Устройство для выноса подъемного каната на поверхность

Изобретение относится к подводной технике, а именно к устройствам, предназначенным для подъема затонувших объектов. Устройство для выноса подъемного каната на поверхность содержит герметичный корпус с цилиндрической частью для намотки на нее подъемного каната и полусферическими оконечностями. Цилиндрическая часть оборудована устройством зажима одного из концов подъемного каната и выполнена наборной из обечаек с фланцами для герметичного соединения между собой и с полусферическими оконечностями, выполненными с рымами для установки на подводном аппарате, доставляющем устройство к затонувшему объекту. Такое выполнение устройства позволяет использовать подъемные канаты различного диаметра и длины в зависимости от глубины местонахождения и подъемного веса затонувшего объекта. 3 ил.

 

Изобретение относится к подводной технике, а именно к устройствам, предназначенным для подъема затонувших объектов, и может быть использовано как в интересах Минобороны (ВМФ), так и других ведомств.

Известен буй Ряднова, предназначенный для обозначения мелководных полигонов и местонахождения затонувших объектов на глубине до 200 м (Спасательное имущество и средства Военно-Морского Флота, часть 3, «Специальное спасательное имущество и средства судов и подразделений поисково-спасательного обеспечения ВМФ», Москва, Воениздат, 2003 г.).

Буй Ряднова представляет собой неразборную стальную цилиндрическую конструкцию с полусферическими концевыми переборками, на которую наматывается буйреп с закрепленным на ходовом конце якорем - массивом.

При сбрасывании буя Ряднова с борта надводного судна по мере погружения его под действием якоря-массива происходит вращение буя и сматывание с него буйрепа.

Буй позволяет использовать его только из надводного положения судна, а его конструкция не предусматривает возможности увеличения его плавучести, а следовательно, увеличения диаметра (а следовательно, и разрывного усилия) и длины буйрепа при изменении глубины постановки буя.

Целью изобретения является создание устройства, позволяющего использовать его с подводных носителей (например, подводных аппаратов) из подводного положения, для выноса подъемного каната на поверхность после закрепления его ходового конца на затонувшем объекте.

Кроме того, предлагаемое устройство за счет изменения плавучести корпуса (герметичного погруженного объема) обеспечивает возможность применения подъемных канатов различного диаметра и длины в зависимости от глубины местонахождения и подъемного веса затонувшего объекта.

Поставленная цель достигается использованием устройства, состоящего из плавучести (корпуса) (фиг.1, поз.1) с намотанным на нее подъемным канатом (фиг.1, поз.2), ходовой конец которого оборудован устройством закрепления на поднимаемом объекте (фиг.1, поз.3) (гак, закладное устройство, петля-удавка и т.п.).

Конструктивно плавучесть (корпус) представляет собой герметичную всплывающую емкость, состоящую из цилиндрической обечайки (фиг.2, поз.4) и двух присоединяемых к ней полусферических оконечностей (крышек) (фиг.2, поз.5). Для увеличения при необходимости плавучести корпуса, т.е. герметичного погруженного объема, предусматривается использование дополнительной цилиндрической обечайки (обечаек) (фиг.2, поз.6), аналогичной первой.

Обечайки имеют фланцы (фиг.2, поз.7), обеспечивающие герметичное соединение их между собой и с полусферическими оконечностями (крышками) посредством болтовых соединений и резиновых прокладок. Одна из обечаек (например, первая) оборудована устройством надежного зажима коренного конца подъемного каната (фиг.2, поз.8).

Соединительные фланцы полусферических оконечностей (крышек) одновременно являются ребордами (фиг.2, поз.9), внешний диаметр которых обеспечивает возможность намотки на всплывающую емкость подъемного каната наибольшего диаметра не менее чем в три шлага.

Такое конструктивное исполнение плавучести (корпуса) позволяет, изменяя ее герметичный погруженный объем, обеспечивать необходимую положительную остаточную плавучесть устройства для подъема затонувших объектов в зависимости от глубины их местонахождения и подъемного веса различными канатами.

Габаритные размеры (длина, диаметр) и толщина обшивки плавучести (корпуса) с намотанным на нее подъемным канатом должны обеспечивать вынос подъемного каната на поверхность и удовлетворять условиям обеспечения устойчивости и прочности обшивки на предельной глубине использования устройства.

Полусферические оконечности (крышки) оборудованы рымами (фиг.2, поз.10), адаптированными к устройствам крепления и дистанционной отдачи на подводных носителях, позволяющими поднимать за них подготовленное к работе устройство и закреплять его на корпусе подводного носителя. Рымы также используются для подъема плавучести, всплывшей на поверхность вместе с канатом, на борт судна.

Схематично работа устройства показана на фиг.3.

В зависимости от подъемного веса затонувшего объекта по ГОСТу подбирается подъемный канат необходимого диаметра (разрывного усилия). Необходимая длина подъемного каната определяется из расчета расстояния от затонувшего объекта до поверхности, возможного сноса плавучести течением (как правило, принимается 10% от глубины) и расстояния от поверхности воды до грузоподъемного устройства судна, выделенного для подъема.

По ГОСТу на канаты, зная длину и диаметр, определяется вес подъемного каната. Если герметичный погруженный объем плавучести с одной цилиндрической обечайкой после намотки на нее подъемного каната не обеспечивает его вынос на поверхность, то к первой цилиндрической обечайке на болтах и с использованием резиновой прокладки герметично присоединяется вторая обечайка (или, при необходимости, две дополнительные обечайки).

Подъемный канат равномерными шлагами наматывается на плавучесть (корпус).

В зависимости от способа остропки затонувшего объекта ходовой конец подъемного каната снаряжается устройством закрепления на затонувшем объекте.

С помощью грузоподъемных средств плавучесть с намотанным подъемным канатом своим рымом крепится к устройству крепления и дистанционной отдачи подводного носителя.

Ходовой конец подъемного каната, проведенный, при необходимости, через направляющие устройства, аналогичные устройству крепления и дистанционной отдачи на корпусе подводного носителя, выводится в район действия манипуляторного устройства подводного носителя.

Произведя поиск и обнаружив затонувший объект, который необходимо поднять, подводный носитель с помощью манипуляторного устройства закрепляет ходовой конец на затонувшем объекте. После этого, предварительно отдав подъемный канат от направляющих устройств (если таковые использовались), отдается плавучесть, которая, вращаясь и сматывая подъемный канат, всплывает на поверхность.

Подводный носитель, освободившись от устройства выноса подъемного каната на поверхность, курсом против течения отходит от затонувшего объекта.

Всплывшую на поверхность плавучесть вместе с вынесенным ею подъемным канатом за рым поднимают на борт судна, производящего подъем затонувшего объекта. Коренной конец подъемного каната освобождается из устройства зажима на плавучести и присоединяется к грузоподъемной лебедке (канату грузоподъемной лебедки) на судне.

При необходимости возможно повторное использование устройства для выноса подъемного каната аналогичным образом для заводки дополнительных подъемных стропов на затонувший объект.

Конструкция устройства для выноса подъемного каната позволяет использовать его со всех подводных носителей - обитаемых и необитаемых подводных аппаратов, а также водолазами. При этом достигается следующий положительный эффект:

1. Возможность изменения герметичного погруженного объема плавучести позволяет:

- поднимать затонувшие объекты в широких диапазонах их подъемного веса и глубины местоположения;

- регулировать остаточную плавучесть подготовленного к работе устройства для обеспечения его использования с обитаемых и необитаемых подводных аппаратов и водолазами.

2. Отсутствие гибкой связи в виде каната между подводным носителем и судном при остропке затонувшего объекта существенно повышает маневренность подводного носителя и безопасность проведения работ.

3. Процесс заведения с последующим выносом на поверхность подъемного каната в подводном положении не зависит от гидрометеоусловий на поверхности, что позволяет избежать перерывов в работе и простоя дорогостоящей техники.

4. Существенно упрощается процесс доставки подъемного каната к затонувшему объекту, т.к.:

- при заведении подъемного каната на затонувший объект отсутствует необходимость использования дополнительных промежуточных канатов;

- не требуется точного наведения и длительного удержания в точке над объектом судна, выделенного для подъема, что позволяет существенно снизить суточный расход топлива (˜ на 20%).

Устройство для выноса подъемного каната на поверхность, для подъема затонувшего объекта, содержащее герметичный корпус с цилиндрической частью для намотки на нее подъемного каната и полусферическими оконечностями, при этом цилиндрическая часть оборудована устройством зажима одного из концов подъемного каната, отличающееся тем, что цилиндрическая часть выполнена наборной из обечаек с фланцами для герметичного соединения между собой и с полусферическими оконечностями, выполненными с рымами для установки на подводном аппарате, доставляющем устройство к затонувшему объекту.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к поиску и спасению аварийных подводных объектов и может быть использовано при создании технических систем обнаружения аварийного подводного объекта, лежащего на грунте, а также для создания средств спасения и оказания помощи экипажу и пассажирам аварийного подводного объекта.

Изобретение относится к области средств обозначения затонувших объектов, а именно к сигнальным буям, выпускаемым из аварийной подводной лодки. .

Веха // 557956

Изобретение относится к поиску и спасению аварийных подводных объектов и может быть использовано при создании технических систем обнаружения аварийного подводного объекта, лежащего на грунте, а также для создания средств спасения и оказания помощи экипажу и пассажирам аварийного подводного объекта.

Изобретение относится к области подводного кораблестроения, а именно к устройствам крепления и отделения всплывающего буя и предназначено для использования на подводных технических средствах (ПТС) для хранения и постановки буев, например спасательных.

Изобретение относится к морской технике, а именно к буям. .

Изобретение относится к области подводной техники, а более конкретно к области аварийно-спасательных и подводно-технических работ при использовании продуктов горения унитарных твердых топлив для вытеснения водяного балласта.

Изобретение относится к судоподъему, в частности к всплывающим буям. .

В п т б // 398444

Изобретение относится к морской технике и предназначено для исследования акустических свойств водной среды мирового океана на различных глубинах
Наверх