Плотная литая эмульсионно-минеральная смесь

Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства поверхностной обработки дорожных одежд. Технический результат: повышение сцепления вяжущего с минеральными материалами кислых и основных пород, прочностных характеристик (R

сж20
), коэффициента водостойкости, расширение интервала времени распада эмульсии. Плотная литая эмульсионно-минеральная смесь содержит минеральный материал и катионную битумную эмульсию, включающую битум, катионный эмульгатор, соляную кислоту, хлорид кальция, воду, причем эмульсионно-минеральная смесь содержит указанные компоненты в следующем соотношении, масс.%: минеральный материал - 83,5-87,5, катионная битумная эмульсия 11,5-14,5; минеральный материал дополнительно содержит цемент марки 400 - 1,0-2,0, а катионная битумная эмульсия - стабилизирующую добавку – неонол АФ 9-8, адгезионную добавку КАДЭМ-ВТ, причем используют битум БНД 60/90, а в качестве катионного эмульгатора - катионный реагент “БИЭМ” при следующем соотношении компонентов, масс.%: битум БНД 60/90 - 59,0-65,0; катионный эмульгатор “БИЭМ” - 0,7-0,9; поверхностно-активная добавка КАДЭМ-ВТ - 0,15-0,25; хлорид кальция - 0,07-0,13; соляная кислота - 0,35-0,60; неонол (оксиэтилированный фенолоспирт) - 0,65-0,80; вода остальное. 4 табл.

 

Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства поверхностной обработки дорожных одежд.

Верхние слои покрытия должны обеспечивать высокие эксплуатационные качества: необходимую шероховатость и ровность, защищать конструктивные нижележащие слои дорожных одежд от доступа атмосферной влаги, от старения, обеспечивать водонепроницаемость, что является непременным условием долговечности автомобильных дорог.

Одним из компонентов используемых различных органоминеральных смесей являются вязкие дорожные битумы, удовлетворяющие требованиям (см. ГОСТ 22245-90). Однако зачастую используемые в дорожном строительстве битумы не удовлетворяют необходимым требованиям, что особенно относится к таким показателям вяжущего, как устойчивость при повышенных и низких температурах, адгезионным свойствам и т.п. В этих целях в последнее время широко используют битумы, модифицированные различными добавками органического и неорганического происхождения, что значительно расширяет возможности применения в частности эмульсионно-минеральных смесей (ЭМС) в тонкослойных слоях дорожных покрытий при защите от неблагоприятных климатических и эксплуатационных воздействий.

Наиболее близкой к предложенному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является эмульсионно-минеральная смесь литой консистенции (см. Пособие по приготовлению и применению битумных эмульсий к СНиП 3.06.03-85, с.40-44), включающая, масс.%:

Битумная катионная эмульсия 13,60-15,45

Минеральный наполнитель 84,55-86,40

Оптимальное количество битума в ЭМС подбирается в соответствии с ГОСТ 12801-98. Для плотной щебенистой литой ЭМС это количество составляет 7,5-8,5%. Оптимальное количество эмульсии берется в соответствии с пособием к СНиП 3.06.03-85.

Недостатком указанной литой ЭМС является низкий предел прочности при сжатии, при 20°С и коэффициент водостойкости, особенно при длительном водонасыщении. Также недостаточное время распада эмульсии в смеси (оно составляет от 40 с до 2 мин), что в целом ряде случаев является недостаточным по условиям технологии производства работ.

Сущность изобретения заключается в том, что плотная литая эмульсионно-минеральная смесь, содержащая минеральный материал и катионную битумную эмульсию, включающую битум, катионный эмульгатор, соляную кислоту, хлорид кальция, воду, при этом литая ЭМС содержит в соотношении масс.%: минеральный материал 83,5-87,5, битумную эмульсию 11,5-14,5; дополнительно содержит цемент марки 400 1,0-2,0, а битумная эмульсия дополнительно содержит поверхностно-активную добавку КАДЭМ-ВТ и неонол (оксиэтилированный фенолоспирт), причем используют битум БНД 60/90, а в качестве катионного эмульгатора - катионный реагент для дорожного строительства “БИЭМ” при следующем соотношении компонентов, масс.%:

Битум БНД 60/90 59,0-65,0

Катионный эмульгатор “БИЭМ” 0,7-0,9

Поверхностно-активная добавка КАДЭМ-ВТ 0,15-0,25

Хлорид кальция 0,07-0,13

Соляная кислота 0,35-0,60

Неонол (оксиэтилированный фенолоспирт) 0,65-0,80

Вода Остальное

Использование цемента в составе минеральной части литой эмульсионно-минеральной смене позволяет улучшить консистенцию смеси и показатель “предел прочности при сжатии при 20°С”.

В качестве стабилизаторов эмульсии использовались наиболее часто употребляемый в этих целях хлорид кальция и дополнительно вводимый водорастворимый полимер неонол (оксиэтилированный фенолоспирт).

Введение неонола в битумную эмульсию в сочетании с хлоридом кальция и катионным реагентом “БИЭМ” позволяет направленно регулировать в широких пределах некоторые эксплуатационные свойства дорожных битумных эмульсий, таких как однородность, вязкость, устойчивость к расслоению и, главным образом, скорость распада эмульсии на поверхности минеральных материалов, создает возможность получать необходимый класс эмульсий в данном случае, для получения литой плотной ЭМС - класс ЭБК-3, способствует загущению битумных эмульсий, что необходимо при проведении ряда дорожных работ.

Поверхностно-активная добавка КАДЭМ-ВТ способствует лучшему сцеплению вяжущего битумной эмульсии с минеральным материалом литой ЭМС, что позволяет улучшить коэффициент водостойкости, повышая трещиностойкость, водо- и коррозионную устойчивость смеси.

Катионная битумная эмульсия готовилась с использованием ПАВ-КАДЭМ-ВТ катионного реагента “БИЭМ”, применяемого в дорожном строительстве в качестве катионного эмульгатора, соляной кислоты и двух стабилизирующих добавок - хлорида кальция и неонола.

Анализ известных технических решений показал, что применение в составе плотных ЭМС и асфальтобетонных смесей цемента, адгезионных и стабилизирующих добавок в сочетании с поверхностно-активными реагентами известны. Однако их применение в смесях не обеспечивает такие свойства, которые они проявляют в заявляемом решении, а именно получение медленнораспадающейся эмульсии класс ЭБК-3, позволяющей готовить с ее использованием литые плотные эмульсионно-минеральные смеси со значительным увеличением сцепления вяжущего с минеральными материалами, коэффициента водостойкости, прочностных характеристик смеси и, как следствие, повышение долговечности дорожного покрытия. Таким образом, данный состав компонентов придает литой эмульсионно-минеральной смеси иные свойства, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию “существенные отличия”.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Минеральный материал представлен следующим образом:

1.1. Щебень.

В качестве щебня использовался дробленый гранитный щебень Павловского карьера Воронежской области фракции 5-10 мм. В таблице 1 приведен зерновой состав этой фракции.

1.2. Отсев дробления.

Использовался отсев дробления от гранитного щебня, фракция 0-5 мм (таблица 1).

1.3. Минеральный порошок.

Минеральный порошок соответствует требованиям ГОСТ 16 557-78 (таблица 1).

2. Битум.

Использовался битум нефтяной дорожный БНД 60/90. В таблице 2 представлены его физико-механические свойства. По показателям свойств исходный битум удовлетворяет требованиям ГОСТ 22245-90.

3. Неонол (оксиэтилированный моноалкилфенол).

Неонол (оксиэтилированный моноалкилфенол) получен на основе тримеров пропилена (изонила). Использовался в работе неонол АФ 9-8, где 9 - число атомов углерода в алкильном радикале, 8 - усредненное число молей окиси этилена в алкильном радикале. Выпускается неонол 9-8 ОАО НижнеКамскнефтехим в соответствии с ТУ 2483-077-05766801-98. Неонол 9-8 относится к водорастворимым неионогенным поверхностно-активным веществам (НПАВ), имеет температуру застывания от -2 до +2°С, плотность при 20°С -1062±3 кг/м3. Внешний вид неонола 9-8 - прозрачная маслянистая жидкость от бесцветного до желтоватого цвета с рН 7=1=1. Массовая доля присоединенной окиси этилена 61,5±1,5%.

4. Вода.

Вода для приготовления эмульсий использовалась с жесткостью 6 мг-экв/л.

5. Соляная кислота.

Соляная кислота соответствует требованиям ГОСТ 857-88, марка Б.

6. Хлорид кальция.

Хлорид кальция соответствует ГОСТ 450-77.

7. Поверхностно-активная добавка КАДЭМ-ВТ.

Поверхностно-активная добавка КАДЭМ-ВТ удовлетворяет требованиям ТУ 2482-009-04706205-03 производства ОАО НИИПАВ, г. Волгодонск.

Реагент КАДЭМ-ВТ изготавливается из кислот растительного (или) животного происхождения фракции C1620 и полиэтиленполиамина.

По органолептическим и физико-химическим показателям реагент КАДЭМ-ВТ удовлетворяет требованиям и нормам, указанным в таблице 3.

8. Катионный эмульгатор.

Использовался катионный реагент для дорожного строительства “БИЭМ” производства “Дон-Технохим”, г. Волгодонск. Технические условия ТУ 2482-008-24157290-99.

“БИЭМ” является продуктом синтеза соединений, содержащих амины (этилендиамины или полиэтиленполиамины) и жирные кислоты. “БИЭМ” представляет собой вязкую жидкость или аморфную массу от светло до темно-коричневого цвета с кислотным числом не более 25 мг КОН/г и основностью не менее 25 мл 0,1 НСl на 1 г эмульгатора. Застывает продукт при температуре не выше 40°С, затаривается в стальные бочки.

9. Цемент.

Использовался марки 400.

Пример. Для экспериментальной проверки заявляемого состава были приготовлены 5 вариантов составов плотных литых ЭМС. В качестве минеральных материалов использовались вышеописанные материалы подобранного зернового состава (таблица 4).

Приготовление катионной битумной эмульсии производили в следующем порядке. Добавка КАДЭМ-ВТ вводилась в разогретый до 120-130°С битум и перемешивалась до однородного состояния смеси в течение 5 минут в лабораторной установке для модифицирования битумов. На основе подготовленного таким образом вяжущего (битума с добавкой КАДЭМ-ВТ) приготавливалась катионная битумная эмульсия типа ЭБК-3 (медленнораспадающаяся) путем смешения модифицированного битума с эмульсионно-водным раствором (вода + эмульгатор “БИЭМ” + соляная кислота + неонол + хлористый кальций) и совместного диспергирования при температуре 90-95°С.

Образцы плотной эмульсионно-минеральной смеси изготовлялись следующим образом: равномерно перемешивали взятые в нужном соотношении щебень, отсев щебня фракции 0-5 мм, минеральный порошок и цемент, увлажняли и снова перемешивали, затем добавляли расчетное количество эмульсии и перемешивали до получения однородной массы.

Для приготовления смеси использовалась лабораторная мешалка. Приготовление смеси осуществлялось при комнатной температуре.

Из каждой смеси на гидравлическом прессе изготавливали по 12 образцов. Формы отличаются от аналогичных форм для изготовления образцов из горячих смесей диаметром 70 мм, несколько большим зазором между полым цилиндром и вкладышем для обеспечения оттока воды при формовании образца. Нагрузку на образец постепенно доводили до 30 МПа и выдерживали в течение 3 минут.

Образцы испытывались через 14 суток хранения на воздухе в комнатных условиях при температуре 18-20°С. Результаты сравнительных испытаний приведены в таблице 4.

Из данных таблицы 4 следует, что плотная литая ЭМС предлагаемого состава обеспечивает повышение сцепления вяжущего с минеральными материалами кислых и основных пород, прочностных характеристик смеси (R

20
), коэффициента водостойкости, как при обычных испытаниях, так и при длительном водонасыщении, расширен интервал времени распада эмульсии.

Таблица 1

ЗЕРНОВОЙ СОСТАВ МИНЕРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ЛИТОЙ ЭМУЛЬСИОННО-МИНЕРАЛЬНОЙ СМЕСИ
 НаименованиеСодержание материала, Размер зерен в мм, мельче
  %151052,51,250,630,3150,160,071
 Исходные материалы          
1Щебень фр. 5-10 мм10010097,425,021,941,401,261,100,930,72
2Отсев дробления фр. 0-5 мм10010010099,1168,2154,6835,7523,1216,4512,43
3Минеральный порошок10010010010010010010099,298,482,7
            
 Зерновой состав смеси          
1Щебень фр. 5-10 мм505048,712,510,970,70,630,550,470,36
2Отсев дробления фр.0-5 мм40404039,6427,2821,8714,39,246,584,97
3Минеральный порошок101010101010109,929,848,27
            
 Готовая смесь10010098,7152,1538,2532,5724,9319,7116,8913,6
            
 Рекомендации СНиП 3.06.03-85 10010047-6032-4525-3919-3114-2611-2610-19

Таблица 2

ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БИТУМА 60/90
Пенетрация приРастяжимость, см, при 25°СТемпература,°СИнтервал пластичности,Прилипаемость
25°С0°С размягченияхрупкости°Ск пескук мрамору
7226>10048,0-18,066,0Не выдерживает
      образец №3образец №2

Таблица 3

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАДЭМ-ВТ
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙНОРМА по ТУМЕТОД ИСПЫТАНИЙ
1. Внешний вид при 20°СОт жидкого до пастообразного состоянияВизуально
2. ЦветКоричневыйВизуально
3. Аминное число, мгНСl/ г, не менее150По п.3.4. настоящих ТУ
4. Кислотное число мгКОН/ г0-6По ГОСТ 18995.1-73
5. Плотность, г/ см3 при 20°С0,940-0,950По ГОСТ 33-82
при 50°С0,935-0,945 
6. Вязкость, мм2/ с (ест), при 50°С, не более600По ГОСТ 33-82

Таблица 4

СОСТАВЫ ПЛОТНЫХ ЛИТЫХ ЭМС И ИХ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
 Состав плотной ЭМС, мас.%Состав битумной эмульсии, мас.%Показатели свойств ЭМС
 Мин. материалКатионная битумная эмульсияДобавка цементаБитум БНД 60/90КА-ДЭМ -ВТКатионный эмульгатор БИЭМСоляная кислотаПАВ неонол 9-8Хлористый кальцийВодаВодонасыщение, % по объемуНабухание, % по объемуПредел прочности при сжатии, МПа при 20°СКоэффициент водостойкостиКоэффициент длительной водостойкостиСцепление с материалами кислых и основных породВремя распада эмульсии, С
188,510,00,566,00,300,50,251,000,0531,902,91,161,700,810,71хор.180
287,511,51,065,00,250,70,350,800,0732,833,51,601,910,890,83отл.175
385,513,01,563,00,200,80,500,700,1034,703,91,411,950,920,85отл.163
483,514,52,059,00,150,90,600,650,1338,574,31,532,010,870,79отл.130
579,517,02,555,00,101,00,700,500,1542,554,71,792,180,800,75хор.115
про86,4013,60       Ос       
то----55-1,40,80 0,20таль4,31,881,250,780,68удовл.61
тип84,5315,45       ное       

Плотная литая эмульсионно-минеральная смесь, содержащая минеральный материал и катионную битумную эмульсию, включающую битум, катионный эмульгатор, соляную кислоту, хлорид кальция, воду, отличающаяся тем, что эмульсионно-минеральная смесь содержит указанные компоненты в следующем соотношении, мас.%: минеральный материал - 83,5-87,5; катионная битумная эмульсия - 11,5-14,5; минеральный материал дополнительно содержит цемент марки 400 - 1,0-2,0, а катионная битумная эмульсия - стабилизирующую добавку - неонол АФ 9-8, адгезионную добавку КАДЭМ-ВТ, причем используют битум БНД 60/90, а в качестве катионного эмульгатора - катионный реагент “БИЭМ” при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Битум БНД 60/90 59,0-65,0

Катионный эмульгатор “БИЭМ” 0,7-0,9

Поверхностно-активная добавка КАДЭМ-ВТ 0,15-0,25

Хлорид кальция 0,07-0,13

Соляная кислота 0,35-0,60

Неонол (оксиэтилированный фенолоспирт) 0,65-0,80

Вода Остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к катионным битумным эмульсиям, которые используются в качестве вяжущего материала для устройства и ремонта дорожного покрытия, и могут быть использованы для шероховато-поверхностной обработки и для ямочного ремонта дорожного покрытия.

Изобретение относится к материалам, применяемым для изоляции труб и трубных систем, и может быть использовано при строительстве и ремонте трубопроводов различного назначения, в том числе подземных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в летний и зимний периоды времени.

Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляций и герметичных швов.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано при устройстве тонкослойных поверхностных обработок дорожных одежд, для приготовления холодных смесей, при строительстве и ремонте дорожных покрытий и т.п.

Изобретение относится к нефтепереработке и к изготовлению дорожного покрытия, в частности, к способу получения битумной композиции для дорожных покрытий. .

Изобретение относится к технологии изготовления шнуровых средств взрывания. .
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, а точнее касается вяжущего материала, и может быть использовано в дорожном строительстве, а также, например, в строительстве кровель, гидроизоляции и в качестве герметизирующего материала.
Изобретение относится к битумным эмульсиям, используемым в создании дорожных покрытий
Изобретение относится к вяжущим для дорожного строительства и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве

Изобретение относится к области промышленного получения модифицированных битумных композиций для дорожного, промышленно-гражданского строительства, производства гидроизоляционных и кровельных материалов, герметиков и мастик с улучшенными техническими характеристиками
Изобретение относится к технологии получения материалов, используемых для строительства дорог, в частности, к технологиям по переработке нефтепродуктов в дорожный битум, и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности, а особенно в дорожно-строительных организациях для оперативного управления качеством асфальтобетонных смесей

Изобретение относится к технологии получения материалов, используемых для строительства дорог, в частности к технологиям по переработке нефтепродуктов для этой цели
Изобретение относится к получению полиуретаново-битумной композиции, используемой в качестве герметиков, покрытий для гидроизоляционной и противокоррозионной защиты различных поверхностей (бетон, металл и т.п.)

Изобретение относится к области приготовления битумных эмульсий и может быть использовано при устройстве безрулонных кровель и гидроизоляционной защиты, в дорожном строительстве в качестве вяжущего для органо-минеральных смесей, холодных асфальтобетонов
Изобретение относится к материалам, изменяющим физико-химические и механические свойства компонентов покрытий дорог, мостов и аэродромов
Наверх