Стенд для испытания моторно-осевых подшипников тепловоза при действии ударных нагрузок

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к установкам для испытания моторно-осевых подшипников тепловоза при действии ударных нагрузок, и может найти применение для испытания подшипников качения и скольжения, работающих в условиях динамического нагружения. Стенд содержит железнодорожное колесо, установленное на валу с испытуемыми подшипниками, которое связано фрикционным контактом с ободом колеса, имитирующим рельсовый путь. Испытуемые подшипники воспринимают ударные нагрузки при прохождении стыковых впадин на ободе колеса. При этом одновременно на вал действует ударная нагрузка от зубчатой передачи, отображающей работу тягового редуктора тепловоза. Технический результат данного изобретения - повышение достоверности испытаний подшипниковых узлов железнодорожного транспорта. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к установкам для испытания моторно-осевых подшипников тепловоза при действии ударных нагрузок, и может найти применение для испытания подшипников качения и скольжения, работающих в условиях динамического нагружения.

Известны установки для испытания подшипников качения, содержащие корпус и смонтированные в нем приводной вал для установки испытуемых подшипников, узлы осевого и радиального нагружения (см., например: авторское свидетельство СССР №435475, кл. G 01 М 13/04, 1974 г.). Такие установки не обеспечивают динамического воздействия на испытуемые подшипники.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому устройству является машина для испытания подшипников скольжения, содержащая станину, жестко закрепленные на ней стойки, электродвигатель, приводной вал, испытуемые подшипники скольжения, механизм статического нагружения подшипников (см.: авторское свидетельство СССР №371471, кл. G 01 М 13/04, 1973 г.). Машина снабжена механизмом ударного нагружения, выполненным в виде контактирующих друг с другом кулачковых полумуфт, одна из которых жестко закреплена на станине, а другая подпружинена в осевом направлении и кинематически связана с приводом вращения. Это позволяет исследовать работоспособность подшипников скольжения при действии статических и ударных нагрузок. Вместе с этим, устройство машины не позволяет имитировать условия работы подшипниковых узлов железнодорожного транспорта, в частности моторно-осевых подшипников скольжения тепловоза, которые воспринимают ударные нагрузки при прохождении железнодорожного колеса стыковых впадин рельсовых соединений, а также динамические воздействия от зубчатого зацепления в тяговом редукторе тепловоза из-за износа рабочих профилей колес.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание устройства, обеспечивающего повышение достоверности результатов стендовых испытаний моторно-осевых подшипников путем имитации эксплуатационных условий работы подшипниковых узлов тепловоза.

Предлагаемое устройство стенда для испытания моторно-осевых подшипников тепловоза, содержащее станину, жестко закрепленные на ней двигатель и стойки, приводной вал, испытуемые подшипники, установленные на валу в опорах стоек, механизм статического нагружения, снабжено железнодорожным колесом, установленным на валу с испытуемыми подшипниками, на входном конце вала размещено зубчатое колесо, на выходном конце вала установлен упорный подшипник, контактирующий с механизмом осевого нагружения, зубчатое колесо выполнено с периодически уменьшающейся толщиной зубьев и взаимодействует с шестерней приводного вала, а железнодорожное колесо связано фрикционным контактом с ободом колеса механизма радиального нагружения испытуемых подшипников, при этом обод колеса имеет в сечении профиль, отображающий профиль поперечного сечения рельса, на ободе выполнены радиальные и дуговые прорези, имитирующие стык рельсового соединения.

Решение технической задачи поясняется графическими материалами: фиг.1 - принципиальная схема стенда, фиг.2 - фрагмент обода колеса механизма радиального нагружения, фиг.3 - зубчатое зацепления с периодически уменьшающейся толщиной зубьев у колеса.

Стенд содержит станину 1, жестко закрепленные на ней электродвигатель 2, стойки для подшипников приводного вала 3 с шестерней 4, стойки 5 и 6, в которых установлены испытуемые подшипники 7 и 8, вал 9 с железнодорожным колесом 10, упорным подшипником 11 и зубчатым колесом 12. Механизм статического радиального нагружения 13 стенда снабжен колесом 14, закрепленным на валу 15. Вал 15 установлен в подпружиненных опорах 16 и 17, шарнирно связанными с направляющими 18 и 19. Обод колеса 14 (см. фиг.2) имеет в сечении профиль, отображающий профиль поперечного сечения рельса, и имитирует бесконечный рельсовый путь. На ободе колеса 14 выполнены радиальные 20 и дуговые 21 прорези, имитирующие стык рельсового соединения. Зубчатое колесо 12 (см. фиг.3) выполнено с зубьями переменной толщины, например 5-7 зубьев 22 имеют толщину, нормированную зацеплением, а последующие 2-3 зуба 23 выполнены с толщиной на 3-5 мм меньше нормированной с целью имитации изношенных зубьев колеса. Для создания нагрузки на гребень железнодорожного колеса 10 стенд снабжен механизмом осевого нагружения 24 и упорным подшипником 25, воспринимающим осевую нагрузку от колеса 14.

Стенд работает следующим образом. При включении электродвигателя 2 движение от приводного вала 3 с шестерней 4 передается зубчатому колесу 12, валу 9 и железнодорожному колесу 10. Механизм радиального нагружения 13 передает постоянную нагрузку через направляющие 18 и 19 опорам 16 и 17, валу 15 и колесу 14. Обод колеса 14 прижимается к поверхности катания железнодорожного колеса 10, при этом механизм осевого нагружения 24 через упорный подшипник 11 передает постоянную нагрузку гребню железнодорожного колеса 10, ободу колеса 14 и упорному подшипнику 25.

При вращении вала 9 испытуемые подшипники 7 и 8 воспринимают ударные нагрузки, которые передаются по двум потокам: первый - при передаче мощности от шестерни 4 зубьям колеса 12 с переменной толщиной зубьев 22 и 23, второй - от постоянной радиальной нагрузки при прохождении поверхности катания железнодорожного колеса 10 стыковой впадины обода колеса 14.

Таким образом, моделируется работа моторно-осевых подшипников тепловоза, которые в экспериментальных условиях одновременно воспринимают постоянные и ударные нагрузки. Такое устройство стенда обеспечивает повышение достоверности испытаний подшипников на долговечность, позволяет точнее оценить работоспособность различных конструктивных решений подшипниковых узлов железнодорожного транспорта.

Формула изобретения

Стенд для испытания моторно-осевых подшипников тепловоза при действии ударных нагрузок, содержащий станину, жестко закрепленные на ней двигатель и стойки, приводной вал, испытуемые подшипники, установленные на валу в опорах стоек, механизм статического нагружения подшипников, отличающийся тем, что снабжен железнодорожным колесом, установленным на валу с испытуемыми подшипниками, на входном конце вала закреплено зубчатое колесо, на выходном конце вала установлен упорный подшипник, контактирующий с механизмом осевого нагружения, зубчатое колесо выполнено с периодически уменьшающейся толщиной зубьев и взаимодействует с шестерней приводного вала, а железнодорожное колесо связано фрикционным контактом с ободом колеса, которым снабжен механизм радиального нагружения испытуемых подшипников, при этом обод колеса имеет в сечении профиль, отображающий профиль поперечного сечения рельса, на ободе выполнены радиальные и поперечные прорези, имитирующие стык рельсового соединения.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и подшипниковой промышленности и может быть использовано для диагностики подшипников в энергетике, нефтяной, химической, нефтеперерабатывающей промышленности и на транспорте для оперативного контроля износа подшипников по состоянию

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения многовальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области гидромашиностроения, в частности к лабораторно-испытательной технике, а более конкретно к устройствам для исследования и доводки конструкций разгрузочных дисков центробежных насосов, работающих в режиме граничного трения подобно торцовым уплотнениям

Изобретение относится к области ультразвуковой диагностики подшипников качения

Изобретение относится к методам контроля качества шариковых подшипников путем анализа их вибрационных характеристик

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования свойств радиальных пар трения, в частности радиальных подшипников валов скважинных центробежных насосов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области проведения стендовых испытаний подшипников электродвигателей и может быть использовано в промышленности и сельском хозяйстве

Изобретение относится к области испытательной техники

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников, предназначенных для ступичных узлов переднеприводных автомобилей

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано на железнодорожном транспорте для диагностики подшипников различных роторных механизмов, изменяющих при работе ориентацию в пространстве, например колесных пар, электродвигателей, редукторов и т.д

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленности и сельском хозяйстве для проведения стендовых испытаний подшипников электродвигателей

Изобретение относится к области испытательной техники и предназначено для использования в двигателестроснии, в частности для оптимизации работы системы смазки коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области разработки и исследования работоспособности покрытий для пар трения в узлах вращения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля качества дорожек качения установленных в узлы подшипников при выполнении механосборочных работ в процессе изготовления и ремонта механизмов машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к установкам для испытания подшипников с комбинированным нагружением, и может найти применение для испытания подшипников качения и скольжения, работающих в условиях динамического нагружения

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для исследования свойств материалов, применяемых в радиальных парах трения, в частности в подшипниках скольжения погружных центробежных насосов
Наверх