Предохранительное устройство бортовой плиты разъемного соединения

Изобретение относится к предохранительным устройствам космического аппарата и может быть использовано для защиты внутренних полостей его бортовых магистралей от внешних воздействий после отстыковки наземной части разъемного соединения. Предлагаемое устройство содержит крышку с эластичным уплотнением и установленной в ее центре опорой, а также привод крышки в виде шарнирно закрепленного цилиндра и подпружиненного штока, несущего на конце ролик. Ролик взаимодействует своей сферической поверхностью с закрепленным на плите сегментом. Цилиндр снабжен сферой, толкателями, опорным выступом и ограничителем. Сфера установлена в ответном сферическом отверстии опоры. Толкатели подпружинены, размещены на свободном конце цилиндра и взаимодействуют с крышкой своими сферическими законцовками. Опорный выступ может взаимодействовать с опорой при открытом положении крышки и расположен на цилиндре с другой стороны от толкателей, по отношению к сфере. На поверхности штока выполнен паз, с которым взаимодействует ограничитель на наружной поверхности цилиндра. Шток выполнен с возможностью принудительного перемещения со стороны свободного торца цилиндра. Крышка снабжена скобой, контактирующей с наружной поверхностью цилиндра. Опора установлена на крышке с возможностью регулировки положения ролика относительно сегмента при закрытом положении крышки. При этом крышка может взаимодействовать с ответной плите частью разъемного соединения. Технический результат изобретения состоит в повышении надежности устройства, удобства при его эксплуатации и снижении веса. 6 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к космической технике и может быть использовано для предохранения внутренних полостей магистралей бортовой части космического аппарата от воздействия внешних факторов после отстыковки ответной части разъемного соединения, связанной с наземным комплексом.

Наиболее близким к заявленному предохранительному устройству является узел монтажа крышки люка системы термостатирования летательного аппарата, содержащий установленные на бортовой плите пружинный привод, включающий цилиндр, взаимодействующий с кронштейном, снабженным сегментом с торцовой поверхностью, и подпружиненный шток, крышку с эластичным уплотнением, выполненным с возможностью взаимодействия с бортовой плитой, и установленной в центре опорой, и ролик (патент Российской Федерации №2158215, кл. В 64 G 1/22, от 06.12.1999 г.).

Однако сложность конструкции, наличие гибкого элемента, связывающего конструкцию с наземным комплексом, и дополнительных уплотняющих элементов, а также наличие нескольких ручных операций для приведения крышки в открытое состояние снижает надежность, удобство в эксплуатации и повышает вес известного узла.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности, удобства в эксплуатации и снижение веса.

Указанный технический результат достигается тем, что в предохранительном устройстве бортовой плиты разъемного соединения, содержащем установленные на бортовой плите пружинный привод, включающий цилиндр, взаимодействующий с кронштейном, снабженным сегментом с торцовой поверхностью, и подпружиненный шток, и крышку с эластичным уплотнением, выполненным с возможностью взаимодействия с бортовой плитой, и установленной в центре опорой, и ролик, в соответствии с предлагаемым изобретнием цилиндр выполнен полым и снабжен сферой, толкателями, опорным выступом и ограничителем, сфера установлена в выполненном сферическим отверстии опоры, толкатели выполнены подпружиненными, размещены на свободном конце цилиндра симметрично оси крышки и взаимодействуют с ней законцовками, выполненными сферическими, опорный выступ выполнен с возможностью взаимодействия с опорой при открытом положении крышки и расположен на цилиндре относительно сферы со стороны, противоположной толкателям, на поверхности подпружиненного штока выполнен паз, ограничитель установлен на наружной поверхности цилиндра и выполнен взаимодействующим с пазом подпружиненного штока, выполненного с возможностью принудительного перемещения со стороны свободного торца цилиндра, крышка снабжена скобой, расположенной между опорой и кронштейном и контактирующей внутренними поверхностями, выполненными параллельными плоскости перемещения цилиндра, с его наружной поверхностью, сегмент выполнен неподвижным относительно кронштейна, ролик выполнен со сферической наружной поверхностью и установлен на подпружиненном штоке по его оси и в постоянном контакте упомянутой поверхностью с торцовой поверхностью сегмента, опора установлена на крышке с возможностью регулировки положения ролика относительно торцовой поверхности сегмента при закрытом положении крышки, установленной с возможностью взаимодействия с ответной бортовой плите частью разъемного соединения.

Предохранительное устройство бортовой плиты разъемного соединения поясняется чертежами, где на фиг.1 показано его открытое, на фиг.2 - закрытое положения. На фиг.3, 4, 5, 6 изображены соответственно сечение А-А, разрезы Б-Б, В-В и вид Г.

Заявленное предохранительное устройство содержит бортовую плиту 1 с магистралями 2 (показана одна магистраль), установленную на космическом аппарате 3, ответную часть разъемного соединения, состоящую из отрывной плиты 4, соединенной с переходным блоком 5, содержащим необходимые элементы стыковки плит и магистралей и соединенным с мачтой 6 наземного комплекса. Предохранительное устройство имеет пружинный привод, включающий цилиндр 7, шток 8 и пружину 9, а также кронштейн 10 и крышку 11 с эластичным уплотнением 12. Своими проушинами 13 цилиндр 7 посредством осей 14 взаимодействует с выступами 15 кронштейна 10, закрепленного на бортовой плите 1. Кронштейн 10 выполнен с сегментом 16, снабженным торцовой поверхностью, состоящей из участков Д, Е соответственно с большим и меньшим уклоном в сторону центра крышки. Цилиндр 7 снабжен закрепленной гайкой 17 сферой 18, установленной в сферическом отверстии опоры 19, расположенной в центре крышки 11 и имеющей наружную поверхность Ж фланца, параллельную наружной поверхности крышки. На свободном конце цилиндра 7, имеющем отверстие 20, гайкой 21 закреплен корпус 22 с размещенными симметрично оси И крышки 11 толкателями 23 со сферическими законцовками и пружинами 24, обеспечивая крышке 11 необходимую подвижность, исключение повреждения элементами конструкции и равномерность обжатия эластичного уплотнения на бортовой плите при закрытии крышки. На цилиндре 7 со стороны, противоположной толкателям 23 относительно сферы, 18 выполнен опорный выступ 25 с поверхностью К, параллельной поверхности Ж. На поверхности штока 8 выполнен продольный паз 26, с которым взаимодействует ограничитель 27, установленный на наружной поверхности цилиндра 7, обеспечивая продольное перемещение штока и нахождение его внутри цилиндра. Шток 8 снабжен установленным в вилке 28 при помощи оси 29 ролика 30 со сферической наружной поверхностью. Внутри штока 8 закреплена втулка 31 с центральным резьбовым отверстием. Крышка 11 снабжена скобой 32, внутренние поверхности которой выполнены параллельными плоскости перемещения цилиндра 7 и контактируют с его наружной поверхностью, что обеспечивает необходимое положение крышки 11 относительно бортовой плиты 1 при перемещении цилиндра 7. Со стороны эластичного уплотнения 12 крышка 11 имеет ребро 33, выступающее за его уплотняющую поверхность и контактирующее в открытом положении крышки 11 с полозом 34, закрепленным, например, на отрывной плите 4 ответной части разъемного соединения.

Работает заявленное предохранительное устройство следующим образом.

При закрытом положении крышки 11 для обеспечения ее фиксации и требуемого обжатия эластичного уплотнения 12 соответствующей регулировкой положения опоры 19 достигается необходимое взаимодействие ролика 30 с участком Е торцовой поверхности сегмента 16. Для открытия крышки 11 перемещается шток 8, например, болтом, вворачиваемым во втулку 31 и упирающимся в свободный торец цилиндра 7. При этом толкатели 23 взаимодействуют с крышкой 11 и смещают ее так, что поверхность К опорного выступа 25 взаимодействует с поверхностью Ж опоры 19, обеспечивая необходимую подвижность крышки 11 и предохраняя ее поверхность от возможного взаимодействия с элементами конструкции. К бортовой плите 1 пристыковывается отрывная плита 4 ответной части разъемного соединения. Болт вынимается, крышка 11 своим ребром 33 опирается на полоз 34, а ролик 30 устанавливается на участок Д торцовой поверхности сегмента 16. После разъединения элементов, связывающих бортовую плиту 1 с ответной частью разъемного соединения, мачта 6 отводит переходной блок 5 с отрывной плитой 4. Ребро 33 крышки 11 теряет связь с полозом 34 ответной части разъемного соединения. За счет энергии сжатой пружины 9, ролик своей сферической поверхностью перемещается по участку Д торцовой поверхности сегмента 16, поворачивая цилиндр 7 вместе с крышкой 11 вокруг осей 14. При переходе сферической поверхности ролика 30 на участок Е происходит интенсивное разжатие пружины 9 и снижение скорости перемещения цилиндра 7 с крышкой 11 с последующим взаимодействием и равномерным обжатием ее эластичного уплотнения 12 на бортовой плите 1 и запиранием крышки 11 с необходимым усилием.

Таким образом, упрощение конструкции, исключение гибкого элемента, связывающего конструкцию с наземным комплексом, простота эксплуатации, снижение количества ручных операций, управление закрытием крышки непосредственно отстыковываемой частью, равномерность прижатия эластичного уплотнения повышает надежность и удобство в эксплуатации, а также снижает вес заявленного предохранительного устройства.

Предохранительное устройство бортовой плиты разъемного соединения, содержащее установленные на бортовой плите пружинный привод, включающий в себя цилиндр, взаимодействующий с кронштейном, снабженным сегментом с торцевой поверхностью, и подпружиненный шток, крышку с эластичным уплотнением, взаимодействующим с бортовой плитой, и установленной в центре крышки опорой, а также ролик, отличающееся тем, что цилиндр выполнен полым и снабжен сферой, толкателями, опорным выступом и ограничителем, при этом сфера установлена в сферическом отверстии опоры, толкатели выполнены подпружиненными, размещены на свободном конце цилиндра симметрично оси крышки и взаимодействуют с крышкой своими сферическими законцовками, опорный выступ выполнен с возможностью взаимодействия с опорой при открытом положении крышки и расположен на цилиндре относительно сферы со стороны, противоположной толкателям, на поверхности подпружиненного штока выполнен паз, ограничитель установлен на наружной поверхности цилиндра и выполнен взаимодействующим с пазом подпружиненного штока, причем шток выполнен с возможностью принудительного перемещения со стороны свободного торца цилиндра, крышка снабжена скобой, расположенной между опорой и кронштейном и контактирующей своими внутренними поверхностями, параллельными плоскости перемещения цилиндра, с его наружной поверхностью, сегмент выполнен неподвижным относительно кронштейна, а ролик имеет сферическую наружную поверхность и установлен на подпружиненном штоке по его оси, постоянно контактируя этой поверхностью с торцевой поверхностью сегмента, опора установлена на крышке с возможностью регулировки положения ролика относительно торцевой поверхности сегмента при закрытом положении крышки, при этом крышка установлена с возможностью взаимодействия с ответной бортовой плите частью разъемного соединения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к отработке и испытаниям средств для групповых и попутных запусков спутников. .

Изобретение относится к замкам развернутого положения поворотных конструкций спутника, например панелей солнечных батарей или антенн. .

Изобретение относится к устройствам для крепления объектов, преимущественно космических аппаратов, на адаптерах при одновременном запуске нескольких полезных нагрузок одной ракетой-носителем и может быть использовано в ракетно-космической технике.

Изобретение относится к космической и авиационной технике и может быть использовано в составе силовых крупногабаритных агрегатов и их частей, в частности, головных обтекателей, сбрасываемых отсеков, подвесных баков и т.д.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, в частности, при разработке и проектировании космических аппаратов. .

Изобретение относится к устройствам соединения и разъединения агрегатов и деталей в различных отраслях машиностроения. .

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для стыковки и последующей расстыковки магистралей летательного аппарата и наземного комплекса.

Изобретение относится к средствам стыковки и расстыковки различных частей, преимущественно в изделиях космической техники. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике и, в частности, к системам разделения частей ракет-носителей. .

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для разделения сбрасываемого головного обтекателя ракеты-носителя. .

Изобретение относится к средствам и методам защиты космических аппаратов преимущественно от микрометеоритных и техногенных частиц при долговременных орбитальных полетах.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к ракетам с многодвигательной первой ступенью. .

Изобретение относится к технической физике, более конкретно к устройствам отражателей, например, для космических информационных средств. .

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для защиты поверхности космических аппаратов от осаждения на нее жидких частиц в условиях вакуума.

Изобретение относится к акустической защите главным образом обтекателей полезной нагрузки одноразовых ракет-носителей. .

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для защиты космических объектов от жидких контаминантов. .

Изобретение относится к авиации, а более конкретно - к контейнерам для десантирования аэрокосмических объектов. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно ремонту дефектов на изделиях, обнаруженных визуально или при испытании их внутренним давлением на герметичность, например, деталей пневмоарматуры, установленной на КО.

Изобретение относится к космической технике и предназначено для защиты оптико-электронной аппаратуры от воздействия внешних тепловых и световых потоков. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройствам сброса компонентов из ракетных разгонных блоков
Наверх