Механизм поворота крыла летательного аппарата с балансирным управлением

Изобретение относится к авиационной технике. Механизм состоит из механизма командного управления, тросовой проводки, состоящей из тросовых секторов, продольно-подвижной части, продольных направляющих и поперечно-подвижного основания шаровой опоры. При синхронном и однонаправленном вращении тросовых секторов внешний трос приводит в движение продольную часть механизма, поворачивая крыло летательного аппарата вокруг оси OZ. При синхронном и разнонаправленном вращении секторов внутренний трос приводит в поперечное движение основание шаровой опоры, поворачивая крыло вокруг оси ОХ. При вращении тросовых секторов однонаправлено, но не синхронно, продольно-подвижная часть механизма и основание шаровой опоры начнут одновременное движение, каждое по своим направляющим, поворачивая крыло одновременно вокруг осей ОХ и OZ. Технический результат - компактный монтаж. 1 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике. Наиболее близким аналогом по техническим решениям является механизм поворота крыла с балансирным управлением, содержащий командные тяги управления, продольно-подвижные, неподвижные направляющие, зубчатый сектор, поперечную рейку, главный рычаг с шаровой опорой. При синхронном и однонаправленном движении командных тяг крыло поворачивается вокруг оси OZ, при синхронном и разнонаправленном движении командных тяг крыло поворачивается вокруг оси ОХ. При одновременном продольном и противонаправленном движении командных тяг крыло совершает одновременный поворот вокруг осей ОХ и OZ (А.С. №2217352, МКИ В 64 С 13/18, 31/028, опубл. 27.11.2003 г., Бюл. №33). Недостатком механизма является менее удобный монтаж жестких тяг в летательных аппаратах с массой 500-600 кг из-за ограниченного внутреннего объема гондолы. Применение трубчатых тяг более практично при передаче относительно больших усилий, в том числе с использованием гидро или иных усилителей.

Целью изобретения является возможность управления крылом или втулкой несущего винта также через "плавающий" рычаг с шаровой опорой, механизмом с тросовым приводом от поста управления по типу - "пост управления элевонами", что упрощает монтаж тросовой проводки управления на летательных аппаратах с взлетной массой, не требующих гидро или иных усилителей. Указанная цель достигается тем, что механизм поворота крыла летательного аппарата с балансирным управлением, состоящий из механизма командного управления, тросовой проводки, увязывающий пост управления с механизмом управления крылом, состоящим из тросовых секторов, расположенных и взаимосвязанных, как пост управления элевонами; продольно-подвижной части механизма; продольных направляющих, закрепленных на корпусе летательного аппарата, поперечно-подвижного основания шаровой опоры, скользящему поперечно по направляющим, расположенным на продольно-подвижной части механизма. При синхронном и однонаправленном вращении тросовых секторов внешний трос приводит в движение продольную часть механизма, поворачивая крыло летательного аппарата вокруг оси OZ, при синхронном и разнонаправленном вращении секторов, внутренний трос приводит в поперечное движение основание шаровой опоры, поворачивая крыло вокруг оси ОХ; при вращении тросовых секторов однонаправленно, но не синхронно, продольно-подвижная часть механизма и основание шаровой опоры начнут одновременное движение, каждые по своим направляющим, поворачивая крыло одновременно вокруг осей ОХ и OZ. Данная схема механизма с тросовым приводом позволяет осуществлять более компактный монтаж как самого механизма, так и самого тросового привода. При этом сам механизм, имеющий относительно малую высоту, удачно монтируется на верхней части гондолы летательного аппарата, а также позволяет производить монтаж и демонтаж крыла без расстыковки с системой управления, так как рычаг 12 при данных операциях остается в шаровой опоре 6.

Все это обусловливает техническую эффективность предлагаемого изобретения, особенно в сочетании с жестким крылом, так как жесткое крыло имеет меньший угол срыва потока, а значит и меньшие габариты самого механизма.

Основными узлами и деталями механизма являются: тросовые сектора поста управления 1, 2, установленные на общей оси (условно показанные на чертеже в одной плоскости), которая в свою очередь ориентирована по оси OZ. При этом сами сектора связаны механически между собой по типу поста управления элевонами; продольно-подвижная часть механизма 3, относящаяся к самому механизму; продольные направляющие 4, 5, защемленные на гондоле летательного аппарата; поперечно-подвижное основание шаровой опоры 6; неподвижные опоры тросовых роликов 7, 8, 9, относящиеся к гондоле летательного аппарата; ролики тросовые продольно-подвижной части механизма 10, относящиеся к узлу 3; крыло или несущий винт 11; рычаг с шаровой законцовкой 12, нижняя шаровая законцовка состыкована с шаровой опорой 6, а верхняя состыкована соосно с втулкой 13 по скользящей посадке, втулка управления крылом 13 защемлена на крыле летательного аппарата; двухстепенный несущий шарнир крыла 14, позволяющий поворачиваться крылу или плоскости вращения несущего винта по оси ОХ и OZ.

Механизм работает следующим образом.

При синхронном и однонаправленном вращении тросовых секторов 1, 2 наружный замкнутый трос приводит в продольное движение узел 3, скользящий по направляющим 4, 5; при этом шаровая опора 6 через рычаг 12 и втулку 13 поворачивает крыло вокруг оси OZ. При синхронном и разнонаправленном вращении тросовых секторов внутренний замкнутый трос приводит в поперечное движение шаровую опору 6, которая через рычаг 12 и втулку 13 поворачивает крыло вокруг оси ОХ. Если тросовые сектора, расположенные на одной общей оси (условно нанизанные на чертеже в одной плоскости), повернуть в одну однонаправленную сторону, но не синхронно, часть механизма 3 и шаровая опора 6 придут в одновременное движение. При этом крыло совершит одновременный поворот вокруг осей ОХ и OZ.

Управление тросовыми секторами, расположенными на одной общей оси, осуществляется стандартным постом управления элевонами.

Данная схема механизма с тросовым приводом позволяет осуществлять более компактный монтаж как самого механизма, так и самого тросового привода. При этом сам механизм, имеющий относительно малую высоту, удачно монтируется на верхней части гондолы летательного аппарата, а также позволяет производить монтаж и демонтаж крыла без расстыковки с системой управления.

Механизм поворота крыла летательного аппарата с балансирным управлением, состоящий из механизма командного управления, состоящего из командных тяг, основания механизма, скользящего по направляющим, закрепленным в корпусе летательного аппарата, отличающийся тем, что управляющие усилия создаются тросовой проводкой, которая увязывает пост управления с механизмом управления крылом и состоящей из тросовых секторов, расположенных и взаимосвязанных так, что при синхронном и однонаправленном вращении тросовых секторов внешний трос приводит в движение продольную часть механизма, поворачивая крыло летательного аппарата вокруг оси OZ, при синхронном и разнонаправленном вращении секторов внутренний трос приводит в поперечное движение основание шаровой опоры, поворачивая крыло летательного аппарата вокруг оси ОХ, при вращении тросовых секторов однонаправленно, но не синхронно, продольно-подвижная часть механизма и основание шаровой опоры начнут одновременное движение, поворачивая крыло вокруг осей ОХ и OZ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике. .

Самолет // 2219103

Самолет // 2219102
Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха. .

Изобретение относится к области авиационной техники. .

Изобретение относится к самолетостроению. .

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха. .

Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в системах управления летательными аппаратами. .

Изобретение относится к авиастроению. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к механическим системам управления рулевыми поверхностями самолета, а более конкретно к механизмам расцепления проводок управления

Изобретение относится к легкомоторной авиации

Изобретение относится к авиации, а именно к управлению летательными аппаратами. Механизм представляет собой рычажно-пружинный или линейно-пружинный механизм, имеющий положение неустойчивого равновесия и содержащий рычаг, прикрепленный к управляемому элементу, и/или к органу управления, и/или к промежуточному кинематическому звену, и шарнирно прикрепленную к концу рычага пружину сжатия или растяжения. Усилие пружины направлено к оси вращения управляемого элемента. Пружина или толкатель должны крепиться к рычагу и к самолету двумя шарнирами. Обеспечивается уменьшение усилий при ручном управлении различными управляемыми элементами летательных аппаратов. 11 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к летательным аппаратам с фиксированным крылом. Планер летательного аппарата содержит крыло и систему управления в продольном канале, включающую орган управления, шарнирно установленные опорный руль высоты и задающий руль высоты. Опорный руль высоты в полете ориентирован по направлению набегающего потока. Орган управления установлен с возможностью изменения взаимного расположения опорного руля высоты и задающего руля высоты. Задающее звено выполнено в виде органа управления. Орган управления установлен на планере с возможностью коррелировать положение опорного руля высоты при нулевом моменте тангажа, действующем на планер летательного аппарата. Планер содержит делитель, кинематические связи и орган управления. Опорный руль высоты и задающий руль высоты связаны посредством кинематических связей. Исполнение делителя обеспечивает отклонение в противофазе опорного и задающего рулей высоты при неподвижном органе управления и отклонение опорного и задающего рулей высоты в фазе при отклонении органа управления от нейтрального положения. Изобретение направлено на повышение безопасности полета при обеспечении высокого уровня топливной эффективности и простоты процесса пилотирования. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх