Способ работы разноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом

 

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу работы разноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания. Изобретение позволяет улучшить эффективные показатели двигателя, а также уменьшить число цилиндров, сохранив равномерность хода. В способе работы разноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом в составе двигателя работают 2- и 4-тактные рабочие цилиндры. На такте выпуска отработавшие газы из его рабочих цилиндров направляют на газовую турбину минимум одного турбокомпрессора, с помощью которого осуществляют полный газотурбинный наддув 2-тактных рабочих цилиндров с заданным давлением наддува. 4-тактные рабочие цилиндры работают при этом без наддува. Соотношение числа 2-тактных рабочих цилиндров к числу 4-тактных рабочих цилиндров в составе разноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания выбирают из следующего ряда значений: 1:4, 1:3, 1:2,2:3, 1:1, 3:2,2:1, 3:1. Порядок работы рабочих цилиндров выбирают, как для 4-тактного двигателя внутреннего сгорания, определяя для этого расчетное число рабочих цилиндров по формуле где iрасч - расчетное число рабочих цилиндров разноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания в пересчете на 4-тактный цикл его работы, - число 2-тактных рабочих цилиндров в составе разноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания, - число 4-тактных рабочих цилиндров в составе разноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания. При увеличении давления наддува для 2-тактных рабочих цилиндров выше заданного производят перепуск сжатого воздуха (свежей смеси) от 2-тактных рабочих цилиндров к 4-тактным рабочим цилиндрам. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано, например, в судовых стационарных и автотракторных двигателях внутреннего сгорания (ДВС).

Известен способ работы 4-тактного ДВС с полным газотурбинным наддувом (ГТН) (Машиностроение. Энциклопедический справочник, том 10, М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1948 г., с.86, фиг.121), заключающийся в следующем: отработавшие газы из цилиндра направляются на газовую турбину, установленную на одном валу с нагнетателем, воздуха, засасываемый из атмосферы турбокомпрессором, сжимается в нем до давления наддува (Рк) и подается к всасывающим клапанам рабочего цилиндра.

Недостатком данного способа работы 4-тактного ДВС с полным ГТН является то, что улучшение эффективных показателей ДВС (Ne и ge) достигается за счет форсировки ДВС по максимальному давлению и температуре сгорания (Рz и Tz), что повышает требования к качеству применяемых материалов, системе смазки и пр., что удорожает стоимость изготовления и эксплуатации ДВС, кроме того, 4-тактный ДВС имеет худшую равномерность хода и большее число цилиндров по сравнению с аналогичным 4-тактным ДВС.

Наиболее близким к изобретению по совокупности существенных признаков (прототипом) является комбинированный поршневой ДВС (патент США №4321892, F 02 В 75/20, публ. 82.30.03, том 1016, №5), который работает следующим образом: отработавшие газы из 4-тактных рабочих цилиндров поступают во впускное окно 2-тактных рабочих цилиндров во время всего хода впуска-продувки, затем происходит сжатие этих газов, воспламенение, расширение и удаление из 2-тактных рабочих цилиндров, чем достигается улучшение очистки рабочих цилиндров, причем, когда поршни 2-тактных рабочих цилиндров находятся в нижней мертвой точке, поршни 4-тактных рабочих цилиндров прошли половину такта расширения (90° ).

Недостатком способа работы данного комбинированного поршневого ДВС является ухудшение эффективных показателей работы: эффективной мощности (Ne) и эффективного удельного расхода топлива (ge), так как 4-тактные рабочие цилиндры теряют часть индикаторной мощности из-за преждевременного (по сравнению с традиционным 4-тактным ДВС) выпуска отработавших газов на продувку-наполнение 2-тактных рабочих цилиндров, которые также теряют индикаторную мощность, так как всего лишь дожигают отработавшие газы из 4-тактных рабочих цилиндров, поэтому при одинаковых потерях на трение с аналогичным 4-тактным ДВС ухудшается еще и механический к.п.д. ( M) ДВС, а следовательно, и эффективный к.п.д. ( e) ДВС.

Техническим результатом заявляемого изобретения является улучшение эффективных показателей ДВС (Ne и ge), не увеличивая Pz и Tz по сравнению с ДBС без наддува, уменьшение числа цилиндров ДВС при сохранении равномерности хода.

Этот результат достигается следующим образом: в составе разноцилиндрового ДВС с ГТН работают 2- и 4-тактные рабочие цилиндры, и на такте выпуска отработавшие газы из его рабочих цилиндров направляют на газовую турбину минимум одного турбокомпрессора, с помощью которого осуществляют полный ГТН 2-тактных рабочих цилиндров с заданным Рк, а 4-тактные рабочие цилиндры работают при этом без наддува, причем отношение числа 2-тактных рабочих цилиндров к числу 4-тактных в составе разноцилиндрового ДВС выбирают из следующего ряда значений: 1:4, 1:3, 1:2, 2:3, 1:1, 3:2, 2:1, 3:1, а порядок работы рабочих цилиндров выбирают как для 4-тактного ДВС, определив для этого расчетное число рабочих цилиндров по формуле

где iрасч - расчетное число рабочих цилиндров разноцилиндрового ДВС в пересчете на 4-тактный цикл его работы,

- число 2-тактных рабочих цилиндров в составе разноцилиндрового ДВС,

- число 4-тактных рабочих цилиндров в составе разноцилиндрового ДВС.

Кроме того, в частном случае при увеличении Р К для 2-тактных рабочих цилиндров выше заданного производят перепуск сжатого воздуха (свежей смеси) от 2-тактных рабочих цилиндров к 4-тактным.

Сущность изобретения состоит в том, что полный ГТН 2-тактных рабочих цилиндров осуществляют за счет использования энергии отработавших газов, как от 2-тактных и 4-тактных рабочих цилиндров, а 4-тактные рабочие цилиндры работают при этом без наддува (работа разноцилиндрового двигателя преимущественно на частичных нагрузках), но если Рк для 2-тактных рабочих цилиндров увеличится выше заданного значения (обычно начиная с режима максимального крутящего момента ДВС), то перепускают избыток продувочного воздуха (свежей смеси для карбюраторного ДВС) от 2- к 4-тактным рабочим цилиндрам, с последующим наддувом последних на режиме полной мощности разноцилиндрового ДВС.

Кроме того, при соотношении числа 2- и 4-тактных рабочих цилиндров 1:4, 1:3, 1:2 рекомендуется полный ГТН 2-тактных рабочих цилиндров осуществлять с помощью отработавших газов только из 4-тактных рабочих цилиндров, так как число 4-тактных цилиндров больше числа 2-тактных, а отработавшие газы из 2-тактных цилиндров направлять, минуя турбокомпрессор, в глушитель с минимальным сопротивлением на выпуске. Это позволит создать эффективный быстроходный разноцилиндровый ДВС с числом оборотов, приближающимся к числу оборотов 4-тактного ДВС, так как продувка-наддув 2-тактных цилиндров, особенно на частичных режимах работы, будет осуществляться с избытком продувочного воздуха и большим Рк, чем в аналогичных 2-тактных ДВС с механическим наддувом, без потерь мощности на привод нагнетателя.

При соотношении числа 2- и 4-тактных цилиндров 2:3, 1:1, 3:2, 2:1 отработавшие газы из 2- и 4-тактных рабочих цилиндров поступают в свои выпускные коллекторы и далее на газовую турбину (импульсную или постоянного давления).

На чертеже для пояснения изображено устройство перепуска сжатого воздуха (свежей смеси) от 2-тактного рабочего цилиндра к 4-тактному.

Оно содержит воздухофильтр 1, турбокомпрессор 2, впускной трубопровод 4-тактных рабочих цилиндров 3, впускной трубопровод 2-тактных рабочих цилиндров 4, перепускной узел, например заслонку 5 (управление автоматическое от давления наддува или от положения органа топливоподачи), ручное - из кабины, комбинированное (автоматическое плюс ручное).

При превышении Рк для 2-тактных рабочих цилиндров заслонка приоткрывается, перепуская сжатый воздух (свежую смесь) из трубопровода 4 в трубопровод 3, при дальнейшем увеличении Рк впускной трубопровод 3 перекрывается заслонкой 5 и 2- и 4-тактные рабочие цилиндры работают от турбокомпрессора, но давление наддува 4-тактных рабочих цилиндров будет меньше, чем 2-тактных (за счет дросселирующего эффекта) для уравнивания максимального давления сгорания.

В качестве примера рассмотрим 5-цилиндровый рядный двигатель, в котором соотношение числа 2-тактных рабочих цилиндров к 4-тактным равно 3:2, т.е. двигатель содержит три 2-тактных рабочих цилиндра, например, с прямоточной клапанно-щелевой продувкой и два 4-тактных рабочих цилиндра. Расчетное число рабочих цилиндров разноцилиндрового ДВС:

угол между вспышками в рабочих цилиндрах, как в 4-тактном ДВС

т.е. 5-цилиндровый ДЗО имеет такую же равномерность хода, как 8-цилиндровый 4-тактный ДВС.

Тепловой расчет 4-тактного 8-цилиндрового дизеля со степенью сжатия =17, числом оборотов при максимальной мощности n=2600 об/мин, без наддува и с наддувом РК=0,17 мПа от турбокомпрессора (турбина постоянного давления) для грузового автомобиля (А.И.Колгин, Б.П.Демидов. Расчет автомобильных и тракторных двигателей, М.: Высшая школа, 1981 г., стр. 95, 102) дает следующие результаты (стр. 101, 102, там же):

эффективный удельный расход топлива

без наддува 242 г/кВт· ч

с наддувом 220 г/кВт· ч

эффективная мощность

без наддува 175,9 кВт

с наддувом 233,0 кВт

максимальное давление сгорания

без наддува 8,924 мПа

с наддувом 11,307 мПа

максимальная температура сгорания

без наддува 2280 К

с наддувом 2192 К

(более высокий коэффициент избытка воздуха = 1,7, без наддува = 1,5).

Если теперь мы проведем тепловой расчет для разноцилиндрового ДВС отдельно для 2-тактных рабочих цилиндров - наддув от турбокомпрессора РК=0,17 мПа, доля хода поршня, потерянная на продувке, n=0,136 (как у ЯАЗ-204 - 2-тактный транспортный ДЗС с прямоточной клапанной-щелевой продувкой и механическим наддувом), геометрическая степень сжатия g=14,824, коэффициент остаточных газов 2=0,1, коэффициент избытка воздуха =1,7, степень повышения давления h=1,5, отдельно для 4-тактных рабочих цилиндров - исходные данные такие же, как для двигателя без наддува, но с противодавлением Р2=0,162 мПа (такое же, как у 4-тактного ДВС с наддувом ), то получим следующие результаты:

среднее индикаторное давление

2-тактные = 0,99 мПа

4-тактные Pi = 0,992 мПа

индикаторный к.п.д.

2-тактные i = 0,5

4-тактные i = 0,45

максимальные давления и температуры сгорания

2-тактные Pz = 9,3 мПа

T t = 2140 K

4-тактные Pt = 8,924 мПА

Tz = 2293 К

Индикаторные показатели 2-тактных рабочих цилиндров выше за счет уменьшения степени сжатия и наддува, а показатели 4-тактных рабочих цилиндров ухудшились, так как они работают без наддува, но на газовую турбину (с противодавлением), поэтому увеличился коэффициент остаточных газов и несколько ухудшилось наполнение.

Берем 5-цилиндровый ДВС в целом:

3 - 2-тактных рабочих цилиндра,

2 - 4-тактных рабочих цилиндра.

Среднее индикаторное давление для всего разноцилиндрового ДВС:

Давление механических потерь берем, как в примере Р м=0,212 мПа (при средней скорости поршня Vпр.ср = 10,2 м/с - там же, стр. 101) - от нагрузки не зависит. Среднее эффективное давление для всего разноцилиндрового ДВС

Р едвiдвм=0,974-0,212=0,762 мПа,

механический к.п.д.

средний индикатор к.п.д.:

средний эффективный к.п.д.: едв= iдв· ндв=0,782× 0,488=0,382.

Мощность (эффективная) всего 5-цилиндрового ДВС (по 4-тактному циклу)

где Vn - 1,3865 л - рабочий объем одного цилиндра (рабочие объемы 2- и 4-тактных цилиндров одинаковы) (там. же, стр. 102).

Удельный эффективный расход топлива

Таким образом, если сравнить результаты типового теплового расчета и для разноцилиндрового ДВС, то получим 5-цилиндровый разноцилиндровый ДВС, который имеет равномерность хода 8-цилиндрового (U-90° ), мощность Ne=178,8 кВт, чуть большую, чем 8-цилиндровый ДВС без наддува (Ne=175,9 кВт), удельный эффективный расход топлива ge=222 г/кВт· ч лучше, чем у двигателей без наддува ge=242 г/кВт· ч, при равной форсировке по максимальному давлению сгорания ~ Рz=9,3 мПа, ~ Pz=8,924 мПа, максимальная разница

Что касается конструктивного исполнения разноцилиндрового ДВС, то рабочие цилиндры имеют одинаковую размерность, кривошипы коленчатого вала заклинены под 90° (два крайних для 4-тактных рабочих цилиндров лежат в одной плоскости, одинаково направлены, порядок работы

1(4-т)-2-3-4-5(4-т)-2-3-4-1(4-т),

2-тактные рабочие цилиндры с прямоточной клапанно-щелевой продувкой (два выпускных клапана на цилиндр и продувочные окна), газораспределение - все как у 4-тактного ДВС, только для привода клапанов 2-тактных рабочих цилиндров, распредвал имеет двойной симметричный кулачок (так как распредвал у 4-тактного ДВС вращается в два раза медленнее, чем коленвал). Топливная система: или 1 восьмиплунжерный насос высокого давления (тогда на одну форсунку 2-тактного рабочего цилиндра будут работать по очереди 2 секции топливного насоса) или на 2-тактных рабочих цилиндрах, насос форсунки (аналог ЯАЗ-204), а на 4-тактных - двухплунжерный топливный насос.

Разноцилиндровый ДВС имеет, например, 2 выпускных коллектора: один для 2-тактных рабочих цилиндров, другой для 4-тактных, оба они идут на газовую турбину турбокомпрессора (импульсную или постоянного давления).

Таким образом, при работе разноцилиндрового ДВС по заявляемому способу, например 5-цилиндрового ДЗС, содержащего три 2-тактных рабочих цилиндра и два 4-тактных имеется равномерность хода 8-цилиндрового 4-тактного ДВС, эффективная мощность, как у 8-цилиндрового 4-тактного ДВС без наддува, одинаковые давления сгорания, при меньшем расходе топлива; кроме того, 5-цилиндровый ДВС легче и проще в изготовлении и эксплуатации, чем 8-цилиндровый, несмотря на наличие турбокомпрессора; кроме того, на газовую турбину турбокомпрессора работают все рабочие цилиндры iрасч=8, а наддувают только цилиндров, т.е. работа 2-тактных рабочих цилиндров будет стабильна, даже при пуске и частичных режимах.

Формула изобретения

1. Способ работы разноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом, заключающийся в том, что в его составе работают 2- и 4-тактные рабочие цилиндры, отличающийся тем, что на такте выпуска отработавшие газы из его рабочих цилиндров направляют на газовую турбину минимум одного турбокомпрессора, с помощью которого осуществляют полный газотурбинный наддув 2-тактных рабочих цилиндров с заданным давлением наддува, а 4-тактные рабочие цилиндры работают при этом без наддува, причем соотношение числа 2-тактных рабочих цилиндров к числу 4-тактных рабочих цилиндров в составе разноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания выбирают из следующего ряда значений: 1:4, 1:3, 1:2, 2:3, 1:1, 3:2, 2:1, 3:1, а порядок работы рабочих цилиндров выбирают как для 4-тактного двигателя внутреннего сгорания, определяя для этого расчетное число рабочих цилиндров по формуле

где iрасч - расчетное число рабочих цилиндров разноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания в пересчете на 4-тактный цикл его работы;

- число 2-тактных рабочих цилиндров в составе разноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания;

- число 4-тактных рабочих цилиндров в составе разноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при увеличении давления наддува для 2-тактных рабочих цилиндров выше заданного производят перепуск сжатого воздуха (свежей смеси) от 2-тактных рабочих цилиндров к 4-тактным рабочим цилиндрам.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть применено при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания с системой впрыска топлива или топливовоздушной смеси в рабочий цилиндр

Изобретение относится к двигателям и, в частности, к способам и устройствам для переоборудования стандартных четырехтактных двигателей в эффективные двухтактные двигатели и, кроме того, может быть применено непосредственно на стадии производства эффективных двухтактных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, точнее к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях поршневых двигателей транспортных и других машин

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания с камерой сгорания, имеющей переменный объем и управляемые впускные клапаны

Изобретение может быть использовано в клапанах газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания. Устройство привода клапана двигателя содержит кулачковый вал (2) с кулачком (3) и вал (6) с эксцентриком (7). На эксцентрике (7) установлено коромысло (8). Одно из плеч коромысла (8) расположено напротив кулачка (3) кулачкового вала (2). Другое плечо коромысла (8) расположено напротив одного плеча двуплечего рычага (10). Другое плечо двуплечего рычага (10) расположено напротив толкателя (4) клапана (1). Технический результат заключается в возможности перевода двигателя с четырехтактного режима работы на двухтактный режим работы. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх