Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя

Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, жаровую трубу, на фронтальной стенке которой размещены воздушные завихрители, а на боковых стенках - отверстия для подвода воздуха и, по меньшей мере, одно запальное устройство. Топливные форсунки установлены коаксиально воздушным завихрителям и выполнены в виде топливного завихрителя с тангенциальными каналами и/или выходного сопла. По меньшей мере, одна топливная форсунка, расположенная в зоне запального устройства, выполнена с суммарной площадью ее тангенциальных каналов и/или сопла, на 2-30% большей, чем у остальных форсунок. Изобретение способствует созданию в зоне запального устройства переобогащенной топливовоздушной смеси, вследствие чего расширяется диапазон запуска, особенно в условиях отрицательных температур окружающего воздуха и высокогорных аэродромов. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции камер сгорания ГТД.

Известна кольцевая камера сгорания ГТД, содержащая корпус, жаровую трубу, топливную форсунку и запальное устройство [1].

Из известных камер сгорания наиболее близкой к предложенной является кольцевая камера сгорания ГТД, содержащая корпус, жаровую трубу, на фронтальной стенке которой размещены воздушные завихрители, а на боковых стенках - отверстия для подвода воздуха, топливные форсунки, установленные коаксиально воздушным завихрителям и выполненные в виде топливного завихрителя с тангенциальными каналами и/или выходного сопла, и по меньшей мере одно запальное устройство [2].

Недостатком такой камеры сгорания является ограниченный диапазон запуска камеры сгорания. Особенно ухудшение пусковых характеристик отмечается в условиях отрицательных температур окружающего воздуха и высокогорных аэродромов. Задачей изобретения является расширение диапазона устойчивого запуска камеры сгорания газотурбинного двигателя в различных климатических условиях.

Указанная задача решается тем, что в известной кольцевой камере сгорания газотурбинного двигателя, содержащей корпус, жаровую трубу, на фронтальной стенке которой размещены воздушные завихрители, а на боковых стенках - отверстия для подвода воздуха, топливные форсунки, установленные коаксиально воздушным завихрителям и выполненные в виде топливного завихрителя с тангенциальными каналами и/или выходного сопла, и по меньшей мере одно запальное устройство, по меньшей мере одна топливная форсунка, расположенная в зоне запального устройства, выполнена с суммарной площадью ее тангенциальных каналов и/или сопла, на 2-30% большей, чем у остальных форсунок. Возможно также выполнение суммарной площади проходных каналов по меньшей мере у одного воздушного завихрителя, расположенного в зоне запального устройства, на 2-30% меньше, чем у остальных завихрителей жаровой трубы. Кроме того, площадь отверстий для подвода воздуха, расположенных в зоне запального устройства ниже его по потоку, на 2-60% больше площади остальных отверстий.

Такое выполнение устройства способствует увеличению концентрации топлива у форсунок, расположенных в зоне запального устройства или уменьшению концентрации воздуха у воздушных завихрителей жаровой трубы, расположенных в этой зоне, вследствие чего в ней образуется переобогащенная топливовоздушная смесь. Таким образом улучшаются пусковые характеристики камеры сгорания.

На фиг.1 показан продольный разрез кольцевой камеры сгорания ГТД.

На фиг.2 приведена схема расположения воздушных завихрителей и отверстий жаровой трубы, топливных форсунок и запальных устройств в поперечном сечении камеры сгорания ГТД.

На фиг.3 показана зависимость коэффициента избытка воздуха α от угла ϕ в поперечном сечении камеры сгорания ГТД.

Кольцевая камера сгорания содержит корпус 1, жаровую трубу 2, на фронтальной стенке 3 которой размещены воздушные завихрители 4, а на боковых стенках 5 - отверстия 6 для подвода воздуха. Топливные форсунки 7 установлены коаксиально воздушным завихрителям 4 и выполнены в виде топливного завихрителя 8 с тангенциальными каналами 9 и/или выходного сопла 10. В боковой стенке жаровой трубы 2 установлено запальное устройство 11. В зоне запального устройства 11 установлены форсунки 12, у которых суммарная площадь тангенциальных каналов 9 и/или сопла 10 на 2-30% больше, чем у остальных форсунок.

Воздушный завихритель 13 в зоне запального устройства 11 (фиг.2) выполнен с суммарной площадью проходных каналов, на 2-30% меньшей, чем у остальных воздушных завихрителей 4. Площадь отверстий 14 для подвода воздуха, расположенных ниже по потоку от запального устройства 11, на 2-60% больше площади остальных отверстий 6.

При работе камеры сгорания ГТД воздух из-за компрессора через воздушные завихрители 4 поступает в зону горения 15 жаровой трубы 2 в виде закрученного потока. Топливо, поступающее в форсунку 7, закручивается в тангенциальных каналах 9 топливного завихрителя 8, а далее в виде закрученного потока из выходного сопла 10 подается в зону горения 15. В результате смешения закрученных потоков топлива и воздуха образуется переобогащенная топливовоздушная смесь, которая поджигается запальным устройством 10, и происходит запуск камеры сгорания.

Создание в секторе запального устройства переобогащенной топливовоздушной смеси расширяет диапазон запуска, особенно в условиях отрицательных температур окружающего воздуха и высокогорных аэродромов. Величина переобогащения топливовоздушной смеси определяется требованиями к запуску камеры сгорания и конструктивными особенностями камеры сгорания и двигателя (см. фиг.3).

Суммарная площадь проходных каналов выбирается из следующих условий: минимальная - из условий точности изготовления, максимальная - из условий обеспечения максимальной неравномерности потока в области запального устройства. Размеры отверстий выбираются из условий получения равномерной концентрации топливовоздушной смеси и обеспечения равномерного поля температур на выходе камеры сгорания.

Изобретение позволяет улучшить пусковые характеристики камеры сгорания ГТД.

Источники информации

1. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. Под редакцией Д.В.Хронина. М.: Машиностроение, 1989 г., стр.414.

2. Патент США №3210036 класса 60/39.32, опубл. в 1975 г.

1. Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая корпус, жаровую трубу, на фронтальной стенке которой размещены воздушные завихрители, а на боковых стенках - отверстия для подвода воздуха, топливные форсунки, установленные коаксиально воздушным завихрителям и выполненные в виде топливного завихрителя с тангенциальными каналами и/или выходного сопла, и по меньшей мере одно запальное устройство, отличающаяся тем, что по меньшей мере одна топливная форсунка, расположенная в зоне запального устройства, выполнена с суммарной площадью ее тангенциальных каналов и/или сопла, на 2-30% большей, чем у остальных форсунок.

2. Кольцевая камера сгорания по п.1, отличающаяся тем, что по меньшей мере у одного воздушного завихрителя, расположенного в зоне запального устройства, суммарная площадь проходных каналов на 2-30% меньше, чем у остальных завихрителей жаровой трубы.

3. Кольцевая камера сгорания по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что площадь отверстий для подвода воздуха, расположенных в зоне запального устройства ниже его по потоку, на 2-60% больше площади остальных отверстий.



 

Похожие патенты:

Кольцевая камера (10) сгорания для турбомашины содержит днище (22) камеры, размещенное на входном конце камеры (10) сгорания, кольцевой обтекатель (78) днища камеры, расположенный на входе днища (22) камеры, а также несколько инжекторных систем (32) для впрыска топлива и воздуха, распределенных по окружности вокруг оси (34) камеры (10) сгорания и установленных в днище (22) камеры. Камера сгорания содержит соединенный с каждой инжекторной системой (32) воздушный коллектор (100), который содержит, по меньшей мере, две перегородки (96, 98), установленные на днище (22) камеры и выступающие в сторону входа на обеих сторонах инжекторной системы (32) для образования препятствия окружному потоку воздуха вокруг оси (34) камеры (10) сгорания. Перегородки (96, 98) соединены, по существу, герметично с кольцевым обтекателем (78) днища камеры сгорания, с обеих сторон соответствующего отверстия, выполненного в упомянутом кольцевом обтекателе (78) и образующего отверстие (88) для входа воздуха упомянутого воздушного коллектора (100). Отверстие (88) для входа воздуха открыто радиально наружу относительно оси (44) инжекторной системы. Перегородки (96, 98) каждого воздушного коллектора (100) расположены радиально, и каждая из этих перегородок (96, 98) является частью двух последовательных воздушных коллекторов (100). Изобретение направлено на уменьшение потерь напора потока воздуха, поступающего из компрессора в турбомашины, и на улучшение равномерности питания воздухом инжекторных систем камер сгорания. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Кольцевой обтекатель имеет внутреннюю сторону, закрывающую заднюю торцевую стенку кольцевой камеры сгорания турбомашины, оснащенной центробежным компрессором, и внешнюю сторону, расположенную напротив внутренней стороны. Обтекатель содержит множество отверстий, предназначенных для прохода сквозь них топливных форсунок, поддерживаемых задней торцевой стенкой камеры сгорания. Кольцевой обтекатель содержит множество выступов, которые проходят, выступая из внешней стороны обтекателя, радиально внутрь, соответственно, от соответствующей радиально внутренней кромки отверстий так, что каждый из этих выступов определяет продолжение соответствующего отверстия, открытого радиально наружу с возможностью формирования воздухозаборника. Изобретение направлено на повышение экономичности и эффективности работы камеры сгорания. 3 н. и 5 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх