Способ развивающего обучения и дидактическое пособие для его осуществления

Способ и дидактическое пособие предназначены для обучения художественному труду и конструированию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и позволяют повысить эффективность формирования навыков, необходимых для успешного овладения изобразительной деятельностью, цветовосприятием и цветоразличением. У обучаемого формируют зрительный образ изделия народного промысла Урала путем предъявления рисунков персонажа сказки или образца изделия, изображенных на разных носителях, на каждом из которых рисунок выполнен в одной цветовой палитре, а вместе образуют рисунки разных цветовых палитр. Рисунки сопровождают названиями, назначением, стихами и/или сказками, и/или загадками, и/или пословицами. Затем предъявляют ряды носителей, являющиеся элементами конструирования, в том числе ряды носителей цветных рисунков природных минералов и горных пород. Формируют аппарат для понятия процесса конструирования плоскостных изделий путем сравнивания цвета рисунков персонажа или образца изделия с цветом рисунков минералов и горных пород. При совпадении цветовых палитр носители объединяют в общие ряды рисунков одной цветовой палитры. Дают названия природным минералам и горным породам. Предъявляют на носителях элементы для конструирования основы персонажа или образца изделия, выполненной белым цветом на цветном фоне, совпадающим с цветом по меньшей мере одного из рисунков минералов и/или горных пород. По их цвету носители рисунков основы помещают в ряды носителей остальных рисунков соответствующей цветовой палитры. Предъявляют на носителях выкройки основы персонажа или образца и размещают их в ряду носителей рисунков соответствующей цветовой палитры. По контурам выкроек вырезают заготовки основы и ее деталей. Конструируют образец изделия путем размещения на носителях рисунков основы поверх ее очертаний заготовок соответствующих конфигураций в каждом ряду соответствующей цветовой палитры. Совмещают заготовки с основой и ее деталями на рисунке, а его фон заполняют носителями рисунков минералов и/или горных пород, совпадающими с ним по цвету. Дидактическое пособие содержит носитель, пригодный к резанию, на поверхность которого нанесен рисунок и носители рисунков, являющиеся элементами конструирования, большая часть площади которых выполнена в одной цветовой палитре, а вместе носители образуют ряды разных цветовых палитр. Элементы конструирования выполнены в виде носителей рисунков основы белого цвета на цветном фоне и носителей цветных выкроек персонажа или образца и его элементов для вырезания по ним заготовок, имеющих сходную конфигурацию по меньшей мере с одним из носителей рисунков белой основы персонажа или образца и совпадающее с его цветным фоном цветовое исполнение. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 16 ил.

 

Изобретения предназначены для использования при обучении художественному труду и конструированию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и могут быть применены для формирования навыков, необходимых для успешного овладения изобразительной деятельностью.

Известен способ развивающего обучения цветовосприятию в процессе игры (см. патент РФ №2214850, М.Кл.7: A 63 F 9/00, опубл. 10.03.2002, "Игровой дидактический комплект".

Обучение цветовоприятию основано на сравнении цвета игровых элементов и цвета игрового поля и выполнении соответствующего игрового действия. Во время игры у обучаемого развивается способность различать цвета предметов, повышается внимание, улучшаются память и школьно-значимые функции.

Известен способ обучения цветовосприятию детей дошкольного возраста, включающий определение типа характера сказочного персонажа при помощи цвета одежды персонажа или окружающих его предметов (см. статью: "Добро пожаловать в "Страну Рисованию", Григорьева В., Бурдюгова Л., журнал "Дошкольное воспитание", 2004 г., №1, с.74, рис.2).

Известный способ позволяет обучаемому различать цвет, ассоциировать цвет с типом характера героя, соотносить его с понятиями, например понятиями о добре и зле, одновременно развивая творческое воображение.

Способ включает предъявление обучающему рисунков сказочных персонажей, относящихся к противоположным психологическим типам, например рисунков Василисы Прекрасной и Бабы Яги, одежда которых имеет различный цвет и характеризует тип героя. Ребенок учится соотносить цвет с понятиями "добро" - "зло" и определять по цвету психологический тип сказочного персонажа. В процессе раскрашивания контурных рисунков персонажей цветом, выбранным ребенком в соответствии с характером сказочного героя, формируется художественный вкус и навыки к творчеству.

Известен способ развивающего обучения, включающий нанесение на поверхность носителя, пригодного к резанию, рисунка и последующее обучение выполнению изображения рисунка с использованием приемов его конструирования, выбранный в качестве ближайших аналогов-прототипов (см. статью: "Добро пожаловать в "Страну Рисованию", Григорьева В., Бурдюгова Л., журнал "Дошкольное воспитание", 2004 г., №1, с.74-75, рис.4).

Известный способ включает нанесение на поверхность носителя рисунка, состоящего из различных элементов, и обучение приемам художественного труда путем воспроизведения мотивов рисунка на отдельных плоских носителях, в том числе путем художественного конструирования элементов рисунка на плоском основании носителя по образцу - картине. Художественному конструированию предшествует определение характера рисунка, его композиционного строя, расположения и ориентации элементов, их конфигурации. Способ предусматривает последовательность объединения элементов в композицию и самостоятельное конструирование рисунка на плоскости.

Недостатком способа является низкая эффективность обучения цветовосприятию и цветоразличению во время художественного труда, как важной составляющей творческих способностей. По данному способу также затруднительно формировать навыки первоначального конструирования с опорой на цвет элементов картины. По данному способу затруднительно развивать в комплексе: мышление, память, внимание, зрительно-двигательную координацию, обогащать словарный запас ребенка.

Техническим результатом настоящих изобретений является повышение эффективности формирования творческих способностей ребенка за счет развития цветовосприятия и цветоразличения во время художественного труда, а также - комплексное развитие мышления, памяти, внимания, зрительно-двигательной координации, обогащение словарного запаса ребенка, представления детей о родном крае.

Технический результат достигается следующими изобретениями.

В способе развивающего обучения, включающем нанесение на поверхность носителя, пригодного к резанию, рисунка и последующее обучение приемам конструирования на плоскости, согласно первому изобретению формируют у обучаемого зрительный образ изделия народного промысла Урала путем предъявления рисунков персонажа сказки или образца изделия, изображенных на разных носителях, на каждом из которых рисунок выполнен в одной цветовой палитре, а вместе образуют рисунки разных цветовых палитр, рисунки сопровождают названиями, назначением, стихами и/или сказками, и/или загадками, и/или пословицами, затем предъявляют ряды носителей, являющиеся элементами конструирования, в том числе ряды носителей цветных рисунков природных минералов и горных пород, и формируют аппарат для понятия процесса конструирования плоскостных изделий путем сравнивания цвета рисунков персонажа или образца изделия с цветом рисунков минералов и горных пород, при совпадении цветовых палитр носители объединяют в общие ряды рисунков одной цветовой палитры, дают названия природным минералам и горным породам, предъявляют на носителях элементы для конструирования основы персонажа или образца изделия, выполненной белым цветом на цветном фоне, совпадающим с цветом по меньшей мере одного из рисунков минералов и/или горных пород, по цвету которых носители рисунков основы помещают в ряды носителей остальных рисунков соответствующей цветовой палитры, предъявляют на носителях выкройки основы персонажа или образца и размещают их в ряду носителей рисунков соответствующей цветовой палитры, по контурам выкроек вырезают заготовки основы и ее деталей и конструируют образец изделия путем размещения на носителях рисунков основы поверх ее очертаний заготовок соответствующих конфигураций в каждом ряду соответствующей цветовой палитры, совмещая заготовки с основой и ее деталями на рисунке, а его фон заполняют носителями рисунков минералов и/или горных пород, совпадающими с ним по цвету.

В способе развивающего обучения в качестве образца изделия предъявляют на отдельных носителях цветные рисунки персонажа сказки Хозяйки медной горы, а в качестве элементов конструирования фона этого изделия предъявляют выполненные на отдельных носителях цветные рисунки природных минералов и горных пород Урала.

В способе развивающего обучения в качестве образца изделия предъявляют на отдельном носителе цветной рисунок русской избы, а в качестве элементов конструирования этого изделия предъявляют шаблоны рисунков основы избы и ее частей, выкройки основы избы и ее частей, из которых вырезают заготовки для конструирования, заготовки размещают поверх шаблонов до совмещения их конфигураций, закрепляют на поверхности и соединяют шаблоны друг с другом в соответствии с рисунком образца - избы.

В способе развивающего обучения в качестве образца изделия предъявляют на отдельном носителе цветной рисунок татарских сапог-ичигов, а в качестве элементов конструирования этого изделия предъявляют выполненные на отдельных носителях рисунки одноцветных основ образца, цветные выкройки деталей образца, совпадающие по цвету и конфигурации с рисунком образца целого изделия.

В способе развивающего обучения в качестве образца изделия предъявляют на отдельном носителе цветной рисунок башкирского ковра, контуры одного из геометрических разноцветных элементов которого воспроизведены на отдельном носителе для конструирования одноцветной основы изделия, а контуры других элементов воспроизведены на носителе разноцветных деталей изделия, схожих по цвету и форме с элементами на рисунке образца, по контурам носителя разноцветных деталей вырезают заготовки и распределяют их на поверхности носителя одноцветной основы до совмещения конфигураций геометрических элементов, составляя цветной рисунок образца изделия.

В дидактическом пособии для осуществления способа развивающего обучения, содержащем носитель, пригодный к резанию, на поверхность которого нанесен рисунок, согласно второму изобретению пособие дополнительно содержит носители рисунков, являющиеся элементами конструирования, большая часть площади которых выполнена в одной цветовой палитре, а вместе носители образуют ряды разных цветовых палитр, при этом элементы конструирования выполнены в виде носителей рисунков основы белого цвета на цветном фоне и носителей цветных выкроек персонажа или образца и его элементов для вырезания по ним заготовок, имеющих сходную конфигурацию по меньшей мере с одним из носителей рисунков белой основы персонажа или образца и совпадающее с его цветным фоном цветовое исполнение.

Кроме того, в дидактическом пособии для осуществления способа развивающего обучения в качестве элементов конструирования фона образца изделия оно дополнительно содержит отдельные носители цветных рисунков природных минералов и горных пород Урала, выполненные в одной цветовой палитре с цветом фона соответствующих носителей рисунков основы персонажа или образца.

Кроме того, в дидактическом пособии для осуществления способа развивающего обучения в качестве элементов конструирования фона образца изделия оно дополнительно содержит носители цветных рисунков природных минералов и/или горных пород с обозначением их наименований.

Предъявление рисунков персонажа сказки или образца изделия народного промысла Урала, изображенных на разных носителях, на каждом из которых рисунок выполнен в одной цветовой палитре, а вместе образуют носители рисунков разного цвета, основано на формировании умений цветовосприятия и цветоразличения, без которых невозможно становление у обучаемого зрительного образа художественных изделий, например изделия народного промысла Урала.

Сопровождение рисунков названиями, назначением, стихами и/или сказками, и/или загадками, и/или пословицами закрепляет формирование зрительного образа художественных изделий на основе представлений о природе уральского края, о его природных богатствах, например уральских самоцветах, при одновременном обогащении словарного запаса.

Предъявление ряда носителей, являющихся элементами конструирования, в том числе рядов носителей цветных рисунков природных минералов и горных пород упрощает конструирование на плоскости, так как рисунки минералов служат дополнительной зрительной опорой в умении выбора нужного цвета при составлении образца заданной цветовой палитры.

Сравнение цвета рисунков персонажа или образца изделия с цветом рисунков минералов и горных пород, объединение носителей в общие ряды рисунков одной цветовой палитры при их совпадении и обозначение названий природных минералов и горных пород закрепляет умения сравнивать цвет, подбирать сходные по цвету, тренировать мышление и память, формировать понятийный аппарат процесса конструирования плоскостных изделий.

Предъявление на носителях элементов для конструирования в виде рисунков основы персонажа или образца изделия, выполненной белым цветом на цветном фоне, совпадающим с цветом рисунка по меньшей мере одного из минералов и/или горных пород, носителей выкроек основы персонажа или образца и размещение их в рядах рисунков соответствующей цветовой палитры, закрепляет умения сравнивать цвет изображений и подбирать изображения, сходные по форме и размеру, тренирует при этом зрительно-двигательную координацию ребенка.

Вырезание заготовок по контурам выкроек развивает мелкую моторику рук.

Размещение поверх носителей рисунков основы в соответствии с ее очертаниями заготовок одинаковых конфигураций в каждом ряду соответствующей цветовой палитры, совмещение заготовки с очертаниями основы и ее деталями на рисунке, наложение на фон рисунка изображений минералов и/или горных пород, совпадающих с ним по цвету, прививает навыки конструирования образца изделия на плоскости, эффективно формируя творческие способности ребенка во время художественного труда.

Предъявление в качестве рисунка персонажа сказки на отдельных носителях цветных рисунков Хозяйки медной горы, изображенной на фоне природных минералов и горных пород Урала, на каждом из которых рисунок выполнен в одной цветовой палитре, а вместе образуют рисунки разного цвета, значительно повышает заинтересованность в конструировании и упрощает этот процесс, так как сказочный образ Хозяйки медной горы знаком и любим детьми.

В русском народном декоративно-прикладном искусстве получил широкое распространение геометрический орнамент. Разнообразие оформления изделий заключается в многочисленных комбинациях одних и тех же геометрических фигур: круга, квадрата, ромба, треугольника. При украшении изделия судили о мастере, о его характере: чем ярче краски, тем веселее и уживчивее мастер.

Выбор в качестве объекта конструирования такого изделия народного промысла, как русская изба, определен возможностью многочисленных комбинаций простых геометрических фигур при "построении" русской избы. Кроме того, при формировании навыков первоначального конструирования опорой являются яркие цвета: красный, зеленый, желтый, синий, а также их оттенки, которыми расцвечены заготовки для конструирования.

Предъявление на отдельных носителях цветных рисунков русской избы, а также рисунков основы избы, ее частей, выполненных контуром на белом фоне в виде шаблонов, и носителей цветных выкроек основы избы и ее частей, вырезание заготовок для конструирования, размещение поверх шаблонов и совмещение их конфигураций, закрепление на поверхности и соединение шаблонов друг с другом в соответствии с рисунком целого изделия, эффективно развивает навыки конструирования, так как объект построения хорошо знаком.

Татарскому орнаменту так же, как и русскому, присуща мозаичность. Особенно ярко это отражается в украшении татарских сапожек-ичигов.

Выбор в качестве объекта конструирования такого изделия народного промысла, как татарские сапоги-ичиги, определен возможностью комбинации контрастного сочетания теплых и холодных, темных и светлых красок, которыми расцвечены заготовки и возможностью декоративного оформления узорами из растительных форм.

Предъявление на носителе рисунка татарских сапог-ичигов, а также ряда носителей, на каждом из которых нарисованы одноцветная основа сапог, а также носителей, каждый из которых представляет собой цветную выкройку деталей сапог-ичигов, совпадающих по цвету и конфигурации с рисунком деталей сапог-ичигов, позволяет повысить интерес к художественному конструированию, так как опорой при обучении являются распространенные цвета татарского орнамента: синий, голубой, зеленый, иногда красный и их оттенки.

Выбор в качестве объекта конструирования такого изделия народного промысла, как башкирский ковер, определен возможностью комбинации элементов башкирского геометрического орнамента, например квадратов и треугольников в различных сложных сочетаниях с опорой на их яркий и теплый колорит: красный, оранжевый, желтый, зеленый, черный и их оттенки.

Предъявление на носителе рисунка башкирского ковра, выполненного в виде геометрических разноцветных деталей, предъявление ряда носителей, на каждом из которых нарисована одноцветная основа ковра в виде геометрических деталей, сходных по конфигурации с разноцветными деталями на рисунке ковра, предъявление ряда носителей, на которых нарисованы цветная основа ковра, и отдельно его детали в виде разноцветных геометрических элементов, схожих по цвету и форме с элементами на рисунке, вырезание по контурам заготовок и распределение их на поверхности носителя рисунка основы ковра до совмещения конфигураций геометрических элементов, позволяет закрепить умения создавать башкирский орнамент из отдельных геометрических элементов, соблюдая пропорции и цветовое сочетание.

Кроме того, обучение составлению рисунка башкирского ковра воспитывает у обучаемого уважение к традициям другой национальности.

В предложенном дидактическом пособии для осуществления способа развивающего обучения используется нескольких групп носителей, необходимых для формирования умений цветовосприятия и цветоразличения:

- цветных рисунков, выполненных в одной цветовой гамме и вместе образующих набор рисунков разного цвета;

- цветных рисунков природных минералов и/или горных пород;

- рисунков основы персонажа или образца, выполненной белым цветом на цветном фоне, совпадающим с цветом рисунка по меньшей мере одного из минералов и/или горных пород;

- цветных выкроек персонажа или образца и его элементов, пригодных для вырезания по ним заготовок, имеющих сходные конфигурацию и цветовое исполнение по меньшей мере с одним из носителей рисунков белой основы, выполненных на цветном фоне минералов и/или горных пород.

Взаимосвязь носителей основана на общих графически-колористических элементах, цветовое исполнение которых дает возможность обучаемому вести конструирование на плоскости с опорой на цвет и конфигурацию заготовок при воспроизведении им формируемого зрительного образа художественного изделия, относящегося к изделиям народного промысла Урала.

Наличие носителей цветных рисунков природных минералов и/или горных пород, на которых имеются обозначения природных минералов и/или горных пород, способствует быстрому запоминанию названий минералов и пород.

Носители рисунков учебного пособия позволяют вести конструирование на плоскости и формировать пространственные представления, способность к концентрации внимания, к различению формы, размеров предметов, развивать мышечно-связочный аппарат кистей рук.

Сущность заявляемых изобретений поясняется рисунками.

На фиг.1 представлен носитель рисунка, например персонажа сказки, выполненного в зеленой цветовой гамме.

На фиг.2 представлен носитель рисунка основы, например персонажа сказки, выполненной белым цветом на цветном фоне минералов и/или горных пород.

На фиг.3 и на фиг.5 представлены носители цветных выкроек персонажа и его элементов, пригодных для вырезания по ним заготовок, имеющих сходные конфигурацию и цветовое исполнение по меньшей мере с одним из носителей рисунков белой основы персонажа или образца.

На фиг.4 представлен носитель рисунка, например персонажа сказки, выполненного в розово-золотистой цветовой гамме.

На фиг.6 представлен носитель цветных рисунков природных минералов и/или горных пород.

На фиг.7 представлен носитель цветных рисунков природных минералов и/или горных пород с названием каждого минера и/или горной породы.

На фиг.8 представлен носитель рисунка образца изделия, например русской избы.

На фиг.9 представлен носитель рисунка основы образца изделия, например избы и ее частей, выполненный белым цветом.

На фиг.10 представлен носитель цветной выкройки основы избы и ее частей.

На фиг.11 представлен носитель рисунка татарских сапог-ичигов.

На фиг.12 представлен носитель одноцветного рисунка основы сапог.

На фиг.13 представлен носитель цветной выкройки деталей сапог-ичигов.

На фиг.14 представлен носитель рисунка образца изделия, представляющего собой башкирский ковер, выполненный в виде геометрических разноцветных деталей.

На фиг.15 представлен носитель одноцветного рисунка основы ковра в виде геометрических деталей.

На фиг.16 представлен носитель рисунка цветной основы и деталей ковра, выполненных в виде разноцветных геометрических элементов.

Способ развивающего обучения осуществляется в форме игры, а дидактическое пособие применяется следующим образом.

Игру предваряет чтение литературного произведения, например сказа П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка".

Для формирования зрительного образа персонажа сказки вначале предъявляют рисунки персонажа 1 на носителях (фиг.1 и фиг.4), при этом каждый из рисунков выполнен в одной цветовой палитре, а вместе образуют ряд из двух рисунков разных цветовых палитр. В качестве рисунка персонажа 1 сказки предъявляют, например, рисунок Хозяйки медной горы, изображенной на фоне природных минералов и горных пород Урала. Каждому рисунку дают названия и сопровождают объяснения стихами, и/или сказками, и/или загадками, и/или пословицами. Учащемуся предлагают обратить внимание на цвет минералов и горных пород 2, на фоне которых изображен сказочный персонаж 1.

Затем предъявляют ряд цветных рисунков природных минералов и горных пород (фиг.6), сравнивают цвета рисунков персонажа 1 (фиг.1, фиг.4) или образца изделия 3 (фиг.8) с цветом рисунков минералов и горных пород 2, при их совпадении носители объединяют в ряды рисунков, выполненных в одной цветовой палитре и дают названия природным минералам и горным породам. Затем предъявляют на носителях (фиг.2) рисунки основ 4 персонажа 1 или образца изделия 3, на каждом из которых основа 4 выполнена белым цветом на цветном фоне минералов и горных пород 2. Рисунки основ 4 размещают в зависимости от цвета минералов или горных пород 2 в рядах рисунков соответствующей цветовой палитры, затем предъявляют носители цветных выкроек 5 (фиг.3) основы 4 персонажа 1 или образца изделия 3 и также размещают их в ряду рисунков соответствующей цветовой палитры. По контурам выкроек 5 вырезают заготовки 5 основы 4 и конструируют образец изделия, размещая на носителях (фиг.2) рисунков основы 4 поверх ее очертаний заготовки 5 соответствующих конфигураций в каждом ряду в соответствии с цветовой палитрой.

Заготовки 5 совмещают с очертаниями основы 4 и ее деталей на рисунке (фиг.2), а фон заполняют рисунками минералов и/или горных пород 2, совпадающими с ним по цвету.

В качестве рисунка образца изделия 3 народного промысла Урала предъявляют на отдельных носителях цветные рисунки русской избы 3 (фиг.8), рисунки основы 6 избы и ее частей (фиг.9), выполненные контуром на белом фоне в виде шаблонов, носители цветных выкроек 7 основы избы и ее частей (фиг.10). Вырезают заготовки для конструирования и размещают поверх шаблонов (фиг.9) до совмещения конфигураций, закрепляют на поверхности и соединяют шаблоны друг с другом в соответствии с рисунком избы.

В качестве другого рисунка образца изделия народного промысла Урала предъявляют на носителе рисунок образца национального изделия 8, например татарских сапог-ичигов (фиг.11), а также ряд носителей (фиг.12), на каждом из которых нарисованы одноцветная основа 9 изделия 8, предъявляют носители (фиг.13), каждый из которых представляет собой цветную выкройку деталей 10 изделия 8 в соответствии с рисунком его образца.

В качестве следующего образца изделия народного промысла Урала предъявляют на носителе (фиг.14) цветной рисунок другого национального изделия 11, например башкирского ковра, выполненного в виде геометрических разноцветных деталей, при этом контуры одного из геометрических разноцветных элементов воспроизведены на отдельном носителе для конструирования одноцветной основы 12 изделия 11. Для конструирования изделия 11 предъявляют ряд носителей (фиг.15), на каждом из которых нарисована одноцветная основа 12 изделия 11 в виде геометрических деталей, сходных по конфигурации с целым изделием 11. Контуры других геометрических элементов изделия 11 воспроизведены на носителе разноцветных деталей 16 изделия 11, схожих по цвету и форме с элементами на рисунке образца. Предъявляют ряд носителей (фиг.16), на которых нарисованы цветная основа 13 изделия, и отдельно - детали 14 в виде разноцветных геометрических элементов, по контурам которых вырезают заготовки основы 12 и заготовки деталей 14, затем заготовки деталей 14 распределяют на поверхности носителя основы 12 до совмещения конфигураций геометрических элементов, составляя цветной рисунок образца изделия 11.

Дидактическое пособие для осуществления способа развивающего обучения содержит носители (фиг.1, фиг.4, фиг.8, фиг.11, фиг.14), на поверхность которых нанесены цветные рисунки, например персонажа 1 сказки. Пособие дополнительно содержит носители рисунков (фиг.2, фиг.3, фиг.5, фиг.6, фиг.7, фиг.9, фиг.10, фиг.12, фиг.13, фиг.15, фиг.16), являющиеся элементами конструирования, большая часть площади рисунков которых выполнена в одной цветовой палитре, а вместе рисунки на носителях образуют ряды разных цветовых палитр. Элементы 4 и 6 конструирования, показанные на фиг.2, фиг.9, выполнены в виде носителей рисунков основы 4 и 6 белого цвета на цветном фоне, а элементы конструирования 9 и 12, показанные на фиг.12 и фиг.15, выполнены в виде носителей одноцветной основы 9 и 12. Элементы 2, 3, 5, 7, 10, 16 конструирования, показанные на фиг.3, фиг.5, фиг.6, фиг.7, фиг.10, фиг.13, фиг.16, являются цветными выкройками 2, 3, 5, 7, 10, 16 персонажа или образца и его элементов для вырезания по ним заготовок, имеющих сходную конфигурацию по меньшей мере с одним из носителей рисунков белой 4 и 6 или одноцветной 9 и 12 основы персонажа 1 или образцов изделий 3, 8, 11.

Игра в соответствии с дидактическим пособием, в основу которого положено конструирование плоскостного изделия - рисунка персонажа сказки, осуществляется следующим образом. Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок персонажа 1, изображенного на отдельном носителе (фиг.1, фиг.4), уточняет название сказки, воспроизводит ее содержание, рассказывает в какой последовательности производится конструирование изделия. Затем воспитатель предлагает рассмотреть элементы конструирования 4 на носителях (фиг.2), выполненные контуром на белом фоне в виде шаблонов основы 4, изображенные на носителе (фиг.2), а также - элементы конструирования 2 и 5, являющиеся цветными выкройками 2 и 5. Дети самостоятельно вырезают заготовки 2 и 5 для конструирования и размещают их поверх основы 4 на ее шаблоне до совмещения конфигураций, закрепляют на поверхности и соединяют шаблоны друг с другом в соответствии с рисунком персонажа 1.

Игра в соответствии с дидактическим пособием, в основу которого положено конструирование изделия - избы, осуществляется следующим образом. Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок образца 3 русской избы, изображенного на отдельном носителе (фиг.8), уточняет название и назначение каждой детали избы, рассказывает в какой последовательности она строится. Затем воспитатель предлагает рассмотреть элементы конструирования 6 на носителях (фиг.9), выполненные контуром на белом фоне в виде шаблонов основы избы и ее частей и элементы конструирования 7, изображенные на носителе (фиг.10), являющиеся цветными выкройками 7 основы избы и ее частей. Дети самостоятельно вырезают заготовки 7 для конструирования и размещают их поверх шаблонов 6 до совмещения конфигураций, закрепляют на поверхности и соединяют шаблоны 6 друг с другом в соответствии с рисунком образца изделия 3.

1. Способ развивающего обучения, включающий нанесение на поверхность носителя, пригодного к резанию, рисунка и последующее обучение приемам конструирования на плоскости, отличающийся тем, что формируют у обучаемого зрительный образ изделия народного промысла Урала путем предъявления рисунков персонажа сказки или образца изделия, изображенных на разных носителях, на каждом из которых рисунок выполнен в одной цветовой палитре, а вместе образуют рисунки разных цветовых палитр, рисунки сопровождают названиями, назначением, стихами, и/или сказками, и/или загадками, и/или пословицами, затем предъявляют ряды носителей, являющиеся элементами конструирования, в том числе ряды носителей цветных рисунков природных минералов и горных пород, и формируют аппарат для понятия процесса конструирования плоскостных изделий путем сравнивания цвета рисунков персонажа или образца изделия с цветом рисунков минералов и горных пород, при совпадении цветовых палитр носители объединяют в общие ряды рисунков одной цветовой палитры, дают названия природным минералам и горным породам, предъявляют на носителях элементы для конструирования основы персонажа или образца изделия, выполненной белым цветом на цветном фоне, совпадающим с цветом по меньшей мере одного из рисунков минералов и/или горных пород, по цвету которых носители рисунков основы помещают в ряды носителей остальных рисунков соответствующей цветовой палитры, предъявляют на носителях выкройки основы персонажа или образца и размещают их в ряду носителей рисунков соответствующей цветовой палитры, по контурам выкроек вырезают заготовки основы и ее деталей и конструируют образец изделия путем размещения на носителях рисунков основы поверх ее очертаний заготовок соответствующих конфигураций в каждом ряду соответствующей цветовой палитры, совмещая заготовки с основой и ее деталями на рисунке, а его фон заполняют носителями рисунков минералов и/или горных пород, совпадающими с ним по цвету.

2. Способ развивающего обучения по п.1, отличающийся тем, что в качестве образца изделия предъявляют на отдельных носителях цветные рисунки персонажа сказки "Хозяйка медной горы", а в качестве элементов конструирования фона этого изделия предъявляют выполненные на отдельных носителях цветные рисунки природных минералов и горных пород Урала.

3. Способ развивающего обучения по п.1, отличающийся тем, что в качестве образца изделия предъявляют на отдельном носителе цветной рисунок русской избы, а в качестве элементов конструирования этого изделия предъявляют шаблоны рисунков основы избы и ее частей, выкройки основы избы и ее частей, из которых вырезают заготовки для конструирования, заготовки размещают поверх шаблонов до совмещения их конфигураций, закрепляют на поверхности и соединяют шаблоны друг с другом в соответствии с рисунком образца - избы.

4. Способ развивающего обучения по п.1, отличающийся тем, что в качестве образца изделия предъявляют на отдельном носителе цветной рисунок татарских сапог-ичигов, а в качестве элементов конструирования этого изделия предъявляют выполненные на отдельных носителях рисунки одноцветных основ образца, цветные выкройки деталей образца, совпадающие по цвету и конфигурации с рисунком образца целого изделия.

5. Способ развивающего обучения по п.1, отличающийся тем, что в качестве образца изделия предъявляют на отдельном носителе цветной рисунок башкирского ковра, контуры одного из геометрических разноцветных элементов которого воспроизведены на отдельном носителе для конструирования одноцветной основы изделия, а контуры других элементов воспроизведены на носителе разноцветных деталей изделия, схожих по цвету и форме с элементами на рисунке образца, по контурам носителя разноцветных деталей вырезают заготовки и распределяют их на поверхности носителя одноцветной основы до совмещения конфигураций геометрических элементов, составляя цветной рисунок образца изделия.

6. Дидактическое пособие для развивающего обучения, содержащее носитель, пригодный к резанию, на поверхность которого нанесен рисунок, отличающееся тем, что пособие дополнительно содержит носители рисунков, являющиеся элементами конструирования, большая часть площади которых выполнена в одной цветовой палитре, а вместе носители образуют ряды разных цветовых палитр, при этом элементы конструирования выполнены в виде носителей рисунков основы белого цвета на цветном фоне и носителей цветных выкроек персонажа или образца и его элементов для вырезания по ним заготовок, имеющих сходную конфигурацию по меньшей мере с одним из носителей рисунков белой основы персонажа или образца и совпадающее с его цветным фоном цветовое исполнение.

7. Дидактическое пособие по п.6, отличающееся тем, в качестве элементов конструирования фона образца изделия оно дополнительно содержит отдельные носители цветных рисунков природных минералов и горных пород Урала, выполненные в одной цветовой палитре с цветом фона на носителях рисунков основы персонажа или образца.

8. Дидактическое пособие по п.6, отличающееся тем, что в качестве элементов конструирования фона образца изделия оно дополнительно содержит носители цветных рисунков природных минералов и/или горных пород с обозначением их наименований.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области педагогики как дидактическое средство по предмету «Технология» в образовательных учреждениях для формирования начальных умений пользования инструментом, в нашем случае молотком.
Изобретение относится к обучению и касается приемов по обучению чтению дошкольников, предупреждения и коррекции логопедических нарушений. .

Изобретение относится к области дистанционного обучения. .

Изобретение относится к обучению, к аппаратурному оснащению процесса обучения и может быть использовано для обучения чтению, для развития интеллекта детей, а также для коррекции имеющихся нарушений речи.

Изобретение относится к средствам обучения и контроля и может быть использовано как дидактическое средство обучения приемам опиливания на занятиях в образовательных учреждениях.

Изобретение относится к средствам обучения и предназначено для повышения эффективности развития детей за счет упрощения приемов по использованию устройств обучения, обеспечивающих достижение синхронизации считываемой и звучащей тождественной информации.

Изобретение относится к способам обучения изобразительному искусству, а точнее станковой графике в общеобразовательных школах, кружках, а также в среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в качестве учебной установки, предназначенной для развития навыков конструирования при рабочем проектировании, в частности для обучения критериально-обоснованному выбору геометрических параметров деталей, грамотному и осмысленному оформлению рабочей документации.
Изобретение относится к области медицины, психотерапии. .
Изобретение относится к компьютерным средствам обучения операторов и производственного персонала технологических процессов планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

Изобретение относится к способам обучения изобразительному искусству и обеспечивает повышение эффективности, качества обучения, сокращение сроков обучения. .

Изобретение относится к педагогике, а именно к обучению изобразительной деятельности

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения и может быть использовано при создании систем для комплексного группового и/или индивидуального обучения и подготовки персонала для эксплуатации и обслуживания различных сложных технических систем, предусматривающих включение в контур управления этими системами человека

Изобретение относится к вычислительной технике, информационно-поисковым и интеллектуальным системам

Изобретение относится к дидактическим средствам обучения начальным приемам и навыкам ручной электродуговой сварки

Изобретение относится к области педагогики и касается приемов и средств, применяемых при работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые речевые нарушения, и обеспечивает возможность развития навыков правильной речи

Изобретение относится к учебным устройствам и позволяет моделировать реальные условия выполнения регулировочных работ клапанного механизма, необходимых для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области образования, в частности к способам обучения со слежением за деятельностью обучаемого, управления этой деятельностью, и предназначено для диагностики динамических характеристик процесса формирования навыков решения задач в различных предметных областях

Изобретение относится к области обучения медицины и позволяет повысить эффективность развития моторных и речевых навыков детей

Изобретение относится к приемам и средствам развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста
Наверх