Топливная дренажная система

Система предназначена для утилизации утечек топлива в дренажных системах газотурбинных двигателей. Система содержит дренажный бак, разделенный подпружиненной эластичной перегородкой на верхнюю и нижнюю полости. Верхняя полость через обратный клапан и клапан слива соединена с коллекторами форсунок, через другой обратный клапан - с атмосферой, а через третий обратный клапан - со входом в топливный насос. Нижняя полость через переключатель давления соединена с источником высокого давления. Под обратным клапаном, соединенным с атмосферой, установлен датчик среды (топливо - воздух). Переключатель выполнен в виде электромагнитного клапана с золотниковым устройством. Обратный клапан, соединенный с топливным насосом, расположен ниже минимально возможного уровня топлива в баке, который задается по программе. Такое выполнение топливной дренажной системы позволит исключить возможность попадания воздуха на вход в топливный насос с одновременным обеспечением экологических требований по эффективному сгоранию топлива за счет возврата топлива из дренажного бака в топливный насос на установившихся режимах двигателя. 1 ил.

 

Изобретение относится к утилизации утечек топлива в дренажных системах газотурбинных двигателей.

Известна топливная дренажная система (см. патент Великобритании №1294820, F 02 C 7/22, 1971 г.), содержащая дренажный бак, разделенный на две полости эластичной перегородкой, верхняя полость бака соединена с подводом воздуха к воздушному стартеру, а нижняя полость через клапан слива - с коллектором форсунок и через обратный клапан - с атмосферой. Накопленные дренажные утечки при каждом запуске вытесняются в топливный коллектор.

Недостатком этой системы является то, что на запуске вытесненный объем топлива не может эффективно сгорать, т.к. является дополнительным к топливу, подводимому по программе запуска, поэтому во время запуска обеспечить полное эффективное сгорание топлива невозможно.

Наиболее близким техническим решением является топливная дренажная система (см. патент США №4149372, F 02 C 7/22, 1976 г.), содержащая дренажный бак с установленной внутри на подпружиненном поршне эластичной перегородкой, делящей дренажный бак на две полости, причем верхняя полость бака через открытый обратный клапан и клапан слива соединена с коллектором форсунок, через другой обратный клапан - с атмосферой, а через третий обратный клапан - со входом в топливный насос. Нижняя полость дренажного бака через переключатель соединена с давлением воздуха за стартером. На каждом запуске накопленные дренажные утечки вытесняются воздухом, подводимым в нижнюю полость. Воздух из дренажного бака удаляется через обратный клапан, соединенный с атмосферой, до момента замены воздуха на топливо, после этого давление нарастает, клапан слива закрывается и открывается обратный клапан, соединенный со входом в насос.

Недостатком такой системы является отсутствие гарантированного удаления воздуха и возможность попадания пузырьков воздуха на вход в топливную систему.

Задачей изобретения является создание топливодренажной системы, исключающей возможность попадания воздуха на вход в топливный насос с одновременным обеспечением экологических требований по эффективному сгоранию топлива за счет возврата топлива из дренажного бака в топливный насос на установившихся режимах двигателя.

Поставленная задача решается тем, что в топливной дренажной системе, содержащей дренажный бак, разделенный подпружиненной эластичной перегородкой, верхняя полость бака над перегородкой через обратный клапан и клапан слива соединена с коллекторами форсунок, через другой обратный клапан - с атмосферой, а через третий обратный клапан - со входом в топливный насос, нижняя полость бака под перегородкой через переключатель давления соединена в источником высокого давления, под обратным клапаном, соединенным с атмосферой, установлен датчик среды (топливо - воздух), переключатель давления выполнен в виде электромагнитного клапана с золотниковым устройством, а обратный клапан, соединенный с топливным насосом, расположен ниже минимально возможного уровня топлива в баке.

Система представлена на чертеже и описана ниже.

Система содержит дренажный бак 1, разделенный подпружиненной эластичной перегородкой 2 на верхнюю 3 и нижнюю 4 полости. Верхняя полость 3 бака 1 через обратный клапан 5 и клапан слива 6 соединена с коллекторами форсунок, через обратный клапан 7 - с атмосферой, а через обратный клапан 8 - со входом в топливный насос. Нижняя полость 4 топливного бака через переключатель давления 9 соединена с источником высокого давления (Рвх+1атм). Под обратным клапаном 7 установлен датчик 10 среды (топливо - воздух). Переключатель 9 выполнен в виде электромагнитного клапана с расположенным внутри двухпозиционным золотником 11. Обратный клапан 8 расположен ниже минимально возможного уровня топлива в баке, который задается по программе.

Система работает следующим образом.

Дренируемое из коллекторов ГТД топливо через клапан слива 6 и обратный клапан 5 поступает в верхнюю полость 3 дренажного бака 1, которая соединена через обратный клапан 7 с окружающей атмосферой, куда вытесняются воздух, пары топлива и затем само топливо.

По мере заполнения дренажного бака топливо поднимается вверх и в момент его контакта с датчиком среды 10 вырабатывается электрический сигнал на сработку переключателя давления 9, который перемещает золотник 11 в положение, когда полость 4 отсоединяется от входа в насос и соединяется с источником высокого давления (Рвх+1атм). Поступившее в полость повышенное давление сжимает пружину и эластичную перегородку 2, вытесняя из полости 3 накопившиеся дренажные утечки топлива через обратный клапан 8 на вход в насос.

Для исключения попадания воздуха на вход в насос обратный клапан 8 располагается ниже минимально возможного уровня топлива в баке и постоянно заполнен топливом, остающимся после сработки системы.

При вытеснении топлива обратные клапаны 5 и 7 закрываются под действием повышенного давления внутри бака 1. Вытеснение дренажных утечек происходит до постановки тарелки пружины на механический упор топливозаборника датчика среды. После окончания вытеснения электропитание с переключателя 9 снимается, золотник 11 возвращается в исходное положение и эластичная перегородка 2 под действием пружины также возвращается в исходное положение.

Таким образом, за счет того, что под обратным клапаном, соединенным с атмосферой, установлен датчик среды (топливо - воздух), переключатель давления выполнен в виде электромагнитного клапана с золотниковым устройством, а обратный клапан, соединенный с топливным насосом, расположен ниже минимально возможного уровня топлива в баке, исключается возможность попадания воздуха на вход в топливный насос с одновременным обеспечением экологических требований по эффективному сгоранию топлива за счет того, что на установившихся режимах дренажные утечки не сжигаются в атмосферу, а возвращаются на вход в топливный насос.

Топливная дренажная система, содержащая дренажный бак, разделенный подпружиненной эластичной перегородкой, верхняя полость бака над перегородкой через обратный клапан и клапан слива соединена с коллектором форсунок, через другой обратный клапан - с атмосферой, а через третий обратный клапан - со входом в топливный насос, нижняя полость бака под перегородкой через переключатель давления соединена с источником высокого давления, отличающаяся тем, что под обратным клапаном, соединенным с атмосферой, установлен датчик среды (топливо - воздух), переключатель давления выполнен в виде электромагнитного клапана с золотниковым устройством, а обратный клапан, соединенный с топливным насосом, расположен ниже минимально возможного уровня топлива в баке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к конструкциям основных камер сгорания. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам очистки коллектора с форсунками камеры сгорания газотурбинного двигателя от продуктов коксования топлива и устройствам для их осуществления.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности, к системам топливоподачи турбореактивного двигателя летательного аппарата. .

Изобретение относится к области приготовления и подачи углеводородного топлива, поступающего в газотурбинный двигатель (ГТД). .

Изобретение относится к топливным форсункам с предварительным смешением топлива и воздуха, обеспечивающим низкое выделение NOx, и, в частности, к форсункам, предназначенным для применения в газотурбинных двигателях.

Изобретение относится к устройствам регулирования подачи топлива в основную камеру сгорания ГТД в топливной форсунке. .

Изобретение относится к форсункам, обеспечивающим предварительное смешение топлива и воздуха для камер сгорания газотурбинных установок. .

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для тепловой и химической обработки помещений, оборудования и других объектов народного хозяйства рабочим телом, вырабатываемым в виде горячего газа.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к топливным системам газотурбинных двигателей и к способам подачи топлива в газотурбинный двигатель. .

Изобретение относится к топливным дренажным системам и может быть использовано для дренирования различных утечек и сливов топлива из коллекторов и возврата топлива в систему топливопитания двигателя

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для сжигания топливовоздушной смеси в воздушно-реактивных двигателях, малоразмерных газотурбинных двигателях и в газотурбинных установках

Изобретение относится к ракетной и авиационной технике, а именно к топливным системам летательных аппаратов

Изобретение относится к устройствам смешения топливных компонентов, включающих газообразное и жидкое топливо, водяной пар и воздух перед подачей в камеру сгорания

Изобретение относится к системам впрыска топлива в камеру сгорания турбомашины и позволяет получить улучшенную однородность топливовоздушной смеси при высокой скорости истечения топлива на выходе из форсунки, снижая при этом степень закоксовывания между корпусом форсунки и оболочкой

Изобретение относится к способу и устройству защиты топливных форсунок в турбомашине

Изобретение относится к многосопловым топливовоздушным форсункам для газотурбинных двигателей
Наверх