Устройство предотвращения помпажа авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя (трдд) на взлетном режиме

Устройство для предотвращения помпажа авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя на взлетном режиме содержит расположенную в промежуточном пространстве между внутренним и наружным контурами разделительную перегородку, делящую его на два газодинамически связанных отсека. Один из отсеков сообщается с наружным контуром, а другой через сопла - с окружающей средой. Между наружным контуром и промежуточным пространством установлены заслонки-воздухозаборники. Между промежуточным пространством и окружающей средой установлены сопла. Устройство снабжено датчиками соответственно приемистости и режима работы двигателя, установленным в промежуточном пространстве кольцевым охладителем, охватывающим корпус компрессора высокого давления. Сопла и заслонки-воздухозаборники снабжены приводными механизмами, регулирующими величины их площадей, а отсеки газодинамически связаны между собой посредством кольцевого охладителя. Изобретение позволяет уменьшить гидравлические потери в охлаждающем тракте при лучших весовых характеристиках устройства, предотвращающего помпаж авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя на взлетном режиме. 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиадвигателестроения.

При эксплуатации авиационных ТРДД нередки случаи, когда при взлете самолета происходит помпаж двигателя. В результате создается аварийная ситуация, в лучшем случае происходит отмена рейса и досрочный съем двигателя для ремонта.

По оценкам FAA в США насчитывается 546, а во всем мире - 2200 двигателей с подобными недостатками. Общая стоимость операций по техобслуживанию и ремонту деталей ТРДД после помпажа на взлетном режиме оценивается в 8,7 миллиона долларов (см. Air et Cosmos, 2001, 11/V, №1795, р.31).

Основная причина помпажа при взлете самолета - уменьшение запасов устойчивой работы компрессора высокого давления (КВД) вследствие увеличения радиальных зазоров при работе двигателя на взлетном режиме после приемистости. Величины радиальных зазоров по ступеням КВД в течение нескольких десятков секунд после завершения приемистости значительно превышают расчетные величины. В результате происходит уменьшение запасов газодинамической устойчивости КВД, что в ряде случаев и приводит к помпажу двигателя на режиме взлета самолета.

Известен способ предотвращения помпажа (см. патент США №3267669, кл. 60-39.28, опубликован 23.08.66), в котором при начале помпажа перепускают часть топлива из топливной магистрали в топливный бак. Недостатком этих устройств является то, что они реагируют на уже произошедший помпаж и предотвращают его дальнейшее развитие, но при этом происходит значительное уменьшение тяги двигателя.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является US Patent 4163366, MПK F 02 К 3/04, 1979, которое содержит расположенную в промежуточном пространстве между внутренним и наружным контурами разделительную перегородку, делящую его на два газодинамически связанных отсека, один из которых сообщается с наружным контуром, а другой - с окружающей средой, установленные между наружным контуром и промежуточным пространством заслонки-воздухозаборники и между промежуточным пространством и окружающей средой сопла.

Предлагаемое устройство отличается тем, что оно снабжено датчиками соответственно приемистости и режима работы двигателя, установленным в промежуточном пространстве кольцевым охладителем, охватывающим корпус компрессора высокого давления, сопла и заслонки-воздухозаборники снабжены приводными механизмами, регулирующими величины их площадей, а отсеки газодинамически связаны между собой посредством кольцевого охладителя.

Недостатками прототипа являются:

- кольцевой охладитель, охватывающий корпус компрессора высокого давления, является внутренней обечайкой наружного контура. Воздух, входящий в промежуточный объем между наружным и внутренним контурами через входные отверстия и выходящий через выходные отверстия, протекает над корпусом компрессора с очень малой скоростью и не может эффективно охладить корпус компрессора. Поток воздуха осуществляется постоянно и на взлете и в полете. Скорость потока не регулируется;

- входные отверстия для ввода воздуха в промежуточный объем между наружным и внутренним контурами нерегулируемые;

- выходные отверстия также нерегулируемые.

Задача изобретения - предотвращение помпажа авиационного ТРДД в процессе взлета.

Техническим результатом предлагаемого устройства является предотвращение помпажа авиационного ТРДД посредством интенсивного охлаждения корпуса КВД в процессе взлета. Этот технический результат обеспечивается за счет того, что предлагаемое устройство для предотвращения помпажа авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя на взлетном режиме содержит расположенную в промежуточном пространстве между внутренним и наружным контурами разделительную перегородку, делящую его на два газодинамически связанных отсека, один из которых сообщается с наружным контуром, а другой - с окружающей средой, установленные между наружным контуром и промежуточным пространством заслонки-воздухозаборники и между промежуточным пространством и окружающей средой сопла, отличается тем, что устройство снабжено датчиками соответственно приемистости и режима работы двигателя, установленным в промежуточном пространстве кольцевым охладителем, охватывающим корпус компрессора высокого давления, сопла и заслонки-воздухозаборники снабжены приводными механизмами, регулирующими величины их площадей, а отсеки газодинамически связаны между собой посредством кольцевого охладителя.

На фиг.1 изображена схема предлагаемого устройства. На фиг.2 показана структурная схема управления.

Заявляемое устройство содержит: кольцевой охладитель 1, корпус 2 компрессора высокого давления (КВД), промежуточное пространство 3, заслонки-воздухозаборники 4, исполнительные механизмы 5 управления заслонками-воздухозаборниками, разделительную перегородку 6, регулируемые сопла 7, исполнительные механизмы 8 управления соплами, отсек 9 перед разделительной перегородкой, отсек 10 за разделительной перегородкой, датчик 11 приемистости, датчик 12 режима работы двигателя, САУ 13 двигателя.

Работа устройства заключается в следующем.

По сигналам датчика 11 приемистости и датчика 12 режима работы двигателя САУ 13 двигателя выдает сигналы на исполнительные механизмы 5 и 8 для открытия регулируемых сопел 7 и заслонок-воздухозаборников 4 для интенсивного охлаждения корпуса 2 КВД. Воздух из наружного контура через регулируемые заслонки-воздухозаборники 4 поступает в передний отсек 9 перед разделительной перегородкой 6 в промежуточном пространстве 3, а затем через кольцевой канал между охладителем 1 и корпусом 10 КВД выходит в отсек 10 за разделительной перегородкой 6. Из отсека 10 воздух выпускается в окружающую среду через регулируемые сопла 7. Величина скорости потока, обдувающего корпус КВД, определяется величинами площадей регулируемых сопел 7 и заслонок-воздухозаборников 4, которые устанавливаются на основании расчетных или экспериментальных данных и задаются в память САУ 13 двигателя. После завершения работы двигателя на взлетном режиме САУ 13 двигателя выдает сигналы на исполнительные механизмы 5 и 8 для прикрытия регулируемых сопел 7 и заслонок-воздухозаборников 4 для прекращения интенсивного охлаждения корпуса КВД и установления охлаждения корпуса, необходимого для поддержания минимальных величин радиальных зазоров в КВД на крейсерских режимах полета.

Предлагаемое устройство обеспечивает предотвращение помпажа ТРДД на взлетном режиме и, кроме того, может быть использовано для поддержания минимальных величин радиальных зазоров в КВД на крейсерских режимах полета.

Устройство для предотвращения помпажа авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя на взлетном режиме, содержащее расположенную в промежуточном пространстве между внутренним и наружным контурами разделительную перегородку, делящую его на два газодинамически связанных отсека, один из которых сообщается с наружным контуром, а другой через сопла - с окружающей средой, установленные между наружным контуром и промежуточным пространством заслонки-воздухозаборники и между промежуточным пространством и окружающей средой сопла, отличающееся тем, что устройство снабжено датчиками, соответственно, приемистости и режима работы двигателя, установленным в промежуточном пространстве кольцевым охладителем, охватывающим корпус компрессора высокого давления, сопла и заслонки-воздухозаборники снабжены приводными механизмами, регулирующими величины их площадей, а отсеки газодинамически связаны между собой посредством кольцевого охладителя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к силовым установкам летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения. .

Изобретение относится к области двухконтурных турбореактивных двигателей и позволяет повысить надежность работы изделия путем авторегулируемого перепуска воздуха из-за компрессора во второй контур.

Изобретение относится к авиадвигателестроению. .

Изобретение относится к авиадвигателестроению. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к взлетно-посадочной механизации летательного аппарата. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройствам узловых соединений корпусов газотурбинных двигателей летательных аппаратов

Изобретение относится к компрессорам двухконтурных турбореактивных двигателей с широкохордными рабочими лопатками

Изобретение относится к реактивным двигательным установкам, в частности, к приспособлениям, связанным с нагнетанием воздуха в камеры сгорания упомянутых двигателей, дополнительным сжатием воздуха непосредственно в указанных камерах сгорания и обеспечением на этой основе повышения мощности двигателей и увеличения создаваемой ими реактивной тяги

Изобретение относится к реактивным двигательным установкам и предназначено для применения при полетах летательных аппаратов, преимущественно скоростных самолетов в воздушном пространстве

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к двигателям для высокоскоростных летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к конструкциям воздушно-реактивных двигателей

Изобретение относится к газотурбинным установкам для привода внешней нагрузки, преимущественно электрогенератора в составе электростанции, или для механического привода

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к двигателям для летательных аппаратов
Наверх