Устройство радиального уплотнения роторно-поршневой машины

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к области систем уплотнения для рабочего тела в роторных машинах, и может быть использовано в роторных машинах различного назначения. Устройство содержит уплотнительный элемент, размещенный в пазу поршня, и набор пластин, выполненных из антифрикционного термостойкого материала. Паз поршня представляет собой радиальную проточку трапецеидального сечения. Приведены соотношения параметров паза поршня. Описана форма и размеры первого и второго упругих элементов. Длина второго упругого элемента обеспечивает образование выступа на шаровой поверхности поршня определенной высоты. Изобретение позволяет повысить надежность уплотнения. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к области систем уплотнения для рабочего тела в роторных машинах, и может быть использовано в роторных машинах различного назначения.

Известно устройство радиального уплотнения роторно-поршневой машины (DE, заявка 2437263, F 01 С 19/00, 1974), содержащее единую уплотнительную пластину, имеющую опорный выступ и установленную в пазу поршня с возможностью радиального перемещения, и рычажно-ползунный механизм управления и компенсации центробежных сил с двумя грузами и рычагами, шарнирно установленными в поршне, причем один из рычагов установлен на качающейся опоре.

Недостатком известной конструкции следует признать ее ненадежность, обусловленную кинематической связью механизма управления с выступом на уплотнительной пластине, что приводит к возможности ее осевого перемещения и последующего перекоса в пазу поршня, а также использованием для указанной кинематической связи ползунов, не сопряженных с поверхностью паза в выступе, что приводит к высоким контактным напряжениям.

Известно также устройство радиального уплотнения роторно-поршневой машины (GB, патент 1208430, F 01 С 19/00, 1977). Известное устройство содержит единую уплотнительную пластину, установленную в пазу поршня с возможностью радиального перемещения, и шарнирно-рычажный механизм управления и компенсации центробежных сил, причем указанный механизм установлен внутри поршня и состоит из двух частей, шарнирно соединенных с соответствующими концами уплотнительной пластины, при этом в состав указанного механизма входят двуплечие рычаги, по меньшей мере, один шатун и груз.

Недостатком известной конструкции следует признать ее ненадежность, обусловленную возможностью осевого смещения уплотнительной пластины в пазу поршня и/или перекоса и нарушения уплотнения или увеличения зазора между уплотнительной пластиной и внутренней поверхностью корпуса машины.

Техническая задача, решаемая посредством предложенной конструкции, состоит в разработке надежной системы уплотнения роторно-поршневой машины.

Технический результат, получаемый при реализации предложенной конструкции, состоит в повышении коэффициента полезного действия роторно-поршневой машины.

Для получения указанного технического результата предложено использовать устройство радиального уплотнения роторно-поршневой машины, содержащее уплотнительный элемент, размещенный в пазу поршня, и набор пластин, выполненных из антифрикционного термостойкого материала, размещенных на внутренней стороне корпуса. Указанный уплотнительный элемент представляет собой радиальную проточку трапецеидального сечения, основания которого соотносятся как 1:2-1:5, а боковая сторона равна длине меньшего основания, выполненную в шаровой поверхности поршня и ориентированную перпендикулярно оси валов роторно-поршневой машины, при этом на дне каждой проточки расположен первый упругий элемент, имеющий в поперечном сечении эллипс, причем больший диаметр эллипса на 3-7% больше длины средней линии трапецеидального сечения проточки, а меньший диаметр эллипса равен половине глубины проточки, при этом на первом упругом элементе расположен второй упругий элемент прямоугольного сечения, ширина которого на 2-5% превышает длину меньшего основания проточки, а длина обеспечивает образование выступа на шаровой поверхности поршня высотой 1-3% от меньшего основания проточки.

Отличие предложенной системы уплотнения состоит в том, что она выполнена простой в изготовлении и легко заменяемой. Второй упругий элемент при перемещении поршня скользит по набору пластин, выполненных из антифрикционного термостойкого материала и размещенных на внутренней стороне корпуса роторно-поршневой машины. При этом указанный поршень приведен в плотный контакт с указанными пластинами на внутренней поверхности корпуса, что исключает перетекание рабочего тела из компрессорной зоны в детандерную зону, уменьшающее коэффициент полезного действия. Неизбежное разогревание поршня в процессе работы роторно-поршневой машины приведет к незначительному утапливанию второго уплотнительного элемента внутрь проточки на счет деформации первого уплотнительного элемента. По мере истирания второго уплотнительного элемента под действием деформированного первого упругого элемента второй упругий элемент перемещается в вертикальной плоскости по направлению к внутренней стороне корпуса роторно-поршневой машины, сохраняя плотный контакт, исключающий перемещение рабочего тела. При значительном истирании второго упругого элемента проводят его замену путем полного удаления из проточки остатков второго упругого элемента и деформации сжатия первого упругого элемента.

Предпочтительно выполнять оба упругих элемента из полимерного материла с высокой сопротивляемостью истиранию и высоким модулем всестороннего сжатия, причем желательно, чтобы первый упругий элемент имел более высокий модуль всестороннего сжатия, а второй упругий элемент - более высокую сопротивляемость истиранию (например, стереорегулярный полиизопрен и кристаллический полипропилен). Пластины могут быть выполнены, в частности, из силиконовой резины.

На чертеже приведен поперечный разрез шаровой поверхности поршня, при этом использованы следующие обозначения: поршень 1, проточка 2, первый уплотнительный элемент 3, второй уплотнительный элемент 4.

Использование предложенного уплотнения позволяет повысить коэффициент полезного действия роторно-поршневой машины примерно на 7-8% относительно технического решения, использованного в качестве ближайшего аналога.

Устройство радиального уплотнения роторно-поршневой машины, содержащее уплотнительный элемент, размещенный в пазу поршня, и набор пластин, выполненных из антифрикционного термостойкого материала, размещенных на внутренней стороне корпуса, отличающийся тем, что указанный паз поршня представляет собой радиальную проточку трапецеидального сечения, основания которого соотносятся как 1:2-1:5, а боковая сторона равна длине меньшего основания, выполненную в шаровой поверхности поршня и ориентированную перпендикулярно оси валов роторно-поршневой машины, при этом на дне каждой проточки расположен первый упругий элемент, имеющий в поперечном сечении эллипс, причем больший диаметр эллипса на 3-7% больше длины средней линии трапецеидального сечения проточки, а меньший диаметр эллипса равен половине глубины проточки, при этом на первом упругом элементе расположен второй упругий элемент прямоугольного сечения, ширина которого на 2-5% превышает длину меньшего основания проточки, а длина обеспечивает образование выступа на шаровой поверхности поршня высотой 1-3% от меньшего основания проточки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к разделу уплотнительная техника, и может быть применено в качестве уплотнительного устройства для уплотнения штока поршня или любого другого выдвигающегося цилиндрического элемента или детали, находящихся под давлением жидкой или пастообразной среды, вытекание которой необходимо предотвратить при движении поршня.

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в перегрузочных машинах для ядерных реакторов канального типа. .

Изобретение относится к машинам, силовым установкам, в частности к уплотнениям в силовых установках роторно-поршневого типа. .

Изобретение относится к уплотнительной области техники. .

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к области нефтяного машиностроения. .

Изобретение относится к области химического машиностроения и может быть использовано в аппаратах химических производств для герметизации вращающихся валов. .

Изобретение относится к уплотнению подвижных соединений, а именно к уплотнению подвижных золотниковых соединений, когда уплотнение проходит через циркуляционные отверстия в сопряженной детали (неподвижный шток).

Изобретение относится к уплотнительной технике, а именно к щеточным металлическим уплотнениям, и может найти применение в компрессорах газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к уплотнительному устройству для вращающихся валов. .

Изобретение относится к конструкциям опорного уплотнения вращающихся валов, возвратно-поступательно перемещающихся поршней штоков и т.п. .

Изобретение относится к машинам, силовым установкам, в частности к уплотнениям в силовых установках роторно-поршневого типа. .

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к поршневым двигателям внутреннего сгорания с вращающимися рабочими органами, и может быть использовано в энергетическом машиностроении в качестве гидродвигателя, насоса и двигателя внутреннего сгорания на водном и сухопутном транспорте.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам, предназначенным для перекрывания отверстий, обеспечивающих доступ в полость приводимого во вращение объекта барабанного типа.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к насосам, таким как гидравлический насос, и особенно к насосу, который поддерживает сбалансированные аксиальные усилия на насосном механизме даже в случае высоких входных и выходных давлений.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромоторам внутреннего зацепления, предназначенным для гидропривода рабочих органов различных машин. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к объемно-роторным машинам, и может быть использовано в компрессорах, насосах и двигателях внутреннего сгорания
Наверх