсчитанной для шин первого типоразмера, и значения выбранной погрешности.

Изобретение поясняется чертежом, где изображено устройство для измерения пробега автомобиля.

Заявляемые способы могут быть реализованы в измерительной системе автомобиля, включающей в себя датчик 1 пробега автомобиля и измерительное устройство 2, выполненное на микропроцессоре 3 и снабженное ОЗУ 4, ПЗУ 5, кнопкой 6 и индикатором 7.

В качестве датчика 1 пробега может быть использован датчик, устанавливаемый в коробке передач автомобиля, например датчик, описанный в свидетельстве на полезную модель RU 10262 U1, МПК 6 G 01 P 3/44, публ. 16.06.99 г., бюл. №6.

В качестве измерительного устройства может быть использована электронная комбинация приборов автомобиля ВАЗ-2110 [2].

Для реализации первого из заявляемых способов выполняют следующую последовательность действий.

1. Вычисляют значения коэффициентов пропорциональности для всех возможных для применения на автомобиле типоразмеров шин.

2. Записывают все возможные типоразмеры шин и вычисленные для них коэффициенты пропорциональности в ПЗУ 5.

3. При замене шин автомобиля нажатием кнопки 6 извлекают из ПЗУ 5 все вычисленные коэффициенты пропорциональности и показывают на экране индикатора 7 список типоразмеров шин.

4. Выбирают из списка типоразмер шин, вновь установленных на автомобиль, и записывают нажатием кнопки 6 в особую ячейку ПЗУ 5 значение коэффициента пропорциональности, соответствующее типоразмеру вновь установленных шин.

5. Обнаруживают чувствительным элементом датчика 1 пробега перемещение автомобиля.

6. Вырабатывают датчиком 1 импульсы, количество которых пропорционально величине приращения пробега автомобиля.

7. Периодически отсчитывают N импульсов, вырабатываемых датчиком.

8. При приходе N-го импульса определяют величину приращения пробега автомобиля путем умножения количества N отсчитанных импульсов на коэффициент пропорциональности, записанный в особой ячейке ПЗУ 5.

9. Записывают найденную величину приращения пробега в ОЗУ 4.

10. Определяют суммарный пробег автомобиля путем сложения величины приращения пробега с величиной предшествующего пробега автомобиля, записанной в ПЗУ 5.

11. Запоминают в ПЗУ 5 суммарный пробег автомобиля

12. Показывают величину суммарного пробега автомобиля на индикаторе 7.

Для реализации второго из заявляемых способов выполняют следующую последовательность действий.

1. Вычисляют значение коэффициента пропорциональности для шин первого типоразмера.

2. Записывают значение коэффициента в ПЗУ 5.

3. Вычисляют значения погрешностей величины приращения пробега при замене на автомобиле шин первого типоразмера на шины других типоразмеров.

4. Записывают все типоразмеры шин и вычисленные значения погрешностей в ПЗУ 5.

5. После замены шин автомобиля нажатием кнопки 6 извлекают из ПЗУ 5 и показывают на экране индикатора 7 список типоразмеров шин.

6. Выбирают из списка типоразмер шин, вновь установленных на автомобиль, и записывают нажатием кнопки 6 в особую ячейку ПЗУ 5 значение погрешности, соответствующее замене шин первого типоразмера на шины вновь установленного типоразмера.

7. Обнаруживают чувствительным элементом датчика 1 пробега перемещение автомобиля.

8. Вырабатывают датчиком 1 импульсы, количество которых пропорционально величине приращения пробега автомобиля.

9. Периодически отсчитывают N импульсов, вырабатываемых датчиком.

10. При приходе N-го импульса определяют величину приращения пробега автомобиля для шин первого типоразмера путем умножения количества N отсчитанных импульсов на коэффициент пропорциональности, записанный в ПЗУ 5.

11. Вычисляют величину приращения пробега автомобиля для установленных шин как сумму величины приращения пробега, подсчитанной для шин первого типоразмера, и значения погрешности, записанного в особую ячейку ПЗУ 5.

12. Записывают найденную величину приращения пробега в ОЗУ 4.

13. Определяют суммарный пробег автомобиля путем сложения величины приращения пробега с величиной предшествующего пробега автомобиля, записанной в ПЗУ 5.

14. Запоминают в ПЗУ 5 суммарный пробег автомобиля

15. Показывают величину суммарного пробега автомобиля на индикаторе 7.

Выбор информации о типоразмере шин, установленных на автомобиль, и запись ее в особую ячейку ПЗУ производится водителем путем простых манипуляций кнопкой, выполненной на электронной комбинации приборов автомобиля, что повышает комфортность и не сказывается на трудоемкости способа измерений.

Список литературы:

1. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112. М.: "Ливр", 1998, стр. 134.

2. Там же, стр. 135.

Формула изобретения

1. Способ измерения пробега автомобиля, при котором обнаруживают датчиком пробега перемещение автомобиля, вырабатывают импульсы, количество которых пропорционально величине приращения пробега автомобиля, периодически отсчитывают N импульсов, определяют приход N-ого импульса, определяют величину приращения пробега автомобиля, соответствующую приходу N-ого импульса, записывают ее в оперативное запоминающее устройство, складывают величину приращения пробега с величиной предшествующего пробега и запоминают суммарный пробег в постоянном запоминающем устройстве, отличающийся тем, что вычисляют значения коэффициентов пропорциональности для всех возможных для применения на автомобиле типоразмеров шин, определяют для каждого типоразмера шин величину приращения пробега автомобиля как произведение количества импульсов N на соответствующий коэффициент пропорциональности, записывают в постоянное запоминающее устройство вычисленные значения коэффициентов пропорциональности и/или величины приращения пробега автомобиля для каждого типоразмера шин, а для расчета суммарного пробега используют величину приращения пробега, соответствующую типоразмеру установленных на автомобиле шин.

2. Способ измерения пробега автомобиля, при котором обнаруживают датчиком пробега перемещение автомобиля, вырабатывают импульсы, количество которых пропорционально величине приращения пробега автомобиля, периодически отсчитывают N импульсов, определяют величину приращения пробега автомобиля, соответствующую приходу N-ого импульса, записывают величину приращения пробега в оперативное запоминающее устройство, складывают величину приращения пробега с величиной предшествующего пробега и запоминают суммарный пробег в постоянном запоминающем устройстве, отличающийся тем, что вычисляют величину приращения пробега, подсчитанную для шин первого типоразмера, вычисляют значения погрешностей величины приращения пробега при замене на автомобиле шин первого типоразмера на шины другого типоразмера, записывают в постоянное запоминающее устройство величину приращения пробега для шин первого типоразмера и значения погрешностей для шин других типоразмеров, а после замены шин автомобиля считывают из постоянного запоминающего устройства значение погрешности, соответствующее типоразмеру установленных шин, и вычисляют величину приращения пробега как сумму величины приращения пробега, подсчитанной для шин первого типоразмера, и значения выбранной погрешности.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, предназначено для информационного контроля технологической скорости движения и может быть использовано при эксплуатации колесных и гусеничных тяговых средств, работающих в реальном масштабе времени

Изобретение относится к области навигации наземных транспортных средств

Изобретение относится к автомобильным измерительным приборам, предназначенным для оценки и индикации скорости движения и пройденного пути

Изобретение относится к области оптических измерителей перемещений и может быть использовано для высокоточного бесконтактного интерференционно-голографического измерения перемещений объектов
Изобретение относится к области морской навигации и может быть использовано, в частности, для определения скорости судна

Изобретение относится к устройствам для определения пути, пройденного оператором в заданном направлении с применением радиоэлектронных устройств, и может быть использовано в спорте, туризме, геологии и других областях народного хозяйства

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в приборах для определения топографических координат и для ориентирования на местности человека, передвигающегося пешком

Изобретение относится к устройствам для определения пути, пройденного пешим оператором в заданном направлении с применением радиоэлектронных устройств, и может быть использовано в спорте, туризме и других областях

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано в системах мостового земледелия

Изобретение относится к области контроля и прогнозирования состояния железнодорожного пути

Изобретение относится к области навигации наземных транспортных средств (НТС)

Изобретение относится к системам контроля подвижных объектов

Изобретение относится к области измерительной техники и может применяться для измерения расстояний, пройденных наземным транспортным средством

Изобретение относится к области приборостроения и может применяться для определения расстояния, пройденного автомобилем, средней скорости движения и времени нахождения в пути до заданных населенных пунктов

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности, к контрольно-измерительным устройствам и отображения скоростного режима работы автомобиля, основано на емкостном датчике вращения и может быть использовано в производстве и эксплуатации автомобильной техники для повышения эффективности и надежности работы КИП, а также безопасности движения

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для определения расстояния, дальности, пути, пройденного движущимся объектом, и определения координат на местности

Изобретение относится к области измерительной техники и может применяться для информационного обеспечения водителя при эксплуатации наземного транспортного средства

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах эксплуатации наземного транспортного средства

Изобретение относится к калибровке спидометра велокомпьютера посредством устройства для ввода в велокомпьютер (3) данных о размере колеса велосипеда
Наверх