Механизм пусковой

Изобретение относится к области боеприпасов и может быть использовано для осуществления запуска источника питания или снятия ступени предохранения взрывателя реактивных снарядов. Механизм пусковой содержит полый цилиндрический корпус, в верхней части которого размещен первый инерционный груз, первую группу шариков, первую цилиндрическую пружину сжатия, а также ударник, боек и накалываемый капсюль-воспламенитель. Отличительными признаками механизма является то, что он снабжен второй группой шариков, вторым инерционным грузом, выполненным в виде гильзы, охватывающей с зазором верхнюю часть корпуса, второй цилиндрической пружиной сжатия, охватывающей корпус и установленной между нижним основанием корпуса и гильзой, а первый инерционный груз выполнен в виде первой цилиндрической втулки, соосно и с зазором установленной в верхней полости корпуса, внутренняя поверхность первой втулки выполнена ступенчатой, причем больший внутренний диаметр первой втулки выполнен со стороны верхнего ее торца, каждый из второй группы шариков большей своей частью расположен в сквозном отверстии, выполненном в боковой стенке корпуса, а меньшей частью расположен в первой кольцевой канавке, выполненной на внешней поверхности первой втулки, причем шарики второй группы контактируют с внутренней поверхностью нижней части гильзы, в верхней части которой выполнена вторая кольцевая канавка, на нижнем основании корпуса соосно закреплен направляющий стержень, а ударник выполнен в виде второй втулки, свободно надетой на направляющий стержень и с зазором установленной внутри первой втулки, при этом в верхней части второй втулки выполнен фланец, опирающийся на ступеньку на внутренней поверхности первой втулки, в верхней части первой втулки выполнены сквозные отверстия, в каждом из которых расположен большей своей частью соответствующий шарик из первой группы шариков, контактирующий с внутренней поверхностью боковой стенки корпуса, в нижней части которой выполнены сквозные отверстия, соответствующие размерам первой группы шариков, меньшая, выступающая часть каждого шарика первой группы снизу контактирует с фланцем второй втулки, с возможностью предотвращения ее перемещения вверх, в боковой стенке корпуса выполнен направляющий паз, в котором размещен штифт, закрепленный в стенке первой втулки, первая цилиндрическая пружина сжатия надета на направляющий стержень между нижним основанием корпуса и нижним торцом второй втулки, боек и капсюль-воспламенитель установлены над ударником в верхней части корпуса. Технический результат изобретения - уменьшение вероятности несанкционированного срабатывания. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к области боеприпасов и может быть использовано для осуществления запуска источника питания или снятия ступени предохранения взрывателя реактивных снарядов, не имеющих вращения или имеющих небольшую угловую скорость вращения, при незначительной величине линейного ускорения, действующего на взрыватель при старте боеприпаса.

Известно исполнительное устройство для инициирования воспламенения (патент США 5003881, 1991 г., F 42 C 15/24), содержащее корпус, инерционный груз, который под влиянием усилий, возникающих при пуске, перемещается вдоль оси устройства из предохранительного во взведенное положение, предохранительный стопор, боек, капсюль-воспламенитель. Недостатком устройства является большая вероятность взведения при случайных ударах в служебном обращении.

Наиболее близким аналогом предлагаемого устройства является взрыватель для не вращающихся снарядов (патент СССР 361592, 1972 г., F 42 C 9/00), содержащий корпус, в верхней части которого размещен первый инерционный груз, первую цилиндрическую пружину сжатия, первую группу шариков, а также боек и накалываемый капсюль-воспламенитель. Недостатком устройства является большая вероятность взведения при случайных ударах в служебном обращении в случаях его применения в реактивных снарядах, не имеющих вращения или имеющих небольшую угловую скорость вращения, при незначительной величине линейного ускорения, действующего при старте снаряда.

Задачей изобретения является уменьшение вероятности несанкционированного срабатывания механизма пускового при случайном падении боеприпаса во время транспортирования и в служебном обращении.

Сущность изобретения состоит в том, что механизм пусковой содержит полый цилиндрический корпус, в верхней части которого размещен первый инерционный груз, первую группу шариков, первую цилиндрическую пружину сжатия, а также ударник, боек и накалываемый капсюль-воспламенитель. Отличительными признаками механизма пускового является то, что он снабжен второй группой шариков, вторым инерционным грузом, выполненным в виде гильзы, охватывающей с зазором верхнюю часть корпуса, второй цилиндрической пружиной сжатия, охватывающей корпус и установленной между нижним основанием корпуса и гильзой, а первый инерционный груз выполнен в виде первой цилиндрической втулки, соосно и с зазором установленной в верхней полости корпуса, внутренняя поверхность первой втулки выполнена ступенчатой, причем больший внутренний диаметр первой втулки выполнен со стороны верхнего ее торца, каждый из второй группы шариков большей своей частью расположен в сквозном отверстии, выполненном в боковой стенке корпусе, а меньшей частью расположен в первой кольцевой канавке, выполненной на внешней поверхности первой втулки, причем шарики второй группы контактируют с внутренней поверхностью нижней части гильзы, в верхней части которой выполнена вторая кольцевая канавка, на нижнем основании корпуса соосно закреплен направляющий стержень, а ударник выполнен в виде второй втулки, свободно надетой на направляющий стержень и с зазором установленной внутри первой втулки, при этом в верхней части второй втулки выполнен фланец, опирающийся на ступеньку на внутренней поверхности первой втулки, в верхней части первой втулки выполнены сквозные отверстия, в каждом из которых расположен большей своей частью соответствующий шарик из первой группы шариков, контактирующий с внутренней поверхностью боковой стенки корпуса, в нижней части которой выполнены сквозные отверстия, соответствующие размерам первой группы шариков, меньшая, выступающая часть каждого шарика первой группы снизу контактирует с фланцем второй втулки, с возможностью предотвращения ее перемещения вверх, в боковой стенке корпуса выполнен направляющий паз, в котором размещен штифт, закрепленный в стенке первой втулки, первая цилиндрическая пружина сжатия надета на направляющий стержень между нижним основанием корпуса и нижним торцом второй втулки, боек и капсюль-воспламенитель установлены над ударником в верхней части корпуса.

Кроме того, паз в корпусе выполнен криволинейной, например зигзагообразной, формы.

Изобретательский уровень предлагаемого устройства состоит в том, что оно срабатывает только от реальных перегрузок, возникающих при старте боеприпаса и имеющих большую длительность, чем случайные удары при падении боеприпаса.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен механизм пусковой в исходном состоянии, в разрезе.

На фиг.2 изображено сечение А-А, указанное на фиг.1.

На фиг.3 изображено сечение Б-Б, указанное на фиг.2.

На фиг.4 изображено сечение В-В, указанное на фиг.2.

На фиг.5 изображен механизм пусковой в положении после срабатывания.

На фиг.6 изображено сечение Г-Г, указанное на фиг.5.

На фиг.7 изображен корпус механизма пускового с криволинейным пазом.

Механизм пусковой состоит из корпуса 1 с пазом 2 (фиг.1,2,3), выполненным в боковой стенке корпуса 1. В верхней части внутренней цилиндрической полости корпуса 1 размещен первый инерционный груз, выполненный в виде первой цилиндрической втулки 3, снабженной штифтом 4, один конец которого закреплен в радиальном отверстии 5 первой цилиндрической втулки 3, а второй конец штифта 4 свободно размещен в пазу 2 корпуса 1. Первая цилиндрическая втулка 3 в исходном состоянии застопорена в корпусе 1 второй группой шариков 7, размещенных в сквозных радиальных отверстиях 8 корпуса 1 (фиг.2) так, что со стороны внутренней поверхности корпуса 1 меньшая, выступающая из корпуса 1 часть шарика 7, расположена в полости фасонной кольцевой канавки 9, выполненной на наружной поверхности первой цилиндрической втулки 3 (фиг.1), а со стороны наружной поверхности корпуса 1 шарики 7 соприкасаются с внутренней поверхностью второго инерционного груза, выполненного в виде гильзы 10, охватывающей с зазором верхнюю часть корпуса 1.

Со стороны верхнего торца инерционной гильзы 10, на ее внутренней поверхности, выполнена фасонная кольцевая канавка 11, глубиной, меньшей, чем радиус шарика 7.

На нижнем основании 13 корпуса 1 соосно закреплен направляющий стержень 12, а в верхней части направляющего стержня 12 выполнена прорезь 14, в которой установлен боек 15, выполненный в виде пластины, имеющей острие, обращенное к накалываемому капсюлю-воспламенителю 16. На направляющий стержень 12 свободно надет ударник, выполненный в виде второй втулки 17, которая соединена с первой втулкой 3 шариками 18, установленными радиальных сквозных отверстиях 19 первой втулки 3 так, что выступающая часть шарика 18 входит в соприкосновение с конической поверхностью 20 второй втулки 17, а противоположная часть шарика 18 соприкасается с внутренней поверхностью корпуса 1. В корпусе 1 выполнена вторая пара радиальных сквозных отверстий 21 для размещения шариков 18 при срабатывании пускового механизма. Вторая втулка 17 установлена внутри первой втулки 3 с радиальным зазором.

Соосно штоку 12 установлена пружина 22 сжатия, охватывающая шток 12. Один конец пружины 22 упирается в торец второй втулки 17, а второй - во фланец 13. На наружной цилиндрической поверхности корпуса 1, между гильзой 10 и фланцем 13, установлена пружина сжатия 23, удерживающая гильзу 10 в исходном верхнем положении. В верхней части корпуса 1 установлены неподвижно втулки 24 и 25 для закрепления накольного капсюля-воспламенителя 16.

Паз 2 в корпусе 1 может быть выполнен криволинейной формы, например зигзагообразной (фиг.7).

Работа механизма пускового заключается в следующем.

При воздействии ускорения в направлении “X” под действием силы инерции происходит перемещение гильзы 10, пружина 23 начинает сжиматься, при этом первая втулка 3 остается неподвижной, так как шарики 7 стопорят ее передвижение.

Перемещаясь, гильза 10 испытывает сопротивление не только пружины 23, но и силы трения между внутренней поверхностью гильзы 10 и шариками 7, на которые с противоположной стороны действует давление, возникающее от силы инерции, действующей на первую втулку 3, и от которой усилие через кольцевую канавку 9 передается шарикам 7. Чем больше величина перегрузки, действующая на предлагаемое устройство, тем больше сила инерции, воздействующая как на гильзу 10, так и на первую втулку 3, и тем больше сила трения между шариками 7 и гильзой 10, что ведет к торможению последней. Следовательно, даже при значительном увеличении перегрузки, воздействующей на пусковой механизм, скорость перемещения гильзы 10 увеличится незначительно, в результате чего повышается устойчивость устройства к срабатыванию от воздействия случайных ударов. За счет подбора масс гильзы 10 и первой втулки 3, а также конфигурации кольцевой канавки 9, можно в широких пределах изменять скорость, а следовательно, и время перемещения гильзы 10.

В момент достижения гильзой 10 крайнего рабочего положения (фиг.5) кольцевая канавка 11 гильзы 10 оказывается напротив радиальных отверстий 8 корпуса 1, в которых размещены шарики 7. Шарики 7 выдавливаются конусным участком кольцевой фасонной канавки 9 первой втулки 3 (фиг.1) через отверстия 8 (фиг.2) корпуса 1 в кольцевую канавку 11 гильзы 10, освобождая путь для перемещения первой втулки 3 (фиг.5).

Первая втулка 3 (фиг.1) перемещается вниз под действием силы инерции вместе со второй втулкой 17 и шариками 18, пружина 22 сжимается. Паз 2 в корпусе 1, взаимодействующий со штифтом 4 первой втулки 3, способствует позиционированию положений отверстий 19 первой втулки 3 с отверстиями 21 корпуса 1. В момент, когда радиальные отверстия 19 первой втулки 3 с шариками 18, поджимаемыми пружиной 22 через конусную поверхность фланца 20 второй втулки 17, окажутся напротив радиальных отверстий 21 корпуса 1 (фиг.5), происходит частичное вытеснение шариков 18 из отверстий 19 первой втулки 3 в отверстия 21 корпуса 1. В результате чего освобождается путь для второй втулки 17, а перемещение первой втулки 3 стопорится шариками 18. Пружина 22 разжимается, под ее действием вторая втулка 17 перемещается по штоку 12 и сообщает ударный импульс бойку 15, который, перемещаясь по прорези 14, накалывает капсюль-воспламенитель 16.

Положение механизма пускового после срабатывания показано на фиг.5.

В случае воздействия на механизм пусковой ударных нагрузок с меньшей длительностью, чем это необходимо для срабатывания, происходит возврат механизма пускового в исходное состояние (фиг.1). Происходит это следующим образом. Первая втулка 3 после прекращения действия сил инерции, находясь в положении, при котором ее отверстия 19 не совпали с отверстиями 21 корпуса 1, под действием пружины 22 первой начинает обратное движение вместе со второй втулкой 17 и шариками 18. В это время шарики 7 находятся в отверстиях 8 корпуса 1, при этом выступающая из корпуса 1 часть шариков 7 расположена в кольцевой канавке 11 гильзы 10, стопоря последнюю на время перемещения первой втулки 3 в исходное состояние. В момент, когда кольцевая канавка 9 первой втулки 3 окажется напротив радиальных отверстий 8 корпуса 1, происходит вытеснение шариков 7 конусным участком кольцевой канавки 11 гильзы 10 в кольцевую канавку 9 первой втулки 3, тем самым освобождая путь для перемещения гильзы 10, которая под действием пружины 23 перемещается в исходное положение.

На фиг.7 показан механизм пусковой, в котором паз 2 в корпусе 1 выполнен криволинейным, например зигзагообразным, за счет чего происходит замедление скорости перемещения первой втулки 3, что приводит к дополнительному повышению устойчивости механизма пускового к случайным ударам.

1. Механизм пусковой взрывателя, содержащий полый цилиндрический корпус, в верхней части которого размещен первый инерционный груз, первую группу шариков, первую цилиндрическую пружину сжатия, а также ударник, боек и накалываемый капсюль-воспламенитель, отличающийся тем, что он снабжен второй группой шариков, вторым инерционным грузом, выполненным в виде гильзы, охватывающей с зазором верхнюю часть корпуса, второй цилиндрической пружиной сжатия, охватывающей корпус, и установленной между нижним основанием корпуса и гильзой, а первый инерционный груз выполнен в виде первой цилиндрической втулки, соосно и с зазором установленной в верхней полости корпуса, внутренняя поверхность первой втулки выполнена ступенчатой, причем больший внутренний диаметр первой втулки выполнен со стороны верхнего ее торца, каждый из второй группы шариков большей своей частью расположен в сквозном отверстии, выполненном в боковой стенке корпуса, а меньшей частью расположен в первой кольцевой канавке, выполненной на внешней поверхности первой втулки, причем шарики второй группы контактируют с внутренней поверхностью нижней части гильзы, в верхней части которой выполнена вторая кольцевая канавка, на нижнем основании корпуса соосно закреплен направляющий стержень, а ударник выполнен в виде второй втулки, свободно надетой на направляющий стержень, и с зазором установленной внутри первой втулки, при этом в верхней части второй втулки выполнен фланец, опирающийся на ступеньку на внутренней поверхности первой втулки, в верхней части первой втулки выполнены сквозные отверстия, в каждом из которых расположен большей своей частью соответствующий шарик из первой группы шариков, контактирующий с внутренней поверхностью боковой стенки корпуса, в нижней части которой выполнены сквозные отверстия, соответствующие размерам первой группы шариков, меньшая, выступающая часть каждого шарика первой группы снизу контактирует с фланцем второй втулки, с возможностью предотвращения ее перемещения вверх, в боковой стенке корпуса выполнен направляющий паз, в котором размещен штифт, закрепленный в стенке первой втулки, первая цилиндрическая пружина сжатия надета на направляющий стержень между нижним основанием корпуса и нижним торцом второй втулки, боек и капсюль-воспламенитель установлены над ударником в верхней части корпуса.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что паз в корпусе выполнен криволинейной, например, зигзагообразной формы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано во взрывателях для боеприпасов различного назначения. .

Изобретение относится к области военной техники и конкретно к контактным взрывательным устройствам для высокоманевренных управляемых ракет. .

Изобретение относится к средствам воздействия на облака и может быть исполь зовано в качестве дистанционного устройства к противоградовым ракетам. .

Изобретение относится к взрывателям для артиллерийских боеприпасов различного назначения

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано во взрывателях ствольной и реактивной артиллерии при стрельбе на контактное действие

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано во взрывателях ствольной и реактивной артиллерии преимущественно для кассетных снарядов

Изобретение относится к авиационным взрывателям

Изобретение относится к взрывной технике, в частности к конструкции инициирующих устройств и взрывателей для зарядов взрывчатого вещества (ВВ), входящих в состав боеприпасов, и может применяться при разработке предохранительно-взводящих механизмов

Изобретение относится к области вооружения, а именно к авиационным взрывателям. Включает корпус, блок взведения с электровоспламенителем и замедлителем. Последние объединены общей герметичной полостью. Включает также электрический фильтр, составной реакционный ударник, выполненный в виде штока, ударника и поджимной гайки. Кроме того, содержит инерционный ударник с подпружиненным капсюлем-детонатором и передаточным детонатором, подпружиненный накольник, втулку с пиротехническим составом, бокобойную втулку, детонатор и электрический жгут с контактным узлом. Взрыватель снабжен индикатором взведения и механическим предохранителем. При этом индикатор взведения выполнен в виде смонтированной в корпусе втулки с герметично размещенной в ней мембраной и установленным с возможностью перемещения вдоль оси втулки ступенчатым штоком. Один конец штока выполнен для контакта с мембраной, причем его диаметр составляет 0,5÷0,9 диаметра мембраны. Второй конец штока размещен в отверстии, выполненном в корпусе. Механический предохранитель выполнен в виде смонтированной в корпусе направляющей втулки, установленного во втулке с возможностью продольного перемещения над инерционным ударником предохранителя с вилкообразной частью и размещенной на ней герметизирующей прокладкой. Ширина выреза вилки вилкообразной части превышает диаметр пружины накольника. Кроме того, содержит шарнирно соединенную с вилкообразной частью цилиндрическую часть с кольцевой проточкой, а также колпачок. В донышке колпачка выполнено фигурное отверстие в форме восьмерки для размещения донышка колпачка в кольцевой проточке цилиндрической части предохранителя. Повышает безопасность эксплуатации взрывателя путем предотвращения произвольного срабатывания взрывателя. 4 ил.

Изобретение относится к взрывной технике и может быть использовано во взрывателях снарядов. Предохранительно-исполнительное устройство содержит корпус с токовыводами, внутри которого размещен заряд взрывчатого вещества, электродетонатор с электровыводами, ключ, выполненный в виде микроэлектромеханической системы (далее - МЭМС-ключ), разомкнутый в исходном положении, срабатывающий под действием перегрузки, превышающей пороговый уровень, электронно-временной блок, обеспечивающий отсчет времени действия перегрузки, превышающей пороговый уровень, и формирующий на выходе электрический импульс в случае превышения длительности действия перегрузки определенного временного значения. Один из контактов МЭМС-ключа соединен с токовыводом предохранительно-исполнительного устройства, а другой контакт соединен с входом электронно-временного блока, выход которого соединен с электровыводом электродетонатора. В варианте исполнения предохранительно-исполнительное устройство содержит дополнительно МЭМС-ключ, разомкнутый в исходном положении, срабатывающий под действием перегрузки, размещенный в электрической цепи, соединяющей выход электронно-временного блока с электровыводом электродетонатора, при этом дополнительный МЭМС-ключ расположен таким образом, что замыкание контактов осуществляется под действием центробежной силы при вращении предохранительно-исполнительного устройства вокруг продольной оси. Изобретение позволяет создать устройство, характеризующееся меньшими габаритно-весовыми характеристиками, повышенными показателями надежности при боевом применении и повышенной безопасностью в служебном обращении. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области вооружений, в частности к пусковым устройствам взрывателей снарядов реактивных систем залпового огня. Инерционный замыкатель содержит чувствительный элемент - МЭМС-ключ, выполненный в виде микроэлектромеханической системы, разомкнутый в исходном положении и срабатывающий под действием перегрузки, превышающей пороговый уровень, электронно-временной блок, обеспечивающий отсчет времени действия осевой перегрузки, превышающей пороговый уровень, и формирующий на выходе инерционного замыкателя пусковой сигнал в случае, если длительность действия осевой перегрузки, превышающей пороговый уровень, превысить определенное значение. При этом МЭМС-ключ одним из контактов соединен с электровводом инерционного замыкателя, а другим контактом соединен с входом электронно-временного блока, выход которого соединен с электровыводом инерционного замыкателя. Изобретение позволит уменьшить габаритно-весовые характеристики инерционного замыкателя, повысить уровень надежности при боевом применении и обеспечить высокий уровень безопасности в служебном обращении. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к взрывной технике и может быть использовано во взрывателях снарядов. Предохранительно-исполнительный механизм содержит корпус с токовыводами, внутри которого размещен электродетонатор с электровыводами, три или более МЭМС-ключа, выполненных в виде микроэлектромеханических систем, разомкнутых в исходном положении и срабатывающих под действием перегрузки, электронно-временной блок, обеспечивающий отсчет времени действия перегрузки, превышающей пороговый уровень, и формирующий электрический сигнал на выходе в случае превышения регистрируемым временем определенной величины. Один из МЭМС-ключей расположен таким образом, что замыкание контактов осуществляется при контакте снаряда с преградою под влиянием перегрузки, превышающей пороговый уровень, действующей вдоль продольной оси предохранительно-исполнительного механизма. Другие два или более МЭМС-ключа расположены таким образом, что замыкание контактов осуществляется под действием центробежной силы при вращении предохранительно-исполнительного механизма вокруг продольной оси, причем МЭМС-ключи расположены относительно продольной оси предпочтительно диаметрально противоположно. МЭМС-ключ, срабатывающий под действием продольной перегрузки, одним из контактов соединен с одним из токовыводов предохранительно-исполнительного механизма, а другим контактом соединен с входом электронно-временного блока, выход которого соединен с одним из электровыводов электродетонатора. МЭМС-ключи, срабатывающие под действием центробежной силы, соединены последовательно в электрическую цепь, один конец которой соединен со вторым токовыводом предохранительно-исполнительного механизма, а другой конец соединен со вторым электровыводом электродетонатора. Изобретение позволяет создать устройство, характеризующееся улучшенными габаритно-массовыми характеристиками, повышенными показателями надежности при боевом применении и повышенной безопасностью в служебном обращении. 1 ил.

Изобретение относится к области вооружений. Пусковой механизм содержит корпус с электровводом и электровыводом, внутри которого размещены два МЭМС-ключа, выполненных в виде микроэлектромеханических систем, разомкнутых в исходном положении и срабатывающих под действием перегрузки, электронно-временной блок, обеспечивающий отсчет времени действия перегрузки, превышающей пороговый уровень, и формирующий на выходе управляющий сигнал, в случае превышения регистрируемым временем определенной величины. Один из МЭМС-ключей расположен таким образом, что замыкание контактов осуществляется под влиянием перегрузки, превышающей пороговый уровень, действующей вдоль продольной оси пускового механизма. Другой МЭМС-ключ расположен таким образом, что замыкание контактов осуществляется под действием центробежной силы, при вращении пускового механизма относительно продольной оси. Один из контактов МЭМС-ключа, срабатывающего под действием продольной перегрузки, соединен с электровводом пускового механизма, а другой контакт соединен с входом электронно-временного блока, выход которого соединен с одним из контактов МЭМС-ключа, срабатывающего под действием центробежной силы, другой контакт которого соединен с электровыводом пускового механизма. Изобретение позволяет достичь улучшения массово-габаритных характеристик пускового механизма и повышения уровня надежности срабатывания при боевом применении. 1 ил.

Изобретение относится к области боеприпасов и может быть использовано для осуществления запуска источника питания или снятия ступени предохранения взрывателя реактивных снарядов

Наверх