Маслобак двигателя двухмоторного самолета

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройству маслобака маслосистемы двигателя двухмоторного самолета. Маслобак двигателя двухмоторного самолета выполнен в виде двух камер, которые расположены по разные стороны относительно вертикальной плоскости симметрии двигателя и сообщаются друг с другом своими масляными и воздушными полостями. Одна из камер выполнена из двух отсеков с общей воздушной полостью. В одном отсеке расположено устройство для забора масла к нагнетающему насосу, а другой отсек в своей нижней части связан с трубопроводом, соединяющим масляные полости камер. Отсеки в своей нижней части сообщены друг с другом, по меньшей мере, одним каналом. Изобретение позволяет повысить надежность и стабильность работы маслобака за счет выравнивания уровней масла в обеих его камерах, улучшения отделения воздуха из масла и уменьшения возможности попадания воздуха на вход в нагнетающий насос. 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройству маслобака маслосистемы двигателя двухмоторного самолета.

Известен маслобак двигателя двухмоторного самолета, выполненный в виде двух расположенных по разные стороны относительно вертикальной плоскости симметрии двигателя и сообщающихся друг с другом посредством трубопроводов своими масляными и воздушными полостями камер, одна из которых оборудована устройством для забора масла к нагнетающему насосу (1).

Известное решение позволяет использовать единую конструкцию маслобака как для левого, так и для правого двигателя, что упрощает монтаж и эксплуатацию маслобаков на двухмоторных самолетах.

Вместе с тем данное решение обладает следующими недостатками.

При неработающем двигателе в маслобаке (1) уровень масла в обеих его камерах выравнивается за счет сообщения камер друг с другом. Вместе с тем во время работы двигателя в одну из камер маслобака поступает масловоздушная смесь, содержание воздуха в которой может многократно превышать содержание масла. При небольшом объеме камеры воздух не успевает полностью отделиться от масла и его содержание в масле может доходить до 50%. В другой камере маслобака происходит дальнейшее отделение воздуха из масла (его концентрация в масле не должна превышать 1 - 3% по объему). Таким образом, плотность масловоздушной смеси в обеих камерах маслобака может отличаться друг от друга почти в 2 раза, что приведет к различному уровню масловоздушной смеси в них. В камере с более высоким содержанием воздуха в масловоздушной смеси ее уровень будет значительно выше, чем в другой камере, что может привести к выбросу масловоздушной смеси из одной камеры в другую через трубопровод, соединяющий воздушные полости обеих камер, с последующей закупоркой этого трубопровода. Это в свою очередь вызовет разбалансировку работы маслосистемы и приведет к повышенному содержанию воздуха в масле в другой камере, что недопустимо.

Кроме того, в известном устройстве масловоздушная смесь вместе с воздухом при входе в камеру, из которой осуществляется забор масла для смазки двигателя, может беспрепятственно попадать на вход к нагнетающему насосу и тем самым понижать его производительность.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение надежности и стабильности работы маслобака двигателя двухмоторного самолета за счет выравнивания уровней масла в камерах маслобака при работающем двигателе, а также уменьшения возможности попадания воздуха на вход в нагнетающий насос.

Задача решается тем, что в маслобаке двигателя двухмоторного самолета, выполненном в виде двух расположенных по разные стороны относительно вертикальной плоскости симметрии двигателя и сообщающихся друг с другом посредством трубопроводов своими масляными и воздушными полостями камер, одна из которых оборудована устройством для забора масла к нагнетающему насосу, камера, оборудованная устройством для забора масла к нагнетающему насосу, выполнена из двух отсеков с общей воздушной полостью, при этом в одном из отсеков расположено устройство для забора масла к нагнетающему насосу, а другой отсек в своей нижней части связан с трубопроводом, соединяющим масляные полости камер. Кроме того, отсеки в своей нижней части могут быть сообщены друг с другом, по меньшей мере, одним каналом.

Выполнение одной из камер маслобака из двух отсеков с общей воздушной полостью, где в одном из отсеков расположено устройство для забора масла к нагнетающему насосу, а другой отсек в своей нижней части связан с трубопроводом, соединяющим масляные полости камер, обеспечивает выравнивание уровней масловоздушной смеси в обеих камерах маслобака за счет того, что в камере, предназначенной для приема масловоздушной смеси из линии откачки, и в связанном с ней отсеке другой камеры маслобака масловоздушная смесь имеет плотность, близкую по значению.

Наличие, по меньшей мере, одного канала, соединяющего в нижней части отсеки камеры, оборудованной устройством для забора масла к нагнетающему насосу, позволяет осуществлять полный слив масла из всех отсеков и камер с помощью всего одной точки слива.

Изобретение поясняется графически, где на чертеже представлен общий вид маслобака двухмоторного самолета.

Маслобак двигателя 1 двухмоторного самолета выполнен в виде двух камер 2 и 3, которые расположены по разные стороны относительно вертикальной плоскости симметрии 4 двигателя 1 и сообщаются друг с другом своими масляными полостями посредством трубопроводов 5 и воздушными полостями посредством трубопроводов 6. Из камеры 2 осуществляется забор масла к нагнетающему насосу, а камера 3 предназначена для приема масловоздушной смеси из линии откачки. Камера 2 выполнена из двух отсеков 7 и 8 с общей воздушной полостью 9. В отсеке 8 расположено устройство 10 для забора масла к нагнетающему насосу, а отсек 7 в своей нижней части связан с трубопроводом 5. Отсеки 7 и 8 в своей нижней части сообщены друг с другом, по меньшей мере, одним каналом 11. Камеры 2 и 3 оборудованы сливным краном 12, устройством для измерения уровня масла 13, устройством 14 для суфлирования и устройством 15 для заправки маслобака. Камера 3 оборудована также устройством 16 для приема масловоздушной смеси, выполненным в виде канала, направленного касательно к стенке маслобака.

Маслобак работает следующим образом.

Масло в двигатель поступает через устройство 10 для забора масла к нагнетающему насосу, а возвращается через устройство 16 для приема масловоздушной смеси в камеру 3, выполняющую одновременно функции центробежного статического воздухоотделителя. Входящая в камеру 3 масловоздушная смесь направляется по касательной к ее внутренней поверхности и закручивается. Под действием центробежных сил воздух частично отделяется от масла, а масловоздушная смесь передвигается в нижнюю часть камеры, перемещаясь затем по трубопроводу 5 в отсек 7 камеры 2, в котором движется в направлении снизу вверх, что совпадает с движением воздушных пузырьков при их всплытии, и ускоряет их отделение от масла. Дойдя до верхней границы отсека 7, масло освобождается от воздуха, переливается через край отсека и попадает в отсек 8, из которого осуществляется забор масла в двигатель.

Предложенная схема маслобака позволяет повысить надежность и стабильность его работы за счет выравнивания уровней масла в обеих его камерах, улучшения отделения воздуха из масла и уменьшения возможности попадания воздуха на вход в нагнетающий насос.

Источник информации

1. Патент РФ №2194176, кл. F 02 С 7/06, 2002 г.

1. Маслобак двигателя двухмоторного самолета, выполненного в виде двух расположенных по разные стороны относительно вертикальной плоскости симметрии двигателя и сообщающихся друг с другом посредством трубопроводов своими масляными и воздушными полостями камер, одна из которых оборудована устройством для забора масла к нагнетающему насосу, отличающийся тем, что камера, оборудованная устройством для забора масла к нагнетающему насосу, выполнена из двух отсеков с общей воздушной полостью, при этом в одном из отсеков расположено устройство для забора масла к нагнетающему насосу, а другой отсек в своей нижней части связан с трубопроводом, соединяющим масляные полости камер.

2. Маслобак двигателя двухмоторного самолета по п.1, отличающийся тем, что отсеки в своей нижней части сообщены друг с другом, по меньшей мере, одним каналом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам, используемым для подачи масла к подшипникам роторов газотурбинных приводов энергетических установок. .

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к опорам роторов турбин газотурбинного двигателя, расположенным за турбиной компрессора, и может быть использовано в транспортном и энергетическом машиностроении.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, в частности к опорам с расположением подшипника между двумя вращающимися роторами.

Изобретение относится к турбинам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к смазке опор газотурбинных двигателей, в частности к системам суфлирования масляных опор ротора газотурбинного двигателя, и может быть использовано в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники.

Изобретение относится к двухзальным газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в масляных системах с устройством длительного резервирования для газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно в масляных системах вертолетов.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслосистемам турбореактивных авиационных двигателей. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к устройствам опор турбин газотурбинных двигателей, предназначенных преимущественно для летательных аппаратов.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и касается уплотнения опоры вала

Изобретение относится к масляным системам, в частности, к масляным системам газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении и других областях техники

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслосистеме авиационного газотурбинного двигателя (ГТД) маневренного самолета

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к устройствам маслосистемы газотурбинного двигателя со свободной турбиной

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к масляной системе газотурбинного двигателя (ГТД)

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к центробежному суфлеру системы суфлирования авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к конструкции элементов маслобака турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД), а именно к устройствам для суфлирования маслобака турбореактивного двухконтурного двигателя, устанавливаемого на сверхзвуковые самолеты

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению, в частности к системам смазки подшипниковых опор газотурбинных двигателей, и может быть использовано для подачи масла в подшипники, например межроторные подшипники высокотемпературных авиационных газотурбинных двигателей
Наверх