Подшипник скольжения

Изобретение относится к подшипникам скольжения преимущественно гидротурбин. В подшипнике скольжения, содержащем установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары, одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность выполнена на корпусе. В другом варианте исполнения подшипник скольжения содержит установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары и имеющие опорную сферу, одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность, выполненная в виде опорного клина, опирается на корпус посредством опорной сферы. Предпочтительным исполнением изобретения является такое, при котором клиновые поверхности взаимодействуют по направляющим. При этом направляющие представляют собой сопрягаемые фасонные профили, которые, в частности, выполнены в виде планок с сечением “ласточкин хвост”, установленных на опорном клине и охватывающих вкладыши. Технический результат - увеличение надежности и упрощение конструкции. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может применяться, в частности, в гидротурбинах.

Известны подшипники гидротурбин, содержащие установленные в корпусе с зазором относительно вала сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары и имеющие опорную сферу [1].

Недостатком известных подшипников является сложность конструкции, недостаточная жесткость и устойчивость вкладышей.

Целью изобретения является увеличение надежности подшипника и упрощение конструкции.

Указанная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары, одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность выполнена на корпусе.

Указанная цель может достигаться также тем, что в подшипнике скольжения, содержащем установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары и имеющие опорную сферу, одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность, выполненная в виде опорного клина, опирается на корпус посредством опорной сферы.

Причем элемент регулировки вкладыша может быть установлен либо на корпусе, либо на опорном клине. Кроме того, опорные клинья могут представлять собой единый кольцевой элемент.

Предпочтительным исполнением изобретения является такое, при котором клиновые поверхности взаимодействуют по направляющим. При этом направляющие представляют собой сопрягаемые фасонные профили, которые, в частности, выполнены в виде планок с сечением "ласточкин хвост", установленных на опорном клине и охватывающих вкладыши.

Изобретение поясняется чертежами, где:

на фиг.1, 2, 3 схематично представлены варианты исполнения подшипника,

на фиг.4 - вариант исполнения разреза А-А на фиг.3,

на фиг.5 - варианты исполнения разреза Б-Б на фиг.1,

на фиг.6 - вариант исполнения вкладыша.

Подшипник скольжения содержит установленные в корпусе 1 сегментные вкладыши 2, регулируемые по отношению к валу 3 посредством клиновой пары 4 и механизма регулирования 5. Причем одна клиновая поверхность клиновой пары 4 выполнена на вкладыше 2, а вторая клиновая поверхность клиновой пары 4 выполнена на корпусе 1. Или же при наличии в подшипнике скольжения опорной сферы 6, вторая клиновая поверхность, выполненная в виде опорного клина 7, опирается на корпус 1 посредством опорной сферы 6. Причем механизм регулирования 5 вкладыша 2 может быть установлен либо на корпусе 1, либо на опорном клине 7. Кроме того, опорные клинья 7 могут представлять собой единый кольцевой элемент 8. Клиновые поверхности клиновой пары 4 взаимодействуют друг с другом по направляющим, которые могут представлять собой цилиндрическую поверхность 9, призматическую поверхность 10 или любой другой сложный фасонный профиль 11. Предпочтительно исполнение направляющей в виде планки 12 с поперечным сечением "ласточкин хвост", устанавливаемой на опорном кольце 8 и охватывающей вкладыш 2.

Подшипник работает следующим образом.

Перед работой с помощью клиновой пары 4 и регулирующего устройства 5 вкладыши 2 устанавливаются вокруг вала 3. При наличии опорной сферы 6 вкладыш 2 устанавливается либо относительно корпуса 1 с ориентацией опорного клина 7 на опорной сфере 6, либо относительно опорного клина 7 с ориентацией вкладыша 2 и опорного клина 7 совместно на опорной сфере 6. Если клинья 7 представляют собой единый кольцевой элемент 8, то вкладыши 2 устанавливаются в кольцевом элементе 8 и ориентация кольцевого элемента 8 вместе с вкладышами 2 осуществляется на опорной сфере 6, выполненной по кольцу. Причем вкладыши 2, ориентируясь, перемещаются по направляющим 9, 10, 11 или 12, обеспечивая при необходимости зазор между вкладышами 2 и валом 3.

В процессе работы вкладыши 2 и опорные клинья 7 работают как цельный подшипник скольжения, воспринимающий в исполнениях по фиг.3, 4 биения вала 3 посредством опорной сферы 6.

Предлагаемая конструкция проста, надежна, обеспечивает в случае необходимости гарантированный зазор, соответствующее восприятие биений вала, невыпадение вкладышей и их легкую замену.

Источники известности:

1. М.И. Гальперин "Подшипники гидротурбин", стр.19.

1. Подшипник скольжения, содержащий установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары, отличающийся тем, что одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность выполнена на корпусе.

2. Подшипник скольжения, содержащий установленные в корпусе сегментные вкладыши, регулируемые посредством клиновой пары и имеющие опорную сферу, отличающийся тем, что одна клиновая поверхность выполнена на вкладыше, а вторая клиновая поверхность, выполненная в виде опорного клина, опирается на корпус посредством опорной сферы.

3. Подшипник скольжения по п.2, отличающийся тем, что элемент регулировки вкладыша установлен на корпусе.

4. Подшипник скольжения до п.2, отличающийся тем, что элемент регулировки вкладыша установлен на опорном клине.

5. Подшипник скольжения по п.4, отличающийся тем, что опорные клинья представляют собой единый кольцевой элемент.

6. Подшипник скольжения по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что клиновые поверхности взаимодействуют по направляющим.

7. Подшипник скольжения по п.6, отличающийся тем, что направляющие представляют собой сопрягаемые фасонные профили.

8. Подшипник скольжения по п.7, отличающийся тем, что направляющие выполнены в виде планок с поперечным сечением "ласточкин хвост", устанавливаемых на опорном клине и охватывающих вкладыши.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к самоустанавливающимся подшипниковым узлам скольжения. .

Изобретение относится к работающим в тяжелом режиме зубчатым передачам, которые используют в механизмах привода прокатных станов. .

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к конструкциям опорных подшипников скольжения роторов мощных турбоагрегатов и турбогенераторов. .

Изобретение относится к подшипнику с масляной пленкой, который используется в прокатных станах, а также к способу изготовления вкладыша. .

Изобретение относится к области машиностроения, конкретно - турбостроения, в частности к производству радиальных подшипников скольжения для роторов мощных турбоагрегатов и турбогенераторов.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению подшипников скольжения. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам в валковых кассетах современных высокоскоростных проволочных прокатных станов. .

Вал "asb-08" // 2215915
Изобретение относится к подшипниковым устройствам, в частности устройствам обеспечения смазки в подшипниках скольжения. .

Изобретение относится к буровой технике, в частности к опорам шарошечных долот для бурения скважин. .

Изобретение относится к области буровой техники, а именно к подшипникам скольжения опор гидравлических забойных двигателей. .

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к конструктивным элементам гидрогенераторов, а именно подпятникам. .

Изобретение относится к производству центробежных машин и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипниковых узлов этих машин (компрессоров, насосов, турбин и пр.).

Изобретение относится к вертикальному гидрогенератору, содержащему вал, установленный в опорной крестовине ротора, причем вал имеет вращающееся кольцо для радиального подшипника и сегменты радиального подшипника, которые опираются через элементы регулирования на несущее кольцо, жестко соединенное с опорной крестовиной ротора.

Изобретение относится к машиностроению, судостроению и т.д. .

Изобретение относится к области гидроэнергетики и может быть использовано во всех гидроагрегатах гидравлических и гидроаккумулирующих электростанциях
Наверх