Турбонасосная система питания жидкостного ракетного двигателя

Турбонасосная система питания жидкостного ракетного двигателя включает магистрали разноименных топливных компонентов, магистрали газа и газогенератор. Перед основным турбонасосным агрегатом с многоступенчатым насосом топливного компонента и приводной газовой турбиной установлен бустерный турбонасосный агрегат с насосом топливного компонента и приводной одноступенчатой гидротурбиной, питаемой от n-й ступени основного насоса. Рабочий тракт гидротурбины размещён в соединительной магистрали между выходом n-й и входом (n+1)-й ступени основного насоса. Изобретение позволит упростить систему питания и снизить массу жидкостного ракетного двигателя. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), конкретно к устройству систем питания ЖРД с турбонасосной подачей двухкомпонентного топлива, состоящего из раздельно хранимых окислителя и горючего.

Известна турбонасосная система питания ЖРД, включающая магистрали разноименных топливных компонентов; магистрали газа и газогенератор (ГГ); основной турбонасосный агрегат (ТНА) с многоступенчатым насосом топливного компонента и приводной газовой турбиной; установленный перед основным бустерный ТНА с насосом топливного компонента и приводной гидротурбиной, питаемой от n-й ступени основного насоса; соединительную магистраль между выходом n-й ступени и входом (n+1)-й ступени основного насоса: см. Тимнат И., Ракетные двигатели на химическом топливе. Пер. с англ., М., Мир, 1990, с.252.

Известная система питания, являющаяся прототипом изобретения, обеспечивает получение высоких энергетических параметров ЖРД при низком давлении топливных компонентов (окислителя и горючего) на входе в двигатель, что позволяет создавать ракетные аппараты с легкими, тонкостенными топливными баками. Однако известная система питания характеризуется конструктивной сложностью и имеет большую массу, что связано с наличием в бустерном ТНА гидротурбины, выход которой соединен с входом основного насоса. Указанная гидротурбина рассчитана на срабатывание большого перепада давлений (в конкретном случае πт=10), что требует соответственно большого количества турбинных ступеней (n=5). По этой причине бустерный ТНА имеет сложную и тяжелую конструкцию. Дополнительное возрастание массы системы подачи вызвано большими габаритами основного насоса из-за проходящей через него дополнительной массы компонента (в конкретном случае 21% от расхода через двигатель).

Изобретение решает техническую задачу упрощения системы питания ЖРД с одновременным снижением ее массы.

Поставленная техническая задача решается тем, что в турбонасосной системе питания ЖРД, включающей магистрали разноименных топливных компонентов; магистрали газа и газогенератор; основной ТНА с многоступенчатым насосом топливного компонента и приводной газовой турбиной; установленный перед основным бустерный ТНА с насосом топливного компонента и приводной гидротурбиной, питаемой от n-й ступени основного насоса; соединительную магистраль между выходом n-й ступени и входом (n+1)-й ступени основного насоса, согласно изобретению рабочий тракт гидротурбины размещен в соединительной магистрали, причем гидротурбина выполнена одноступенчатой.

В частных случаях изобретения:

- гидротурбина сообщена с основным насосом через рабочий тракт другой гидротурбины в целях привода бустерного насоса другого топливного компонента;

- одна, общая, гидротурбина приводит бустерные насосы разноименных топливных компонентов.

При осуществлении изобретения ожидается технический результат, совпадающий с существом решаемой задачи.

Предложенная турбонасосная система питания ЖРД представлена схематично на чертеже. Система питания содержит основной ТНА с двухступенчатым насосом (центробежным) топливного компонента 1 (для определенности - жидкое метановое горючее) и приводной газовой турбиной 2, а также бустерный ТНА с насосом 3 и приводной гидротурбиной 4. Выход бустерного насоса соединен с входом основного насоса посредством топливной магистрали 5. Вход гидротурбины соединен с выходом первой ступени основного насоса посредством магистрали 6, а выход гидротурбины соединен с входом второй ступени того же насоса посредством магистрали 7. Таким образом, предусмотрена соединительная магистраль 6-7 между выходом n-й ступени и входом (n+1)-й ступени основного насоса, и в этой магистрали размещен рабочий тракт гидротурбины, которая выполнена одноступенчатой.

Основной насос питает камеру ЖРД и газогенератор (не показаны) по магистралям 8 и 9 соответственно. Генераторный газ поступает по патрубку 10 на турбину основного ТНА и после срабатывания на ней отводится по газоводу 11 в камеру на дожигание с остальной частью топлива ЖРД.

Система питания содержит также агрегаты для подачи другого компонента жидкого ракетного топлива (для определенности - кислородного окислителя). Эти агрегаты могут включать показанные в левой части чертежа бустерный насос 12 с приводной гидротурбиной 13. Она питается по патрубку 14 отработавшим телом гидротурбины 4 с последующим сбросом его по магистрали 15 на вход второй ступени насоса 1. В правой части чертежа представлен вариант привода бустерного насоса 12 (вместе с бустерным насосом 3) от гидротурбины 4.

Описанная система питания функционирует следующим образом. Топливный компонент (для определенности - жидкое метановое горючее) под давлением (p1) в несколько атмосфер поступает из бака ракетного аппарата в бустерный насос 3, где давление компонента повышается в несколько раз (до p2), и по магистрали 5 он поступает в первую ступень основного насоса 1. Из нее под давлением в сотни атмосфер (р3) компонент подается по магистрали 6 на гидротурбину 4 для привода бустерного насоса 3. При срабатывании на гидротурбине давление жидкого рабочего тела снижается на несколько десятков атмосфер (до р4), и оно отводится по магистрали 7 на вход второй ступени насоса 1. Из нее под давлением p5, превышающем величину р3, топливный компонент (то есть жидкое метановое горючее) подается в ГГ и в камеру. В ГГ подается также (не показанным на чертеже основным насосом) другой компонент жидкого ракетного топлива (в конкретном примере - жидкий кислородный окислитель), и при сгорании горючего с окислителем вырабатывается газ (с температурой около 1000 К), приводящий турбину основного ТНА. Отработавший газ дожигается с остальной частью топлива ЖРД в камере (при давлении рк >10 МПа), создавая тягу при последующем истечении из реактивного сопла.

Существо изобретения не исчерпывается приведенной на чертеже схемой:

- основные насосы разноименных топливных компонентов (окислителя и горючего) могут приводиться от общей газовой турбины или от собственных турбин;

- количество рабочих колес в насосах и турбинах может быть различным;

- основной насос 1 может иметь различное число ступеней, то есть в общем случае рабочий тракт гидротурбины 4 размещен в магистрали соединяющей n- и (n+1)-ю ступени указанного насоса;

- камера может питаться от первой (или промежуточной) ступени основного насоса, равно как и охлаждающая рубашка камеры, и расходуемая на эти цели масса топливного компонента может не поступать в магистраль 6;

- отработавший на турбине генераторный газ может не дожигаться в камере, а сбрасываться в атмосферу через выхлопной патрубок и т.д.

Как явствует из описания, изобретение позволяет применить для привода бустерного насоса высокорасходную низкоперепадную гидротурбину с характерным для нее высоким кпд.

Эффективность изобретения видна на примере конкретного ЖРД с номинальной тягой 2 МН, с турбонасосной подачей двухкомпонентного топлива "кислород - метан".

При давлении в камере рк=24 МПа система подачи этого ЖРД по линии горючего имеет следующие параметры: р1=0,5 МПа, р2=2,25 МПа, р3=32 МПа, p4=28 МПа, р5=50 МПа. Таким образом, гидротурбина 4 характеризуется величиной πт=p34=32/28=1,14. Это значение реализуется в одной турбинной ступени при кпд=0,65, что для гидротурбины является высоким показателем. Применение в бустерном ТНА простой, одноступенчатой, конструкции гидротурбины, наряду с исключением "закольцованного" расхода топливного компонента через основной насос, позволяет упростить и облегчить турбонасосную систему питания ЖРД.

Таким образом, ожидаемый технический результат от изобретения подтвержден.

1. Турбонасосная система питания жидкостного ракетного двигателя, включающая магистрали разноименных топливных компонентов; магистрали газа и газогенератор: основной турбонасосный агрегат с многоступенчатым насосом топливного компонента и приводной газовой турбиной; установленный перед основным бустерный турбонасосный агрегат с насосом топливного компонента и приводной гидротурбиной, питаемой от n-ной ступени основного насоса; соединительную магистраль между выходом n-й и входом (n+1)-й ступени основного насоса, отличающаяся тем, что рабочий тракт гидротурбины размещён в соединительной магистрали, причём гидротурбина выполнена одноступенчатой.

2. Турбонасосная система питания жидкостного ракетного двигателя по п. 1, отличающаяся тем, что гидротурбина сообщена с основным насосом через рабочий тракт другой гидротурбины - в целях привода бустерного насоса другого топливного компонента.

3. Турбонасосная система питания жидкостного ракетного двигателя по п. 1, отличающаяся тем, что одна, общая, гидротурбина приводит бустерные насосы разноименных топливных компонентов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), конкретно к ЖРД с турбонасосной подачей топлива, состоящего из раздельно хранимых окислителя и горючего.

Изобретение относится к системам питания жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и может найти применение в ракетостроении, насосостроении и энергетике. .

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), конкретно к ЖРД с турбонасосной подачей двухкомпонентного топлива, включающего сжиженный кислород (окислитель) и сжиженное метановое горючее (в том числе природный газ, состоящий в основном из метана).

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для охлаждения камер сгорания ракетных двигателей. .

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) с дожиганием генераторного газа, а более конкретно к двигателям с окислительным двухкомпонентным газогенератором, с дополнительным насосом в линии питания горючим газогенератора.

Изобретение относится к ракетной технике и, в частности, к жидкостным ракетным двигателям, использующим гелий в качестве охладителя корпуса камеры двигателя

Изобретение относится к ракетно-космической технике

Изобретение относится к криогенному двигательному модулю малой тяги для использования в классической или возвращаемой ракете-носителе

Изобретение относится к ракетной технике

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигательным установкам (ЖРДУ) с турбонасосными агрегатами (ТНА)

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД)

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД)

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к жидкостным ракетным двигателям, работающим на криогенном окислителе и на углеводородном горючем

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к жидкостным ракетным двигателям, работающим на криогенном окислителе и на углеводородном горючем

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к жидкостным ракетным двигателям, работающим на криогенном окислителе и на углеводородном горючем
Наверх