Литейный сплав на основе алюминия

Изобретение относится к металлургии литейных сплавов на основе алюминия, предназначенных для применения в качестве высоконагруженных конструкционных материалов при производстве литых деталей в различных изделиях машиностроения. Предложен сплав, содержащий следующие компоненты, мас.%: медь 4,5-6,0, марганец 0,4-0,8, титан 0,1-0,3, кадмий 0,1-0,25, цирконий 0,05-0,2, индий 0,005-0,12, висмут 0,1-0,4, железо 0,05-0,15, алюминий – остальное. Техническим результатом изобретения является создание сплава, обладающего повышенными значениями временного сопротивления, предела текучести, относительного удлинения в сочетании с высокой коррозионной стойкостью. 2 табл.

 

Изобретение относится к металлургии литейных сплавов на основе алюминия, предназначенных для применения в качестве высоконагруженных конструкционных материалов при производстве литых деталей в различных изделиях машиностроения.

Известен алюминиевый сплав для отливок (патент US №5989495 А, кл. С 22 С 21/08 от 23.11.99), содержащий, мас.%: железо 0,0005-0,01; кремний 0,0005-0,01; медь 2,5-6,5; магний 0,1-0,5; марганец 0,001-0,4; титан 0,1-0,5; серебро 0,2-1,2; бор 0,002-0,01; другие компоненты – не более 0,01; алюминий - остальное.

Недостатком сплава являются недостаточно высокие механические свойства и наличие в его составе драгоценного металла - серебра.

Известен также сплав на основе алюминия (патент RU №678889, МПК 7 С 22 С 21/12, 05.01.1983), взятый за прототип, имеющий химический состав, мас.%: медь 3,5-6,0; марганец 0,2-1,2; титан 0,1-0,4; кадмий 0,01-0,2; иттрий 0,01-0,2; цирконий 0,05-0,35; индий 0,001-0,05; алюминий - остальное.

Данный сплав обладает при литье в кокиль высокими механическими свойствами (σв=52-56 кгс/мм2, β=4-8%). Однако, как показали испытания, этот сплав характеризуется низкой коррозионной стойкостью под напряжением: сплав растрескивается при напряжении 0,2-0,3 от предела текучести.

Решаемой задачей изобретения является создание литейного сплава на основе алюминия, имеющего высокие механические свойства (σв не ниже 48 кгс/мм2) в сочетании с высокой коррозионной стойкостью при напряжении (не менее 0,75 от предела текучести).

Для достижения поставленной задачи в литейный сплав на основе алюминия, содержащий медь, марганец, титан, кадмий, цирконий и индий, дополнительно введены висмут и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%:

медь 4,5-6,0

марганец 0,4-0,8

титан 0,1-0,3

кадмий 0,1-0,25

цирконий 0,05-0,2

индий 0,005-0,12

висмут 0,1-0,4

железо 0,05-0,15

алюминий остальное

Химический состав и свойства исследуемых сплавов приведены в табл.1 и 2.

Предлагаемый сплав (№№1, 2, 3), сплавы запредельного состава (№№4, 5) и сплав-прототип (№6) выплавлялись в электрической печи сопротивления в графито-шамотовом тигле. Из приготовленных сплавов при температуре 720-730°С отливались в кокиль (металлическую форму) заготовки под образцы для определения механических свойств и коррозионной стойкости под напряжением.

Отлитые заготовки термически обрабатывались по режиму: трехступенчатый нагрев под закалку 490±5°С (6 часов) + 500±5°С (9 часов) + 540±5°С (6 часов), закалка в воде с температурой 20-30°С, искусственное старение при температуре 175±5°С (7 часов), охлаждение на воздухе.

Механические свойства определялись на образцах диаметром 6 мм в соответствии с ГОСТ 1497, коррозионная стойкость оценивалась на образцах диаметром 6 мм в соответствии с ГОСТ 9.019.

Таблица 1
СплавСодержание компонентов, масс.%
СоставаСuMnTiCdZrInBiFeYАl
Предложенный14,50,40,10,10,050,0050,10,05-Ост.
25,20,60,20,180,120,080,250,1-Ост.
36,00,80,30,250,20,120,40,15-Ост.
Запредельный44,00,20,050,050,010,0010,050,02-Ост.
56,51,00,350,30,250,150,450,2-Ост.
Прототип65,00,70,250,10,250,02--0,1Oст.
Таблица 2
СплавМеханические свойстваМаксимальное

напряжение, при котором нет растрескивания образцов (на базе 45 суток)
Временное сопротивление, σв, кгс/мм2Предел текучести, σ0,2, кгс/мм2Относительное удлинение, δ, %
1

2

3
49,1

50,4

52,6
41,6

43,8

45,7
9,6

8,2

5,3
0,9 σ0,2

0,9 σ0,2

0,9 σ0,2
4

5
45,4

51,7
40,3

47,4
12,1

4,0
0,9 σ0,2

0,75 σ0,2
652,3-53,843,1-44,64,9-5,10,2-0,3 σ0,2

Предложенный сплав сопоставим по механическим свойствам с прототипом, но значительно превосходит его по коррозионной стойкости под напряжением.

Высокий уровень механических свойств в сочетании с высокой коррозионной стойкостью под напряжением предложенного сплава позволяют рекомендовать его к применению в нагруженных конструкциях, испытывающих воздействие коррозионной среды.

Литейный сплав на основе алюминия, содержащий медь, марганец, титан, кадмий, цирконий и индий, отличающийся тем, что он дополнительно содержит висмут и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Медь 4,5-6,0

Марганец 0,4-0,8

Титан 0,1-0,3

Кадмий 0,1-0,25

Цирконий 0,05-0,2

Индий 0,005-0,12

Висмут 0,1-0,4

Железо 0,05-0,15

Алюминий Остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к получению квазикристаллических сплавов, в частности, к получению квазикристаллического однофазного сплава системы Al-Cu-Fe в виде порошка. .

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы Al-Mn, для производства тонких холоднокатаных листов, используемых для последующей холодной формовки в изделиях сложной формы, таких как сосуды, емкости, банки и др., в том числе сварные конструкции.

Изобретение относится к области металлургии алюминиевых сплавов. .

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в частности сплавов системы AL-Li-Mg-Be, используемых в качестве конструкционного материала для панелей, стрингеров и других деталей в авиакосмической технике, судостроении и наземном транспортном машиностроении, в том числе и в сварных конструкциях.

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано в приборостроении для изготовления слабонагруженных и ненагруженных деталей, например радиаторов охлаждения полупроводниковых приборов, подошвы электрического утюга и др., а также в качестве электроконтактного материала.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным свариваемым сплавам пониженной плотности системы алюминий - медь - литий, и может быть использовано в авиакосмической технике.

Изобретение относится к металлургии, в частности к составам алюминиевых сплавов, и может быть использовано в разработке конструкционных материалов для изготовления изделий авиакосмической техники, в том числе и работающих при криогенных температурах.

Изобретение относится к высокопрочным деформируемым термически упрочняемым свариваемым сплавам на основе алюминия, в частности системы Al - Cu - Li, используемым в качестве конструкционных материалов в изделиях авиакосмической техники, таких как сварные топливные баки для работы при температуре от +20°С до -253°С, различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа и крыла, как сжатой, так и в растянутой зоне самолетных конструкций, работающих при температуре от +175°С до -70°С.
Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности к деформируемым термически неупрочняемым свариваемым сплавам на основе системы Al-Mn

Изобретение относится к металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе алюминия, и может быть использовано при получении изделий, работающих в широком диапазоне температур, до 350°С
Изобретение относится к области радиоэлектроники и может быть использовано при изготовлении гибких многослойных печатных плат, применяемых при конструировании радиоэлектронной техники
Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в машиностроении

Изобретение относится к способам получения квазикристаллических материалов, а именно к способам получения покрытий из квазикристаллических сплавов системы Al-Cu-Fe

Изобретение относится к способам получения порошка квазикристаллических сплавов системы Al-Cu-Fe и может быть использовано для антифрикционных присадок, антипригарных покрытий, для создания износостойкого инструмента

Изобретение относится к прокатным, экструдированным или кованым изделиям из алюминиевых сплавов, а именно к листам, панелям фюзеляжа летательного аппарата, а также к конструктивным элементам, предназначенным для авиастроения, и может быть использовано в авиационно-космической промышленности

Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано в авиационной, машиностроительной и судостроительной промышленности
Изобретение относится к области металлургии металлических материалов с высокими антифрикционными и прочностными свойствами, используемыми при изготовлении подшипников скольжения
Наверх