Сплав на основе магния и изделие, выполненное из него

 

Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению высокопрочных коррозионностойких сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления деталей, применяемых в самолетостроении, например реборд, барабанов, колес самолетов. Предложен сплав на основе магния и изделие, выполненное из него. Сплав содержит цинк, кадмий, цирконий, бериллий и титан, при этом он дополнительно содержит висмут и ниобий, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Zn 6,5-9,5, Cd 0,01-1,4, Zr 0,7-1,2, Bi 0,01-0,8, Nb 0,01-0,6, Ti 0,004-0,01, Be 0,0006-0,001, Mg остальное. Технический результат - получения сплава магния высокой чистоты по примесям железа, кремния и меди с повышенными коррозионными и механическими свойствами при комнатной и повышенной температурах. 2 н.з.ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению высокопрочных коррозионностойких сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления реборд, барабанов колес самолетов и т.д., применяемых в авиационной технике.

Известен сплав ZK60A фирмы Magnesium Elektron Ltd, Англия, имеющий следующий химический состав, мас.%:

Zn 4,8-6,2

Zrmin 0,45

Mg Остальное

(ASTM Standart Specification for Magnesium Alloy Forgings, В 91-87)

Сплав обладает недостаточно высокими механическими свойствами. Недостатком изделия, выполненного из этого сплава, является склонность к ликвации структурных составляющих сплава в отливках и наличие микрорыхлот различной степени.

Известен сплав марки МЛ 12 на основе магния, следующего химического состава, мас.%:

Zn 4,0-5,0

Zr 0,6-1,1

Примеси 0,22

Mg Остальное

(ГОСТ 2856-79. Сплавы магниевые литейные. Технические требования.)

Изделиями из этого сплава являются, например, колеса самолетов, барабаны, реборды и т.д.

Недостатками сплава являются низкие механические свойства. Недостатками изделий из известного сплава являются сравнительно низкие механические свойства и ограниченная номенклатура производства изделий.

Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является литейный сплав на основе магния следующего химического состава, мас.%:

Zn 5-7

Zr 0,6-1,1

Cd 0,1-3

Be 0,05

Mg Остальное

Сплав может дополнительно содержать, мас.%:

Ti 0,1

Са 0,3

РЗМ 0,5

(А.с. СССР №206837)

Сплав содержит в качестве примесей алюминий, железо, кремний, медь, никель.

Изделиями из сплава-прототипа являются, например, кронштейны, фермы, детали управления, барабаны, детали приборов, агрегатов и др.

Недостатками сплава-прототипа являются недостаточно высокие коррозионная стойкость и механические свойства при нормальной и повышенной температурах.

Недостатками изделий из сплава-прототипа являются пониженный ресурс и надежность при их эксплуатации.

Технической задачей изобретения является создание сплава на основе магния и изделия, полученного из него, с повышенными коррозионными и механическими свойствами при нормальной и повышенной температурах, высокой чистотой по примесям железа, кремния, меди.

Поставленная техническая задача достигается тем, что предложен сплав на основе магния, включающий цинк, кадмий, цирконий, бериллий и титан, который дополнительно содержит висмут и ниобий при следующих соотношениях компонентов, мас.%:

Zn 6,5-9,5

Cd 0,01-1,4

Zr 0,7-1,2

Bi 0,01-0,8

Nb 0,01-0,6

Ti 0,004-0,01

Be 0,0006-0,001

Mg Остальное

и изделие, выполненное из него.

Авторами установлено, что дополнительное содержание висмута и ниобия при заявленных соотношениях других компонентов в сплаве на основе магния обеспечивает полное прохождение процесса модифицирования и рафинирования сплава, повышая этим механические свойства при нормальной и повышенной температурах и коррозионную стойкость.

Пример осуществления.

В тигельную печь загружают магний, после его расплавления в расплав вводят компоненты сплава. Цирконий и ниобий вводят в сплав из лигатур магний-цирконий и магний-ниобий. Затем выполняются технологические операции, необходимые в процессе приготовления сплава, в том числе операция введения в жидкий сплав бериллия для снижения окисляемости сплава в процессе его плавки и разливки по формам. Готовый жидкий сплав разливают в литейные песчаные формы или в кокиль. Плавки и исследования проводились на трех составах предлагаемого сплава и на одном составе сплава-прототипа, указанных в таблице №1.

Механические свойства и коррозионная стойкость исследовались на образцах в термообработанном состоянии по режимам Т6 и T61. Коррозионная стойкость образцов определялась по количеству выделившегося водорода при испытании их в 3%-ном растворе хлористого натрия в течение 48 ч.

Механические свойства и коррозионная стойкость различных составов предлагаемого сплава и сплава-прототипа приводятся в таблице №2.

Анализ данных таблиц №1 и №2 показывает, что предлагаемый сплав превосходит сплав-прототип по следующим характеристикам:

При температуре 20°С: по пределу прочности на 10-20%, по пределу текучести на 15-25%.

При температуре 150°С: по пределу прочности на 11-20%, по пределу текучести на 18-38%, по коррозионной стойкости в 2,0-3,6 раза.

Предлагаемый сплав не токсичен, его производство не требует дополнительного оборудования, а изделия из него в сравнении с изделиями из сплава-прототипа имеют более высокую надежность, длительный ресурс и могут эксплуатироваться во всеклиматических условиях.

Формула изобретения

1. Сплав на основе магния, содержащий цинк, кадмий, цирконий, бериллий и титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит висмут и ниобий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Zn 6,5-9,5

Cd 0,01-1,4

Zr 0,7-1,2

Bi 0,01-0,8

Nb 0,01-0,6

Ti 0,004-0,01

Be 0,0006-0,001

Mg Остальное

2. Изделие из сплава на основе магния, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава по п.1.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области металлургии цветных металлов, а именно к получению высокопрочных, высокочистых сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления корпусов, приборных рам, кронштейнов, барабанов и других деталей, применяемых в авиационной технике

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к получению сплавов на основе магния, и способам их обработки

Изобретение относится к металлургии, авиационной технике, а именно к получению высокочистых коррозионно-стойких сплавов на основе магния
Изобретение относится к литейным магниевым сплава, имеющим диапазон температуры затвердевания не более 50oC

Изобретение относится к сплавам на основе магния, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала

Изобретение относится к высокопрочным экономнолегированным сплавам для изделий спортинвентаря и товаров народного потребления

Изобретение относится к области машиностроения и авиастроения, где могут быть использованы экономно легированные магниевые сплавы в качестве легкого прочного и свариваемого конструкционного материала, например, для деталей кресел, деталей приборных отсеков, обечайки и т.д

Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению высокопрочных сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления нагруженных деталей агрегатов, работающих при температуре 250°С длительно, используемых в авиационной и космической технике
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам литейных сплавов на основе магния, которые могут быть использованы для изготовления деталей летательных аппаратов, корпусов агрегатов, коробок передач и другого
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе магния, которые могут быть использованы для изготовления деталей летательных аппаратов, автомобилей, бытовой техники
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано в авиастроении, автомобилестроении, приборостроении
Изобретение относится к металлургии, а именно к получению высокопрочных сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления корпусов приборов, кронштейнов, барабанов колес и других деталей, применяемых в авиационной технике
Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к составам сплавов на основе магния, которые могут быть использованы для изготовления прутков, полос, профилей, труб, перегородок, кузовов
Изобретение относится к области металлургии, а именно к сплавам на основе магния, предназначенным для изготовления корпусов приборов, кронштейнов, барабанов колес и других деталей, применяемых в авиационной технике

Изобретение относится к получению литого композиционного материала на основе магниевого сплава, армированного дискретными упрочняющими частицами

Изобретение относится к стальному материалу с покрытием из сплава на основе магния, который может широко использоваться в автомобильной промышленности, а также при производстве строительных материалов и бытовых электроприборов
Наверх