Водометное подруливающее устройство

Изобретение относится к судостроению, а именно к носовым и кормовым подруливающим устройствам судов. Подруливающее устройство содержит водозаборник, осевой насос с расположенным за ним тройником, снабженным в местах поворота каналов к бортам судна криволинейными лопатками, закрепленными с возможностью поворота для перекрытия одного из выходных каналов. Лопатки в положении перекрытия ими одного из выходных каналов обращены выпуклой поверхностью к другому из них. Каждая лопатка со стороны насоса выполнена в виде крыла и следующей за ним изогнутой пластины. Крылья при открытом выходном канале размещены под углом к набегающему потоку. Верхняя поверхность крыльев направлена в сторону противоположного борта, а нижняя поверхность крыла выполнена с искусственной шероховатостью. Достигается увеличение поперечной силы тяги и уменьшение потребляемой мощности двигателей устройства. 1 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, а именно к носовым и кормовым подруливающим устройствам судов, позволяет увеличить поперечную силу тяги и коэффициент полезного действия подруливающего устройства или уменьшить потребную мощность двигателя устройства.

Известно водометное подруливающее устройство судна, содержащее водозаборник, осевой насос с расположенным за ним тройником, снабженным в местах поворота каналов к бортам судна криволинейными лопатками (С.В.Куликов, М.Ф.Храмкин. Водометные движители. - Л: Судостроение, 1980, с.269-271, рис.10.10).

Известно водометное подруливающее устройство [а.с. СССР №1211146, кл. В 63 Н 25/46, 1986 г.], содержащее водозаборник с расположенным за ним тройником, снабженным в местах поворота канала криволинейными лопатками, закрепленными с возможностью поворота для перекрытия одного из выходных каналов на осях, перпендикулярных плоскости поворота выходных каналов, при этом криволинейные лопатки в положении перекрытия ими одного из выходных каналов обращены выпуклой поверхностью к другому из них. Принято за прототип.

Недостаток прототипа - сравнительно малый коэффициент полезного действия, вызванный существенными гидравлическими потерями в каналах устройства.

Технический результат изобретения - повышение КПД подруливающего устройства, увеличение поперечной силы тяги при неизменной мощности устройства или уменьшение необходимой мощности его двигателя.

Технический результат достигается тем, что в известном устройстве, содержащем водозаборник с расположенным за ним тройником, снабженным в местах поворота канала криволинейными лопатками, закрепленными с возможностью поворота для перекрытия одного из выходных каналов на осях, перпендикулярных плоскости поворота выходных каналов, при этом криволинейные лопатки в положении перекрытия ими одного из выходных каналов обращены выпуклой поверхностью к другому из них, по изобретению каждая лопатка со стороны насоса выполнена из крыла и следующей за ним изогнутой пластины, при этом крылья при открытом выходном канале размещены под углом к набегающему потоку, причем верхняя (засасывающая) поверхность крыльев направлена в сторону противоположного борта, а нижняя (нагнетающая) поверхность крыла выполнена с искусственной шероховатостью.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предложенное устройство отличается от прототипа следующими существенными признаками:

- каждая лопатка со стороны насоса выполнена из крыла и следующей за ним изогнутой пластины;

- крылья лопаток при открытом выходном канале размещены под углом к набегающему на них потоку, причем верхняя (засасывающая) поверхность крыльев направлена в сторону противоположного борта, а нижняя (нагнетающая) поверхность крыльев выполнена с искусственной шероховатостью.

Существо изобретения поясняется чертежом, где представлена схема водометного подруливающего устройства (ВПУ) в общем виде.

Устройство содержит водозаборник 1, осевой насос 2, тройник 3, криволинейные лопатки 4 с крыльями 5, выходные отверстия 6 и створки 7.

Устройство работает следующим образом. Для создания поперечной силы тяги открывается правое или левое выходное отверстие 6 путем поворота створок 7. При работе насоса 2 вода через водозаборник 1 поступает в тройник 3 и набегает на криволинейные лопатки 4. На крыльях 5, составляющих решетку из нескольких крыльев, возникает подъемная сила и тем самым дополнительная поперечная сила тяги, существенно увеличивающая общую величину силы поперечной тяги. Искусственная шероховатость на нижних поверхностях крыльев приводит к торможению потока и повышению давления на крыло, увеличению его подъемной силы. Проекции на плоскости перпендикулярно диаметральной плоскости судна подъемной силы крыльев и дополнительного давления от искусственной шероховатости дадут приращение поперечной силы тяги судна при прежней мощности устройства или при сохранении силы тяги прототипа будет уменьшена потребная мощность устройства.

Устройство простое в реализации, может быть использовано как на действующих, так и на проектируемых водометных подруливающих устройствах судов. При оптимальном проектировании положительный эффект может быть более значительным.

Водометное подруливающее устройство, содержащее водозаборник, осевой насос с расположенным за ним тройником, снабженным в местах поворота канала криволинейными лопатками, закрепленными с возможностью поворота для перекрытия одного из выходных каналов, которые в положении перекрытия лопатками одного из них обращены выпуклой поверхностью к другому каналу, отличающееся тем, что каждая лопатка со стороны насоса выполнена из крыла и следующей за ним изогнутой пластины, при этом крылья при открытом выходном канале размещены под углом к набегающему потоку, причем верхняя поверхность крыльев направлена в сторону противоположного борта судна, а нижняя поверхность крыла выполнена с искусственной шероховатостью.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается средств активного изменения гидродинамических характеристик корпусов судов посредством уменьшения его волнового сопротивления, а также судовых средств управления с реактивной тягой.

Изобретение относится к судостроению, а именно к поворотно-откидным колонкам, предназначенным для установки на быстроходных катерах и служащим для передачи крутящего момента от двигателя к гребному валу и управления катером.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям транспортных средств: подводных и надводных судов, а также может использоваться в качестве подруливающего устройства.

Изобретение относится к судостроению и касается создания движительно-рулевых судовых устройств. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям подводных и надводных судов. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания устройств для активного управления судами, обеспечивающих маневрирование судов в стесненных условиях акватории порта и швартовку в море.

Изобретение относится к судостроению, в частности, к подруливающим устройствам с реактивной тягой. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для экстренного торможения крупнотоннажных судоа Сущность изобретения: устройство для экстренного торможения судна содержит продольно-поперечные каналы 2, выполненные в корпусе судна 1 ниже ватерлинии и перекрытые крышками.

Изобретение относится к судостроению и касается средств активного управления судами

Изобретение относится к авиации и водному транспорту и касается управления воздушными, надводными и подводными судами посредством гидродинамического эффекта для создания потенциала по поверхности судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к подруливающим устройствам судов. Подруливающее устройство содержит два винта, установленные в гондоле на стойке обтекателей в сквозном канале, и приводной двигатель, а также снабжено дополнительными стойками, расположенными на обтекателях по краям гондолы. Достигается повышение эффективности работы в проточной части подруливающего устройства, увеличение КПД устройства, уменьшение расхода энергии, затрачиваемой на приведение в движение винтов подруливающего устройства. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, касается подруливающих устройств ледоколов и ледокольных судов и может быть использовано для маневрирования на чистой воде и в швартовном режиме в условиях мелкобитого льда. Предложено ледокольное судно, содержащее подруливающее устройство, в качестве гидравлического нагнетателя которого используют насосный агрегат штатной системы пожаротушения с двумя выходными рукавами трубопровода, один из которых нагнетает воду на один борт, а другой - на противоположный, концы побортно выходящих трубопроводов оснащены реактивными соплами, расположенными в корпусе судна с ориентацией своих продольных осей поперек ДП судна с максимально возможным удалением сопел от мидель-шпангоута ниже ватерлинии, на выходных участках трубопроводов установлены запорные клапаны, оборудованные приводами, связанными с центральным пультом управления ледокольного судна. Технический результат заключается в повышении надежности ледокольного судна при одновременном улучшении прочностных характеристик его корпуса, а также снижении затрат на постройку ледокольного судна. 1 ил.

Устройство относится к области судостроения, в частности ходовой части водного судна, и может быть использовано для повышения эффективности его ходовых качеств. Устройство ходовой части водного судна содержит основной вал с гребным винтом, и снабжено по крайней мере одним дополнительным валом с гребным винтом на нем, соосно основному валу, причем с переменной и отличающейся от основного вала скоростью вращения. На пути потока, который нагнетается вторым дополнительным гребным винтом, предусмотрена по крайней мере одна дополнительная плоскость поворотного, горизонтального и вертикального управления водным судном. Дополнительная плоскость имеет поверхность профильной кривизны, по форме близкую к внешней изобаре нагнетаемого потока. Достигается повышение надежности ходовой части водного судна, увеличение общего усилия на валу гребного винта без увеличения рабочих мест движителя по ширине судна. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх