Микромеханический акселерометр

Изобретение относится к инерциальным приборам и может быть использовано в системах управления подвижных объектов различного назначения, а также в качестве индикаторов движения объектов. Акселерометр содержит корпус, чувствительный элемент, выполненный из монокристаллического кремния в виде электропроводящей инерционной массы, представляющей собой маятник, имеющий два плеча и подвешенный с помощью крестообразных торсионов с поперечным сечением в виде X-образного профиля, и электрическую плату, представляющую собой диэлектрическую пластину с двумя парами электродов, симметрично размещенных относительно оси подвеса - соответственно электродов емкостной системы съема перемещений и электродов электростатического датчика момента. Ось симметрии инерционной массы совмещена с осью, проходящей через торсионы подвеса, а маятниковый подвес образован удалением части одного плеча инерционной массы на внешней по отношению к электрической плате поверхности плеча инерционной массы, при этом указанная поверхность выполнена с ребрами жесткости, профиль поперечного сечения которых имеет Т-образную форму, а наклонные грани крестообразных торсионов ориентированы по направлению (111) кристаллографической решетки монокристаллического кремния. Технический результат - повышение точности микромеханического акселерометра и чувствительности при повышении устойчивости и прочности по отношению к линейным перегрузкам и механическим ударам. 3 ил.

 

Изобретение относится к инерциальным приборам и может быть использовано в системах управления подвижных объектов различного назначения, а также в качестве индикаторов движения объектов.

Известны микромеханические акселерометры (ММА) [1, 2].

Особенностью ММА является преимущественное изготовление чувствительных элементов этих приборов из материалов на основе кремния по кремниевой технологии, что предопределяет: малые габариты и массу приборов; возможность применения групповой технологии изготовления и, следовательно, невысокую стоимость изготовления при массовом производстве; высокую надежность в эксплуатации.

Наиболее близким по своей технической сущности к заявляемому изобретению является микромеханический акселерометр, содержащий корпус, чувствительный элемент, выполненный из монокристаллического кремния в виде электропроводящей инерционной массы, представляющей собой маятник, имеющий два плеча и подвешенный с помощью торсионов, и электрическую плату, представляющую собой диэлектрическую пластину с электродами [3].

Известный ММА [3] обладает следующими существенными недостатками.

Ось симметрии фигуры инерционной массы не совпадает с осью, проходящей через торсионы подвеса, что не обеспечивает симметричность элементов емкостной системы съема перемещений и элементов электростатического датчика момента по отношению к поверхности инерционной массы, обращенной к электрической плате. При этом не симметрируются так называемые "паразитные" электрические емкости. Это оказывает влияние на изменение уровня нулевого сигнала емкостной системы съема перемещений, а также на изменение ее масштабного коэффициента.

Маятниковый подвес обеспечен путем смещения оси симметрии фигуры инерционной массы относительно оси подвеса, проходящей через его торсионы, при этом на внешней, по отношению к электрической плате, стороне большего плеча инерционной массы размещается дополнительный груз, увеличивающий общую массу, увеличивая тем самым изгибные деформации торсионов подвеса по "паразитным" степеням свободы при линейных перегрузках. В результате снижается устойчивость и прочность ММА к линейным перегрузкам и механическим ударам.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение точности микромеханического акселерометра, повышение его чувствительности при повышении устойчивости и прочности по отношению к линейным перегрузкам и механическим ударам.

Для достижения поставленной цели в ММА, содержащем корпус, чувствительный элемент, выполненный из монокристаллического кремния в виде электропроводящей инерционной массы, представляющей собой маятник, имеющий два плеча и подвешенный с помощью торсионов, электрическую плату, представляющую собой диэлектрическую пластину с электродами, торсионы выполнены крестообразными с поперечньм сечением в виде Х-образного профиля, электроды симметрично размещены относительно оси подвеса и расположены двумя парами - соответственно электроды емкостной системы съема перемещений и электроды электростатического датчика момента, ось симметрии фигуры инерционной массы совмещена с осью, проходящей через торсионы подвеса, а маятниковый подвес обеспечен удалением части одного плеча инерционной массы на внешней по отношению к электрической плате поверхности плеча инерционной массы, при этом указанная поверхность выполнена с ребрами жесткости, причем профиль поперечного сечения ребер жесткости имеет Т-образную форму, а наклонные грани крестообразных торсионов с профилем поперечного сечения в виде X-образной формы ориентированы по направлению (111) кристаллографической решетки монокристаллического кремния.

Изобретение иллюстрируется графическими материалами, где изображено:

Фиг.1 - конструктивная схема ММА;

Фиг.2 - профиль сечения ребра жесткости;

Фиг.3 - ориентация граней крестообразных торсионов по отношению к кристаллографическим осям монокристаллического кремния.

ММА согласно изобретению содержит (фиг.1) проводящую инерционную массу 1, подвешенную с помощью крестообразных торсионов 2 в корпусе 3. Корпус вместе с подвесом инерционной массы закреплен на электрической плате, представляющей собой диэлектрическую пластину 4 с двумя парами электродов, симметрично расположенных относительно оси подвеса, - соответственно электродов 5 емкостной системы съема перемещений и электродов 6 электростатического датчика момента. Ось симметрии фигуры инерционной массы совпадает с осью Хт, проходящей через торсионы подвеса. Маятниковый подвес обеспечивается удалением массы на внешней стороне одного плеча инерционной массы - на ней сделаны углубления 7, при этом для обеспечения высокой жесткости на изгиб и кручение указанного плеча его поверхность выполнена с ребрами жесткости 8.

Совмещение оси симметрии фигуры инерционной массы с осью, проходящей через торсионы подвеса, обеспечивает симметричность элементов емкостной системы съема перемещений и элементов электростатического датчика момента по отношению к поверхности инерционной массы, обращенной к электрической плате. При этом симметрируются так называемые "паразитные" электрические емкости, что позволяет снизить их влияние на изменение уровня нулевого сигнала емкостной системы съема перемещений, а также на изменение ее масштабного коэффициента.

Выполнение маятникового подвеса удалением части массы с внешней, по отношению к электрической плате, стороны одного плеча инерционной массы снижает ее массу, уменьшая тем самым изгибные деформации торсионов подвеса по "паразитным" степеням свободы при линейных перегрузках. В результате повышается устойчивость и прочность ММА к линейным перегрузкам и механическим ударам. Выполнение указанного выше плеча инерционной массы с ребрами жесткости также снижает ее изгибные и крутильные деформации при перегрузках, при этом наибольшую жесткость обеспечивает профиль поперечного сечения ребер жесткости в виде Т-образной формы (фиг.2).

При ориентации наклонных граней крестообразных торсионов с профилем поперечного сечения Х-образной формы по направлению (111) кристаллографической решетки монокристаллического кремния оси торсиона - Xт, Yт развернуты по отношению к осям Хк, Yк кристаллической решетки кремния в плоскости (100) вокруг оси Zт (Zк) на угол π/4 (фиг.3). Такая ориентация осей торсиона по отношению к осям кристаллографической решетки кремния обеспечивает наибольшее отношение Ет/Gт, где Eт - модуль Юнга для изгибных деформаций торсиона в направлениях, перпендикулярных к оси Хт торсиона; Gт - модуль сдвига для крутильных деформаций вокруг этой оси. Для указанной ориентации осей торсиона соотношение Ет/Gт таково [3]:

(Ет/Gт)≈(1,3Ек)/(0,64Gк),

где Gк, Eк - соответственно модуль сдвига и модуль Юнга для осей кристаллической решетки кремния.

Таким образом, поскольку крутильная и изгибные жесткости торсиона прямо пропорциональны соответственно модулям Gт и Ет, крутильная жесткость вокруг оси Хт торсиона будет минимальной, а его изгибная жесткость - максимальной. В результате подвес инерционной массы ММА обеспечивает высокую чувствительность к измеряемому ускорению и высокие устойчивость и прочность к линейным перегрузкам и механическим ударам.

Испытания опытных образцов ММА подтвердили высокую эффективность предложенных технических решений.

Источники информации:

1. RU 2064682 С1 (Ачильдиев В.М. и др.), 27.07.1996.

2. US 5594170 (Peters Rex В.), Jan. 14, 1997.

3. Захаров Н.П., Багдасарян А.В. Механические явления в интегральных структурах. - М.: Радио и связь, 1992. - С.72-75.

Микромеханический акселерометр, содержащий корпус, чувствительный элемент, выполненный из монокристаллического кремния в виде электропроводящей инерционной массы, представляющей собой маятник, имеющий два плеча и подвешенный с помощью торсионов, и электрическую плату, представляющую собой диэлектрическую пластину с электродами, отличающийся тем, что торсионы выполнены крестообразными с поперечным сечением в виде Х-образного профиля, электроды симметрично размещены относительно оси подвеса и расположены двумя парами - соответственно электродов емкостной системы съема перемещений и электродов электростатического датчика момента, ось симметрии инерционной массы совмещена с осью, проходящей через торсионы подвеса, а маятниковый подвес образован удалением части одного плеча инерционной массы на внешней по отношению к электрической плате поверхности плеча инерционной массы, при этом указанная поверхность выполнена с ребрами жесткости, причем профиль поперечного сечения ребер жесткости имеет Т-образную форму, а наклонные грани крестообразных торсионов ориентированы по направлению (111) кристаллографической решетки монокристаллического кремния.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной автоматике, а более конкретно к способам и устройствам для автоматического контроля скорости воздуха в проходческих и добычных участках шахт, на откаточных и вентиляционных штреках для обеспечения нормальных условий труда шахтеров.

Изобретение относится к приборам для измерения ускорения (акселерометрам). .

Изобретение относится к способам измерения ускорения в условиях воздействия вибрации, способ повышения виброустойчивости маятникового акселерометра путем подачи в цепь его обратной связи сигнала с вибродатчика, причем изменяют амплитуду сигнала с вибродатчика в зависимости от угла отклонения маятника и от сдвига фаз сигнала основного канала и сигнала вибродатчика, предварительно пропущенного через апериодическое звено.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения ускорения и угла наклона

Изобретение относится к классу струйных акселерометров, которые могут входить в состав комбинированной системы управления летательных аппаратов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах инерциальной навигации в летательных и подводных аппаратах

Изобретение относится к измерению и контролю линейных и угловых ускорений объекта

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в ортопедии для контроля положения позвоночника в трехмерном пространстве

Изобретение относится к способам и устройствам, использующимся при навигации летательных аппаратов, при измерении их ускорения и скорости

Изобретение относится к устройствам, использующимся при навигации летательных аппаратов, при измерении ускорения и скорости

Изобретение относится к техническим измерениям, а именно к измерениям величины ускорения силы инерции при относительном сдвиге слоев в сыпучем теле

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано при проведении сейсморазведочных работ. Заявлен складной маятник, содержащий основание (F), контрольный груз (РМ), математический маятник (SP), перевернутый маятник (IP). Причем математический маятник и перевернутый маятник соединены на одном из своих концов с контрольным грузом (PM), а на другом конце - с основанием (F) посредством четырех соответствующих соединительных устройств (G). При этом контрольный груз не соединен с основанием (F) и выполнен с возможностью колебания. Каждое соединительное устройство (G), относящееся к маятнику (PS), содержит одно или более соединений в состоянии растяжения. Каждое из соединительных устройств (G), относящееся к перевернутому маятнику (IP), содержит одно или более соединений в состоянии сжатия. Изобретение также относится к сейсмическому датчику, в котором применен складной маятник согласно изобретению. Технический результат - повышение функциональных возможностей устройства. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к устройствам для измерения линейных ускорений и может быть использовано для одновременного измерения ускорений вдоль трех взаимно перпендикулярных осей. Сущность: акселерометр содержит инерционную массу (1), которая закреплена во внутренней раме (2) с помощью торсионов (3- 6). Торсионы (3-6) размещены в микромеханическом акселерометре с возможностью совершения поступательных колебаний инерционной массы (1) вдоль оси Х. На инерционной массе (1) закреплены подвижные электроды (7, 8) датчика перемещения, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны. На внутренней раме (2) закреплены подвижные электроды (9, 10) датчика перемещения, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны. Внутренняя рама (2) закреплена во внешней раме (11) с помощью торсионов (12-15). Торсионы (12-15) размещены в микромеханическом акселерометре с возможностью совершения поступательных колебаний внутренней рамы (2) вдоль оси Y. Внешняя рама (11) закреплена в корпусе (16) с помощью торсионов (17-20). Торсионы (17-20) размещены в микромеханическом акселерометре с возможностью совершения поступательных колебаний внешней рамы (11) вдоль оси Z. На внешней раме (11) закреплены подвижные электроды (21, 22) датчика перемещения. Корпус (16) закреплен на подложке (23), на которой закреплены неподвижные электроды (24, 25) датчика перемещения, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны. Неподвижные электроды (24, 25) образуют конденсаторы с подвижными электродами (7, 8) в плоскости их пластин, образуя при этом емкостной датчик перемещения инерционной массы (1) относительно подложки (23). На подложке (23) закреплены неподвижные электроды (26, 27) датчика перемещения, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны. Неподвижные электроды (26, 27) образуют конденсаторы с подвижными электродами (9, 10) в плоскости их пластин, образуя при этом емкостной датчик перемещения внутренней рамы (2) относительно подложки (23). На подложке (23) закреплены неподвижные электроды (28, 29) датчика перемещения. Неподвижные электроды (28, 29) образуют конденсаторы с подвижными электродами (21, 22) в плоскости их пластин, образуя при этом емкостной датчик перемещения внешней рамы (11) относительно подложки (23). Инерционная масса (1), внутренняя рама (2), внешняя рама (11), торсионы (3-6, 12-15, 17-20), подвижные электроды (7-10, 21, 22) датчиков перемещения расположены с зазором относительно подложки (23). Инерционная масса (1), внутренняя рама (2), внешняя рама (11), торсионы (3-6, 12-15, 17-20), подвижные электроды (7-10, 21, 22) датчиков перемещения, неподвижные электроды (24-29) датчиков перемещения, корпус (16) выполнены из полупроводникового материала, например, из монокристаллического кремния. Подложка (23) может быть изготовлена из диэлектрика, например, из боросиликатного стекла. Технический результат: возможность проведения одновременных измерений ускорений вдоль трех взаимно перпендикулярных осей X, Y, Z. 1 ил.
Наверх