Способ установки сегментов в подпятниках гидроагрегатов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех машинах, содержащих подшипники скольжения с самоустанавливающимися сегментами, воспринимающими осевые нагрузки. Способ установки сегментов в подпятниках гидроагрегатов, содержащих сегменты, опорные элементы и ограничительные радиальные упоры, заключается в том, что рабочую поверхность трения сегмента смещают в радиальном направлении до совпадения центра гидродинамических давлений, действующих в радиальной плоскости, с осью опорного элемента. Технический результат - исключение перекоса сегмента относительно рабочей поверхности трения диска пяты в вертикальной радиальной плоскости, исключение кромочного эффекта, обеспечение работоспособности и грузоподъемности, соответствующей гидродинамическому расчету, облегчение самоустановки сегмента в вертикальной плоскости в окружном направлении при пусках гидроагрегата. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех машинах, содержащих подшипники скольжения с самоустанавливающимися сегментами, воспринимающими осевую нагрузку.

Известен способ установки самоустанавливающихся сегментов в подпятнике гидроагрегата (АС №2085772, МПК F 16 С 17/08, от 27.07.1997 г.), который заключается в ориентации сегмента относительно оси его опоры с помощью фиксирующего съемного кольца - аналог.

Недостатком указанного аналога является отсутствие способа ориентации сегмента в радиальном направлении.

Известен также способ ориентации сегментов с эластичным металлопластмассовым покрытием по АС 649898 СССР ("Методические указания по эксплуатации подпятников вертикальных гидроагрегатов", Р.Д. 34.51.501-97, РАО "ЕЭС России", Москва, 1998 г.) - прототип.

Недостатком известного способа установки сегментов является установка центра тяжести поверхности трения сегмента относительно оси его опоры с радиальным эксцентриситетом в диапазоне εR=±3%. При таком способе установки сегмента неизбежен перекос поверхности трения сегмента в вертикальной радиальной плоскости для совмещения центра гидродинамических давлений, действующих в вертикальной плоскости, с осью опоры.

Опыт эксплуатации эластичных металлопластмассовых сегментов, изготовляемых ОАО ЧОЭЗ "ЭНЕРГОЗАПЧАСТЬ" по АС №649898 СССР, устанавливаемых в подпятниках вертикальных гидроагрегатов Волжской ГЭС им. В.И.Ленина по указанному известному способу, показал, что сегменты повреждаются в результате их перекоса в вертикальной радиальной плоскости относительно поверхности трения диска пяты.

Поставлена задача разработать способ установки сегментов в подпятнике гидроагрегата, исключающий их перекос в вертикальной радиальной плоскости относительно поверхности трения диска пяты и вызываемое перекосом повреждение сегментов и позволяющий обеспечить работоспособность и грузоподъемность, соответствующую гидродинамическому расчету, и уменьшить износ поверхностей трения за счет облегчения самоустановки сегментов в вертикальной плоскости в окружном направлении при пусках гидроагрегата.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе установки сегментов в подпятниках гидроагрегатов, содержащих сегменты, опорные элементы и ограничительные радиальные упоры, согласно изобретению, рабочую поверхность трения сегмента смещают в радиальном направлении до совпадения центра гидродинамических давлений, действующих в радиальной плоскости, с осью опорного элемента, причем координату центра гидродинамических давлений в радиальном направлении определяют по формуле

где Вк - параметр, определяемый геометрическими размерами сегмента в плане в радиальном направлении;

Ак - параметр, определяемый геометрическими размерами сегмента в плане в окружном направлении и распределением гидродинамических давлений в радиальном направлении.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображено сечение подпятника в вертикальной радиальной плоскости, проходящей через ось опорного элемента, Фиг.1, и вид сегмента в плане, Фиг.2.

Перед установкой сегмента 1 в подпятник производят определение координаты центра давления Yц.д. расчетным путем и наносят метку на поверхности трения сегмента 1.

Производят точное измерение по радиусу координаты Y0 - расстояния от оси опорного элемента 2 до выгородки 3, являющейся радиальным упором для сегмента 1.

Регулируемый винтовой упор 4 выставляют относительно внутренней кромки сегмента на расстояние Yp.у. таким образом, чтобы сумма этого расстояния с координатой центра давления Yц.д. равнялась расстоянию от оси опорного элемента 2 до выгородки 3, т.е.

После этого сегмент 1 смещают в радиальном направлении до контакта винтового радиального упора 4 с выгородкой 3, опускают сегмент на тарелку 5 и устанавливают наружный радиальный упор 6 с зазором между его контактной поверхностью и поверхностью наружной кромки сегмента в соответствии с требованиями РД (Рабочей документацией) для данного гидроагрегата.

Предлагаемый способ установки сегмента в подпятнике обеспечивает совпадение линии действия результирующей гидродинамических давлений в радиальной плоскости Р (центр давления) с осью опорного элемента 2.

В этом случае сумма моментов всех сил в вертикальной радиальной плоскости относительно оси опорного элемента 2 при возникновении гидродинамических давлений р после пуска гидроагрегата будет равна нулю. При этом перекос сегмента относительно поверхности трения диска пяты в вертикальной радиальной плоскости будет исключен. В связи с этим будет исключен кромочный эффект и износ поверхности трения сегмента 1, обеспечена работоспособность и грузоподъемность в соответствии с гидродинамическим расчетом, облегчена самоустановка сегмента 1 в вертикальной плоскости в окружном направлении при пуске гидроагрегата.

Таким образом, применение предложенного способа установки сегментов в подпятниках гидроагрегатов обеспечивает выполнение всех требований поставленной задачи.

Способ установки сегментов в подпятниках гидроагрегатов, содержащих сегменты, опорные элементы и ограничительные радиальные упоры, отличающийся тем, что рабочую поверхность трения сегмента смещают в радиальном направлении до совпадения центра гидродинамических давлений, действующих в радиальной плоскости, с осью опорного элемента, причем координату центра гидродинамических давлений в радиальном направлении определяют по формуле

Вк - параметр, определяемый геометрическими размерами сегмента в плане в радиальном направлении;

Ак - параметр, определяемый геометрическими размерами сегмента в плане в осевом направлении и распределением гидродинамических давлений в радиальном направлении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к конструктивным элементам гидрогенераторов, а именно подпятникам. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции подпятника гидрогенератора. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении опор валов вертикальных роторных машин. .

Подпятник // 1594300
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в вертикальных гидрогенераторах или гидрогенераторах-двигателях большой мощности. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелом электромашиностроении в реверсивных гидроагрегатах электростанций. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, воспринимающим осевые усилия. .

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для восприятия осевых нагрузок вертикально вращающихся валов. .

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с вращающимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к опорам быстровращающихся машин и приборов, таким как накопители энергии, гироскопы, сепараторы, центрифуги, и, в частности, к опорам вертикальных валов таких устройств

Изобретение относится к опорам быстровращающихся машин и приборов, таким как накопители энергии, гироскопы, сепараторы, центрифуги, и, в частности к опорам вертикальных валов таких устройств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу изготовления колодки упорного подшипника скольжения (подпятника)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу изготовления колодки упорного подшипника скольжения (подпятника)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях сепараторов, центрифуг и других подобных устройств, содержащих быстровращающийся ротор, и касается конструкции опорного узла и, в частности, его подшипника скольжения, работающего постоянно или временно, например на разгоне и торможении, в условиях граничной смазки

Изобретение относится к области пчеловодства
Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу изготовления колодок подпятника и подшипника скольжения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорному подшипнику скольжения, преимущественно для установки на валу центробежных и компрессорных машин, работающих при высоких нагрузках. Упорный подшипник скольжения содержит пяту (4), подпятник (3), несущую втулку (1) со сферической упорной поверхностью, на которую сферической поверхностью своей тыльной стороны опирается подпятник (3), выполненный из антифрикционного материала. Между пятой (4) и подпятником (3) имеется масляный зазор. Подпятник (3) выполнен с равномерно расположенными по окружности карманами (6) на тыльной стороне и масляными каналами (7), сообщающими соответствующие карманы (6) с масляным зазором. Масляная подушка на тыльной стороне подпятника (3) образуется за счет перераспределения давления масла в рабочем зазоре и передачи масла по маслопроводящим каналам (7) в масляные карманы (6). Технический результат: повышение работоспособности, надежности и долговечности упорного подшипника скольжения. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Наверх