Сталь

Изобретение относится к металлургии, в частности к составу стали, которая может быть использована, специально, для изготовления крестовин - мест пересечения железнодорожных и трамвайных рельсов. Заявленная сталь содержит компоненты в следующем соотношении, в мас.%: углерод 0,07-0,15; марганец 0,50-1,20; кремний не более 0,50; хром 1,2-2,00; молибден 0,40-0,70; никель 2,50-3,50; ванадий не более 0,13; фосфор не более 0,015; сера не более 0,015; титан не более 0,05; алюминий не более 0,045; железо - остальное. Техническим результатом изобретения является увеличение срока эксплуатации элементов рельсового пути за счет повышения износостойкости крестовин, то есть мест пересечения рельсов, в том числе мест соединения с элементами из углеродистой стали, а также уменьшение склонности к трещинообразованию при переменных нагрузках. 1 табл.

 

Изобретение относится к металлургической промышленности, в частности к составу стали на основе хром-никель-молибдена, и может быть использовано в железнодорожном и городском транспорте для изготовления элементов железнодорожных и трамвайных путей.

Известна сталь для изготовления мест пересечений в железнодорожном и трамвайном транспорте - 13 Мn супер специальная - на основе железа, включающая следующие компоненты, мас.%: 0,60-0,90 углерода, 12,50-16,50 марганца, 1,80-2,20 молибдена, не более 0,60 кремния, не более 0,05 фосфора, не более 0,03 серы. Указанная сталь сложно обрабатывается, плохо сваривается, при восстановлении изношенных частей наплавкой имеет низкое качество поверхности, а также склонна к образованию внутренних дефектов, которые не обнаруживаются ультразвуком.

Для аналогичных целей известно применение стали UIC 900А, включающей, помимо железа, мас.%: 0,60-0,80 углерода, 0,10-0,50 марганца, 0,80-1,30 кремния, не более 0,04 фосфора, не более 0,04 серы; стали 75 VK, включающей, помимо железа, мас.%: 0,45-0,65 углерода, 0,75-1,45 марганца, 0,10-0,50 кремния, не более 0,05 фосфора, не более 0,05 серы; сталей 85 и 95 VK, включающих, помимо железа, 0,60-0,80 углерода, 0,75-1,40 марганца, 0,10-0,50 кремния, не более 0,04 фосфора, не более 0,04 серы. Однако указанные стали обладают низким пределом текучести, недостаточной твердостью, имеют низкое сопротивление ударным и усталостным нагрузкам, что приводит к их быстрому износу и развитию трещин и, как следствие, к недостаточному сроку службы в качестве элементов пути в железнодорожном и трамвайном транспорте.

Наиболее близким техническим решением является сталь, содержащая мас.%: не более 0,20 углерода, 0,40-0,70 марганца, не более 0,80 кремния, 1,50-2,00 хрома, 0,40-0,80 молибдена. 2,75-3,90 никеля, не более 0,80 ванадия, не более 0,02 фосфора, не более 0,02 серы, не более 0,10 вольфрама, не более 0,50 меди (Wegst C.W. “Stahlschlussel” 1986. Издательство “Stahlschlussel Wegst GmbH”, Marbach, DE XP002160857, поз.114). Однако для изготовления элементов пути для железнодорожного и городского транспорта, например места пересечения рельсов (крестовина), указанная сталь не подходит, поскольку не обеспечивает достаточного срока службы изделия из-за склонности к образованию трещин в зоне сварки с рельсом из углеродистой стали при воздействии переменных механических нагрузок.

Задачей изобретения является увеличение срока эксплуатации изделий из предложенной стали за счет повышения износостойкости мест их соединения с элементами из других сталей, а также уменьшение склонности стали к трещинообразованию при переменных нагрузках в соединении с элементами из углеродистой стали.

Указанный технический результат достигается тем, что сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, хром, молибден, никель, вольфрам, фосфор, серу и железо, согласно предложенному изобретению дополнительно содержит титан и алюминий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод 0,07-0,15

марганец 0,50-1,20

кремний не более 0,50

хром 1,20-2,00

молибден 0,40-0,70

никель 2,50-3,50

ванадий не более 0,13

фосфор не более 0,015

сера не более 0,015

титан не более 0,05

алюминий не более 0,045

железо остальное

Указанная сталь обладает следующими техническими характеристиками: предел прочности - 950-1300 МПа, предел текучести σ0,2 - 750-915 МПа, ударная вязкость при 20°С - не менее 20 Дж/см2, твердость по Бринеллю - 290-420 НВ, пластичность (А5)- не менее 10%.

Изобретение может быть проиллюстрировано следующим примером 1. Из предложенной стали было изготовлено изделие - место пересечения трамвайных рельсов (крестовина), которое было сварено стандартным способом сварки с рельсами из углеродистой стали. Состав стали был выбран следующим, мас.%: углерод - 0,14, марганец - 0,80, кремний - 0,34, хром - 1,76, молибден - 0,471, никель - 2,63, ванадий - 0,087, фосфор - 0,014, сера - 0,009. титан - 0,045, алюминий - 0,042, железо - остальное. Указанная сталь имела следующие служебные характеристики: предел прочности - 1147 МПа, предел текучести σ0,2 - 915 МПа, ударная вязкость при 20°С - 26 Дж/см2, твердость по Бринеллю - 338 НВ, пластичность (А5) 14,8%. После года эксплуатации в натурных условиях место контакта между сталью с составом, указанным выше, и рельсом из углеродистой стали осталось без изменения: отсутствовал износ стали в месте контакта с рельсом и не требовалось проведения ремонта или замены элементов соединения. Исследования ультразвуком показали отсутствие трещин в стали. Сравнительные лабораторные испытания образцов из стали указанного выше состава и стали по наиболее близкому аналогу показали преимущество стали по изобретению. Образцы сварных швов стали по изобретению показали отсутствие износа, в то время как образцы из стали по наиболее близкому аналогу при аналогичных условиях испытаний показали потерю 0,8% массы. Испытания на трещиностойкость при переменной нагрузке показали появление трещин у образцов из стали по ближайшему аналогу через 1,3·104 циклов и отсутствие трещин на образцах стали по изобретению.

Технические характеристики стали различного состава представлены в таблице 1.

Таблица 1
Состав стали (в мас.%) и ее характеристикиВариант 1Вариант 2Вариант 3
углерод0,120,120,12
марганец0,700,670,73
кремний0,400,410,27
хром1,831,791,81
молибден0,4280,4430,43
никель2,702,762,74
ванадий0,0940,0960,084
титан0,0470,0310,037
алюминий0,0450,0400,039
фосфор0,0130,0080,010
сера0,0120,0070,007
Предел прочности, МПа107710901079
Предел текучести σ0,2, МПа881865906
Твердость по Бринеллю, НВ347345347
Пластичность (А5), %13,615,212.6

Изделия, выполненные из предложенной стали, могут с успехом быть использованы для железнодорожных и трамвайных путей и обеспечить увеличение скорости движения транспорта вследствие отсутствия дестабилизирующего влияния износа появления трещин.

Сталь для изготовления крестовин мест пересечения железнодорожных и трамвайных рельсов, содержащая углерод, марганец, кремний, хром, молибден, никель, ванадий, фосфор, серу, титан и железо, отличающаяся тем, что она содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%:

углерод 0,07-0,15

марганец 0,50-1,20

кремний не более 0,50

хром 1,2-2,00

молибден 0,40-0,70

никель 2,50-3,50

ванадий не более 0,13

фосфор не более 0,015

сера не более 0,015

титан не более 0,05

алюминий не более 0,045

железо - остальное.



 

Похожие патенты:

Сталь // 2243287
Изобретение относится к металлургии, а именно к составам сталей, используемых для производства холоднокатаных полос, лент и листов, предназначенных для изготовления изделий посредством глубокой вытяжки.

Изобретение относится к области черной металлургии, а именно к высокопрочным нержавеющим сталям, предназначенным для изготовления высоконагруженных деталей, работающих в агрессивных средах.

Изобретение относится к металлургии, а именно к составу стали для изготовления изделий сложной конфигурации с использованием холодной листовой штамповки, преимущественно деталей автомобиля.

Сталь // 2234554
Изобретение относится к металлургии, в частности к созданию стали, которая может использоваться при изготовлении методом электрошлакового переплава коленвалов для дизельных двигателей сечением 500 мм и более.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к атмосферокоррозионностойким низколегированным сталям, и может применяться при изготовлении неокрашенных несущих конструкций контактной сети электрифицированных железных дорог.

Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее к химическому составу анизотропной электротехнической (трансформаторной) стали, выплавляемой в конвертере и предназначенной для непрерывной разливки в слябы и последующей их прокатки и термообработки.

Изобретение относится к металлургии аустенитных коррозионно-стойких высокоплотных свариваемых сталей. .

Изобретение относится к металлургии, в частности к получению изделий из демпфирующего сплава для виброактивных деталей, например для автомобильного транспорта. .

Изобретение относится к металлургии, в частности к получению изделий из демпфирующего сплава для виброактивных деталей, например для автомобильного транспорта. .
Изобретение относится к технологии производства холоднокатаных полос из сверхнизкоуглеродистых сталей для автомобильной промышленности, обладающих упрочняющим эффектом при сушке лакокрасочного покрытия (ВН-эффектом).
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к сталям, предназначенным для изготовления тяжело нагруженных изделий, в частности для автомобильных шестерен, упрочняемых цементацией.

Изобретение относится к применению нержавеющей стали для изготовления труб для разработки морских нефтяных и газовых месторождений. .

Изобретение относится к области металлургии, а именно к нержавеющим коррозионно-стойким хромоникелевым сталям, предназначенным для изготовления литых зубных коронок и мостовидных протезов, в том числе с пластмассовой облицовкой.

Изобретение относится к области металлургии литейных сталей, используемых в частности в судостроении, при изготовлении массивных литых деталей, работающих под воздействием статических и динамических нагрузок.

Изобретение относится к металлургии коррозионностойких сталей аустенитно-ферритного класса и может быть использовано в судостроении для танкеров-химовозов, а также в металлургической, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности, химическом и энергетическом машиностроении.

Изобретение относится к области производства высокопрочной броневой листовой стали, применяемой для защиты человека от стрелкового оружия путем изготовления защитных противопульных жилетов, щитов, касок и других преград, а также для изготовления корпусов легкобронированных машин.

Изобретение относится к металлургии, в частности к составам цементируемых сталей, и может быть использовано при изготовлении автомобильных шестерен. .
Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим, в частности к электроискровым методам обработки изношенных поверхностей матрицы для прессования профилей из алюминия и титана.

Сталь // 2160321
Изобретение относится к металлургии, в частности к разработке стали для изготовления износостойких деталей, преимущественно для изготовления зубьев ковшей эскаватора, бил молотковых дробилок и других деталей дробильно-размольного оборудования.
Изобретение относится к сварочным материалам. .

Изобретение относится к металлургии, в частности к нержавеющей стали с высокой обрабатываемостью резанием, применяемой при производстве изделий из прутков с очень высокой скоростью резания
Наверх