Корпус рдтт

Корпус ракетного двигателя твердого топлива содержит силовую оболочку из композиционного материала с фланцами и упруго-эластичными прокладками, установленными по полюсным отверстиям днищ, облицованную изнутри теплозащитным покрытием из резиноподобного материала, и кольцевые поясковые зоны раскрепления между теплозащитным покрытием и силовой оболочкой с фланцами, перекрывающие кромки фланцев. В районе поясковых зон раскрепления внутри теплозащитного покрытия эквидистантно внутренней поверхности силовой оболочки с фланцами и вблизи нее расположены один или несколько разделенных по толщине теплозащитного покрытия кольцевых армирующих слоев, выполненных, например, из капроновой ткани. Ширина первого от силовой оболочки с фланцем армирующего слоя больше ширины кольцевой поясковой зоны раскрепления, а каждого из последующих слоев меньше предыдущего. Изобретение позволит повысить надежность работы корпуса ракетного двигателя твердого топлива из композиционных материалов практически без увеличения массы. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, и может найти применение в конструкциях корпусов ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) и емкостях, работающих под давлением, силовая оболочка которых выполнена из композиционных материалов.

Известен корпус РДТТ, содержащий силовую оболочку из композиционных материалов, фланцы и внутреннее теплозащитное покрытием (ТЗП) с элементами раскрепления заряда от корпуса (патенты RU 2108476, кл. 6 F 02 К 9/34, RU 2192554, кл. 6 F 02 К 9/32). Конструкция корпуса имеет недостаточную надежность вследствие возможного разрушения ТЗП в зоне кромки фланцев в процессе работы РДТТ из-за высокой деформации ТЗП, вызваемой значительным меридиональным смещением силовой оболочки относительно фланца в условиях воздействия высокой температуры и уменьшения начальной толщины из-за уноса ТЗП. Усугубляющим фактором может послужить воздействие дополнительных циклических нагрузок на задний фланец при функционировании органа управления РДТТ.

Известны технические решения, в которых снижение деформаций ТЗП достигается за счет введения упругоэластичных прокладок между фланцами и силовой оболочкой и кольцевых поясковых зон раскрепления из антиадгезионной пленки между ТЗП и силовой оболочкой с фланцами. Например (см. рис.2.19 на стр.62 книги “Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе” под общей редакцией члена-корреспондента РАН, д.т.н., проф. Л.Н.Лаврова, М., Машиностроение, 1993).

Наиболее близким к данному изобретению является корпус РДТТ из композиционных материалов, содержащий силовую оболочку с фланцами и упругоэластичными прокладками, установленными по полюсным отверстиям днищ, облицованную изнутри теплозащитным покрытием из резиноподобного материала, в днищах между ТЗП и силовой оболочкой с фланцами выполнены кольцевые поисковые зоны раскрепления из антиадгезионной пленки, перекрывающие кромки фланцев (патент RU 2108476, кл. 6 F 02 К 9/34). Однако для надежной работы конструкции введение только поясковых зон раскрепления недостаточно в связи с тем, что в поясковых зонах раскрепления возникает сила трения при смещении силовой оболочки относительно фланца, что не позволяет снизить деформации ТЗП до требуемого уровня. Установлено, что максимально возможное снижение деформаций В ТЗП обеспечивается эффективной шириной поясковой зоны, дальнейшее увеличение ширины поясковой зоны свыше эффективной не приводит к снижению “пика” деформаций (см., например, статью авторов А.А.Медведева, В.В.Никонова “Исследование механики деформирования однослойного ТЗП в зоне компенсатора крупногабаритного корпуса из композиционных материалов в процессе работы изделия”, сб. “Вопросы оборонной техники”, серия 15, вып.2 (119), 1998 г.).

Технической задачей настоящего изобретения является создание корпуса такой конструкции, которая позволила бы исключить указанные недостатки и обеспечивала надежную работоспособность РДТТ.

Технический результат достигается тем, что в корпусе РДТТ, содержащем силовую оболочку из композиционного материала с фланцами и упругоэластичными прокладками, установленными по полюсным отверстиям днищ, облицованную изнутри теплозащитным покрытием из резиноподобного материала, содержащий кольцевые поясковые зоны раскрепления между ТЗП и силовой оболочкой с фланцами, перекрывающие кромки фланцев, в районе поясковых зон раскрепления внутри ТЗП эквидистантно внутренней поверхности силовой оболочки с фланцами и вблизи нее расположены один или несколько разделенных по толщине ТЗП кольцевых армирующих слоев, выполненных, например из капроновой ткани, причем ширина первого от силовой оболочки с фланцем армирующего слоя больше ширины кольцевой поясковой зоны раскрепления, а ширина каждого из последующих слоев меньше предыдущего.

На фиг.1 представлен общий вид корпуса РДТТ из композиционных материалов; на фиг.2 приведена конструктивная схема ТЗП в районе поисковых зон раскрепления.

Корпус РДТТ из композиционных материалов содержит силовую оболочку 1 с фланцами 2, 3, установленными по полюсным отверстиям днищ 4, 5, облицованную изнутри теплозащитным покрытием 6 из резиноподобного материала. Между теплозащитным покрытием 6 и силовой оболочкой 1 с фланцами 2, 3 выполнены кольцевые поясковые зоны раскрепления 7 из антиадгезионной пленки, перекрывающие кромки 8 фланцев 2, 3. С силовой оболочкой 1 фланцы 2, 3 скреплены упругопластичными прокладками 9, выполненными из листовой резины.

Теплозащитное покрытие 6 выполнено из термостойкой каландрованной резины. Армирующие слои представляют собой кольца материала 10, выполненные, например, из капроновой ткани, разделенные между собой слоями резины и расположенные эквидистантно внутренней поверхности силовой оболочки 1 с фланцами и вблизи нее.

При действии внутреннего давления в корпусе, в зоне кромок фланцев, возникают значительные деформации ТЗП. В условиях воздействия высокой температуры, а также уноса части начальной толщины деформации ТЗП могут оказаться критичными при работе изделия. Конструктивно снижение “пика” деформаций обеспечивается кольцевыми поясковыми зонами раскрепления. Армирующие слои, расположенные внутри ТЗП в районе поясковых зон раскрепления, повышают жесткость ТЗП, при этом увеличивается эффективная ширина поясковой зоны, что в итоге приводит к снижению максимального уровня деформаций (сглаживанию “пика”) за счет перераспределения их на большую длину.

Таким образом, использование данного технического решения позволит повысить надежность работы корпуса РДТТ из композиционных материалов практически без увеличения его массы.

Корпус ракетного двигателя твердого топлива, содержащий силовую оболочку из композиционного материала с фланцами и упругоэластичными прокладками, установленными по полюсным отверстиям днищ, облицованную изнутри теплозащитным покрытием из резиноподобного материала, содержащий кольцевые поясковые зоны раскрепления между теплозащитным покрытием и силовой оболочкой с фланцами, перекрывающие кромки фланцев, отличающийся тем, что в районе поясковых зон раскрепления внутри теплозащитного покрытия эквидистантно внутренней поверхности силовой оболочки с фланцами и вблизи нее расположены один или несколько разделенных по толщине теплозащитного покрытия кольцевых армирующих слоев, выполненных, например, из капроновой ткани, причем ширина первого от силовой оболочки с фланцем армирующего слоя больше ширины кольцевой поясковой зоны раскрепления, а ширина каждого из последующих слоев меньше предыдущего.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области производства ракетных двигателей и может найти применение при защите внутренней поверхности корпусов ракетных двигателей реактивных снарядов систем залпового огня, работающих на твердом топливе, под воздействием повышенных температур, давления и скоростных потоков истекающих продуктов горения.

Изобретение относится к корпусам для высокого давления из композиционных материалов, используемых, в частности, в двигательных установках. .

Изобретение относится к ракетным двигателям и может быть использовано при изготовлении пороховых ракетных двигателей, а также специальных цилиндров, например баллонов высокого давления.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании корпусов малогабаритных ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), используемых в дорогостоящих ракетах-носителях космического назначения.

Изобретение относится к области изготовления оболочек из органопластикового материала, которые могут быть использованы в качестве корпусов ракет, различных емкостей.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к конструкции зарядов из твердого топлива, и может быть использовано при проектировании и отработке ракетных двигателей.

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при изготовлении корпусов ракетных двигателей, в частности при нанесении внутреннего теплозащитного покрытия (ТЗП) на внутреннюю поверхность корпусов твердотопливных ракетных двигателей (РДТТ) большого удлинения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению теплозащитных покрытий камер сгорания ракетных двигателей твердого топлива, имеющих металлические фланцы

Изобретение относится к корпусам ракетных двигателей твердого топлива, изготовляемым из композиционных материалов

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к конструкции корпусов ракетных двигателей твердого топлива, в том числе для реактивных систем залпового огня

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к ракетным двигателям твердого топлива с теплозащитным покрытием внутренней поверхности

Изобретение относится к машиностроению, а именно к корпусам ракетных двигателей твердого топлива

Изобретение относится к области ракетной техники, преимущественно к таким системам, как неуправляемые авиационные ракеты, реактивные системы залпового огня и стартовые ступени зенитных управляемых ракет

Изобретение относится к военной технике, а именно к корпусам ракетных двигателей твердого топлива, и предназначено для использования в двигателях ракет и реактивных снарядов, в том числе снарядов систем залпового огня

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано для корпусов двигателей реактивных снарядов залпового огня

Изобретение относится к области изготовления оболочек из композиционных материалов и может найти применение в конструкциях корпусов ракетных двигателей твердого топлива, выполненных из полимерных композиционных материалов
Наверх