Подземный канал для прокладки трубопроводов на сильносжимаемых грунтах

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при прокладке инженерных коммуникаций, в основании которых залегает слой сильносжимаемого грунта. Подземный канал для прокладки трубопроводов на сильносжимаемых грунтах содержит опирающиеся на свайный фундамент, образующие канал элементы прямоугольного сечения, верхняя и боковые стенки которых выполнены из теплоизоляционного материала, расположенную над элементами прямоугольного сечения плоскую плиту, концы которой выходят за наружные габариты канала и заведены в насыпной грунт. Между плоской плитой и элементами прямоугольного сечения уложен пористый материал. Технический результат состоит в исключении неравномерных деформаций поверхности грунта над каналом в процессе эксплуатации и снижении глубины его заложения. 1 ил.

 

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при прокладке инженерных коммуникаций, в основании которых залегает слой сильносжимаемого грунта, например торфа.

Известен подземный канал для прокладки трубопроводов, образованный элементами прямоугольного сечения, опирающимися на свайный фундамент. Канал располагается в насыпном грунте, как правило, песке, а сваи прорезают залегающий ниже слой торфа [1, 2].

Деформации торфа под действием веса вышележащего грунта развиваются в течение нескольких лет и даже десятилетий и могут достигать 50% его первоначальной толщины. Поверхность грунта рядом с каналом с течением времени оседает, а конструкции канала и грунт над ним остаются неподвижными. Это приводит к появлению неровностей на дорогах и тротуарах и разрушению покрытия на них. На неровностях покрытия усиливаются динамические нагрузки от автотранспорта и, как следствие, - ускоряется износ конструкций, образующих канал, и коммуникаций внутри него.

Известен способ прокладки в грунте трубы, содержащей элементы прямоугольного сечения, образующие канал, и сводчатые плиты, расположенные над ними и опирающиеся на клиновидные стенки, причем между каналом и плитой образована полость [3].

Недостатком конструкции является опирание сводчатой плиты на клиновидные стенки. Указанные стенки будут вдавливаться в грунт при производстве земляных работ - отсыпке и уплотнении грунта над трубой, а после соприкосновения плиты с верхней стенкой канала компенсации осадки грунта в боковых призмах в ходе эксплуатации трубы происходить не будет.

Кроме того, в рассмотренных конструкциях для исключения замерзания воды в трубопроводах требуется заглубление канала ниже глубины сезонного промерзания грунта.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является исключение неравномерных деформаций поверхности грунта над каналом в процессе эксплуатации и снижение глубины его заложения.

Задача решается за счет того, что подземный канал для прокладки трубопроводов на сильносжимаемых грунтах содержит опирающиеся на свайный фундамент, образующие канал элементы прямоугольного сечения, верхняя и боковые стенки которых выполнены из теплоизоляционного материала, расположенную над элементами прямоугольного сечения плоскую плиту, концы которой выходят за наружные габариты канала и заведены в насыпной грунт, причем между плоской плитой и элементами прямоугольного сечения уложен пористый материал.

На чертеже показан поперечный разрез подземного канала.

Подземный канал включает сваи 1, прорезающие слой торфа, ростверк 2, элементы прямоугольного сечения 3, внутри которых размещены трубопроводы 4. Выше элементов прямоугольного сечения расположена плоская плита 5, концы которой выходят за наружные габариты канала и заведены в слой насыпного грунта. При этом нагрузка от грунта, расположенного над каналом, и транспорта, передвигающегося по поверхности, воспринимаются плитой и на конструкции, образующие канал, не передается. Это позволяет выполнить верхнюю и боковые стенки элементов, образующих канал, из легкого бетона. Между плитой и верхней стенкой уложен пористый материал 6, например, минеральная вата.

В процессе эксплуатации канала за счет сжатия торфа слой насыпного грунта оседает. Вместе с ним перемещается вниз и плоская плита 5, сжимая слой пористого материала 6. При этом неровностей на поверхности грунта не образуется, а положение канала остается неизменным.

Стенки из легкого бетона играют роль теплоизоляции, что позволяет снизить глубину заложения канала, располагая его в слое сезонно промерзающего грунта. Эту же функцию выполняет пористый материал 6.

Таким образом, предлагаемая конструкция подземного канала для прокладки трубопроводов на сильносжимаемых грунтах обеспечивает равномерные осадки поверхности грунта, а также позволяет уменьшить глубину заложения трубопроводов и нагрузку на стенки канала.

Использованные источники

1. Рекомендации по проектированию инженерных коммуникаций, прокладываемых в торфах и илистых грунтах (в условиях г.Архангельска и других аналогичных условиях). - М.: ВНИИ ВОДГЕО Госстроя СССР. - 1972. - с.57.

2. А.Л.Невзоров, В.Н.Кубасов. Геологическая среда Архангельска и особенности ее взаимодействия с инженерными сооружениями. // Геоэкология. Инженерная геология. Гидрогеология. Геокриология. 2001. №2. с.116-121.

3. Авторское свидетельство СССР №968193, кл. Е 02 D 29/10, 1980.

Подземный канал для прокладки трубопроводов на сильносжимаемых грунтах, характеризующийся тем, что он содержит опирающиеся на свайный фундамент, образующие канал элементы прямоугольного сечения, верхняя и боковые стенки которых выполнены из теплоизоляционного материала, расположенную над элементами прямоугольного сечения плоскую плиту, концы которой выходят за наружные габариты канала и заведены в насыпной грунт, причем между плоской плитой и элементами прямоугольного сечения уложен пористый материал.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и используется при подземной прокладке трубопроводов, пересекающих зоны тектонических разломов. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при надземной прокладке трубопроводов, транспортирующих жидкости. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при ремонте подземных трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при капитальном ремонте подземных трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте переходов подземных трубопроводов на обводненных грунтах, болотах, а также при пересечении водных преград.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении подземных магистральных трубопроводов в зонах с повышенной сейсмичностью, а также в районах распространения многолетнемерзлых грунтов (ММГ).

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам эксплуатации низковольтной или высоковольтной кабельной сети, проложенной, по крайней мере, частично в коллекторах и/или тоннелях, и может быть использовано при строительстве трубопроводов с минитоннелями в их составе под действующими транспортными магистралями без перерыва движения по ним в сложных горно-геологических условиях.

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам эксплуатации низковольтной или высоковольтной кабельной сети, проложенной, по крайней мере, частично в коллекторах и/или тоннелях, и может быть использовано при строительстве трубопроводов с минитоннелями в их составе под действующими транспортными магистралями без перерыва движения по ним в сложных горно-геологических условиях.

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам эксплуатации канализационной сети, и может быть использовано при строительстве трубопроводов с минитоннелями в их составе под действующими транспортными магистралями без перерыва движения по ним в сложных горно-геологических условиях.

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам эксплуатации канализационной сети, и может быть использовано при строительстве трубопроводов с минитоннелями в их составе под действующими транспортными магистралями без перерыва движения по ним в сложных горно-геологических условиях.

Изобретение относится к транспортному строительству, а именно к способам реконструкции подземного транспортного сооружения, расположенного в составе транспортного комплекса города, и может быть использовано при реконструкции сооружений в составе транспортного комплекса города и необходимости регулирования и разгрузки транспортных потоков для обеспечения бесперебойного движения транспорта, устранения заторов в системе транспортного комплекса города и снижения количества аварий и дорожных происшествий.

Изобретение относится к транспортному строительству, а именно к способам реконструкции подземного транспортного сооружения, расположенного в составе транспортного комплекса города, и может быть использовано при реконструкции сооружений в составе транспортного комплекса города и необходимости регулирования и разгрузки транспортных потоков для обеспечения бесперебойного движения транспорта, устранения заторов в системе транспортного комплекса города и снижения количества аварий и дорожных происшествий.

Изобретение относится к строительству, а именно к способам возведения тоннеля, и может быть использовано при строительстве тоннелей мелкого заложения под действующими транспортными магистралями без перерыва движения по ним в сложных горно-геологических условиях, в том числе при наличии обводненных грунтов в основании тоннеля.

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам возведения тоннеля, и может быть использовано при строительстве тоннелей мелкого заложения под действующими транспортными магистралями без перерыва движения по ним в сложных горно-геологических условиях, в том числе при наличии обводненных грунтов в основании тоннеля.

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам возведения тоннеля, и может быть использовано при строительстве тоннелей мелкого заложения под действующими транспортными магистралями без перерыва движения по ним в сложных горно-геологических условиях, в том числе при наличии обводненных грунтов в основании тоннеля.

Изобретение относится к области строительства подземных сооружений, а именно тоннелей, и может быть использовано при возведении тоннелей мелкого заложения в сложных горно-геологических условиях, в том числе при наличии обводненных слабых грунтов в основании тоннеля, а также при возведении тоннелей под транспортными магистралями без перерыва движения по ним в условиях тесной городской застройки.

Изобретение относится к строительству, а именно к конструкциям подземных сооружений, возводимых под транспортной магистралью без перерыва движения по ней в сложных горно-геологических условиях, в том числе в обводненных слабых грунтах, залегающих под лотком тоннеля и образующих его основание.

Тоннель // 2181412
Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкциям подземных сооружений, возводимых под транспортной магистралью без перерыва движения по ней в сложных горно-геологических условиях, в том числе в обводненных слабых грунтах, залегающих под лотком тоннеля и образующих его основание.

Изобретение относится к области подземного строительства. .

Изобретение относится к области прокладки и ремонта подземных коммуникаций: городских водопроводных, тепловых и др. .

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и может быть использовано при строительстве напорных водоводов, подвергающихся атмосферным воздействиям. .
Наверх