Фрикционное изделие

Изобретение относится к области фрикционных изделий, а именно к фрикционным изделиям, снабженным визуальными указателями износа. Фрикционное изделие содержит индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия, выполненный в виде углубления или выступа. Индикатор включает не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой, а другая - плоской поверхностью, при этом плоскость плоской поверхности индикатора не параллельна плоскости боковой поверхности изделия, или стенка индикатора не вертикальна по отношению к боковой поверхности изделия, или другая поверхность индикатора не плоская, а стенка индикатора не вертикальна по отношению к боковой поверхности изделия. Техническим результатом является улучшение визуальной различимости индикатора при осмотре боковой поверхности изделия и при осмотре изделия сверху. 4 с.п. ф-лы, 7 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к снабженным визуальными указателями износа фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах (тормозных узлах машин и оборудования, муфтах и т.д.).

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, содержащее индикатор износа в виде металлической скобы, при этом об износе судят по расстоянию между свободным концом скобы и контртелом. Касание скобы и контртела свидетельствует о предельной величине износа (см. патент РФ №2136982, МПК 7 F 16 D 66/02, 1999). Существенные признаки аналога “содержащее индикатор износа” совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является сложность конструкции индикатора, требующая специального устройства и его монтажа, что далеко не всегда возможно в тормозном узле.

Прототипом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, содержащее индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия и включающий не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой, размещенной вертикально по отношению к боковой поверхности, а другая - плоской поверхностью, плоскость которой параллельна плоскости боковой поверхности изделия (полезная модель РФ №28211, МПК 7 F 16 D 69/00, 2003). Существенные признаки прототипа “фрикционное изделие, индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия, выполненный в виде углубления или выступа, включающий не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой” совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа является недостаточная визуальная различимость индикатора как сбоку, так и сверху изделия из-за параллельности плоскостей боковой поверхности изделия и поверхности индикатора, а также из-за “вертикального” расположения стенки и боковой поверхности, в результате чего и в боковой проекции изделия, и при виде сверху индикатор превращается в линию.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение визуальной различимости индикатора при осмотре боковой поверхности изделия и при осмотре изделия сверху.

Для достижения указанного технического результата во фрикционном изделии, содержащем индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия, выполненный в виде углубления или выступа и включающий не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой, другая поверхность индикатора не плоская, а стенка размещена не вертикально по отношению к боковой поверхности изделия.

Для достижения указанного технического результата фрикционное изделие содержит индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия, выполненный в виде углубления или выступа и включающий не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой, стенка размещена не вертикально по отношению к боковой поверхности изделия.

Для достижения указанного технического результата во фрикционном изделии, содержащем индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия, выполненный в виде углубления или выступа и включающий не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой, а другая - не плоской поверхностью.

Для достижения указанного технического результата во фрикционном изделии, содержащем индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия, выполненный в виде углубления или выступа и включающий не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой, а другая - плоской поверхностью, плоскость поверхности индикатора не параллельна плоскости боковой поверхности изделия.

Для достижения указанного технического результата во фрикционном изделии, содержащем индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия, выполненный в виде углубления или выступа и включающий не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой, а другая - плоской поверхностью, стенка размещена не вертикально по отношению к боковой поверхности.

Существенные признаки заявляемого изобретения “плоскость поверхности индикатора не параллельна плоскости боковой поверхности изделия”, “другая поверхность индикатора не плоская”, “стенка размещена не вертикально по отношению к боковой поверхности изделия” являются отличительными от признаков прототипа.

Фрикционное изделие представляет собой полимерный композиционный фрикционный элемент, изготовленный из полимерного композита, имеющего полимерную матрицу (вулканизат каучуков, резит смол, их смеси и т.д.), дисперсные наполнители (минеральные, металлические и др.) и, при необходимости, волокнистые наполнители (асбест, полиарамидные волокна, минеральные волокна и т.д.). Наполнители могут входить в состав элемента индивидуально или в виде смесей. Фрикционный элемент может быть, при необходимости, зафиксирован на металлическом или ином каркасе. Обычно фрикционный элемент имеет рабочую поверхность (т.е. поверхность, вступающую во фрикционный контакт с контртелом) и поверхность, на которую воздействует усилие, прижимающее фрикционный элемент к контртелу (нажимную поверхность), а также боковую поверхность (поверхности), сочетающую рабочую поверхность и нажимную поверхность. Как правило, именно боковая поверхность легко наблюдаема в процессе эксплуатации и на ней обычно размещен индикатор износа. Однако в некоторых случаях легко наблюдаемой является рабочая поверхность изделия. Индикатор износа выполнен в виде выступа или впадины на боковой поверхности изделия и может иметь различную форму. Зона сочетания поверхности индикатора и боковой поверхности изделия (так называемая “стенка”) определяет минимально допустимую величину остаточной толщины изделия в результате износа. При достижении изделием остаточной толщины, при которой стенка выходит на рабочую поверхность, эксплуатация изделия должна прекратиться и изделие подлежит замене. Изделие может быть выполнено таким образом, что плоскости плоской поверхности индикатора и боковой поверхности изделия находятся под разными углами к оси изделия, то есть не параллельны, при этом стенка вертикальна боковой поверхности изделия. Также индикатор может быть выполнен, когда стенка не вертикальна боковой поверхности изделия, при этом плоскости плоской поверхности индикатора и боковой поверхности изделия параллельны. Также индикатор может быть выполнен, когда стенка не вертикальна боковой поверхности, при этом плоскости поверхности индикатора и боковой поверхности не параллельны. Также индикатор может быть выполнен со стенкой и не плоской поверхностью.

Конкретным примером заявляемого изобретения является накладка барабанного тормоза грузового автомобиля МАЗ. На чертежах представлена накладка (вид сбоку) и ее сечение. Накладка выполнена в виде части цилиндрической обечайки и включает рабочую поверхность 1, боковые поверхности 2 и нажимную поверхность 3, противоположную рабочей. Рабочая поверхность при торможениях контактирует с контртелом (тормозным барабаном), по поверхности 3 накладка зафиксирована на каркасе (например, заклепками). На одной или на двух боковых поверхностях накладки размещен указатель величины износа накладки, выполненный в виде углубления 4 или выступа 4, содержащего не менее одной стенки 5 и не менее одной поверхности 6. Расстояние от нажимной поверхности до стенки равно величине минимально возможной остаточной толщины накладки.

На фиг.1 представлены варианты индикатора в виде углубления. Вариант 1 - стенка не вертикальна боковой поверхности. Вариант 2 - вторая поверхность индикатора не плоская. Вариант 3 - стенка не вертикальна боковой поверхности и вторая поверхность индикатора не плоская (на фиг.1 не показан).

На фиг.2 представлены варианты индикатора в виде выступа. Вариант 1 - стенка не вертикальна боковой поверхности. Вариант 2 - вторая поверхность индикатора не плоская. Вариант 3 - стенка не вертикальна боковой поверхности и вторая поверхность индикатора не плоская (на фиг.2 не показан). Вариант 4 - индикатор в виде выступа на части накладки, стенка не вертикальна боковой поверхности (на фиг.2 не показан). Вариант 5 - вторая поверхность индикатора в виде части выступа не плоская (на фиг.2 не показан).

На фиг.3 представлены варианты индикатора как углубления со стороны накладки, противоположной рабочей поверхности. Вариант 1 - стенка не вертикальна боковой поверхности. Вариант 2 - вторая поверхность индикатора не плоская.

На фиг.4 представлены варианты индикатора как углубления в виде канавки. Вариант 1 - стенка не вертикальна боковой поверхности. Вариант 2 - вторая поверхность индикатора не плоская (на фиг.4 не показан).

На фиг.5 представлены варианты индикатора в виде глухого отверстия. Вариант 1 - стенка не вертикальна боковой поверхности. Вариант 2 - вторая поверхность индикатора не плоская.

На фиг.6 представлен вариант индикатора в виде углубления (сегментной или другой формы). Вариант 1 - стенка не вертикальна боковой поверхности. Вариант 2 - вторая поверхность индикатора не плоская.

На фиг.7 представлен другой конкретный пример заявленного изобретения - колодка дискового тормоза легкового автомобиля. Колодка выполнена в виде плоского фрикционного элемента (накладки), зафиксированного на металлическом каркасе. Колодка имеет рабочую поверхность 1, боковые поверхности 2 и нажимную поверхность 3, противоположную рабочей. Рабочая поверхность при торможениях контактирует с контртелом (тормозным диском). По поверхности 3 накладка зафиксирована на каркасе (например, приформовкой). На одной или более боковых поверхностях накладки размещен указатель величины износа, выполненный в виде углубления 4, содержащего стенку 5 и плоскую поверхность 6. Расстояние от нажимной поверхности до стенки равно величине минимально возможной остаточной толщины накладки. Вариант 1 - стенка не вертикальна боковой поверхности накладки. Вариант 2 - плоскость плоской поверхности индикатора и плоскость боковой поверхности накладки не параллельны.

Выполнение указателя величины износа фрикционного изделия в виде углубления или выступа, содержащего стенку, не вертикальную боковой поверхности изделия, или плоскую поверхность, плоскость которой не параллельна плоскости боковой поверхности, или не плоскую поверхность, или сочетание указанных конструктивных элементов, способствует усилению визуальной различимости индикатора в процессе эксплуатации за счет выполнения поверхностей индикатора под углом, отличным от 90° (в виде “полочки”). В результате стенка индикатора определится уже не как линия, а как небольшая поверхность, аналогично определяется и другая поверхность индикатора (в других вариантах исполнения). Вариант не вертикальной боковой поверхности стенки предпочтителен при боковом обзоре изделия, вариант не плоской или не параллельной второй поверхности - при обзоре со стороны рабочей поверхности изделия.

1. Фрикционное изделие, содержащее индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия, выполненный в виде углубления или выступа и включающий не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой, а другая - плоской поверхностью, отличающееся тем, что плоскость плоской поверхности индикатора не параллельна плоскости боковой поверхности изделия.

2. Фрикционное изделие, содержащее индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия, выполненный в виде углубления или выступа и включающий не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой, а другая - плоской поверхностью, отличающееся тем, что стенка индикатора не вертикальна по отношению к боковой поверхности изделия.

3. Фрикционное изделие, содержащее индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия, выполненный в виде углубления или выступа и включающий не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой, отличающееся тем, что другая поверхность индикатора не плоская.

4. Фрикционное изделие, содержащее индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия, выполненный в виде углубления или выступа и включающий не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой, отличающееся тем, что другая поверхность индикатора не плоская, а стенка индикатора не вертикальна по отношению к боковой поверхности изделия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных и тормозных механизмах с фиксацией изделия заклепками.
Изобретение относится к изделиям, например фрикционным кольцам и шайбам, устанавливаемым в диссипационные элементы демпфера автомобиля. .

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава и может быть использовано в железнодорожном транспорте. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для эксплуатации в тормозных узлах барабанного типа, преимущественно грузовых автомобилей, автобусов и т.д.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент и эксплуатирующимся во фрикционных узлах.
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для эксплуатации в различных фрикционных механизмах. .
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для эксплуатации в различных фрикционных механизмах. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для эксплуатации в тормозных узлах барабанного типа, преимущественно грузовых автомобилей, автобусов и т.д.
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах. .

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в тормозных системах транспортных средств. .

Изобретение относится к области технической диагностики тормозных систем автомобиля. .

Изобретение относится к устройствам для контроля за рабочим состоянием, в частности для определения износа фрикционных тормозных накладок в тормозе транспортного средства.

Изобретение относится к устройствам для определения износа фрикционных накладок сцепления. .

Изобретение относится к устройствам контроля за рабочим состоянием фрикционного слоя колодки дискового тормоза и используется в тормозных системах автомобилей. .

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к фрикционным муфтам сцепления колесных транспортных средств. .

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния тормозов и может быть использовано для непрерывного дистанционного контроля ресурса и установившейся температуры фрикционных накладок тормозов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сигнализаторах износа тормозных устройств с фрикционным торможением. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным изделиям, содержащим средства сигнализации износа фрикционного элемента
Наверх