Способ индикации местоположения летательного аппарата после его падения в результате аварии

Изобретение относится к средствам для обеспечения поисково-спасательных операций при авариях летательных аппаратов, а именно к методам индикации местоположения летательного аппарата после его падения в результате аварии. В способе индикации местоположения летательного аппарата используют один или несколько датчиков ударных перегрузок и аэрозондов. Датчики ударных перегрузок и аэрозонды размещены в разных частях летательного аппарата. Их местоположение необходимо индицировать в случае аварии. Для этого каждый из аэрозондов соединен гибкой связью с датчиками. Отделяют аэрозонды от летательного аппарата по сигналам датчиков ударных перегрузок, возникающих в момент аварии. После отделения аэрозондов от летательного аппарата, удерживая их гибкой связью, осуществляют наддув оболочки каждого аэрозонда. Технический результат - обеспечение более надежного визуального обнаружения потерпевшего аварию летательного аппарата. 4 з.п. ф-лы.

 

Предлагаемое изобретение относится к средствам для обеспечения поисково-спасательных операций при авариях летательных аппаратов, а именно к методам индикации местоположения летательного аппарата после его падения в результате аварии.

Известен способ индикации местоположения летательного аппарата после аварии по патенту Великобритании №1120705, МПК В 64 D 25/20, 1968 г. Для индикации местоположения летательного аппарата после его падения в результате аварии по этому способу в капсуле, имеющей противоударный корпус заданной формы, размещают радиопередатчик и прибор, регистрирующий аварию. В случае аварии летательного аппарата указанную капсулу выталкивают из летательного аппарата, и она за счет своей особой формы опускается на землю по заданной траектории.

Недостатком способа по указанному патенту Великобритании является недостаточная надежность осуществления индикации места падения летательного аппарата из-за возможного отказа радиопередатчика и слишком большого разброса места падения радиопередатчика от места падения летательного аппарата.

Наиболее близким к заявленному способу является способ по патенту Российской Федерации №2113380, МПК B 64 D 25/20, 1998 г.

Для индикации местоположения летательного аппарата после падения на его борту размещают аварийное сигнальное устройство в виде радиомаяка, находящегося в корпусе снаряда. В момент возникновения ударной перегрузки в результате падения летательного аппарата по сигналу датчика ударных перегрузок отделяют аварийное сигнальное устройство от летательного аппарата путем выстрела снаряда из ствола орудия. После этого включают радиомаяк. Последний может передавать значения координат летательного аппарата, “запомненных” непосредственно перед аварией.

Недостатком данного способа является то, что радиомаяк может быть обнаружен только радиосредствами. При прекращении его работы или неисправности, возникшей в момент выстрела или после него, индикация места падения летательного аппарата, его поиск и обнаружение за пределами визуальной доступности следов катастрофы становятся невозможными. При аварии, возникшей в результате столкновения летательного аппарата с препятствием, радиомаяк, “отстреливаемый” от летательного аппарата, может оказаться далеко от места падения последнего. Тем более могут значительно отличаться от фактических координат места падения летательного аппарата, координаты, “запомненные” аварийным сигнальным устройством - радиомаяком перед выстрелом. Кроме того, после падения летательного аппарата радиомаяк может оказаться в зоне затрудненной радиовидимости, что сделает невозможным прием его сигналов.

Технический результат, обеспечиваемый предлагаемым способом, заключается в возможности поиска и обнаружения места падения летательного аппарата после его аварии вне зависимости от наличия аварийного радиомаяка и его работоспособности, а также вне зависимости от условий радиовидимости. Кроме того, при аварии, возникшей в результате столкновения летательного аппарата с препятствием, местоположение летательного аппарата может индицироваться более точно.

Для достижения названного технического результата в предлагаемом способе индикации местоположения летательного аппарата после его падения в результате аварии, как и в указанном наиболее близком к нему известном по патенту Российской Федерации №2113380, используют размещенные на борту летательного аппарата сигнальное устройство и датчик ударных перегрузок и по сигналу последнего, возникающему в момент падения или столкновения летательного аппарата с препятствием, аварийное сигнальное устройство отделяют от летательного аппарата.

В отличие от указанного известного способа, в предлагаемом способе в качестве аварийного сигнального устройства используют аэрозонд, соединенный гибкой связью с наиболее прочной частью летательного аппарата, и осуществляют наддув оболочки аэрозонда после его отделения от летательного аппарата для последующего обнаружения места аварии по местонахождению этого устройства.

Отделение аэрозонда от летательного аппарата осуществляют с помощью пиромеханического устройства.

Наддув оболочки радиозонда осуществляют с помощью пиротехнического газогенератора.

Кроме того, возможно размещение на аэрозонде радиомаяка, который после отделения от летательного аппарата осуществляет излучение радиосигнала аварии.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

На борту летательного аппарата размещают аварийное сигнальное устройство в виде аэрозонда, оболочку которого в сложенном состоянии размещают в капсуле, предназначенной для отделения от летательного аппарата в случае аварии. В оболочке аэрозонда расположен пиротехнический газогенератор с продуктами выхода легче воздуха. Капсула выполнена с возможностью свободного выхода из нее аэрозонда после того, как его оболочка начнет заполняться газом из упомянутого пиротехнического газогенератора.

Для формирования сигнала ударной перегрузки используют один или несколько датчиков, срабатывающих при возникновении перегрузок в момент удара летательного аппарата о землю или препятствие.

Отделение капсулы с аэрозондом от летательного аппарата осуществляют с помощью пиромеханического устройства (см. Колесников К.С., Козлов В.И., Кокушкин В.В. Динамика разделения ступеней летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1977, гл.1), например, с помощью пиропатрона или механического устройства с пружиной, имеющего затвор, освобождаемый по сигналу датчика ударной перегрузки. Этот же сигнал подают в капсулу с аэрозондом и используют для приведения в действие пиротехнического газогенератора. Пиротехнический газогенератор приводят в действие с задержкой, обеспечивающей безопасный выход аэрозонда из капсулы.

Аэрозонд соединяют гибкой связью длиной порядка 50-100 м, предпочтительно тросиком из прочного термоустойчивого материала, с наиболее прочной частью летательного аппарата. В этой же части размещают капсулу с аэрозондом, устройство для ее выталкивания и датчики ударных перегрузок.

По мере наддува оболочки аэрозонда он выходит из капсулы, поднимается вверх и удерживается гибкой связью непосредственно над той частью летательного аппарата, с которой соединен тросиком.

Оболочка аэрозонда имеет яркую окраску, что облегчает визуальное обнаружение зонда. В случае, если на расстоянии прямой видимости от аэрозонда, расположенного над местом падения летательного аппарата (до нескольких десятков километров при высоте нахождения зонда до 100 метров), находятся люди, они смогут обнаружить аварийный аэрозонд, не располагая какими-либо специальными средствами.

Использование предлагаемого способа не исключает возможности дополнительного оснащения аэрозонда радиомаяком со средствами для запоминания координат летательного аппарата перед аварией и передачи после аварии соответствующих сигналов. В этом случае после приближения участников поисковой операции к району аварии на основании передаваемой радиомаяком информации окончательное визуальное обнаружение летательного аппарата осуществляется по расположению аэрозонда. Оболочка аэрозонда остается видимой и после прекращения работы радиомаяка в результате истощения источника питания.

Также не исключается распыление красителей в месте аварии летательного аппарата и использование других способов индикации его местоположения после аварии.

В целях повышения надежности индикации летательный аппарат может быть оснащен несколькими экземплярами устройств для осуществления предлагаемого способа. В этом случае аэрозонды и датчики перегрузок размещают в разных частях летательного аппарата.

Аэрозонд (в названном выше случае - каждый аэрозонд) находится над той частью летательного аппарата, с которой он соединен, и точно индицирует ее местонахождение, независимо от того, где находился летательный аппарат в момент аварии.

Предлагаемый способ позволяет обеспечить надежное визуальное обнаружение потерпевшего аварию летательного аппарата при отказе имеющейся на его борту радиоаппаратуры в условиях сложного рельефа местности и других неблагоприятных условиях, не требует сложной и дорогостоящей аппаратуры и может быть реализован на базе существующих стандартных устройств.

1. Способ индикации местоположения летательного аппарата после его падения в результате аварии, в котором используют один или несколько датчиков ударных перегрузок и аэрозондов, размещенных в разных частях летательного аппарата, местоположение которых необходимо индицировать в случае аварии и с которыми каждый из аэрозондов соединен гибкой связью, отделяют аэрозонды от летательного аппарата по сигналам датчиков ударных перегрузок, возникающих в момент аварии, а после отделения аэрозондов от летательного аппарата, продолжая удерживать их гибкой связью, осуществляют наддув оболочки каждого аэрозонда.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что отделение аэрозонда от летательного аппарата осуществляют с помощью пиромеханического устройства.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что после отделения аэрозонда от летательного аппарата осуществляют излучение радиосигнала аварии с помощью размещенного на аэрозонде радиомаяка.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что наддув оболочки аэрозонда осуществляют с помощью пиротехнического газогенератора с продуктами выхода легче воздуха.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что после отделения аэрозонда от летательного аппарата осуществляют излучение радиосигнала аварии с помощью размещенного на аэрозонде радиомаяка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к многоместным летательным аппаратам для перевозки пассажиров. .

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха. .

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха. .

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха. .

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха. .

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха. .

Изобретение относится к воздухоплаванию, а именно к летательным аппаратам легче воздуха. .

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха. .

Изобретение относится к воздухоплаванию, а именно к конструкции аэростатов. .

Изобретение относится к воздухоплаванию, в частности к конструкциям гондол аэростатов. .
Изобретение относится к области воздухоплавания

Изобретение относится к области воздухоплавательных аппаратов

Изобретение относится к области воздухоплавательных аппаратов. Электрический паровой аэростат включает оболочку, покрытую снаружи тепловой изоляцией, а изнутри водоотталкивающим покрытием. В нижней части оболочки установлен заполненный водой трубчатый электронагреватель, ограниченный поверхностью, эквидистантной поверхности оболочки, и горизонтальной пластиной. Поддержание температуры пара и защита нагревателя осуществляются по сигналам датчиков температуры и уровня внутри оболочки регулятором электронагревателя. Изобретение направлено на снижение веса нагревательной системы. 1 ил.

Многоцелевая аэростатная система ускоренного вывода на заданную высоту состоит из оболочки аэростатной части с полезной нагрузкой, двухкаскадной парашютной системы торможения и стабилизации, комплекта пиропатронов и механических датчиков, устройства доставки аэростатной части в виде ракеты и системы отделения аэростатной части с полезной нагрузкой от ракеты. Аэростатная часть включает систему изменения и поддержания заданной высоты полета, состоящую из компрессора, гибких трубопроводов, клапанов, системы управления, датчиков давления и температуры, высотомера и мягких балластных емкостей. Система отделения аэростатной части включает стыковочный узел, состоящий из двухстороннего электрического сегмента и двухстороннего информационного сегмента. Изобретение направлено на создание системы с возможностью быстрой замены полезной нагрузки. 3 ил.

Изобретение относится к воздухоплаванию. Устройство управления траекторией полета аэростата состоит из крыльевой системы, создающей подъемную силу, подвешенной к аэростату на большом удалении от него. Крыльевая система выполнена в виде вертикальной гирлянды (Г), состоящей из множества равноудаленных друг от друга крыльев (6) круглой формы. Система подвески выполнена в виде полиспаста (П), верхний блок (1) которого присоединен к аэростату (2), а нижний блок (3) прикреплен к грузонесущему фюзеляжу (4). Крылья (6) в гирлянде соединяются между собой и фюзеляжем тремя вертикальными тросами (7), что позволяет синхронно наклонять все крылья в обеих плоскостях, чем и достигается управление полетом аэростата. Изобретение обеспечивает доставку крупногабаритного груза в места, недоступные для авиации. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области воздухоплавания. Аэродинамический воздухоплавательный аппарат содержит капсулу, подвешенную к парашюту на тросе, и двигатель с устройством, позволяющим производить подтяжку парашюта к капсуле. На трос в нижней части нанизана гирлянда, состоящая из продольно расположенных парашютов и прикрепленная к капсуле. Верхний свободный конец троса прикреплен к аэростату, несущему продольно расположенные парашюты. Изобретение направлено на расширение арсенала технических средств. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к поисково-спасательным средствам индикации местоположения летательного аппарата. Сигнальное устройство обозначения места аварии летательного аппарата содержит шар (1), выполненный с возможностью наполнения газом легче воздуха. К шару прикреплено радиопередающее устройство (2) с электронной схемой управления, связанное с контейнером (3) посредством гибкой связи (4). Сигнальное устройство снабжено автономным источником (5) питания. Шар (1) выполнен в виде легкой металлизированной оболочки, на которой выполнены резонансные структуры (12) с возможностью переотражения радиосигнала в сторону источника излучения. Изобретение улучшает возможность обнаружения места аварии летательного аппарата. 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области воздухоплавательных аппаратов. Грузовой воздухоплавательный аппарат содержит шарообразную/грушевидную оболочку, полость которой заполнена полностью/частично нагретым воздухом/газом легче воздуха, прикрепленную к оболочке снизу гондолу, имеющую форму цилиндра/бочки с выпуклой боковой стенкой. Аппарат снабжен элементами вращения вокруг вертикальной оси. Элементы вращения закреплены по окружности на оболочке/между оболочкой и гондолой/на гондоле. Элементы вращения выполнены в виде желобов/полусфер/изогнутых лопастей. Установленные на оболочке элементы вращения выполнены в виде вертикально прикрепленных к ее стенке неподвижных желобов. Установленные между оболочкой и гондолой элементы вращения выполнены в виде горизонтально закрепленных на кольцевом держателе полусфер. Установленные на гондоле элементы вращения выполнены в виде горизонтально закрепленных на ее стенке изогнутых лопастей. Изогнутые лопасти закреплены на стенке гондолы с возможностью их сложения. Изобретение направлено на повышение безопасности грузоперевозок. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к технике воздухоплавания. Воздухоплавательный аппарат содержит мягкую оболочку, частично заполненную газом легче воздуха, прикрепленную снизу к оболочке гондолу и электронагревательный прибор, расположенный в полости оболочки. В гондоле установлен аккумулятор электрической энергии с возможностью подключения его электрическим кабелем к электронагревательному прибору. Изобретение направлено на уменьшение расхода газа легче воздуха для создания подъемной силы. 5 ил.
Наверх