Канатный блок

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната канатных систем лесопромышленного комплекса. Канатный блок содержит комбинированный ролик с желобом, установленный на оси и выполненный из секторов древесины модифицированной, образующих центральный диск с торцевым расположением волокон древесины на поверхностях соприкосновения с опорой и с канатом, зажатый между двумя металлическими дисками. Центральный диск своей поверхностью со стороны внутреннего диаметра опирается на седловидную опорную поверхность, одна половина которой выполнена на металлической втулке, имеющей скользящую посадку на оси. Между седловидной опорной поверхностью и соответствующей поверхностью ролика образован зазор для отклонения ролика в обе стороны. Вторая половина седловидной поверхности выполнена в утолщении на оси. Утолщение имеет размеры, соответствующие размерам втулки, и элементы утолщения и втулки расположены зеркально по отношению друг к другу. Технический результат - упрощение конструкции опорной поверхности для ролика блока. 2 ил.

 

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната канатных систем лесопромышленного комплекса.

Известны литые канатные блоки грузоподъемных механизмов, содержащие обод с желобом и ступицу, соединенные спицами овального сечения [1]. В таких блоках канат и блок быстро изнашиваются в местах соприкосновения каната с желобом вследствие возникновения контактных напряжений и отклонения каната в поперечной плоскости (переменности угла девиации).

Известен канатный блок [2], содержащий ролик, обод которого выполнен с желобом, в котором размещена рифленая вставка с гофрированной поверхностью, имеющей форму отпечатков прядей каната. Рифленая вставка включает упругие компенсаторы в виде U-образных выступов, размещенных в проточках обода. Такая конструкция обода обеспечивает более равномерное распределение контактных напряжений между канатом и желобом и частично перемещается при поперечном отклонении каната.

Недостатком известной конструкции является сложность изготовления и крепления рифленой опорной вставки в желобе блока.

Известен канатный блок [3], выбранный в качестве прототипа, ролик которого выполнен из секторов древесины модифицированной (ДМ), образующий диск, имеющих торцевое расположение волокон на поверхностях соприкосновения с металлическими полувтулками (левой и правой) и канатом. Полувтулки, служащие опорной поверхностью для ролика, посажены на ось блока и образуют седловидную поверхность. Данный блок позволяет снизить контактные напряжения между желобом ролика и канатом и «отслеживать» угол девиации каната до 3°, что положительно сказывается на сроке службы стального каната. Недостатками данной конструкции являются: изготовление двух полувтулок; упора для левой полувтулки и ее тугая посадка.

Изобретение решает задачу упрощения конструкции опорной поверхности для ролика блока.

Это достигается тем, что в канатном блоке, содержащем комбинированный ролик с желобом, установленный на оси и выполненный из секторов древесины модифицированной, образующих центральный диск с торцевым расположением волокон древесины на поверхностях соприкосновения с опорой и с канатом, зажатый между двумя металлическими дисками, причем своей поверхностью со стороны внутреннего диаметра центральный диск опирается на седловидную опорную поверхность, одна половина которой выполнена на металлической втулке, имеющей скользящую посадку на оси, причем между седловидной опорной поверхностью и соответствующей поверхностью ролика образован зазор для отклонения ролика в обе стороны, согласно изобретению вторая половина седловидной поверхности выполнена в утолщении на оси, причем это утолщение имеет размеры, соответствующие размерам упомянутой втулки, и элементы утолщения и втулки расположены зеркально по отношению друг к другу.

В предлагаемом изобретении из конструкции блока-прототипа исключены левая полувтулка как отдельная деталь и упор, а их функции выполняет утолщение на оси, соответствующее размерам правой полувтулки, что не только упрощает конструкцию, но и сборку блока в сравнении с прототипом.

По внешнему диаметру ролика в ДМ выполнен желоб глубиной (1,2-1,5)dк и радиусом (0,52-0,53)dк, где dк - диаметр каната.

Допускаемая нагрузка на блок данной конструкции - до 100 кН (10 тс). Изготовление ролика с использованием ДМ снижает расход металла на изготовление блока.

Конструкция блока показана на фиг.1 - общий вид и фиг.2 - разрез по А-А.

Канатный блок 1 состоит из комбинированного ролика 2 и оси 3. Ролик состоит из двух элементов: центрального диска, собранного из секторов 4 ДМ, и двух металлических дисков 5 (каждый толщиной 10 мм), которые зажимают диск из ДМ с двух сторон при помощи болтов 6 с гайками 7. Для надежности стяжки дисков устанавливают специальные гроверные шайбы 8, которые компенсируют изменение величины давления набухания ДМ в направлении прессования, т.е. компенсируют релаксацию внутренних напряжений, возникающих в древесине во времени под воздействием изменяющихся температурно-влажностных режимов эксплуатации блока, а также фиксируют гайки 7 и предотвращают их отворачивание.

На оси 3 размещена опорная поверхность 7 седловидной формы, выполняющая функцию подшипника скольжения, состоящая из двух частей: левой части 9, которая выполнена заодно целое с осью, и правой в виде полувтулки 10, устанавливаемой на ось с небольшим натягом (скользящая посадка). Полувтулка 10 надежно зажата на оси гайки 11. Для обеспечения постоянного нажима и фиксирования гайки 11 под нее установлена специальная гроверная шайба 12, которая предотвращает ее отворачивание.

Канатный блок работает следующим образом.

Запасованный через блок канат контактирует с ДМ, которая имеет меньший модуль упругости по сравнению с проволоками каната, что позволяет им выработать в ней «постель» и, таким образом, увеличить площадь контакта, а зазор между седловидной поверхностью на оси блока и овальной формой ролика по внутреннему диаметру позволяют ему «отслеживать» поперечные отклонения каната влево или вправо в пределах до 3°, что вкупе положительно влияет на срок службы стального каната.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №468873, В 66 D 3/08, 05.07.73. Бюл. №16.

2. Авторское свидетельство СССР №1212927, В 66 D 3/08, 23.02.86. Бюл. №7.

3. Патент РФ на полезную модель №34155, В 66 D 3/08, 27.11.2003. Бюл. №33.

Канатный блок, содержащий комбинированный ролик с желобом, установленный на оси и выполненный из секторов древесины модифицированной, образующих центральный диск с торцевым расположением волокон древесины на поверхностях соприкосновения с опорой и канатом, зажатый между двумя металлическими дисками, причем своей поверхностью со стороны внутреннего диаметра центральный диск опирается на седловидную опорную поверхность, одна половина которой выполнена на металлической втулке, имеющей скользящую посадку на оси, причем между седловидной опорной поверхностью и соответствующей поверхностью ролика образован зазор для отклонения ролика в обе стороны, отличающийся тем, что вторая половина седловидной поверхности выполнена в утолщении на оси, причем это утолщение имеет размеры, соответствующие размерам упомянутой втулки, и элементы утолщения и втулки расположены зеркально по отношению друг к другу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям шкивов, предназначенных для огибания их тросом и используемых в подъемниках. .

Полиспаст // 2124471
Изобретение относится к грузоподъемным механизмам и касается полиспаста. .

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, в частности к канатным шкивам, и может быть использовано на шкивах шахтных и доменных подъемников. .

Изобретение относится к канатной подъемно-транспортной технике, в частности к футерованию канатных направляющих и ведущих шкивов шахтных подъемных установок . .

Шкив // 1717529
Изобретение относится к подъемнотранспортной технике, в частности к подъемникам , экскаваторам, лесотранспортным установкам. .

Изобретение относится к области канатной подьемно^транспортной техники, в частности к футерованию канатных направляющих шкивов, катков грузовых кареток канатно-подвесных дорог и т.п.

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, а именно к канатным блокам . .

Шкив // 1689301
Изобретение относится к подъемно транспортному оборудованию и може быть испольчовано в подъемных машинах, гжска ваторах и др Цель изобретения - повышение срока службы футеровки Шкив с одер жиг ступицу 1 и обод 2, в котором распою жены футеровочные вкладыши 3 и строист во ,и« пожатия ф геровочны вк ia шшеи с манатами MaiHUTw i ганов юны в гор новой 4, боконнч и фгмн1а1Ьн- 1 Mohepv ностях ф теровоч1 ч н v.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в направляющих блоках и роликах, обеспечивающих направленное перемещение грузов канатами грузоподъемных машин и механизмов

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната лесопромышленного комплекса

Настоящее изобретение относится к работающим с волоконными канатами канатным приводам, таким как, например, подъемные механизмы кранов, стрелоподъемные механизмы кранов, ходовые механизмы крановой тележки. Канатный барабан для лебедки привода волоконного каната с корпусом оболочки барабана оснащен на окружной стороне системой желобов, а также двумя упорными дисками, которые на концевой стороне граничат с корпусом оболочки барабана. Изобретение относится также к канатному блоку для такого привода волоконного каната с укрепленной с возможностью вращения обоймой блоков, поверхность оболочки которой содержит один канатный желоб. Желоба канатного блока при рассмотрении в направлении поперечного сечения имеют отличный от круглой формы поверхностно сплющенный круглый контур желоба, который в области основания желоба имеет больший радиус кривизны, нежели в области граничащих с ней боковых поверхностей желоба. Достигается повышение надежности работы устройства за счет уменьшения износа канатов. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх