Минеральная смесь для дорожного строительства

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве дорожных оснований и покрытий. Технический результат: повышение физико-механических свойств минеральной смеси и расширение сырьевой базы. Минеральная смесь для дорожного строительства включает неорганическое вяжущее вещество, карбонатный и кремнеземистый компоненты при следующем соотношении, мас.%: неорганическое вяжущее вещество - 10-20; карбонатный компонент - 40-90; кремнеземистый компонент - остальное, при этом величина модуля крупности карбонатного и кремнеземистого компонентов составляет менее 1. 1 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве дорожных оснований и покрытий.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, состоит в повышении физико-механических свойств минеральной смеси и расширении сырьевой базы.

Известна минеральная смесь для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог, содержащая цемент, минеральный грунт и добавку неактивной золы уноса или золошлаковой смеси гидроудаления, получаемые при сжигании бурого или каменного угля (Технические указания по использованию зол уноса и золошлаковых смесей от сжигания различных видов твердого топлива для сооружения земляного полотна и устройства дорожных оснований и покрытий автомобильных дорог. ВСН 185-75. - М., Минтрансстрой СССР, 1976, с.7).

Недостатком такой смеси является ее низкая прочность и морозостойкость, а следовательно, ограниченная область применения.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является строительная смесь для устройства дорожного основания, которая содержит золу уноса от сжигания антрацитового угля (кремнеземистый компонент), цемент (неорганическое вяжущее вещество) и малопрочный известняк - ракушечник (карбонатный компонент) (Авторское свидетельство СССР №796300 «Строительная смесь для устройства дорожного основания», Кл. Е 01 С 7/10, 15.01.81).

Указанной смеси свойственны те же недостатки, что и предыдущим смесям. Наличие в смеси малопрочного крупного заполнителя из известняка - ракушечника обусловливает образование неоднородной структуры и, как следствие, пониженную эксплуатационную устойчивость дорожной конструкции.

Заявляемое техническое решение направлено на повышение физико-механических и структурных свойств смеси, а также на расширение сырьевой базы.

Сущность заявленного изобретения заключается в том, что минеральная смесь для дорожного строительства включает неорганическое вяжущее вещество, карбонатный и кремнеземистый компоненты при следующем соотношении, мас.%:

неорганическое вяжущее вещество10-20
карбонатный компонент40-90
кремнеземистый компонентостальное

при этом величина модуля крупности карбонатного и кремнеземистого компонентов составляет менее 1.

Отличительной особенностью предлагаемой смеси является отсутствие крупного инертного заполнителя, что обеспечивает повышение физико-механических свойств, во-первых за счет дополнительного образования цементирующих веществ в результате протекания физико-химических процессов между неорганическим вяжущим и активированными тонкозернистыми компонентами смеси и, во-вторых, за счет отсутствия в структуре материала малопрочных контактных зон, характерных для смесей на крупных заполнителях.

В качестве неорганического вяжущего вещества в минеральной смеси используется портландцемент или смесь портландцемента с гидратной известью в соотношении от 1:0,5 до 1:1 мас.ч.

Образующийся при гидратации и гидролизе минералов портландцемента гидроксид кальция взаимодействует с тонкозернистыми активированными частицами карбонатного и кремнеземистого компонентов смеси, что обеспечивает дополнительное образование цементирующих веществ.

Введение в состав неорганического вяжущего гидратной извести позволяет не только интенсифицировать процесс образования гидросиликатов кальция, но и способствует образованию гидрокарбонатов кальция, обладающих также цементирующей способностью. Кроме этого гидратная известь, обладая высокой водоудерживающей способностью, создает благоприятные условия для упаковки тонкозернистых частиц при уплотнении смеси, а также обеспечивает оптимальные условия для длительного твердения.

В качестве карбонатного компонента минеральной смеси используется технический мел - отходный продукт производства минеральных удобрений. Технический мел представляет собой мелкозернистый материал, содержащий около 90% синтетического карбоната кальция, обладающего повышенной химической и сорбционной активностью, что приводит к интенсивному образованию в смеси цементирующих веществ в виде гидрокарбонатов кальция.

В качестве кремнеземистого компонента используется золошлак гидроудаления, образуемый при сжигании углей на тепловых электростанциях.

Золошлаковая смесь гидроудаления в своем составе содержит порядка 90% реакционноспособного кремнезема, который вступает во взаимодействие с имеющимися в смеси в большом количестве кальцийсодержащими соединениями с образованием полиморфных цементирующих веществ.

Для приготовления минеральной смеси использовали в качестве: неорганического вяжущего - портландцемент Брянского завода и гидратную известь по ГОСТ-9179-77; карбонатного компонента -технический мел (конверсионный карбонат кальция, являющийся отходным продуктом производства минеральных удобрений ОАО «Дорогобуж»); кремнеземистого компонента - золошлак гидроудаления Дорогобужской ТЭЦ.

Конкретные примеры составов минеральных смесей приведены в табл. 1

Таблица 1
№ составов смесейРасход компонентов, мас.%Модуль крупности технического мела, золошлака
ПортландцементГидратная известьТехнический мелЗолошлак гидроудаления
110-40500.75
25540500.75
36.43.640500.75
45540500.95
55540500.50
65540500.05
75540501.05
810-40501.05
910-90-0.75
1020-90-0.75
1120-40400.75
12101040400.75
13101090-0.75
14101060200.75
1513.46.640400.75
1613.46.660200.75
175560200.75
Прототип4.0Известняк ракушечник,

88
Зола уноса от сжигания антрацитового

угля,

8
Модуль крупности известняка-ракушечника фракции

0-15 мм, 3.5

Минеральную смесь готовят следующим образом.

Предварительно подготавливают карбонатный и кремнеземистый компоненты с целью обеспечения требуемого модуля крупности. Все компоненты смеси дозируют по массе. Затем в смесителе принудительного действия вначале смешивают карбонатный и кремнеземистый компоненты, после чего вводят портландцемент и перемешивание продолжают. При использовании в смеси двухкомпонентного неорганического вяжущего вещества (портландцемент, гидратная известь) гидратную известь подают в смеситель в последнюю очередь. В необходимых случаях в смеситель добавляют воду для получения смеси оптимальной влажности, обеспечивающей плотную упаковку частиц минеральной смеси при формовании. Перемешивание смеси производят в течение 4-5 минут до получения однородной массы.

Из полученной минеральной смеси формуют образцы - цилиндры диаметром и высотой 5 см путем прессования при удельном давлении 15 МПА с выдержкой смеси при этом давлении в течение 3 минут. Отформованные образцы твердеют при температуре 20±2°С и относительной влажности воздуха 95-100%.

Через 7, 28, 90 и 180 суток твердения образцы испытывают на прочность при сжатии с определением их средней плотности. Кроме того, в возрасте 90 суток образцы в водонасыщенном состоянии подвергают испытанию на морозостойкость путем их попеременного замораживания при температуре минус 18±2°С и оттаивания в воде при температуре 20±2°С.

После 25 циклов попеременного замораживания и оттаивания образцы испытывают на сжатие с определением коэффициента морозостойкости.

По результатам дискретного насыщения образцов водой определяют структурный параметр пористости материала α, руководствуясь методикой ГОСТ 12730.4-78.

Результаты испытаний образцов составов смесей приведены в табл. 2

Таблица 2
№ составов смесейПредел прочности при сжатии (МПа) образцов-цилиндров в возрасте, сут.Средняя плотность,

кг/м3
Коэффициент морозостойкости, КмрзСтруктурный показатель пористости, α
72890180
12,544,97,929,7514500,950,42
22,953,98,2511,1014300,990,63
32,634,017,2010,9314300,980,75
42,803,407,058,1514200,950,48
52,903,657,658,3514250,970,80
62,603,457,357,9514350,940,59
72,303,005,227,1014450,880,30
82,002,804,956,9014800,850,26
92,383,607,158,0018000,920,55
104,007,608,2011,2018500,930,70
113,507,2010,5012,6015001,000,77
123,7011,0014,8018,0014401,000,95
133,506,008,5011,7018700,950,62
143,658,1012,8014,1016600,970,60
153,258,0012,1013,6014201,050,95
163,256,9510,2012,1516700,960,66
172,703,537,218,2016400,960,49
Прототип7,000,90

Полученные результаты испытаний смесей показывают, что:

1. Прочность предлагаемых составов смесей боле чем в 2 раза превышает прочность известных составов смесей. При этом заявляемые смеси обладают способностью к длительному набору прочности: R180/R90 находится в пределах 1.12-1.52, что является весьма положительным свойством материала, обеспечивающим долговечность дорожной конструкции за счет протекания структурообразующих процессов в период эксплуатации,

2. Заявляемые составы являются тонкозернистыми смесями, которые обусловливают образование мелкопористой структуры материала повышенной однородности (α=0.42-0.95) и физико-химической активности, что обеспечивает повышенную морозостойкость (Кмрз=0.92-1.05) за счет кольматации пор дополнительными продуктами цементирующих новообразований, а также повышенную теплоизоляционную способность минеральных смесей.

3. Предлагаемые составы смесей базируются на использовании техногенных отходов промышленности (технический мел, золошлак гидроудаления), что способствует расширению сырьевой базы и снижению вредного воздействия отходов на окружающую среду.

1. Минеральная смесь для дорожного строительства, включающая неорганическое вяжущее вещество, карбонатный и кремнеземистый компоненты, отличающаяся тем, что она содержит указанные компоненты при следующем соотношении, мас.%:

Неорганическое вяжущее вещество 10-20
Карбонатный компонент 40-90
Кремнеземистый компонент Остальное

при этом величина модуля крупности карбонатного и кремнеземистого компонентов составляет менее 1.

2. Минеральная смесь по п.1, отличающаяся тем, что в качестве неорганического вяжущего вещества она содержит портландцемент.

3. Минеральная смесь по п.1, отличающаяся тем, что в качестве карбонатного компонента она содержит технический мел - конверсионный карбонат кальция - отход производства минеральных удобрений.

4. Минеральная смесь по п.1, отличающаяся тем, что в качестве кремнеземистого компонента она содержит золошлак гидроудаления от сжигания каменного или бурого углей.

5. Минеральная смесь по любому из пп.1, 3 или 4, отличающаяся тем, что в качестве неорганического вяжущего вещества она содержит портландцемент и гидратную известь в соотношении от 1:0,5 до 1:1 мас.ч.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве дорог и площадок с центробежными покрытиями. .

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве дорог или площадок с цементобетонными покрытиями. .

Изобретение относится к строительству, а именно к способам обработки покрытия автомобильных дорог, аэродромов, площадок и тротуаров. .

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для строительства и ремонта конструктивных слоев дорожной одежды Цель изобретения - повышение прочности при изгибе Вяжущее для дорожного строительства содержит, мас.%.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве оснований дорожных одежд из смесей, содержащих в качестве основы глинистый грунт.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве дорожных одежд на основе применения неорганического вяжущего и минерального заполнителя.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства промежу- : точных слоев дорожных одежд усовершенствованного типа, устроенных по способу смешения на дорогах.

Изобретение относится к строитрльству дорожных, аэродромных покрытий из бетона на напрягающем цементе. .

Изобретение относится к дорожному стоительству, в частности к способам ремонта покрытий автомобильных дорог. .
Изобретение относится к области автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, в частности к профилактическому ремонту дефектов и ямок на поверхности дороги
Изобретение относится к области автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, в частности к профилактическому ремонту дефектов и ямок на поверхности дороги

Изобретение относится к битумному дорожному покрытию
Изобретение относится к дорожному и аэродромному строительству и может быть использовано при реконструкциях и ремонтах дорожных одежд в ходе холодной регенерации и укрепления слоев, выполняемых из асфальтогранулята, щебня или песчано-гравийных смесей

Изобретение относится к строительству дорожных одежд для автомобильных дорог и аэродромных покрытий
Изобретение относится к области строительных материалов, в частности к технологии получения самоуплотняемых грунтовых смесей с гидравлическим вяжущим, которые могут быть использованы в устройстве дорожных оснований и обвалований, при прокладке инженерных коммуникаций, заполнении траншей и выемок различной конфигурации в грунтах, в подземном строительстве и др. Грунтовая смесь содержит, мас.%: гомогенная смесь природного грунта, не содержащего включений размером более 50 мм 69,0-88,0, портландцемент 1,5-5,5, порошок бентонитовый, модифицированный содой, для буровых растворов 0,8-3,3, вода - остальное. Грунтовая смесь может содержать портландцемент ПЦ 400 и дополнительно - добавку извести в количестве 0,5-2 мас.%. Технический результат - снижение расхода вяжущего при сохранении повышенных значений несущей способности грунтовой смеси, стабильности заполнения объема до упрочнения, возможность вторичного использования укрепленного грунта. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 2 пр.

Изобретение относится к геополимерным композициям. Сухая смесь для геополимерного связующего содержит, по меньшей мере, одну летучую золу, содержащую оксид кальция в количестве меньшем или равном 15 вес.%; по меньшей мере, один ускоритель гелеобразования и, по меньшей мере, один ускоритель твердения, имеющий состав, отличный от состава указанной золы. Указанная сухая смесь, приготовленная путем ее смешения с активатором. Геополимерная композиция бетона или раствора, полученная смешением указанного связующего с заполнителем. Способы приготовления композиции бетона или раствора с использованием указанного связующего. Изобретение развито в зависимых пунктах формулы. Технический результат - снижение микрорастрескивания, сохранение конечной прочности после отверждения при низкой температуре. 7 н. и 43 з.п. ф-лы, 40 пр., 6 табл., 3 ил.
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог. Технический результат: повышение гидрофобности и морозостойкости грунтовой смеси, а также экономической эффективности строительства. Грунтовая смесь для дорожного строительства содержит минеральное вяжущее, грунт, воду и кремнийорганическую жидкость - октилтриэтоксисилан, при следующем соотношении компонентов, %: грунт - 100, портландцемент - 6-12 (сверх 100%), октилтриэтоксисилан - 0,01-0,3 (сверх 100%), вода - 8-20 (сверх 100%). Также описан вариант грунтовой смеси. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к строительству дорожных покрытий, в частности к области ремонтно-восстановительных работ, и может быть использовано при капитальном ремонте и/или реконструкции автомобильных дорог и автомагистралей. Способ включает рыхление слоев дорожной одежды, добавление наполнителя и воды, перемешивание компонентов с введением вяжущего, распределение полученной смеси и ее уплотнение, причем воду добавляют в смесь перед ее уплотнением, после которого выполняют рустовку уплотненной смеси посредством штампа для создания полужесткого несущего слоя дорожной одежды, в качестве наполнителя используют медленнотвердеющие отходы, а в качестве вяжущего - цемент в виде суспензии. Заявляемый способ восстановления слоев дорожной одежды обеспечивает повышение надежности конструктивных слоев дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием за счет увеличения их долговечности путем создания полужесткого несущего слоя, что позволяет регулировать напряженно-деформированное состояние слоев дорожной одежды в результате обеспечения направленного трещинообразования. 1 ил.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть применено для стабилизирования верхних рабочих слоев грунтовых оснований дорожных одежд. Дорожная полимермодифицированная смесь содержит, масс.%: глинистый грунт - 62-86, портландцемент М400 - 4-8, «ДС-35» - 0,3-0,6, вода - остальное. Технический результат: видоизменение физико-химической структуры глинистых грунтов дорожных оснований, способствующих повышению прочности на сжатие, прочности на растяжение при изгибе, увеличению морозостойкости, повышение плотности основания путем сокращения водопоглощения. 4 табл.
Наверх