Движитель сельскохозяйственных машин
Владельцы патента RU 2261565:
Дальневосточный государственный аграрный университет (RU)
Движитель сельскохозяйственных машин имеет рабочие органы-почвозацепы и состоит из обода, к спицам которого шарнирно прикреплены рабочие органы-почвозацепы, имеющие форму конца циклоиды, образованной качением окружности радиуса, равного радиусу окружности обода. Это позволит упростить конструкцию, снизить металлоемкость, энергоемкость и обеспечить работоспособность конструкции. 3 ил.
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в качестве движителя самоходных сельскохозяйственных машин.
Известно устройство для обработки почвы (патент RU №2064741, кл. А 01 В 11/00, 15/00, 9/00), содержащее гусеничный обвод с шарнирно прикрепленными г-образными рабочими органами, служащими почвозацепами.
Недостатками указанного устройства является сложность конструкции и низкая надежность и работоспособность, устройства заглубления и выглубления в виде лекал с изменяющейся формой работают с трением скольжения, что значительно увеличивает энергоемкость.
Упрощение конструкции, снижение металлоемкости, энергоемкости и обеспечение работоспособности конструкции достигается тем, что движитель сельскохозяйственных машин имеет рабочие органы-почвозацепы и состоит из обода, к спицам которого шарнирно прикреплены рабочие органы-почвозацепы, имеющие форму конца циклоиды, образованной качением окружности радиуса R, равного радиусу окружности обода.
На фиг.1 изображен движитель сельскохозяйственных машин, вид сбоку; на фиг.2 разрез А-А с фиг.-1; на фиг.3 рабочие органы-почвозацепы.
Движитель сельскохозяйственных машин состоит из обода 1 со спицами 4 и ступицей 2 соединенной с ведущим валом 3 посредством штифта 5 (или шлицев). К спицам 4 шарнирами 7 прикреплены рабочие органы-почвозацепы 6, имеющие форму конца циклоиды, образованной качением окружности радиуса R. Спицы 4 с рабочими органами-почвозацепами 6 расположены с обеих сторон обода 1, причем левые спицы смещены относительно правых на угол 45° (для того, чтобы в любом положении колеса хотя бы один рабочий орган-почвозацеп находился в почве, обеспечивая сцепление движителя с почвой). Рабочие органы-почвозацепы имеют холостые а, и рабочие в упоры. Холостые упоры а, имеют регулируемую длину.
Движитель сельскохозяйственных машин работает следующим образом.
При получении крутящего момента от ведущего вала 3 через ступицу 2 посредствам штифта 5 колесо движителя начинает вращаться и катиться по поверхности почвы. При переходе верхней точки обода очередным шарниром 7 рабочий орган-почвозацеп под действием веса рабочей части проворачивается вокруг шарнира до соприкосновения холостого упора а с внутренней частью обода 1. Длина холостого упора а регулируется таким образом, чтобы при горизонтальном положении спицы 4 рабочий орган-почвозацеп 6 касался рабочим концом поверхности почвы и совпадал с траекторией циклоиды образованной центром шарнира 7. При дальнейшем движении колеса рабочая часть рабочего органа-почвозацепа внедряется в почву под действием силы веса всего устройства в целом. Процесс внедрения рабочего органа-почвозацепа в почву осуществляется от горизонтального положения соответствующей спицы (касание) до вертикального (полное внедрение). При внедрении рабочий орган-почвозацеп вращается в шарнире 7, оставаясь продолжением циклоиды. Это позволяет ему проникать в почву исключительно прокалывающим действием. В вертикальном положении спицы 4 рабочий упор в, касаясь спицы 4, прекращает вращение рабочего органа-почвозацепа вокруг шарнира 7. Дальнейшее движение спица 4 и рабочие органы-почвозацепы 6 совершают как одно звено, участвуя в сложном вращательном и поступательном движении. Это движение, как и внедрение, происходит за четверть оборота колеса. При этом в первой трети преобладает вращательное движение, а в последней трети - поступательное. При вращательном движении рабочие органы-почвозацепы осуществляют копающее воздействие на почву, рыхля ее.
Упрощение конструкции достигнуто за счет отсутствия в предлагаемом движителе сельскохозяйственных машин натяжных устройств, гусеничного обвода, ходовой системы, заглубляющих и выглубляющих лекал. Это снижает металлоемкость, и, кроме того, заглубляющие и выглубляющие лекала работают с трением скольжения, что увеличивает энергоемкость процесса.
Движитель сельскохозяйственных машин, имеющий рабочие органы-почвозацепы, отличающийся тем, что состоит из обода, к спицам которого шарнирно прикреплены рабочие органы-почвозацепы, имеющие форму конца циклоиды, образованной качением окружности радиуса, равного радиусу окружности обода.