Способ разрушения ледового покрова

Изобретение относится к ледокольной технике. Ледовый покров разрушают ледокольным судном, в качестве которого используют подводную лодку. В носовой части корпуса подводной лодки в плоскости одного из передних шпангоутов устанавливают пару ледорежущих устройств. Ледоразводящий клин прикрепляют к рубке подводной лодки так, чтобы его ребро располагалось вертикально в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки. Между парой ледорежущих устройств и ледоразводящим клином устанавливают среднее ледорежущее устройство в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки. Достигается повышение эффективности разрушения ледового покрова. 2 ил.

 

Изобретение относится к ледокольной технике.

Известно ледоочистительное судно, содержащее установленные на корпусе ножи и ледоразводящий клин (см. а.с. СССР №1004192, МПК В 63 В 35/08, 1983). Наиболее близким к предлагаемому способу является метод разрушения льда при помощи ледокола, содержащего погружаемый корпус и рубку для экипажа, соединенные между собой полупогружаемым ледорежущим пилоном (см. а.с. СССР №1031844, МПК В 63 В 35/12, 1983 - прототип). К недостаткам прототипа следует отнести низкую эффективность работы, связанную с тем, что ледорежущий пилон фактически прокладывает путь для самого себя. Узкий канал после пилона сразу перекрывается сходящимися льдинами и становится несудоходным. Кроме того, для строительства ледокола с погружаемым корпусом необходимы значительные капиталовложения, которые могут не окупиться за время его эксплуатации.

Технической задачей в предлагаемом изобретении является повышение эффективности работы при снижении затрат.

Технический результат достигается тем, что в способе разрушения ледового покрова ледокольным судном с установленными на нем ледорежущими устройствами и ледоразводящим клином, в качестве ледокольного судна используют подводную лодку, при этом в носовой части корпуса подводной лодки в плоскости одного из передних шпангоутов устанавливают пару ледорежущих устройств, а ледоразводящий клин прикрепляют к рубке подводной лодки так, чтобы его ребро располагалось вертикально в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки, причем между парой ледорежущих устройств и ледоразводящим клином устанавливают среднее ледорежущее устройство в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки. Предлагаемое изобретение осуществляют путем использования корпуса подводной лодки, списанной по причине выработки ресурса глубоководного плавания. В то же время прочностные характеристики большинства таких подлодок допускают их безопасную эксплуатацию в полупогруженном положении (когда рубка остается над водой).

Изобретение поясняется чертежами, на которых показано расположение ледорежущих устройств на подлодке: фиг.1 - вид сбоку, фиг.2 - вид сверху. Здесь приняты следующие обозначения: 1 - корпус подлодки, 2 - рубка, 3 - ледоразводящий клин, 4 - пара передних ледорежущих устройств, 5 - кронштейны, 6 - среднее ледорежущее устройство, 7 - шпангоут.

В примере конкретного исполнения в качестве ледорежущих устройств применяют водометы. Водомет представляет собой набор гидромониторов, собранных в пакет. Высота пакета - не менее толщины льда (примерно от 1 до 1,5 м). Водометы 4 устанавливают на кронштейнах 5, которые прикрепляют к силовому поясу шпангоута 7. Расстояние между водометами 4 определяют из требований ширины прокладываемого канала. Ледоразводящий клин 3 устанавливают в плоскости, проходящей через продольную ось подлодки, и прикрепляют к рубке 2. Средний водомет 6 устанавливают в продольной плоскости подлодки перед клином 3, как показано на чертежах. Привод насоса, подающего под давлением забортную воду на водометы, подключают к силовой установке подлодки.

Для разрушения ледового покрова подлодку в полупогруженном состоянии подводят к краю льда и включают водометы. При движении подлодки вперед водометы 4 сначала вырезают пластину льда, которая перемещается вдоль палубы к рубке. Здесь водомет 6 разрезает эту пластину на две полосы, которые разводятся клином 3 в стороны. При этом за подлодкой остается канал чистой воды.

Наибольший экономический эффект достигается в результате использования малых (до 500 тонн) дизельных подлодок на внутренних водоемах страны. Применение таких ледокольных судов на великих русских реках (например, на Волге) позволит ускорить речную навигацию, как минимум, на месяц. При этом списанные на металлолом подлодки получат вторую жизнь, что позволит вернуть значительную часть средств, вложенных в их строительство. Кроме того, решается экологическая проблема по утилизации подлодок на базах ВМФ.

Способ разрушения ледового покрова ледокольным судном с установленными на нем ледорежущими устройствами и ледоразводящим клином, отличающийся тем, что в качестве ледокольного судна используют подводную лодку, при этом в носовой части корпуса подводной лодки в плоскости одного из передних шпангоутов устанавливают пару ледорежущих устройств, а ледоразводящий клин прикрепляют к рубке подводной лодки так, чтобы его ребро располагалось вертикально в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки, причем между парой ледорежущих устройств и ледоразводящим клином устанавливают среднее ледорежущее устройство в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам разрушения ледового покрова и конструкции ледокольных приставок судов. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания ледоколов с устройствами для килевой качки и резки льда. .

Изобретение относится к водному транспорту и касается технологии проводки во льдах судов тримаранного и ледокольного типа. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для конструирования тримаранов ледокольного типа. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым устройствам для очистки воды ото льда. .

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании ледоколов и судов ледокольного типа. .

Изобретение относится к гидроускорителям и может быть использовано для создания водяного потока, с помощью которого происходит таяние льда и освобождение акватории водоема от ледяного покрова.

Изобретение относится к разрушению льдов рек и морей, особенно в целях экологической безопасности территорий от наводнений в условиях ледовых заторов. .

Изобретение относится к области создания и использования подводных лодок (ПЛ) в целях решения транспортных задач: доставка срочных грузов; торговых перевозок в районах Крайнего Севера без использования ледоколов; проведения подледных геологоразведочных работ; поиска нефтяных месторождений; изучения флоры и фауны Северного Ледовитого океана в интересах решения проблем рыболовства.

Изобретение относится к ледокольным средствам и предназначено для проводки отдельных судов в ледовых полях рек и озер. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу транспортировки наливных грузов с использованием танкеров

Изобретение относится к речному транспорту и может быть круглогодично использовано для перемещения людей и транспортных средств с одного берега реки на другой

Изобретение относится к судостроению, в частности касается конструкции и эксплуатации ледоколов

Изобретение относится к способам хода судна во льдах и к устройству ледокола

Изобретение относится к плавучей платформе (1) для морской добычи нефти в арктической и антарктической зоне, оснащенной под своим корпусом отсоединяемой турелью (1а), от которой отходят якорные линии (2) до морского дна и трубопроводы (3), связывающие дно с поверхностью, причем корпус имеет проходящие в продольном направлении (Х-Х) продольные борта, отличающейся тем, что продольные борта (1b) снабжены множеством устройств (10) для локализованного разрушения плавучего льда, каждое из которых содержит инструмент (11) разрушения, имеющий, по меньшей мере, одну заостренную часть (11а), выполненную с возможностью раскалывать плавучий лед посредством повторяемого воздействия при поступательном и/или вертикальном поворотном движении инструмента разрушения относительно продольного борта, причем указанная заостренная часть при движении сверху вниз входит в контакт с поверхностью плавучего льда локализованным образом с силой, предпочтительно равной, по меньшей мере, 10000 кН, при этом указанный инструмент разрушения приводится в поступательное и/или поворотное движение с помощью направляющей конструкции (14) поступательного движения и/или направляющей конструкции (13) поворотного движения, установленной на продольном борту

Изобретение относится к области борьбы с разливами нефти и к способу сдерживания разливов нефти

Изобретение относится к судну для бурения нефтяных и/или газовых скважин, а также осуществления добычи, в частности к судну, выполненному с возможностью использования в арктических водах. Судно для бурения нефтяных и/или газовых скважин выполнено в двух вариантах. По первому варианту судно выполнено с возможностью бурения через бурильную водоотделяющую колонну, проходящую от скважины на морском дне к турели, размещенной на судне. Бурильная водоотделяющая колонна выполнена с возможностью отсоединения от судна при нахождении под его основной линией. При отделении от судна нижняя часть турели погружается в море вдоль оставшейся стоять водоотделяющей колонны и принимает равновесное положение, в котором она окружает по меньшей мере часть бурильной водоотделяющей колонны. По второму варианту судно для бурения нефтяных и/или газовых скважин и/или добычи из них нефти или газа выполнено с возможностью соединения по меньшей мере с одной водоотделяющей колонной для добычи, соединенной с турелью, которая соединена с судном или бурильной водоотделяющей колонной, проходящей через турель, соединенную с судном. Между носом и кормой судна проходят два продольных борта, на протяжении по меньшей мере 50% которых выполнен ледовый пояс, образующий между корпусом судна и горизонталью угол α, который составляет от 45° до 80°. Достигается уменьшение нагрузки на стояночные или подруливающие средства, а также улучшаются условия работы в арктических водах. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 18 ил.

Изобретение относится к области судостроения. Буксируемое устройство имеет корпус, который состоит из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости устройства двух боковых ледокольных корпусов и центрального вспомогательного ледокольного корпуса, который расположен в диаметральной плоскости устройства впереди боковых ледокольных корпусов так, что плоскость его мидель-шпангоута находится вблизи линии, проходящей через форштевни двух боковых ледокольных корпусов, а его ширина по миделю равна не менее 0,2 аналогичной ширины боковых ледокольных корпусов. Центральный вспомогательный и боковые ледокольные корпусы имеют наклонный форштевень и жестко соединены между собой рамой. Боковые ледокольные корпусы выполнены относительно своей диаметральной плоскости несимметричными, их внешние борта являются прямостенными и имеют одинаковую ширину по миделю. Достигается снижение сопротивления движению ледокольного судна во льдах, обеспечивается прокладка широкого судоходного канала. 1 ил.
Наверх