Электрическая машина

Настоящее изобретение относится к электрической машине, прежде всего генератору. Генератор имеет вал (42), ступицу (54) и кольцевой зазор (81). Этот кольцевой зазор (81) образован между указанным валом (42), соответственно между по меньшей мере одной неподвижно соединенной с этим валом (42) первой деталью (69) и ступицей (54), соответственно по меньшей мере одной неподвижно соединенной с этой ступицей (54) второй деталью (78). Кольцевой зазор (81) по меньшей мере частично заполнен пастообразным материалом (84), прежде всего густой смазкой. Техническим результатом является обеспечение дополнительной защиты подшипника качения от вредного воздействия жидкостей. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Уровень техники

Настоящее изобретение относится к электрической машине, прежде всего к генератору, в соответствии с ограничительной частью независимого пункта формулы изобретения.

Из WO 99/17430 известен генератор с уплотнением кольцевого зазора. При этом между шкивом и подшипником качения расположена распорка. которая образует с закрепленной на ступице деталью кольцевой зазор. Этот кольцевой зазор обладает, однако, лишь ограниченным уплотнительным эффектом. Указанное уплотнение кольцевого зазора в состоянии воспрепятствовать проникновению в пространство между распоркой и подшипником качения лишь более крупных частиц. Недостаток такого ограниченного уплотнительного эффекта заключается в том, что указанное уплотнение кольцевого зазора не обладает никаким уплотнительным эффектом по отношению к жидкостям и частицам меньшего размера.

Преимущества изобретения

В предлагаемой в изобретении электрической машине, отличительные признаки которой указаны в независимом пункте формулы изобретения, уплотнение кольцевого зазора выполнено таким образом, что оно обладает необходимым уплотнительным эффектом и по отношению к жидкостям и более мелким частицам. Такое более эффективное уплотнение кольцевого зазора дополнительно защищает уже уплотненный прокладочными шайбами подшипник качения от вредного воздействия жидкостей. Особое преимущество такого решения проявляется прежде всего в тех случаях, когда транспортное средство, оборудованное предлагаемой в изобретении электрической машиной, должно обладать так называемой бродоходимостью (т.е. способностью преодолевать вброд водные преграды) и, следовательно, быть пригодным для проезда по залитым водой участкам пути.

Предпочтительные варианты выполнения электрической машины, представленной в независимом пункте формулы изобретения, приведены в зависимых пунктах формулы.

Чертежи

Ниже изобретение более подробно рассмотрено на примере одного из вариантов его выполнения со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых показано:

на фиг.1 - продольный разрез предлагаемой в изобретении электрической машины, где в верхней части чертежа ротор машины показан в разрезе, а в нижней части этот же ротор показан на виде сбоку, и

на фиг.2 - предлагаемое в изобретении уплотнение кольцевого зазора в сечении.

На чертежах конструктивно и/или функционально одинаковые элементы обозначены одинаковыми позициями.

Описание варианта выполнения изобретения

На фиг.1 в верхней части чертежа предлагаемая в изобретении электрическая машина показана в продольном разрезе. Эта электрическая машина, которая в данном случае выполнена в виде генератора, имеет стаканообразный корпус 10 (корпус горшкового типа), закрытый крышкой 14. Внутри этого корпуса 10 закреплен статор 18, внутри которого расположен ротор 22. Этот ротор 22 установлен с одной стороны в подшипнике 26 в донной части 30 корпуса, а с другой стороны - в подшипнике 34 качения в крышке 14. При этом внутреннее кольцо 38 подшипника 34 качения установлено на валу 42 ротора. Наружное кольцо 46 подшипника 34 качения установлено со стороны ступицы в крышке 14 корпуса. При этом крышка 14 корпуса образует вместе с уступом 50 ступицу 54. В осевом направлении внутреннее кольцо 38 подшипника упирается в имеющийся у вала буртик 57, к которому это внутреннее кольцо 38 подшипника прижато гайкой 60 через буртик 63 шкива 66 и расположенную между этим буртиком 63 и внутренним кольцом 38 подшипника первую деталь 69. Первая деталь 69 неподвижно соединена с валом 42 без возможности проворачивания относительно него. Со стороны ступицы на крышке установлен колпак 72, закрывающий электрическую схему 75, которая расположена радиально снаружи относительно уступа 50. На колпаке 72 закреплена вторая деталь 78, которая прилегает к наружному кольцу 46 подшипника. И колпак 72, и вторая деталь 78 неподвижно соединены с крышкой 14, а тем самым и со ступицей 54 без возможности проворачивания относительно них. Между валом 42, соответственно между неподвижно закрепленной на валу 42 первой деталью 69 и неподвижно соединенной со ступицей 54 второй деталью 78 имеется кольцевой зазор 81.

На фиг.2 этот кольцевой зазор 81 и окружающее его пространство показаны более подробно. При этом на чертеже хорошо видно, что кольцевой зазор 81 по меньшей мере частично заполнен пастообразным или вязким материалом 84. В качестве такого пастообразного материала 84 используется прежде всего густая смазка. Кольцевой зазор 81 имеет по меньшей мере частично П-образную форму. П-образный участок 87 кольцевого зазора 81 имеет боковые стороны со свободными концами 90, 91, которые обращены радиально внутрь в сторону вала 42. Оба свободных боковых конца 90, 91 П-образного участка 87 отделены друг от друга дисковидным краевым выступом 93. Этот дисковидный краевой выступ 93 выполнен за одно целое с первой деталью 69 и при этом выступает радиально наружу. Дисковидный краевой выступ 93 входит при этом в выемку 96 ступицы 54, соответственно соединенной с колпаком второй детали 78. Поскольку ступица 54 установлена на подшипнике 34 качения, то она может вращаться относительно вала 42. Подшипник 34 качения имеет радиально ориентированную прокладочную шайбу 99, которая частично ограничивает П-образный участок 87 кольцевого зазора 81. Дисковидный краевой выступ 93 целесообразно выполнять на первой детали 69, которая при этом служит в качестве распорного кольца 102 для установленного на валу внутреннего кольца 38 подшипника 34 качения. Целесообразно далее располагать выемку 96 в образуемом второй деталью 78 колпаке 72.

При приведении в действие показанной на фиг.1 электрической машины через шкив 66 дисковидный краевой выступ 93 вращается в выемке 96 второй детали 78. Если, как описано выше, кольцевой зазор 81 заполнен пастообразным материалом 84, например густой смазкой, то этот пастообразный материал 84 под действием трения об указанный дисковидный краевой выступ 93 и за счет его вращения вытесняется радиально наружу. В результате пастообразный материал 84 скапливается на П-образном участке 87, главным образом в его радиально наружных зонах. В зависимости от количества находящегося в кольцевом зазоре 81 материала 84 П-образный участок 87 будет заполнен этим материалом в большей или меньшей степени. При максимальном заполнении этот материал заполняет и обе свободных боковых стороны этого П-образного участка 87. В результате подшипник 34 качения оказывается герметично изолирован от окружающего пространства. Для сохранения уплотняющего эффекта под напором воды, возникающего в заполненном кольцевом зазоре 81, пастообразный материал 84 следует выбирать с таким расчетом, чтобы он, с одной стороны, обладал высокой адгезией как ко второй детали 78, так и к первой детали 69, а, с другой стороны, обладал высокими когезионными свойствами. Преимущество эффективного взаимного согласования этих свойств материала заключается в том, что по меньшей мере при малом напоре вода, создающая определенное давление на уплотнение кольцевого зазора, не может проникать со стороны подшипника за дисковидный краевой выступ 93.

1. Электрическая машина, прежде всего генератор, имеющая вал (42), ступицу (54) и кольцевой зазор (81), расположенный между указанным валом (42), соответственно между по меньшей мере одной неподвижно соединенной с этим валом (42) первой деталью (69) и ступицей (54), соответственно по меньшей мере одной неподвижно соединенной с этой ступицей (54) второй деталью (78), отличающаяся тем, что кольцевой зазор (81) по меньшей мере частично заполнен пастообразным материалом (84), прежде всего густой смазкой.

2. Электрическая машина по п.1, отличающаяся тем, что кольцевой зазор (81) выполнен по меньшей мере частично П-образной формы, при этом свободные концы (90, 91) боковых сторон П-образного участка (87) кольцевого зазора (81) обращены радиально внутрь.

3. Электрическая машина по п.2, отличающаяся тем, что первая деталь (69) имеет выступающий радиально наружу дисковидный краевой выступ (93), отделяющий друг от друга указанные свободные концы (90, 91) боковых сторон П-образного участка.

4. Электрическая машина по п.3, отличающаяся тем, что краевой выступ (93) входит в выемку (96) ступицы (54), соответственно указанной по меньшей мере одной второй детали (78).

5. Электрическая машина по п.4, отличающаяся тем, что ступица (54) установлена по меньшей мере на одном подшипнике (34) качения с возможностью вращения за счет этого относительно вала (42), при этом указанный подшипник (34) качения имеет по меньшей мере одну радиально ориентированную прокладочную шайбу (99).

6. Электрическая машина по п.5, отличающаяся тем, что краевой выступ (93) выполнен на первой детали (69), служащей распорным кольцом (102) для установленного на валу внутреннего кольца (38) подшипника (34) качения.

7. Электрическая машина по п.6, отличающаяся тем, что выемка (96) расположена в образованном второй деталью (78) колпаке (72).

8. Электрическая машина по п.7, отличающаяся тем, что П-образный участок (87) кольцевого зазора (81) частично ограничен прокладочной шайбой (99).

9. Электрическая машина по п.8, отличающаяся тем, что колпак (72) служит для осевой фиксации расположенного со стороны ступицы наружного кольца (46) подшипника (34). качения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть применено в уплотнениях вала электрических машин, например турбогенераторах, используемых в качестве синхронных компенсаторов.

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и может быть применено преимущественно при проектировании генераторов. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в подшипниковых патронах со смазкой на базе магнитных материалов. .

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в уплотнениях вала крупных электрических машин, например турбогенераторов. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к электромашиностроению. .

Изобретение относится к скважинным насосам, в частности к конструкции их электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и геофизических исследований и может быть использовано в силовых электрических машинах, обеспечивающих электроэнергией автономные скважинные навигационные и геофизические приборы в процессе бурения при исследовании бурящихся нефтегазовых скважин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано, в частности, в асинхронных электрических двигателях как обычного, так и взрывозащищенного исполнения с высокой степенью защиты по линии вала во время стоянки и надежной защищенностью от брызг во время работы электродвигателей в повторно-кратковременном режиме

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электроприводам, и может быть использовано в составе изделий космической техники

Изобретение относится к нефтедобыче, а именно к протекторам для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя. Протектор содержит корпус 1, вал 4 с нижним и верхним торцовыми уплотнениями 6, опору 5 вала 4, ниппели, узел пяты, верхнюю и нижнюю головки 2 с фланцами 3 для соединения соответственно с насосом и электродвигателем. Протектор содержит рабочее колесо 7 центробежного насоса, смонтированное на валу 4 между торцовым уплотнением 6 и фланцем для соединения с насосом. Внутренний диаметр D диска 9 рабочего колеса 7, обращенного к торцовому уплотнению 6, выполнен больше диаметра d вала 4. Наружный диаметр D1 диска 9 выполнен меньше наружного диаметра D2 противоположно расположенного диска 8 рабочего колеса 7. Центрирование рабочего колеса 7 относительно вала 4 осуществляется по внутреннему диаметру d колеса 7. Изобретение направлено на упрощение конструкции протектора с уплотнительным устройством, а также обеспечение высокой степени защиты электродвигателя от пластовой жидкости. 2 ил.

Изобретение относится к средствам питания скважинной аппаратуры. Техническим результатом является повышение надежности и ресурса работы устройства, а также упрощение конструкции и его эксплуатации. Предложен турбогенератор, содержащий внутренний статор с обмоткой и внешний ротор с корпусом и рабочими лопатками турбины, установленный на подшипниках скольжения. При этом внутренние и внешние рабочие поверхности подшипников скольжения выполнены из твердого износостойкого материала с высокой теплопроводностью. Кроме того, турбогенератор содержит герметизирующий элемент, предотвращающий сквозной проток промывочной жидкости через зазор между статором и ротором. При этом герметизирующий элемент может быть выполнен в виде контактного уплотнения, установленного ниже верхнего подшипника. При этом на корпусе ротора выполнен один ряд окон, вход в которые расположен между верхним подшипником и контактным уплотнением на внутренней стороне корпуса ротора, а выход из которых расположен ниже рабочего колеса на внешней стороне ротора. Герметизирующий элемент может быть также выполнен в виде установленной на верхнем торце ротора крышки. 2 ил.

Изобретение относится к области производства погружных скважинных электрических насосов и компрессоров. Устройство охлаждения и защиты от твердых частиц торцевого уплотнения погружного электродвигателя, соединенного соединительной муфтой с насосом, имеет на наружной цилиндрической поверхности муфты пескосбрасыватель, а в нижней части муфты - полый цилиндр. Цилиндр образует совместно с цилиндрической частью неподвижного кольца торцевого уплотнения зазор для удаления твердых частиц из зоны уплотнения. Пескосбрасыватель представляет диск с шестью лопастями, установленными с возможностью удаления твердых частиц из зоны торцевого уплотнения через отверстия в корпусе электродвигателя, находящиеся на уровне лопастей, и подачи свежей скважинной жидкости через отверстия в основании насоса, находящиеся выше лопастей. Лопасти имеют высоту 5 мм, толщину 3 мм и наклонены под углом 30° относительно продольной центральной оси муфты. Устройство снабжено погружным сепаратором мелкодисперсных механических примесей для фильтрации отдельных оставшихся абразивных частиц, установленным на входе погружного насоса. Изобретение направлено на увеличение времени службы электродвигателя за счет улучшения условий отвода твердых частиц и охлаждения торцевого уплотнения. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх